Методические рекомендации к методическому пособию "Увлекательная математика"
методическая разработка по математике

Фоминых Екатерина Сергеевна

В основу пособия легли дидактические игры по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста. Данное пособие привлекает своей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании; помогает рубунку усвоить информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал, повысить позитивный интерес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               МКДОУ «Детский сад №28»

Методические рекомендации к методической

                                                    разработке

            «Увлекательная математика»

                                          Подготовила воспитатель: Фоминых Е. С.

29. 11. 2019 г.

     Детство неотделимо от игры. Игра – это центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, и представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения  со сверстниками и взрослыми.

     Современные дети растут в эпоху быстро развивающихся информационных технологий. Ребенка уже сложно представить себе без компьютера, планшета, телефона.

     Важность в формировании элементарных способностей у детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения огромна. Таким образом, педагог или родитель должен поставить ребенку азы начала начал, но таким образом, чтобы это было в игровой форме, ведь для дошкольника это должно вызвать интерес.

     На основе наблюдений за детьми в совместных организованных видах деятельности и самостоятельных играх; на основе оценки результатов диагностических карт, я сделала следующие выводы.

     В начале года:

  • Дети затрудняются в определении цвета и формы.
  • Дети с трудом различают понятия «один», «много», «мало», «ни одного».
  • Игровые действия не проявляются в речи детей (дети не могут пояснить, что они сделали, что получилось, почему).

     Изучив литературу и опыт работы коллег из других дошкольных учреждений, я поставила перед собой цель: Формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.

     В соответствии с поставленной целью выделила следующие задачи:

  • Расширять представления о геометрических фигурах, их особенностях и общих свойствах.
  • Расширять представление о цвете; учить узнавать и называть основные цвета (желтый, красный, зеленый, синий)
  • Учить выделять отдельные предметы из группы и составлять группу их отдельных предметов.
  • Различать понятия «один», «много», «мало», «ни одного»; понимать вопрос «Сколько?»
  • Развивать ориентировку в пределах формата А4.

     На основе анализа изученных материалов мною были подобранны дидактические игры и задания  для реализации поставленных задач. Эти игры были объединены в пособие «Увлекательная математика».

     Данное пособие оформлено в виде планшетов, рабочая поверхность которых, покрыта фетром.  Дидактический материал к планшетам тоже выполнен из фетра.

     Это пособие можно использовать как для индивидуальной работы с детьми, так и для работы с группой или подгруппой.

     Планшеты можно использовать для игровой деятельности с детьми на занятиях по ФЭМП или можно собрать их в виде папки-передвижки, где можно разместить,  информацию для детей.

     Так, например игра «Назови предметы».

     Цель игры: учить детей узнавать и называть цвет; группировать предметы по цвету; учить употреблять в речи имена прилагательные с именами существительными в единственном и множественном числе мужского, женского и среднего рода; учиться объяснять свой выбор

Например, «Это – зеленое яблоко. Я положу его к предметам зеленого цвета».

 Приложение. Рисунок 1

     Игра «Составь такую же картинку»

     Цель этой игры: учить называть и различать геометрические фигуры; учить выполнять задание по образцу; продолжать учить узнавать и называть цвет.

     Содержание: Воспитатель знакомит детей с образцом, обсуждает называние геометрических фигур, из которых создан образец, их цвет и расположение. Затем предлагает на планшете составить такой же предмет. Приложение. Рисунок 2.

     Игра «Укрась дерево»

     Цель: расширять представление о цвете, учить узнавать и называть основные цвета спектра; развивать ориентировку в пределах формата А4.

     Содержание: воспитатель раздает детям планшеты с изображением деревьев и предлагает украсить деревья листочками такого же цвета, что и планшет. (Планшет в зеленой рамке – зеленые листочки на дереве). Приложение. Рисунок 3. Рисунок 4.

     Аналогичные цели у следующих игр

     «Цветочки на полянке»

Игра проводится аналогично предыдущей.

Приложение. Рисунок 5. Рисунок 6.

     «Подбери шарики к ниточкам»

Воспитатель предлагает детям подобрать шарики такого же цвета, что и ниточки.

Приложение. Рисунок 7. Рисунок 8.

     Игра «Построй домики для цветных человечков»

     Цель: учить узнавать и называть основные цвета; расширять представления о геометрических фигурах; формировать представление о таких понятиях «длинный», «короткий».

     Содержание: воспитатель предлагает так же в соответствии с цветом планшета выбрать человечка, и построить ему домик и заборчик такого же цвета.

     В процессе игры воспитатель задает вопросы:

  • Какого цвета человечек?
  • Какого цвета домик?
  • Какого цвета забор? Какой формы домик?
  • Какой формы крыша на домике?
  • Из чего состоит забор? (Из полосок «дошечек»)
  • Из каких дощечек состоит забор? (Длинных и коротких).

Приложение. Рисунок 9. Рисунок 10.

     Игра «Солнышко и облака»

      Цель: учить выделять отдельные предметы из группы и составлять группу из предметов. Различать понятия «один», «много», «мало», «ни одного».

     Содержание: воспитатель показывает детям солнышко и спрашивает:

  • Что это? Солнышко.
  • Сколько солнышек? Одно.
  • А это что? Облака.
  • Положите рядом с солнышком несколько облаков. Сколько облаков? Мало.
  • А теперь добавьте еще облака. Сколько стало облаков? Много
  • Уберите все облака. Сколько их стало? Ни одного.

Приложение. Рисунок 11.

     Таким образом, дидактическое пособие «Увлекательная математика» привлекает своей яркостью, мобильностью, многофукциональностью, простотой в использовании.

     Данное пособие помогает ребенку усвоить информацию по изучаемой теме и лучше понять  и запомнить материал, повысить познавательный интерес.

     Надеюсь, что данное пособие заинтересует воспитателей, и поможет им творчески организовать свою педагогическую деятельность

                                     Приложение

IMG_20191128_234636.jpg

Рисунок 1.

IMG_20191128_235240.jpg

Рисунок 2

        

IMG_20191128_235822.jpg

Рисунок 3.

IMG_20191128_162723.jpg

Рисунок 4.

IMG_20191129_000205.jpg

Рисунок 5

IMG_20191128_162807.jpg

Рисунок 6

IMG_20191129_000610.jpg

Рисунок 7

IMG_20191128_162238.jpg

Рисунок 8.

IMG_20191129_001401.jpg

Рисунок 9.

IMG_20191128_163113.jpg

Рисунок 10

IMG_20191129_001623.jpg

Рисунок 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации на тему:"Как навести порядок с помощью математики?"

Здесь предлагается несколько игровых приемов,которые позволяют навести порядок в доме и закрепить знания,полученные в детском саду....

Комплекс методических рекомендаций и дидактических игр по математике.

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом у...

Обучение детей дошкольного возраста математике в условиях семьи. Методические рекомендации.

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Консультация для педагогов «Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике»

Консультация для педагогов«Методические рекомендации по использованию фольклорного материала на занятиях по математике»...

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы.

Презентация: Методические и коррекционно-методические рекомендации к проведению словарной работы...

Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...