Конкурсное испытание окружного этапа муниципального конкурса "Воспитатель года Оренбуржья- 2021" "Моя педагогическая находка"
материал

Полякова Наталья Владимировна

Описание опыта работы по теме: «Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста  посредством квест-игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание опыта работы по теме: «Формирование финансовой культуры детей

дошкольного возраста  посредством квест-игр»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. 

Приложение №1 Проект «Юный экономист».

Свою работу я начала с анкетирования родителей, где выявила их отношение и роль в развитии экономических знаний в семье. Обработка результатов анкетирования показало, что большинство 67% считают рано внедрять в педагогический процесс экономическое воспитание, 21% считают эту тему не интересной, для детей, 12% не задумывались об этом. Было принято решение провести для родителей консультацию. Приложение №2 Консультация для родителей. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании экономических представлений в условиях детского сада, реализовать полученный детьми практический опыт в кругу семьи. Развивающая среда  помогает каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что способствует умственному и личностному развитию.

 Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

 В  начале учебного года в группе была создана развивающая среда по ознакомлению детей  с  финансовой грамотностью (организован  уголок по финансовой грамотности, изготовлены  пособия для сюжетно-ролевых игр,  настольные,  дидактические.  Дети получили начальные сведения о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о продукции, выпускаемой на предприятиях, и трудовых действиях по её изготовлению и реализации. Приложение №3 Конспекты занятий.  Благодаря этому дошкольники учатся уважать людей, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги. Совместно с детьми изготовили своими руками пособие лепбук «Юный экономист» Приложение  №4  ,также в группе был создан уголок «Город Финансов»: карта города с достопримечательностями и торговыми центрами, банками, музеями для привлечения внимания и развития интереса у детей к родному городу;

В соответствии с современными требованиями, процесс обучения и развития детей необходимо осуществлять в игровой форме. В дошкольном возрасте внимание ребенка непроизвольно. Однообразная деятельность снижает устойчивость его внимания, а вот в процессе интересной для него игры внимание может быть устойчивым длительное время. Традиционные формы работы с современными детьми не всегда эффективны. Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявлять себя. Этим критериям в полной мере отвечает «квест». «Квест» (от англ. Quest- «поиск, предмет поисков, поиск приключений»)- это вид сюжета (литературного, компьютерного, игрового), в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Но изюминка этой формы работы в заданиях! Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков.  При разработке «квеста» мы следуем следующим принципам:
1. Доступность заданий - не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность - задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.

4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы воспитанник не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения предложенных заданий.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Квест-игра обладает огромным развивающим потенциалом; не только создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацеливает на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Данная форма совместной деятельности по формированию финансовой грамотности очень результативна. Мы прибегаем к её помощи регулярно. Одним из первых был проведён квест- «Путешествие в поисках сокровищ» - был разработан маршрут передвижения по карте, где дети останавливались на разных остановках  и знакомились с понятими «деньги», «монета», «банкнота», закрепили знания как появились деньги, отгадывали загадки. Целью формирования элементарных знаний о деньгах, работе банка, распределения доходов семьи и семейного бюджета. Для закрепления представление старших дошкольников о необходимости рационального использования денег, о том, откуда берутся, что такое труд за деньги был организован квест по мотивам сказки «Гуси-лебеди». В ходе, которого ребята с героями сказки выполняли несложные задания экономической направленности, тем самым помогая вызволить попавшего в беду Иванушку. Среди разных видов игр особую значимость приобретают дидактические игры экономической направленности. Для экономического воспитания особенно важно развивающее воздействие дидактических игр: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, сопереживания, умения планировать, брать роль, сотрудничать, оценивать ситуацию, быть терпеливым, находчивым, настойчивым. Дидактическая игра помогает постичь смысл трудовой деятельности взрослых, точно выполняя все правила действия в соответствующей обстановке. Приложение №5 Картотека дидактических игр. Решение проблемно-игровых ситуаций упражняет детей в умении решать практические задачи, ориентироваться в окружающей действительности, тем самым, способствует формированию экономически грамотного поведения. Приложение №6  Проблемно- игровые ситуации В  процессе чтения дошкольники узнают о таких нравственных понятиях, как добро, долг, бережливость, справедливость, совесть, честь, смелость, сочувствие, сострадание. Чтение художественной литературы  развивает  у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике; давать нравственную оценку поступкам героев. Приложение №7 Список художественной литературы . Итак, можно сказать, что на протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет экономическая деятельность, таким образом, финансовая грамотность дошкольников способствует заложению нравственных основ финансовой культуры, воспитанию бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги. Исходя из изложенного материала, можно сделать вывод: что создание условий и игровая деятельность положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Использование квест - игр по формированию основ финансовой грамотности позволяет развить интеллект, расширить кругозор ребенка. Кроме этого позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.

В заключении хотелось бы отметить, что дети с нетерпением ждут квест-игр на любую тематику. Для воспитателя эта форма работы является «палочкой - выручалочкой», в ситуации, когда воспитанникам необходимо донести знания и сформировать умения по достаточно трудным для восприятия ими экономическим темам образовательной деятельности.

В связи с накопленным педагогическим опытом работы планирую обобщать опыт, совершенствоваться, продолжая внедрять его в свою дальнейшую работу.

Полякова Наталья Владимировна



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Проект по финансовой грамотности «Юный экономист»

Введение

Проект по формированию финансовой грамотности  «Юный экономист»  включает следующую информацию:

  • актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;
  • принципы реализации проекта;
  • цели и задачи образовательной деятельности с детьми в рамках предложенного проекта;
  • сроки и этапы  реализации проекта;
  • управление и обеспечение проекта;
  • ожидаемые результаты после реализации проектных мероприятий и показатели эффективности проекта;
  • планируемые мероприятия в рамках проекта;
  • заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).

Проект по формированию финансовой грамотности  «Маленький экономист» разработан в целях финансового просвещения детей старшего дошкольного возраста в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей  современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект будет реализован с воспитанниками МДОБУ №10 «Светлячок»        

Актуальность

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Финансовое просвещение и экономическое воспитание - сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Постановка проблемы

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

  • Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;
  • Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых.
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий.

Участники проекта:

  • дети старшего дошкольного возраста (5 лет);
  • воспитатели группы;
  • родители.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (в течение одного месяца).

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

  • изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
  • информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Маленький экономист».
  • подбор художественной литературы для детей  по выбранной тематике.
  • подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
  • Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический: реализация проектных  мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми (использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы), презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность).

3 этап – Заключительный: Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие по стране Экономика»

Предполагаемые результаты

  • Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

План мероприятий по финансовой грамотности  детей:

1 неделя ноября

Рассказ воспитателя о деньгах, о цене товара.

Демонстрация презентации «История денег».

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

ОД «Дом, в котором «живут» деньги»

Задачи: дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг).

Материал: комикс «Жила-была денежка», картинки с изображением героев.

Игра «Купи другу подарок» ( приложение № 2)

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

2 неделя ноября

Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

ОД «Доход семьи»

Задачи: познакомить детей с отдельными составляющими семейного дохода: зарплата, пенсия, стипендия; уточнить представление воспитанников о динамике доходов, расходов; развивать память, мышление, логику, внимание; воспитывать уважение к людям, которые зарабатывают деньги.

Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для с/р игры «Супермаркет».

Д\и «Угадай, где продаются» ( приложение № 2)

 Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

3 неделя ноября

«Презентация семейный бюджет»

Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»;

ОД «Путешествие денежки»

Д\и «Что быстрее купят?» (приложение № 2)

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

Д\И «Можно и нельзя купить» ( приложение № 2)

Цель: закрепить понятие о том, что не все можно купить за деньги.

4 неделя ноября

Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама». Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

ОД «Путешествие в страну Экономика» (приложение № 3)

Заключение

Далее будет продолжено осуществление мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности дошкольника.

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • авторитетные качества человека– хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.

Наиболее важный эффект, который ожидаем от реализации данного проекта – это начало взаимодействия детей и родителей в сфере личных финансов. На занятиях в игровой форме, через интересный и познавательный сюжет дети знакомятся со сложными финансовыми понятиями, а дома вместе с родителями выполняют задания по финансовой грамотности. На занятиях педагог дает им знания, но правильные навыки обращения с личными финансами дети могут получить только в семье.

Ожидаем, что  дошкольников за этот период получат необходимые знания, но и  родители заинтересуются вопросами финансовой грамотности.

Список использованных литературных источников

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  3. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  5. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  7. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  8. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  9. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/

Приложение № 1

Консультации и рекомендации для родителей

Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всё самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1. Что такое деньги

2. Где их взять

3. Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

 Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

•ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неё монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймёт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

  • Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Возьмите ребенка в банк.
  • Поговорите с детьми о вложении денег. 
  • Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку. 
  • Научите детей зарабатывать деньги.
  • Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги. 
  • Покажите ребенку, как  пользоваться кредитной карточкой. 
  • Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков. 
  • Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!

Приложение № 2

Игры с экономическим содержанием

Игра «Хочу - надо»

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». 
Правила: определить, к какому понятию — «хочу» или «надо», — относится изображенный на карточке предмет, и приклеить картинку на соответствующее панно. 
ТСО: карточки, на которых изображены: дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы и т.п.; игровое поле. 


Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка. 
Правила: выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену. 
ТСО: карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета. 

Игра «Кто что делает?»

Цель: расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Правила: Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

ТСО: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.).

Игра «Угадай, где продаются»

Цель: научить детей соотносить название магазина с товарами, которые в нем продаются; развить умение обобщать группы предметов.

Правила: Устанавливают зависимость между названием магазина и товарами, которые в нем продаются.

ТСО: картинки с изображением овощей, фруктов, мебели, обуви и т.д.

С.р игра «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли – продажи; развить умение «видеть» товар: материал, место производства, цену (стоимость).

Правила: Ребенок отсчитывает определенную сумму денег, и покупает игрушку. По мере того, как игрушки раскупаются, продавец добавляет новые.

ТСО: Разные игрушки,  ценники, товарные знаки, игровые  деньги.

Игра «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.  

Правила: Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.

ТСО: карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платье для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц); ботинки (на одном нет шнурка).

Приложение № 3

Конспект ОД «Путешествие в страну Экономика»

Задачи:

  • Научить выделять главное направление использования денег людьми.
  • Закрепить понятие о семейных доходах, семейном бюджете.
  • Расширять знания о производителях товаров и услуг
  • Упражнять детей в решении экономических задач.
  • Воспитывать уважение, умение ценить труд взрослых.

Предварительная работа:

  • Рассказы родителей о бюджете семьи, об их профессиях.
  • Беседа на тему «Не все покупается и продается»
  • Организация игровой деятельности: С/ролевые игры «Семья», «Библиотека», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Строители»…
  • Чтение художественной литературы В. Пермяк «Для чего руки нужны», В. Маяковский «Кем быть?», С. Маршак «Почта», А. Толстой «Приключения Буратино», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и др.
  • Заучивание пословиц по теме

Материал:

Ковер-самолет, корзинка с задачками, монетки-денежки, атрибуты к игре «Магазин» (игрушки, ценники), карточки с изображением профессий и их результат труда, картинки к игре «Что можно и нельзя купить», большой нарисованный кошелек, Крокодил Гена, Чебурашка, Крыса Лариска, Шапокляк (картинки), музыкальное сопровождение,  мультимедийное оборудование.  

Ход

В-ль: Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие по стране «Экономика». Там очень интересно. Хотите?

Дети:  Да.  

В-ль: А как вы думаете, на чём можно отправиться в путешествие?

Дети:  перечисляют виды транспорта.

В-ль: Скажите, а на чем путешествовал  Старик-Хоттабыч?

Дети: на ковре-самолете.  

В-ль: Давайте сегодня отправимся в путешествие на «ковре – самолёте»

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Мы летим над полями, над лугами, над широкими реками, лесами.

Прилетели на поляну. Смотрите, на ней растёт волшебное дерево. Давайте посмотрим, что оно нам приготовило. Под деревом конверт, а в нём письмо. Сейчас прочтём его.

«Здравствуйте, ребята! Обращается к Вам гном Эконом. В стране экономика Вас ждут нелёгкие испытания. Чтобы пройти по ней надо быть умными, решительными, умелыми и ничего не бояться. Под моим волшебным деревом  Вы найдёте задания.  Желаю удачи!  Гном Эконом»

В-ль: Ребята, вы не испугаетесь трудностей? А где же здесь могут быть задания? Вот и корзинка, а в ней лежат воздушные шарики, а задания находятся внутри шаров. Мы будем лопать шарик с соответствующей цифрой и доставать задание. (Называем цифру, лопаем шар)

В-ль: Первая остановка  называется «Бюджетная». На ней мы с вами поговорим о бюджете. Ребята, скажите, а что же такое бюджет семьи?

Дети: Это все деньги, которые заработали все члены семьи.

Звучит музыка из мультфильма о Крокодиле Гене.

В-ль: Давайте мы с вами поговорим о бюджете семьи крокодила Гены.

«Подружились как-то старуха Шапокляк, крокодил Гена, Чебурашка и крыса Лариска и стали жить вместе. И все у них получалось. Крокодил Гена на работу в зоопарк устроился, получал за это….что?

Дети: Крокодил Гена получал зарплату.

В-ль: Ребята, а кто у вас в семье получает зарплату?

Дети: папа, мама, бабушка…

В-ль: За что они получают зарплату?

Дети: за выполненную работу(дети  читают стихи)

1.Вот и месяц пролетел

Чему  я очень рада

Ведь родителям моим

Положена зарплата.

2. День зарплаты наступил

Папа в магазин сходил.

Мамин пополнился гардероб,

А я получил самолет.

В-ль: Чебурашка учился в летной школе, чтобы стать пилотом. За учебу Чебурашке платили, как вы думаете что?

Дети: Чебурашке за учебу платили стипендию  (дети читают стихи)

1.Сегодня первое число,

Чему я очень рад:

Ведь получает в этот день

Стипендию мой брат…

2. Я объяснил своим друзьям,

Пусть знают все ребята,

Что, в сущности, стипендия –

Студенческая зарплата.

3. Студентам за учебный труд

Стипендия положена.

Брат купит много книг себе,

А мне мороженое!

В-ль: Правильно, молодцы. Старуха Шапокляк уже не работала, сидела дома, вела домашнее хозяйство и получала от Государства…. Что?

Дети: Старуха Шапокляк получает пенсию (дети читают стихи)

1.Дед и бабушка мои

Потрудились от души.

Много лет они старались,

Вот и пенсии дождались.

С пенсии конечно дед

Купит вкусненьких конфет.

В гости к ним всегда хожу,

Помогаю, как могу.

В-ль: Правильно. Однажды крыса Лариска тоже придумала себе занятие. Она стала выращивать около дома цветы. Цветы были необыкновенной красоты, выросло их очень  много. На семейном совете было решено продавать цветы на рынке. От продажи цветов она получала…что?

Дети: продавая цветы, старуха Шапокляк получала деньги

В-ль: Правильно. Как вы думаете, больше или меньше станет доход семьи Крокодила Гены, если Лариска будет продавать цветы?

Дети: доход будет больше.

В-ль: Все заработанные деньги семьи Крокодила Гены – это доход его семьи. Давайте посчитаем, сколько составляет доход его семьи.

(Дети считают до 10, весь  рассказ сопровождается показом картинок

и выкладыванием монеток в общий «кошелек»)

В-ль: молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием. А сейчас  я предлагаю отправиться дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль:Лопаем шар под цифрой 2.  Остановка «Денежная». На ней мы поговорим о деньгах. Скажите, за что люди получают деньги?

Дети: люди получают деньги за свой труд.

В-ль: Для чего нужны деньги?

Дети: купить продуктызаплатить за квартирузаплатить за лечениезаплатить за детский садсходить в кинотеатрсходить в кафеоплачивать проезд в транспорте

В-ль: Правильно, молодцы. Вы все знаете, для чего нужны деньги. А сейчас отгадайте загадку:

Угадай, как это зовется,

Что за деньги продается.

Это не чудесный дар,

А просто–напросто ….(товар)

В-ль: ребята, скажите мне всё ли на свете можно купить и продать?

Дети: Нет.

Игра «Что можно и нельзя купить» (приложение № 2)

В-ль: Вы замечательно справились с заданием,  отправляемся дальше.

(Дети встают на ковер-самолет, имитируют полет под музыку).

В-ль: Третья остановка называется «Трудовая»

Хочу вас обрадовать, что на этой остановке за свой труд вы будете получать монетки, которые вам еще пригодятся.

В этой стране живут трудолюбивые люди. И гном Эконом  просят, чтобы вы назвали пословицы о труде, которые они придумали?

(за правильные ответы дети получают монетки)

Дети: [3]

  • Каков работник, такова ему и плата.
  • Дело мастера боится.
  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться.
  • Труд кормит, а лень портит.
  • Терпенье и труд все перетрут.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Кто не работает, тот не ест.
  • Кто сидит на печи, тот не ест калачи.

В-ль: Молодцы, много назвали пословиц. Ребята, а давайте вспомним, какие профессии бывают. А для этого мы поиграем в игру «Загадки».

(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и получают монетки)

  • Кто учит вас читать, писать, чтоб умными могли вы статьКто вам продаст творог, сосиски и «Вискас» для любимой киски?
  • Кто прибьет вам каблучок, замочек вставит в сапожок?
  • Кто билеты проверяет, «билетных»  выгоняет?
  • Кто шьет из ткани сарафан для Тани?
  • Кто вылечит от всех болезней и знает, что кому полезней?
  • Кто границы охраняет и наш сон оберегает?
  • Кто учит чисто говорить и звуки все произносить?
  • Кто в быстрой ракете летает в космос и видит землю, похожую на глобус?

В-ль: Молодцы ребята. Предлагаю поиграть в игру «Кто, что производит?»

(приложение № 2) (Дети подбирают к картинке профессии -  его результат труда).Воспитатель обращает внимание детей на шкатулку. Открывают ее, а в ней находятся экономические задачки.

(Дети решают задачки и получают монетки за правильные ответы.)

В-ль: Молодцы, славно потрудились. Все загадки отгадали, задачи решили, со всеми заданиями справились, да еще и заработали денег.  И пора нам возвращаться в детский сад.

Воспитатель обращает внимание детей на красивую коробку. Открывают ее, а в ней находятся письмо, зачитывает его

«Ребята! Я вас всех поздравляю! Я рад, что вы не испугались трудностей, прошли все испытания, помогали друг другу. А в награду за это я Вам приготовил этот необычный сундучок с призами».

(Поощрение детей.  Дети под музыку улетают на ковре-самолете.)

Воспитатель предлагает детям пересчитать свои деньги

и потратить их в «Магазине»

(Игра «Магазин)

Дети соотносят количество монет с ценой товара и

покупают один предмет или несколько.



Предварительный просмотр:

                                                                                    Приложение №2

Консультация для родителей

«Экономическое воспитание старших дошкольников в семье»

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Учите делать правильный выбор
  • Рассказывайте детям, что и в плохом бывает что-то хорошее
  • Будьте уверенны в принятии решений в покупках
  • Будьте всегда примером
  • Будьте любящими и заботливыми, на своем примере показывайте, как хорошо и правильно поступать  
  • Воспитывать детей непросто, но очень интересно! Ваш малыш только начинает познавать новый для него мир и делать первые шаги. Ему предстоит всему научиться с вашей помощью, поэтому будьте терпеливы. Если вы устали или чем-то расстроены, старайтесь не показывать этого крохе. Лучше немного отдохните и успокойтесь, а затем занимайтесь малышом.  
  • Разговаривайте с ребенком и вселяйте чувство уверенности в том, что вы всегда будете рядом, что бы ни случилось.  
  • Хвалите и поощряйте ребенка, научитесь принимать его таким, какой он есть — это очень важно. Установите свои семейные «правила», которые помогут малышу понять, как правильно поступать: например, мыть руки перед едой, ложиться спать вовремя, говорить «Спасибо! ». И никогда не скупитесь на похвалу и приятные слова, ведь от вашего одобрения и поддержки во многом зависит самооценка малыша.  

Мудрые советы

  • Научите ребенка беречь игрушку
  • Никогда не жалуйтесь на материальные проблемы в   присутствии детей
  • Выработайте в себе оптимистическое отношение к жизни и демонстрируйте его своим детям.  
  • Как можно ухаживать за своими вещами
  • Убедите себя и своих детей в том, что все проблемы разрешимы
  • Излишне не балуйте ребенка: он может вырасти капризным и эгоистичным.  
  • Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей.  
  • Не хвалитесь толщиной своего кошелка как главным достижением жизни. Не прививайте ребенку принцип: «Деньги решают все»
  • Дети охотно воспринимают советы и указания родителей и воспитателей. Даже после того как дети начинают проявлять самостоятельность, разумное убеждение и веские доводы старших оказывают серьезное влияние на их поведение. Разумеется, убеждают детей не только слова, но и живые примеры поведения родителей и старших членов семьи.
  • Прислушайтесь! Задумайтесь!
  • После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.  
  • Не откупайтесь от ребенка дорогими подарками.  
  • Это не заменит ему душевного общения с вами.  
  • Родителям необходимо следить за поведением своих детей дома и на улице, в общественных местах.  
  • Избалованные дети ведут себя как эгоисты. Правильно поступают те родители, которые предъявляют высокие требования к своим детям и не потакают их слабостям.  
  • С малых лет нужно приучать детей к труду. Каковы бы ни были материальные условия семьи, у каждого ребенка должны быть свои обязанности по дому. Пусть эти обязанности будут несложны, но нужно приучать детей выполнять их без напоминаний.  
  • Поведение родителей, их личный пример оказывают серьезное влияние на формирование ценных моральных качеств у детей.  
  • Прежде чем отправиться в магазин, оговаривайте перечень необходимых покупок, учите ребенка планировать расходы.  
  • Игнорируйте истерики ребенка, если он слезами добивается, чтобы вы купили то, о чем с ним заранее не договаривались.  
  • Из бесед с вами ребенок должен усвоить, что деньги не появляются сами собой, а зарабатываются трудом, и нельзя их расходовать безумно.
  • «Сколько бы ни был длинен путь, всегда начинается он с первого шага», - гласит восточная мудрость. А первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Поэтому совместная работа педагогов  и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Но экономика – такая область знаний, в которой многие из родителей не чувствуют себя достаточно компетентными. Они нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру экономической действительности, формируя при этом правильные экономические представления.
  • Что может сталь содержанием экономического воспитания в семье? Это,  прежде всего домашнее хозяйство (домашние дела родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы и расходы, зарплаты, пенсия), деньги и др.
  • Совместный труд в семье позволяет удовлетворить потребность детей в общении, приучает ребенка к аккуратности, ответственности. Именно в семье при включении в совместную хозяйственную деятельность они приучаются к бережливости, экономности. Бережливость и экономность – показатели общей культуры человека, его зрелости. Они часто свидетельствуют об умении заботиться: о членах своей семьи, о вещах, их окружающих, о себе.

Приведу пример. В доме сломался шкаф. Папа стал ремонтировать его, привлекая при этом малыша. Небольшая помощь сына (поддержать дверку или подать отвертку), но важнее всего то, что подчеркивается значимость его работы для близких людей. Он помог папе.

При знакомстве детей с профессиями родных и близких раскрывается роль этих профессий в обеспечении нужд и потребностей семьи.

Путешествуя с родителями по городу, в котором живет семья, ребенок видит здания: больницу, банк, магазин, школу – это места работы людей. Работа существует для того, чтобы обеспечить семью предметами, которые ей необходимы. Постепенно у детей формируется представления о взаимосвязи понятий труд т деньги.  

Совершение с ребенком совместных покупок и является объяснением ребенку их значимости в семье. К примеру, если купить ребенку сладости, игрушки, то вы не смежите купить хлеб или заплатить за электричество. А это является более важным.

Привлечение (по возможности) детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания правильного отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.  

В жизни семьи постоянно возникают ситуации, которые становятся предметом разговора: о планировании семейного бюджета, о добрых делах родителей и детей, и ребенок может принимать в этом участие. В процессе обсуждения ребенок совместно с родителями решает важные вопросы, например:

*Как накопить деньги на желаемую покупку?

*Можно ли купить игрушку, не оплатив основные расходы семьи (плата за свет, воду и т. д.)?

Такие обсуждения помогают взрослым найти общий язык с детьми. Дети, ощущая свою причастность к важной стороне семейной жизни, осознают необходимость соизмерения своих желаний с потребностями семьи. Так развиваются разумные траты денег.

Родители знакомят детей с деньгами и их рациональным использовании. Старший дошкольник включается в реальную жизнь семьи. Он выполняет поручения родителей, связанные с некоторыми покупками. Сначала кто - то из взрослых ему помогают, идут вместе с ним в магазин,  где он делает покупки или отсчитывает деньги. Затем уже ребенок самостоятельно выполняет поручения. К примеру,  следит за тем, чтобы в доме всегда был хлеб. Здесь ребенок учится правильному обращению с деньгами.

Родителям следует помнить, что приобщение ребенка к миру экономических знаний должно происходить естественно и непринужденно. А сделать это помогут игры. Например: «Семейный бюджет», «Кому что нужно», «Разложи правильно». Играя с взрослым,  ребенок легко и быстро усваивает материал.

В каждой семье читают детям книжки. Правильно поступают те родители, которые подбирают книги экономической направленности. Это могут быть рассказы Э.Успенского, С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, авторские и народные сказки, поговорки, загадки, пословицы. Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Сюжеты сказок и сказочные персонажи привлекают детей. Сказка учит детей внимательно присматриваться к окружающему миру, делать правильные выводы и принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность.

Экономическое воспитание в семье не заменяет и не дублирует работу детского сада. В семье, это реальная экономическая среда, накапливается определенный «экономический» опыт. Этот опыт в дальнейшем обогащается, уточняется, систематизируется. Знаниям придается социальная направленность, что позволяет ребенку впоследствии выстраивать линию собственного поведения.



Предварительный просмотр:

Приложение № 3

Конспект занятия «Путешествие в поисках сокровищ»

Цель: создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, раскрыть сущность понятия «деньги»«монета»«банкнота».

Задачи:

1. Учить детей понимать назначение денег;

2. Продолжать расширять знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;

3. Развивать память, внимание, речь, активизировать словарь детей

4. Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость.

Методика и технология проведения квест-игры:

Данное занятие для детей среднего дошкольного возраста.

Используются следующие методические приемы: игровые, наглядные, словесные.

Словарная работа: деньги, рубль, монеты, расход, доход, обмен.

Организация работы: групповая, мозговой штурм и индивидуальная продуктивная деятельность.

Ожидаемый результат: заинтересовать детей для дальнейшего изучения финансовой грамотности, освоить начальные понятия по финансовой грамотности.

Ход игры:

Воспитатель: ребята, сегодня я вам приготовила кое-что интересное (делает вид что ищет, но куда-то поставила и не могу найти).

Вдруг у воспитателя звонит телефон, она включает его на громкую связь.

Голос: Это я капитан Флинт, я украл и спрятал ваши сокровища, что бы их найти вам придется отправиться в захватывающее путешествие, для этого вам нужно отыскать карту, разгадав мою загадку: Будут целыми, как в танке,

сбереженья ваши в. (банке)

Воспитатель: Ну что догадались ребята? (ответы детей) А что же такое банк? Рассказ воспитателя.

Воспитатель: В каком таком банке? Где нам с вами его искать? Хитрая загадка…

Воспитатель наталкивает детей на мысль, что это может быть банка, обыкновенная, стеклянная. Дети вместе с воспитателем находят банку в группе, в ней карта. Рассматривают карту.

На карте нарисованы пять пунктов, по которым нужно пройти, что бы отыскать сокровища, к каждому пункта загадка о месте его нахождения.

Воспитатель: на карте каждый пункт обозначен цифрой, с какой начнем?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, конечно счет начинается с цифры 1. Я предлагаю отправиться в путь? Вы согласны?

Воспитатель:

Первая станция «Познавательная»

Воспитатель: вы конечно знаете, для того что бы что то купить, за это нужно заплатить. А чем мы расплачиваемся?

Ответы детей: Деньгами.

Воспитатель: Молодцы! А вы знаете, как появились деньги?

Ответы детей: нет.

Воспитатель: Давным-давно, когда еще не было денег, люди обменивались результатами своей работы друг с другом, гончары меняли свои изделия на мясо у мясника, мясник менял мясо на хлеб у хлебороба, хлебороб менял, выращенный хлеб на инструменты у кузнеца и так далее.

Воспитатель: Как вы думаете, удобно ли это было?

Ответы детей: Нет.

Воспитатель: Верно, неудобно. И тогда люди договорились, что обменивать товар будет легче, если использовать знаки, которые назвали - деньги.

Деньги бывают бумажные и называются они – купюры и металлические это – монеты. Каждое государство имеет свои деньги:

В Америке – доллары. Во Франции и Германии – это евро. В России это – рубли.

И вот для вас первое задание: Найдите среди изображений только те на которых изображены рубли.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы отлично справились с задание

Вторая станция «Сказочная»

В гости приходит Буратино: Здравствуйте ребята! Вы попали на станцию «Сказочная».

А сейчас, мои ребятки, отгадайте-ка загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Ответы детей: Деньги, монеты

Буратино: Правильно, ребята, а для чего людям нужны деньги?

Ответы детей: Покупать товар, копить, ездить в отпуск.

Буратино: Совершенно верно. Деньги нужны людям в современном мире, без них прожить невозможно. Вспомните, пожалуйста, героев сказок или мультфильмов, где покупают, продают, меняют что-то, копят деньги.

Ответы детей«Лисичка со скалочкой»«Муха-цокотуха»«Трое из Простоквашино»«Приключения Буратино».

Буратино: Молодцы, правильно, вы очень много знаете сказок и мультфильмов. Оказывается, даже сказочные персонажи живут так же, как и люди.

Воспитатель: Молодцы, отправляемся в путь.

Третья станция «Загадочная»

В физкультурном зале детей встречает волшебник.

Волшебник: Здравствуйте ребята! Готовы отгадать мои загадки?

1. Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. Кошелек.

2. В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. Деньги.

3. Маленькая,

Кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. Монета.

Отправляемся дальше.

Четвертая станция «Развлекательная»

Дети и воспитатель заходят в музыкальный зал, там никого нет, звучит ритмичная музыка, на столе лежит записка. Воспитатель ее читает: «Если вы добрались до четвертой станции, значит вы уже устали, и можете отдохнуть, и поиграть»

Музыка включается громче, дети вместе с воспитателем играют в музыкальную игру «Паровозик с остановками».

Воспитатель: Молодцы ребята, осталась нам с вами преодолеть последнюю станцию. Давайте отгадаем загадку.

Что это за Диво-Дом?

А игрушек, сколько в нём!

Там играют и поют,

Дети весело живут.

Сколько в доме дошколят!

Этот дом ведь …

Ответы детей: Детский сад.

Воспитатель: Конечно, молодцы, отправляемся в самое родное место нам в детском саду, это наша …

Ответы детей: Группа

Пятая станция «Сокровища»

Дети вместе с воспитателем возвращаются в группу. На экране последнее задание от пирата.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, пират оставил нам последнее задание. Давайте, его скорее выполним и найдем наши сокровища.

Воспитатель: Нам нужно встать спиной к доске, затем сделать 3 шага вперед, затем повернутся налево, сделать 2 шага вперед, повернуть еще раз налево и сделать 5 шагов вперед. (Дети заходят в спальню, останавливаются возле кровати.) Ну вот, где то здесь наши сокровища. Под кроватью лежит сундук. В нем спрятаны сокровища. (Монеты-шоколадки).

Воспитатель: Вам понравилась наша игра?

Ответы детей: да.

Воспитатель: С чем мы знакомились?

Ответы детей: с монетами, деньгами.

Воспитатель: вы молодцы, отлично справились, вот ваша награда.

Воспитатель раздает детям шоколадные монеты.



Предварительный просмотр:

Приложение № 5

Картотека дидактических игр.

«Кому что нужно?» 

Цель: формирование знаний о  жизненно важных потребностях в жизни человека.

Задачи: 1.Систематизировать знания детей о жизненно важных потребностях в жизни человека. 2. Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение и зрительную память. 3. Формировать навыки самоконтроля, желание достигать поставленной цели

Материал, оборудование: карточки с изображением потребностей человека: пища, одежда, игрушки, жилье, цветы, книги и т.д.

Ход: дети рассматривают карточки с изображением потребностей человека и называют их: пища, одежда, игрушки, жилье, цветы, книги и т.д.

Дети группируют карточки таким образом, чтобы в одной группе оказались картинки с изображением предметов, нужных всем людям, в другой – одному, конкретному человеку.

В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

«Кому что нужно для работы?»

Цель: закрепление знаний детей об орудиях труда, способности выделить их роль в изготовлении товаров.

Задачи:  1. Актуализировать знания детей о  профессиях и орудиях труда, необходимые в этой профессии.        2.Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение и зрительную память. 3.Формировать навыки самоконтроля, желание достигать поставленной цели.

Материал, оборудование: набор сюжетных и предметных картинок с изображением людей разных профессий и инструменты (орудия труда), необходимые к данной профессии.

Ход: дети рассматривают карточки, называют профессию и подбирают орудия труда, которые подходят к профессии.  В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы. Выигрывает тот, кто правильно подберет все орудия труда и объяснит правильность выполненного задания.

«Угадай, какая это профессия».

Цель: уточнить знания детей о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Задачи:1. Актуализировать знания детей о  содержании деятельности людей некоторых новых и известных профессий.  2.Развивать речь детей, образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение и зрительную память.        3.Формировать навыки самоконтроля, желание достигать поставленной цели.

Материал, оборудование: карточки – картинки с изображением людей разных профессий. 

Ход: воспитатель описывает профессии рекламного агента, рекламодателя, художника – оформителя….. но не показывает их. Дети отгадывают.

?  Кто заказывает рекламу, оценивает ее выполнение,  расплачивается с агентством за рекламу? (Рекламодатель).

?  Кто собирает информацию, предлагает рекламировать продукцию? (Рекламный агент)

?  Кто оформляет рекламу, учитывая пожелания заказчика? (Художник).

Если дети не знают точного названия профессии, то помогает воспитатель – рассказывает, чем занимается человек названной профессии.

Вариант 2. Игра с карточками, на которых изображены:  банк, детский сад, школа, рекламное агентство, больница, магазин.

 Чем занимаются люди, работающие в перечисленных профессиях.

Дети слушают воспитателя и отгадывают профессию, о которой говорит воспитатель. Отвечают на вопросы, в процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

«Какие бывают доходы?»

Цель: формирование  знаний детей об основных и дополнительных доходах.

Задачи: 1.Создать условия для закрепления навыков самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).        2.Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение и зрительную память.  3.Формировать навыки самоконтроля,  желание достигать поставленной цели.

Материал, оборудование: карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Ход: дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы. В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

«В какое время года»

Цель: формирование знаний детей о спросе на товар, о влиянии фактора

сезонности (времени года) на реальный спрос.

Задачи: 1.Создать условия для получения детьми знания о товаре, о спросе на товар. 2.Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение и зрительную память.         3.Формировать навыки самоконтроля, желание достигать поставленной цели.

Материал, оборудование: картинки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года. Мелкие карточки с изображением сезонных товаров (шорты, зонт, панама, варежки, валенки, плащ…..)

Ход: дети заполняют магазин товарами в соответствии с сезонами. В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

«Угадай, где продаются»

Цель: формирование умений для  соотношения  названия магазина с товарами, которые в нем продаются.

Задачи: 1.Содействовать усвоению умений для  соотношения  названия магазина с товарами, которые в нем продаются. 2.Развивать умение обобщать группы предметов. Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание,  и зрительную память. 3.Формировать навыки самоконтроля, желание достигать поставленной цели.

Материал, оборудование:  картинки с изображением  мебели, одежды, обуви, овощей, фруктов, цветов.

Ход: дети подбирают группы карточек с изображением мебели, одежды и т.д.

Выкладывают их перед соответствующей сюжетной картинкой,  где нарисованы магазины «Мебель», «Одежда»,  «Овощи», «Фрукты», «Обувь» и т.д. Устанавливают взаимосвязь между названием магазина и товарами, которые в нем продаются. В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

«Заветные желания»

Цель: создание условий для формирования  значимости жизненно важных потребностей в жизни человека.

Задачи: 1.Актуализировать знания детей о значимости жизненно важных потребностей в жизни человека.        2.Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение и зрительную память. 3.Формировать навыки самоконтроля, желание достигать поставленной цели.

Материал, оборудование: сказка К. И. Чуковского «Телефон». Карточки с изображением потребностей человека.

Ход: воспитатель читает отрывок Чуковского «Телефон».

                У меня зазвонил телефон

                - Кто говорит?

                - Слон…

                - Что вам надо?

                - Шоколада.

                 -А потом зазвонил крокодил

                 -И со слезами просил:

                - Мой милый, Хороший,

                 -Пришли мне калоши,

                 -И мне, и жене, и Тотоше.                                                                                                                  -А потом позвонили зайчатки                                                                                                 - Нельзя ли прислать перчатки?                                                                                                   -А потом позвонили Мартышки:                                                                                                - Пришлите, пожалуйста, книжки.

?  Что попросил слон?

Выкладывается карточка с нарисованной плиткой шоколада.

?  Что попросил крокодил?

Появляется карточка с нарисованными калошами и т. д.

?  А что бы попросили вы, ребята?

В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

«Что мне нужно»

Цель: формирование умений подбирать нужные человеку потребности, осознавая на доступном ему уровне, что есть жизненно важные потребности.

Задачи:  1.Создать условия для умений подбирать нужные человеку потребности. 2.Развивать творческие способности, воображение, способность участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения. 3.Формировать навыки самоконтроля, желание достигать поставленной цели.

Материал, оборудование: карточки с изображением  (воды, воздуха, солнца, пищи, одежды, книг, людей-друзей, обуви, врача и  т.д.)

Ход:        картинка человека посередине листа.

 Дети подбирают карточки с изображением нужных «потребностей» необходимых человеку и ставят рядом.  Почему вы выбрали, ту или иную, «потребность»? В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.

«Кто что делает?»

Цель: создание условий для формирования  знаний детей о профессиях и трудовых действиях.

Задачи: 1.Актуализировать знания детей о профессиях и трудовых действиях. 2.Развивать образное и логическое мышление, произвольное внимание, воображение и зрительную память.  3.Воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.

Материал, оборудование: карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир), трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы и др.)

Ход:        дети планируют деятельность, обговаривают очередность ответов.

Ребенок, взяв карточку, называет профессию.  Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.

Вариант. Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках.

В процессе поиска правильного ответа, ребёнок в игровой форме учится рассуждать и делать необходимые выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГ ГОДА ГОРОДА ЮГОРСКА - 2018. Педагогическая находка

В данном разделе представлена технологическая карта организованной  образовательной деятельности с обущающимися старшего дошкольного возраста на тему:  "Юные роботехники". На каждо...

конкурсные задания заочного этапа муниципального конкурса педагогического мастерства в номинации "Воспитатель года"

конкурсные задания очного этапа муниципального конкурса педагогического мастерства в номинации "Воспитатель года": эссе, педагогическая находка, информационная карта участника...

Итоговый протокол конкурсных испытаний Республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года Бурятии 2019"

Итоговый протокол конкурсных испытаний Республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года Бурятии 2019"...

Конкурсное испытание окружного этапа муниципального конкурса "Воспитатель года Оренбуржья- 2021" "Педагогическое мероприятие с детьми"

Конкурсное испытание окружного этапа муниципального конкурса "Воспитатель года Оренбуржья-2021"...

Конкурсное испытание окружного этапа муниципального конкурса "Воспитатель года Оренбуржья- 2021" "Мастер-класс"

Конкурсное испытание окружного этапа муниципального конкурса "Воспитатель года Оренбуржья- 2021"...

Конкурсное задание заочного этапа муниципального профессионального конкурса "Педагогический дебют - 2023" - "Разработка занятия"

Тема "Шаши эмоции"Цель занятия: развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста посредством использования арт-методов.Возрастная группа: дети старшего дошкольного воз...

Конкурсное задание заочного этапа муниципального профессионального конкурса "Педагогический дебют - 2023" - Эссе "Я - педагог"

Психологическая помощь в школе сыграла важную роль в выборе моей профессии и в дальнейшей жизни. Столкнувшись с различными психологическими проблемами, такими как тревога, стресс, сложности в отношени...