Проблемные ситуации (ознакомление с социальным миром)
картотека

Дементьева Екатерина Владимировна

Проблемные ситуации 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемные ситуации (ознакомление с социальным миром)

1. В детском саду Саша и Ваня решили играть в гараж. Они взяли конструктор и построили большой, красивый гараж. У каждого мальчика было по 3 машины. Они очень весело играли, что это заметил Павел, и ему тоже захотелось с ними поиграть. Когда Павел подошел и спросил: «можно, пожалуйста, я тоже с вами поиграю», ребята ему ответили: «нет, сказав, что будут играть одни и никого в свою игру не возьмут». Павел расстроился и чуть не заплакал, ведь ему очень хотелось поиграть с мальчиками.

2. Мальчик длительное время один прыгает на скакалке. Девочка хочет с ним поиграть, но не знает, что ему сказать. Помогите девочке.

3. Дети вышли на прогулку, девочка споткнулась и упала. Как нужно поступить?

4. Саша и Сережа играли вместе. Привозили на машине кирпичи, строили гараж. Сначала играли дружно. Потом Саша стал отбирать у Сережи кирпичи: «Ты всё неправильно делаешь». Сережа его толкнул, Саша закричал: «Не толкайся, плохой!». Дети начали друг друга толкать, обзываться, поссорились. Сережа заплакал.

5. Цели: углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям; закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо» на конкретных примерах.

     Сегодня я видела такую ситуацию. По улице шла девочка и ела мороженое. Как вдруг ей навстречу ей проехал на велосипеде озорник и специально толкнул девочку. Она выронила мороженое. Оно упало прямо в лужу. От огорчения и обиды девочка заплакала. Но мороженое из лужи не вытащишь.

Какие чувства испытала эта девочка? Вы бы хотели ей помочь? Как? С вами случались похожие истории? Что вы испытывали в тот момент? Что вы делали, когда оказывались в похожих ситуациях? Как можно поступить еще? Как можно назвать поступок мальчика?

6. Цели: продолжать анализировать переживания, события; учить видеть взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих.

     Во время тихого часа в детском саду воспитатель сказала детям: «Полежите тихо, не шумите. Мне нужно ненадолго выйти из спальни». Когда она вышла, дети начали кричать, прыгать на кроватях. Ваня тоже прыгал по кроватям и шумел. Перед приходом воспитателя ребята успокоились и сделали вид, что спят.

После тихого часа Ваня подошел к воспитателю и наябедничал, что во время ее

отсутствия все дети, кроме него самого, скакали по кроватям и кричали. Воспитатель собрала ребят и сообщила, что просмотр мультфильмов после ужина отменяется, так как дети плохо себя вели во время тихого часа. «Только Ванечке разрешаю посмотреть телевизор, так как он не хулиганил». Ване стало стыдно, и он признался, что шумел вместе с ребятами.

Выполнили ли просьбу воспитателя дети? Этот поступок красивый? Как можно назвать Ваню за то, что он сообщал воспитателю про то, что все шумели? Как вы думаете, сложно было Ване сказать правду? Хорошо ли он поступил? Как поступить на месте Вани

7. Цель: продолжать закреплять этические понятия «хорошо» и «плохо», «добро-зло», «можно-нельзя» на конкретных примерах

     В одном волшебном городке жили старенькая больная бабушка и два ее внука. Однажды в их саду выросло «молодильное» яблоко. Тот, кто съест это яблоко, - помолодеет и будет жить долго. Мальчики решили, что бабушке яблоко не нужно. Но и между собой яблоко разделить не могли. Пока они ругались и дрались, яблоко укатилось.

Кому больше всего было необходимо «молодильное» яблоко? Можно ли поступок братьев назвать хорошим? Как они должны были поступить? Вы бы хотели помочь старенькой бабушке? Как? Как бы вы поступили в данной ситуации?

8. Цели: продолжить формировать этические представления ребенка (взаимосвязь своего поведения с реакцией окружающих, быть ответственным); закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

     Витя вынес во двор новую машинку, которую ему подарили на день рождения. Его сразу окружили дети и стали просить у него машину для игры: «Ну дай машинку! Не жадничай! Тебе жалко? Если не дашь, то мы не будем с тобой играть». Тут к Вите подошел Саша и что-то тихо сказал ему. Всего одно слово. Витя улыбнулся и дал Саше машинку.

Какое волшебное слово сказал Саша Вите? Почему Витя сразу отдал Саше машинку? Почему он не давал играть машинку другим детям? Можно ли Витю назвать жадиной? Правильно ли ребята говорили, что не возьмут Витю в свою игру, потому что он не дал им машинку? А вы как бы поступили?

9. Цель: закреплять этические понятия «жадность» и «щедрость» на конкретных примерах.

     Воспитатель попросила детей принести в детский сад свои любимые игрушки и устроить выставку. Дети с удовольствием это сделали. Выставка была интересной. Сначала все рассматривали чужие игрушки. Потом все получили возможность поиграть. Только Дима не разрешил взять свою игрушку. Он взял свою игрушечную пожарную машинку и играл ею в одиночестве. Как дети ни просили машинку для совместной игры, Дима так и не разрешил. Затем дети организовали общую игру «Магазин игрушек» и позвали Диму к себе. Дима отнес машинку в свой шкафчик и присоединился к ребятам.

Правильно ли поступил Дима, когда не дал ребятам свою машинку? Как его можно назвать? А почему дети позвали в свою игру Диму, ведь он не дал им свою машинку для игры? Правильно ли поступили дети? А вы бы дали свою игрушку для общей игры? Почему? Какое правило можно применить сейчас в нашей Стране Добра?

10. Цель: закреплять представления о вежливости; продолжать учить позитивным моделям поведения; формировать коммуникативные навыки.

    Воспитатель (обращается к ребенку). Ребята из твоей группы играют в интересную игру, а ты опоздал, игра уже началась. Попроси, чтобы они тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не захотят принять тебя? Самое время вместе дружно поиграть!

11. Цель: углублять представления о значении доброжелательного и вежливого отношения к окружающим.

     Лена зашла утром в свою группу и увидела вместо Ирины Васильевны новую воспитательницу. Лена не знала как ее зовут, и поэтому не стала здороваться, а сразу пошла играть к ребятам.

Правильно поступила Лена? Каких людей мы называем вежливыми? Ее поступок можно назвать вежливым и культурным? Ей необходимо было поздороваться с новой воспитательницей? А как бы вы поступили в такой ситуации? Какие вежливые слова вы знаете?

12. Цель: воспитывать умение устанавливать доброжелательные взаимоотношения с другими детьми на основе развития гуманных чувств.

     Юра забрал себе почти весь конструктор и начал сооружать дом. Для Игоря почти не осталось материала. Тогда он обратился за просьбой к Юре.

- Дай, пожалуйста, мне немного из конструктора материала. Ведь у тебя много.

- Отстань! Не дам! Я хочу построить большой дом!

- А ты построй маленький дом, тогда и мне конструктора хватит.

- Нет, - отвечает Юра. – А вдруг мне не хватит? Сначала я построю дом. А оставшийся конструктор отдам тебе.

Справедливо ли Юра поделил конструктор. Можно ли его назвать другом? Игорь предложил правильное решение? Как бы вы поступили на месте Юры? Как поделить конструктор по справедливости?

13. Цель: раскрыть сущность этического понятия «чёрствый»; продолжать развивать чувства доброты, сопереживания и стремление поддерживать других.

    В группе детского сада играли три подружки: Оля, Надя и Света. Они принесли из дома своих любимых кукол и одежду для них. Оля и Света захотели пошутить над Надей и спрятали ее куклу. Надя очень расстроилась, вместе с подружками искала ее. У девочки так испортилось настроение, что она даже не смогла продолжать игру. Она села в уголок и заплакала. Оля и Света не сразу сказали, что они в шутку спрятали куклу. Не подошли и не пожалели подружку. Лишь вечером они поалели Надю и вернули куклу, сказав, что они просто пошутили. Т их слов Надя заплакала еще сильнее.

Красиво поступили Оля и Света со своей подружкой? Зачем они так сделали? Это оказалось смешным? Удачная ли это шутка? Как можно назвать поступок Оли и Светы? (Чёрствый.) Почему Надя, когда узнала, что это Оля и Света спрятали ее куклу, расплакалась еще сильнее? Вам жалко Надю? А вы бы как поступили на месте Светы и Оли?

14. Цель: раскрыть сущность понятий «милосердный» и «жестокий» ; упражнять в установлении причинно-следственных связей при определении причин смены настроения людей; учить сопереживать.

     Дети, представьте себе, что вы идете из детского сада домой одни и видите, как мальчик толкает маленькую Таню в лужу. Девочка вся мокрая и горько плачет.

Кто испортил настроение Тане? Можно сказать, что у мальчика доброе сердце? Как можно назвать мальчика и его поступок? (Жестокий.) Настроение человека зависит от поступков и поведения окружающих? Вы хотите помочь девочке? Давайте поможем. Как? Что бы вы сделали?

15. Цель: закреплять этическое понятие «терпимость» на конкретных примерах; продолжать учить умению самостоятельно разрешать конфликты.

     За завтраком дети кушали кашу. Миша вертелся за столом, опрокинул Катин стакан с какао на стол и испачкал платье девочке. Вместо извинения он промолчал и принялся пить какао. Катя обиделась на Мишу за испорченное платье и не дала ему в песочнице свою лопатку, когда он просил. Миша рассердился и сказал, что никогда больше не даст ей свои игрушки.

Правильно поступили дети? Кто из них прав? Что должен был сделать Миша, пролив какао на платье Кати? Почему Катя не дала лопатку Мише? Она права? Почему рассердился Миша? Он прав? Как бы вы поступили на месте Миши? На месте Кати?

16. Цель: развивать поведенческую пластичность, возможность поиска и приобретения новых стратегий нравственного поведения.

     Валера перед самым своим днем рождения поссорился с лучшим другом Геной. Теперь Валера не знает: приглашать ли Гену на празднование дня рождения или нет? И обида осталась, и хочется, чтобы друг пришел в этот день. Приглашать ли Валере Гену на день рождения? Почему? А Вы в такой ситуации пригласили бы друга на день рождения? А он бы вас пригласил? В нашей Стране Добра есть правило: «Берегите дружбу!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для воспитателей "Практические (проблемные) ситуации, направленные на социально - личностное развитие дошкольников"

Организуемые ситуации накопления положительного социально-эмоционального опыта носят проблемный характер, т.е. всегда заключают в себе близкую ребёнку жизненную задачу, в разрешении котор...

Система упражнений и проблемных ситуаций для развития социально-значимых качеств у дошкольника

Эксперименты с помощью которых можно развивать социально-значимые качества у дошкольника...

Стендовый доклад "Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников."

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторг...

Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетентности дошкольников

Работа с проблемными ситуациями и формирование социальной компетенции дошкольников....

«Использование проблемных ситуаций в формировании социально-коммуникативных навыков»

Работу по социально-коммуникативному развитию следует начинать как можно раньше, так как качества, привитые с детства, всегда оказываются очень прочными и активно воздействуют на весь процесс дальнейш...