Применение компьютерных технологий в логопедической работе
электронный образовательный ресурс

Миразизова Ольга Васильевна

Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, восстановительных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Компьютерное обучение – один из видов современных образовательных технологий. Она может быть выявлена согласно классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, разработанной В.П.Беспалько.

В основе его классификации лежат типы управления и конкретные виды технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение компьютерных технологий

в работе учителя-логопеда

Применение компьютерных технологий в логопедической работе

Компьютерные технологии или информационные технологии (ИТ) - это обобщённое название технологий, отвечающих за хранение, передачу, обработку, защиту и воспроизведение информации с использованием компьютеров. Компьютеры помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих, определяющий специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, восстановительных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

Компьютерное обучение – один из видов современных образовательных технологий. Она может быть выявлена согласно классификации педагогических технологий по типу организации и управления познавательной деятельностью, разработанной В.П.Беспалько.

В основе его классификации лежат типы управления и конкретные виды технологий.

Виды управления:

  • разомкнутое - неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся;
  • цикличное - с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем;
  • рассеянное (фронтальным) или направленное (индивидуальным);
  • ручное (вербальным) или автоматизированное (с помощью учебных средств).

Данные признаки определяют следующие виды технологий:

  1. классическое обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
  2. обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
  3. система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
  4. обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
  5. система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) — групповые, дифференцированные способы обучения;
  6. компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
  7. система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
  8. «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.

Информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства.

Компьютерные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Существует три варианта применения компьютерных технологий:

  • «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
  • основная – определяющая, наиболее значимая из использованных в данной технологии частей;
  • монотехнология – обучение и управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера.

Сама концепция компьютерного обучения заключается в следующем:

  • обучение – это общение ребенка с компьютером;
  • принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
  • диалоговый характер обучения;
  • управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
  • взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект–объект, субъект–субъект, объект–субъект;
  • оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;
  • поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
  • неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложения как угодно велики.

Однако данная технология становится популярна не только в сфере общеобразовательного обучения. Компьютерные технологии оказались действительно полезны в коррекционном образовании, в том числе и в логопедии. Наиболее эффективно применение компьютерных технологий на логопедических занятиях для детей с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития. На основе этого Институт коррекционной педагогики выдвинул конкретные задачи разработки компьютерных программ для поддержки специального обучения:

  1. анализ выбранной содержательной области обучения с точки зрения последовательности этапов освоения ребенком конкретных понятий, представлений, навыков;
  2. выделение этапов, нуждающихся в компьютерной поддержке по принципу подбора наиболее сложных в практике традиционного обучения.

Порой для компьютерных логопедических занятий необходимо не только наличие компьютера. На групповых занятиях или занятиях с ребенком с ОВЗ могут возникнуть определенные проблемы с работой за компьютером. Специально для таких случаев крупнейшие компании по производству компьютерного оборудования выпускают различные приспособления и гаджеты для удобной работы за компьютером.

Достаточно точную и конкретную информацию об использовании интерактивной доски на логопедических занятиях дает Н.К.Кадочникова:

«Интерактивная доска (ИД) – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, создавать свои smart-проекты, а также более эффективно осуществлять обратную связь с детьми. Это устройство используется с проектором и компьютером».

Изображение с компьютера с помощью проектора транслируется на интерактивную доску. С помощью встроенного инструмента Drag and Drop интерактивная доска позволяет передвигать, изменять, манипулировать с изображением на экране. Наличие большого изображения с монитора компьютера является крайне необходимым на фронтальных занятиях.

На сегодняшний день во многих московских школах уже стоят интерактивные доски. Они активно используются на общеобразовательных уроках для обучения чтению и письму, математике и т.д. Занятия с интерактивной доской пользуются большим спросом у школьников, они с интересом наблюдают за происходящим на мониторе.

Основными марками интерактивных досок в школах являются ACTIVboard, SMART Board, Interwrite Board, Hitachi StarBoard и другие. Однако любая модель оснащена базовым программным обеспечением, позволяющем работать с интерактивной доской. Стандартно, ПО позволяет работать в трех режимах:

  • режим Office - режим работы с документами MS Office;
  • режим белой доски - режим рисования;
  • интерактивный режим - основной режим работы с доской.

Данные режимы открывают для учителя неограниченный ряд возможностей использования компьютера на школьных уроках.

Неграмотное использование компьютерных технологий на занятиях может навредить здоровью ребенка. Е.К.Глушкова и Л.А.Леонова выяснили, что занятия с компьютером могут приводить к утомлению и появлению жалоб не зрительный дискомфорт. На основе своих исследований они вынесли следующие рекомендации:

  • время, отведенное на занятия с компьютером не должно превышать определенной нормы;
  • для проведения таких занятий необходим специальный кабинет, площадь которого определяется из расчета 6 м2 на одно рабочее место (стул и стол), оборудованное с учетом роста детей. Стул должен обязательно иметь спинку;
  • ребенок должен сидеть за компьютером так, чтобы линия взора (от глаза до экрана) была перпендикулярна экрану и приходилась на его центральную часть. Оптимальное расстояние глаз до экрана составляет 55-65 см. За видеотерминалом недопустимо одновременно заниматься двум и более детям, поскольку это резко ухудшает условия рассматривания изображения на экране;
  • для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов;
  • необходимо проветривание кабинета до и после занятий и влажная уборка - протирка столов и экранов дисплеев до и после занятий, протирка полов после занятий.

Согласно нормам, прописанным в СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 и 2.4.1.3049-13, должны соблюдаться следующие требования:

В дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) рекомендуемая непрерывная продолжительность работы с ПЭВМ на развивающих игровых занятиях для детей 5-ти лет не должна превышать 10 мин, для детей 6-ти лет - 15 мин. Игровые занятия с использованием ПЭВМ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Компьютерные технологии в логопедической работе"

Презентация подготовлена к выступлению на городском методическом объединении учителей логопедов.Выступление посвящено созданию и применению презентаций на логопедических занятиях....

компьютерные технологии в логопедической работе

Компьютерные технологии сейчас являются  важнейшими элементами учебной деятельности любого высшего заведенияи обычнойшколы.Компьютерные занятия в дошкольном учреждении способствуют развитию новых...

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Что дает внедрение компьютерных технологий ? - улучшение качества обучения;- повышение мотивации к получению и усвоению новых знаний;- возможность наглядно увидеть результат своих усилий;- ...

мастер-класс «Практическое применение компьютерных технологий на логопедических занятиях ».

Опыт использования авторских презентаций Microsoft Power Point на логопедических занятиях.Задачи: Ø показать  преимущества применения ИКТ в коррекционной работе учителя-логопеда;Ø продемонст...

Использование компьютерных технологий в логопедической работе

Использование КТ в логопедической работе...

Использование компьютерных технологий в логопедической работе

С каждым годом увеличивается количество детей, нуждающихся в логопедической помощи и актуальной становится задача поиска наиболее эффективных путей их обучения, в том числе с опорой на информационно –...