Экологический проект Тема: «Лаборатория неживой природы».
проект (младшая группа)

Aлчинова Cветлана Васильевна

                          Введение. Актуальность проекта.

«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.

 

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Мне близка позиция Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей первой  младшей группы.

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закали­вающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей, а также использования песка в совместных и самостоятельных играх.

Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologich._proekt._2.doc228 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №8 «Золотая рыбка » городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

                          Экологический проект

            Тема: «Лаборатория неживой   природы».

 второй группы раннего возраста №2 «Капелька »


                                                                                                                 Подготовила: воспитатель

                                                                                                     Алчинова Светлана Васильевна

                                                                                                         

г. Октябрьский, 2017 г.

                                               Содержание.

1.Введение. Актуальность……………………………………………3.

2.Паспорт проекта……………………………………………………………5.

3.Перспективное планирование совместной детской – взрослой деятельности……………………………………………………………………8.

4. План работы с родителями……………………………………………………………….12.

6. Результаты работы проекта ………………………………………….13.

7. Итог проекта ………………………………………………………… 14.

8.Литература……………………………………………………………  15.

9.Конспеты. Приложения 1……………………………………………...16.

10.Хрестоматийный материал. Приложения 2…………………………31.

11. Картотека игр. Приложение 3……………………………………….34.

                          Введение. Актуальность проекта.

«Самое лучшее открытие то, которое ребёнок делает сам». Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.

Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера. Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но ещё и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Мне близка позиция Т.В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом». Проанализировав уровень знаний детей, был разработан проект «Лаборатория неживой природы» для детей первой  младшей группы.

Одним из первых природных материалов, с которыми дети встречаются в повседневной жизни, являются песок и вода. Наблюдая за играми детей с водой, а также во время умывания, закаливающих процедур, ухаживанием за растениями, мы убедились в актуальности выбранной темы, а именно в необходимости получения знаний и представлений детей о свойствах и значении воды в жизни живых существ и для здоровья людей, а также использования песка в совместных и самостоятельных играх.

Экспериментирование – прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей.

Для малышей игры с водой:

А) Позволяют справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей младшего дошкольного возраста.

Б) Вовлекают детей в интереснейший процесс познания окружающей среды.

В данном проекте объектом изучения стали свойства воды и воздуха.

Например, какая вода бывает? Горячая, холодная, теплая, прозрачная, разноцветная. Вода не имеет запаха и вкуса. Нашли ответы на вопросы: Откуда вода берется? Как используется в природе? Для чего нужна людям и т. д.?

Целью экологического проекта является формирование представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы. Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нём учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой (М.: Мозаика – Синтез,2012), парциальной Программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой – М. 2010г.

                        ПАСПОРТ ПРОЕКТА.

Название проекта.

«Лаборатория неживой природы».

Руководитель проекта.

Воспитатель МБДОУ «Золотая рыбка» № 8. Алчинова Светлана Васильевна.

Возраст воспитанников.

Воспитанники  второй группы раннего возраста

2 – 3лет.

Интеграция образовательных областей.

Познавательно-исследовательская, основы безопасности жизни, речевое развитие, чтение художественной литературы, художественное творчество (лепка, рисование).

Тип проекта.

Познавательный.

Вид проекта

Исследовательский.

Цель проекта.

Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

Задачи проекта.

1.Образовательные. Активизировать речь и обогащать словарь детей; Формировать интерес к познавательно- исследовательской деятельности; Привлекать детей к активной самостоятельной экспериментальной деятельности.  2.Развивающие. Развивать творческие способности детей, Развивать эмоциональную отзывчивость; любознательность, поисковую деятельность. 3.Воспитательные. Воспитывать бережное и заботливое отношение к объектам неживой природы.   Формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.

Место проведения.

Детский сад № 8 "Золотая рыбка".

Срок реализации проекта.

с 13.02. 2017 по 24.04.2017 г.  

Участники проекта.

Воспитанники второй группы раннего возраста,  воспитатель– второй группы раннего возраста Алчинова Светлана Васильевна , родители воспитанников.

Проблема.

Как познакомиться с неживой природой?

Условия реализации проекта.

Заинтересованность детей, родителей, регулярность и систематичность.

Гипотеза.

У детей будут сформированы представления о воде, воздухе, если они заинтересуются о воде, воздухе, проявится их познавательная активность.

Методы исследования.

Опытно- экспериментальная деятельность детей.

Предполагаемые продукты (выход).

1.Оформление проектной папки. 2. презентация проекта.

Этапы работы над проектом:

1)этап: Подготовительный. 1. Определение цели и задач проекта.2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 3. Разработка комплексно- тематического плана работы. 4. Создание условий для организации работы «Лаборатория неживой природы».  5. Беседы  с детьми для выявления знаний детей о воде, воздухе.

2) этап: Основной. 1. Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) об  объектах неживой природы. 2 Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению объектов неживой природы.

3)этап: Заключительный. 1. Анализ и обобщение результатов, полученных в   процессе исследовательской деятельности детей. 2. Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

3. Развлечение. 

Выполнение проекта.

Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась в двух формах: в совместной деятельности взрослых в ходе режимных моментов: организованная образовательная деятельность, чтение художественной литературы, беседы.

Предполагаемые результаты.

Дети научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы.

Ресурсное обеспечение.

Рассматривание альбомов и иллюстраций. Чтение художественных произведений: сказок, рассказов, стихов, потешек. Беседы на темы проекта. Прослушивание и исполнение детских песенок о воде, воздухе.

Центр социально- коммуникативного развития - сюжетные картинки, альбомы на тему проекта.

Центр речевого развития. Магнитная доска с подборкой предметных картинок на магнитах.

Центр изо деятельности.- Изобразительный материал для творчества детей. Бумага, цветные карандаши. Гуашь. Кисти, цветные мелки, тычки, доска, губки, ватные палочки.

Центр музыки,- аудиозаписи «Звуки воды в природе», танец «Шумные капельки дождя». Магнитофон.

Центр природы. Дидактическая кукла с набором сезонной одежды.  Коллекция ракушек, камней.  Картины – пейзажи с изображение всех времен года. Материал для развития трудовых навыков: лейки, тазики.

Центр экспериментирования. – Камни, земля. Емкости для измерения, переливания, исследования, хранения воды.  Прозрачные стаканчики для индивидуального экспериментирования.

Перспективное планирование совместной детско-взрослой деятельности по проекту «Лаборатория неживой природы».

Образовательная область.

Исследуемый объект или явление. Название мероприятия.

         Задачи опыта.

Материал, оборудование.

1.Образовательная область. «Познавательное развитие».

Тема: Вода.

1.Прозрачная Вода.

Узнаем, какая вода. Формировать представления о свойствах воды: имеет вес, прозрачная, льётся.

Две одинаковые банки, закрытые крышками: одна пустая, другая с чистой водой; - набор мелких предметов, поднос.

2.Вода – волшебница. Тема:  «Разноцветная вода».

Продолжать формировать представления о свойствах воды: она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества. Продолжать знакомить со свойствами воды (закрашивание).

Две  одинаковые бутылочки с водой; - камешки, гуашевая краска; одинаковые стаканчики по количеству детей.

2.Образовательная область. «Познавательное развитие».

Тема: Воздух.

3. Что в пакете?

Обнаружить воздух в окружающем пространстве, обратить внимание на свойства воздуха: прозрачный, невидимый, лёгкий.

Полиэтиленовые пакеты, игрушка мишка.

4. Игра с соломинкой.

Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Трубочки для коктейля; - стаканчики с водой.

5. Воздух повсюду. Игры с воздушными шарами.

Продолжать знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, обнаружить его.

Два воздушных шарика (один слабо надутый – мягкий, другой сильно надутый – упругий). Таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

6.Выдувание мыльных пузырей.

Научить выдувать мыльные пузыри; познакомить с тем, при попадании воздуха мыльную воду образуется пузырь.

Раствор для мыльных пузырей.

7. Воздух работает.
Ветер по морю гуляет.

Обнаружить воздух. Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.

Тазик с водой; - бумажный кораблик.

3.Образовательная область. «Речевое развитие».

8. Игровая ситуация «Водичка, водичка…»

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

цветы, игрушка- кукла, ведерки для воды, лейки,  таз для воды, центр «Вода - песок».

9. Чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр» «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку».

Цель: вызвать интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков.

 Расширять знания детей о воде, её свойствах; Развивать логическое мышление, воображение.

Произведение К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку».

10.Рассматривание картин и иллюстраций на тему «Вода в природе».

Цель. Закрепить представление детей о свойствах воды, снега, льда. Расширить представление о свойствах воды (прозрачная, бесцветная и т.д.). Стимулировать желание самостоятельно делать выводы. 

Картины и иллюстрации на тему «Вода в природе».

4.Образовательная область. «Художественно- эстетическое развитие». Рисование.

11. Рисование На тему «Все сосульки плакали».

Учить детей передавать в рисовании образ сосульки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных). Продолжать учить детей пользоваться красками и кистью. Закреплять знания детей о временах года, уточнить у детей представление о весне через иллюстрации. Развивать связанную речь, чувственность к живой и не живой природе. Умение отвечать на вопросы.

Иллюстрации на тему весна, схема сосульки, солнышко, кисти, гуашь белого цвета, стаканы с водой, листы бумаги голубого цвета, салфетки, образец рисунка.

5.Образовательная область. «Познавательное развитие». Ознакомление с природой.

12.Наблюдение во время прогулок. Наблюдение за водой. Наблюдение за свойством воды.

Формировать представление о разнообразии состояния воды. Познакомить с различными явлениями природы.

                 

План работы с родителями.

№/п

Содержание работы.

                   Цели.

Месяц.

1.

Анкетирование родителей.

Выявить уровень экологических знаний родителей.

февраль.

2.

Консультация «Как знакомить младших дошкольников с неживой природой?».

Раскрыть возрастные особенности восприятия детьми объектов неживой природы.

февраль.

3.

Рекомендации «Как провести опыты с водой, песком, воздухом».

Познакомить с примерными опытами с водой, песком и воздухом.

март.

4.

Оформление фотостенда «Лаборатория неживой природы».

Познакомить родителей с результатами работы «Лаборатория неживой природы».

апрель.

        

                                  Анкета для родителей.  

                    «Экологическое образование в семье»

 Цель: выявить уровень экологических знаний родителей, отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье.

  • Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? (Если нет, то почему?)

а) да    б) нет _______________________________________________________

  • Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?

а) да    б) нет _______________________________________________________

  • Кто ухаживает за животными или растениями?______________________

  • Что делает при этом ребенок (кормит, гуляет с ним, играет, поливает или ничего не делает)? - Подчеркнуть или дописать._____________________

_______________________________________________________________

  • Читаете ли Вы ребенку книги о природе?

а) да    б) нет

  • Бываете ли вы с ребенком на природе? (Если да, то где?)

а) да ______________________________   б) нет

  • Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?

а) да    б) нет

  • Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?

а) да    б) нет

  • Замечаете ли вы у своих детей негативное отношение к природе?

а) да    б) нет

  • Ваши предложения по организации экологического образования в детском саду.____________________________________________________

В анкетировании приняло участие 15  родителей.

После обработки анкет были получены следующие результаты:

73%  опрошенных родителей осведомлены об  экологическом образовании детей и  воспитывают  в детях положительное отношение к миру природы.

24% - имеют недостаточно информации по данному вопросу, но поддерживают работу детского сада по экологическому образованию детей.

3% - понимают, что детский сад знакомит детей с миром природы, но не считают воспитание в детях экологической культуры важным направлением работы.

 

Результаты   работы проекта.

Воспитанники узнают, что такое вода, воздух, какая вода (прозрачная, льётся). Совместно с воспитателем создадут условия по реализации проекта и активного включения всех участников в работу по реализации проекта.

Деятельностный подход, лежащий в основе метода проектов, предполагает полноправное и активное сотрудничество педагогов и ребёнка. Мы считаем, что содержательная сторона совместной деятельности оказывает существенное влияние на познавательное развитие детей. Идёт углубление и обогащение знаний воспитанников, выявление закономерностей и взаимных связей между рассматриваемым объектом его свойствами и использование в жизни, происходит обогащение активного словарного запаса. Проявление у детей элементарного контроля за способом действия. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

 

                                            Итог проекта.

 Проект «Лаборатория неживой   природы» длился 3 месяца. Во время  проведения проекта дети всестороннее исследовали воду, воздух в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели воду, потрогали, понюхали, все дети с большим интересом проявляли активность при проведении опытов, делали выводы.

    В ходе проекта «Лаборатория неживой   природы» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о воде, воздухе, они хорошо знают, что вода без запаха, в воде растворяются некоторые вещества.

    Во время проекта малыши заметно сблизились друг  с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению - холодная - горячая. Итоговым продуктом  проекта мы представили фотостенд «Лаборатория неживой природы». Развлечение «Водичка, водичка…»

   В течение всего проекта дети с удовольствием и желанием играли в подвижные игры, Игры с воздушными шарами. Познакомились с новыми художественными произведениям о воде, чтение художественной литературы (К.И.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С. Прокофьев «Про серую тучку».  Заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде. Знакомство с загадками про воду. Были проведены беседы: « Вода и ее применение».  Беседа «Для чего нужна вода?»

   Во время экспериментальной деятельности были проведены опыты с водой: «Вода – волшебница», с  воздухом: «Что в пакете?», «Игра с соломинкой», «Выдувание мыльных пузырей», «Ветер по морю гуляет», а процессе чего дети узнали, что воздух: прозрачный, невидимый, лёгкий. Еще узнали, что внутри человека есть воздух.

Таким образом, анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами. Дети научились простейшей экспериментальной деятельности с объектами неживой природы, и делать простейшие выводы. Повысился уровень нравственно-экологической компетентности родителей, участия родителей в воспитательно-образовательном процессе, повысилась коммуникативность родителей. Разработанные методы и приёмы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей способствовала воспитанию у детей осознанного и бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составляет основу экологической культуры.

                               Литература.

1.Дыбина О.В. «Ребёнок в мире поиска» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 2.Евдокимова Е. С. «Технология проектирования в образовательном пространстве детского сада» - Волгоград: Перемена, 2001; 3. Иванова А.А. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» - Москва: ТЦ Сфера, 2004; 4. Маневцева Л.М. «Мир природы и ребёнок» - Санкт – Петербург: Детство-пресс, 2003; 5. Масленникова О.М., Филлипенко А.А. «Экологические проекты в детском саду» - Волгоград: учитель 2011; 6.Николаева С.Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников» - Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

                                                               

                                                                  Приложения 1. Конспекты.

Конспект организованно- образовательной деятельности

Тема: Прозрачная вода. 
Интеграция: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.

Задача: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Материалы: две непрозрачные банки (одна заполнена водой), таз с водой, поднос, предметные картинки, набор мелких предметов.

 Ход ООД

Вос. В гости пришел Мишутка. С чем он любит играть?
На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее?

Ответы детей.

Вос. Открываем банки: одна пустая — поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?

Ответы детей.

Взрослый предлагает детям заполнить стеклянную банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости.

Вос. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем?

Ответы детей.

Вос. Правильно. (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.) Послушаем, как она льется. Какой слышим звук?
• Когда банка заполнена водой, детям предлагается поиграть в игру «Узнай и назови» (рассматривание картинок через банку).

Вос. Что увидели? Почему так хорошо видно картинку?
• Какая вода? (Прозрачная.) Что мы узнали о воде?

Ответы детей.

Конспект организованно- образовательной деятельности.

Тема: Воздух повсюду.
Интеграция:
 познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.

Задачи: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Ход ООД

Описание. Медвежонок  Любознайка загадывает детям загадку о воздухе. 
Через нос проходит в грудь и обратно держит путь. Он невидимый, и все же без него мы жить не можем.

Ответы детей.

Вос. Правильно. (Воздух).
Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
Ответы детей.

• Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица.

Вос. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
• Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую,  прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки?

Ответы детей.

Вос. Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
• Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом.

Ответы детей.

Дети надувают воздушные шарики.

Вос. Чем мы заполняем шарики?

Ответы детей.

Вос. Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Конспект организованно- образовательной деятельности

Тема: Воздух работает.
Интеграция: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.

Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).

Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги;

 воздушные шарики.

Ход ООД.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики.

Воспитатель. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить?

Ответы детей.

Воспитатель. Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть».

 Дети дуют на нее.

Воспитатель. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла?

Ответы детей.

Воспитатель Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.
Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик?

Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Воспитатель. Почему движется шар?

Ответы детей.

Воспитатель. Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.

Конспект организованно- образовательной деятельности

Тема: Тающий лед.
Интеграция: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.

Задача: определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Материалы: тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки.

Ход ООД

 Воспитатель предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями.

Воспитатель. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка?

Ответы детей.

Воспитатель. (Примерзла к льдинке.)
• Как можно получить разноцветную воду?

Дети добавляют в воду цветные краски по выбору, заливают в формочки (у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод.

Конспект организованно- образовательной деятельности

Интеграция: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.

Тема:  «Разноцветная вода».

Цель: создать условия для выявления свойств и качеств воды (прозрачная, без запаха, льется). Продолжать знакомить со свойствами воды (закрашивание).

Предварительная работа: беседа «Кому нужна вода? », игры - опыты с водой.

Методы, приемы: беседа, опыты, рассматривание иллюстраций, обследование материала; вопросы, оценка.

Материал: баночки, краски, картинки, камешки, игрушка – Капелька, схема, аудиозапись природного шума воды, иллюстрации «Где мы используем воду».

Ход занятия:

В группе висят иллюстрации «Где мы используем воду».

 Дети заходят и садятся на стульчики. Звучит музыка природного шума (журчание ручейка, шум дождя).

Педагог: Ребята, сегодня я расскажу вам сказку, про маленькую капельку.

Жила-была маленькая Капелька. Где была Капелька, там была вода, а где была водичка, всем было хорошо. Радостно было рыбкам плавать в воде, растениям и цветам было хорошо расти, а нам с вами купаться и пить воду.

Смотрите, а вот и сама Капелька в гости к нам пришла и принесла нам подарок. (Появляется Капелька). Давайте посмотрим, что она принесла.

Дети подходят к столу.

Педагог:- Что в баночках налито?

Ответы детей.

Педагог Правильно. (Водичка).

Педагог. Где используем водичку?

Ответы детей.

Педагог Правильно.  (Пьем, стираем, поливаем цветы, моемся). У водички есть запах? (предложить понюхать).

Педагог раздает камешки и предлагает кинуть их  в баночки.

- Ребята видно камешки в водичке? Почему?

Ответы детей.

Педагог. - А знаете ребята нашу водичку можно сделать цветной!

Педагог берет краски зеленую и синюю, подкрашивает водичку в баночках.

- Какого цвета стала вода? Видно камешки в водичке? Почему?

Конспект организованно- образовательной деятельности

Тема: Лепим обитателей для аквариума.

Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Задачи:

1)Передавать в лепке особенности формы рыб, соблюдать пропорциональность между частями изображения.

2)Закреплять умение раскатывать  пластилин между ладонями, совершенствовать приемы оттягивания, прощипывания.

3)Развивать мелкую моторику, словарный запас, усидчивость, творческие способности.

Материалы и инструменты:

Дощечки для лепки; пластилин стеки; банка с водой для аквариума; запись шума морского прибоя, фоновой музыки.

Ход ООД:

Звучит шум морского прибоя.

Воспитатель:- Ребята, прислушайтесь. Что это за шум?

Дети:- Это шумит море.

Воспитатель:- Давайте, мы с вами сейчас закроем глаза и немного пофантазируем. Представьте, что мы оказались на берегу моря. Над головой у нас голубое небо с облаками, под ногами золотистый песок, а впереди – море. Как красиво вокруг!

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру: «Найди слова».

Найдите слова на небе (облака, птицы, ветер, тучи, самолет). Найдите слова в море (вода, волна, рыба, водоросли, шторм, краб, дельфин, корабль и др.)


Воспитатель:- В море живет много самых разных рыб. Есть рыбы съедобные для человека. Есть рыбы опасные.
Вспоминаем, какие части тела есть у рыб и для чего они им служат.

Ответы детей.

Воспитатель: У всех рыб есть хвост. Он служит им рулем. Еще у рыб есть плавники. Как вы думаете, для чего рыбам плавники? Само слово вам подскажет.

Ответы детей.

Воспитатель: Плавники нужны рыбам для того, чтобы плавать. Конечно же, у рыб есть глаза. Для чего нужны глаза? 

Ответы детей.

Воспитатель: Тело рыб покрыто пластинками — чешуей.

Физминутка:

Море волнуется раз, море волнуется два,

Море волнуется три, как рыбки плывут, покажи! (ноги на ширине плеч, покачивание, руками вправо-влево, изображая волны)

Рыбки плавали, ныряли в голубой морской воде.

То сойдутся-разойдутся, то зароются в песке (руки перед грудью со сложенными ладонями, бег врассыпную, наклоны, приседание).

Воспитатель:- Ребята, я предлагаю вам слепить своих красивых рыб, осьминога, морскую звезду и поместим их в наш  аквариум. Что еще можно слепить для нашего аквариума, чтобы он был красивым? 

Ответы детей.

Воспитатель: (камушки, водоросли, чтобы рыбкам было, где спрятаться)

Рассматриваем с детьми двух игрушечных (разных по пропорциям.) рыбок. Уточняем название формы тела рыбок (овальное). Вспоминаем и рассказываем, как лепить рыбок, как сделать хвост, плавники, выкладывая рядами, одну за другой. После того, как дети слепили рыб, водоросли, камушки, приступают к прикреплению.

Выполнение работы детьми под фоновую музыку.

Итог занятия:

 Воспитатель: Ребята, вам нравятся получившиеся рыбки ваших товарищей?

Ответы детей.

Воспитатель: Какие именно рыбки  вам понравились? Почему они вам понравились? А что было бы, если бы нам золотая рыбка предложила исполнить наши желания? О чем бы вы попросили рыбку? Подумайте!

Конспект организованно- образовательной деятельности.

«Художественно- эстетическое развитие». Рисование.

Тема: «Все сосульки плакали»

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество» (рисование), социально- коммуникативное, «Музыка».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкально- художественная, познавательно - исследовательская, продуктивная.

Цели деятельности педагога: Учить детей передавать в рисовании образ сосульки; рисовать предметы, состоящие из линий (вертикальных). Продолжать учить детей пользоваться красками и кистью. Закреплять знания детей о временах года, уточнить у детей представление о весне через иллюстрации. Развивать связанную речь, чувственность к живой и не живой природе. Умение отвечать на вопросы.

Материалы и оборудование: иллюстрации на тему весна, схема сосульки, солнышко, кисти, гуашь белого цвета, стаканы с водой, листы бумаги голубого цвета, салфетки, образец рисунка.

Содержание организованной деятельности детей.

1.Организационный момент.

В группе стоит стенд с иллюстрациями весеннего пейзажа. Дети  входят.  Педагог: Ребята сегодня у нас гости. Давайте подарим им свои улыбки, и  поприветствуют, и проходят на стульчики. Сейчас я предлагаю вам отгадать загадку. Приходит с добром, веет теплом.

                                          Светом солнечным красна

                                          А зовут ее (Весна).

Посмотрите, дети, какие иллюстрации я для вас приготовила. А какое сейчас время года?

Ответы детей.

Педагог: правильно  (весна)  А что бывает весной? 

Ответы детей.

Педагог: (Тает снег, бегут ручьи). Весной прилетают птицы. (Грачи,  соловьи, скворцы) просыпаются животные. (Медведи, барсуки,  ежи) Весной распускаются листочки, появляются первая трава, цветы (подснежник). Весной ярко светит солнце и с крыш домов свисают сосульки.

2. Пальчиковая игра «Капельки».

Педагог (Ребята представьте, что ваши пальчики это  сосульки поиграем в игру).

Кап-кап, весенний день.

Кап-кап, звенит капель.

Кап-кап капельки

Кап-кап капают

3. Показ воспитателя приёмов рисования.

 Педагог. А сейчас ребята попробуем нарисовать сосульки.

Сначала  рассмотрим, из чего состоит сосулька?  (из линий).  Как мы рисуем линию?

(Дети рисуют вместе с воспитателем в воздухе прямую линию сверху в низ)

Педагог. Каким цветом будем рисовать сосульку?

Ответы детей. (Белым).

Педагог. Рисовать мы будем красками, поэтому нам  нужна наша помощница – кисточка. Что мы должны сделать сначала?

Ответы детей (намочить кисть).  

Педагог. Что делаем потом?

Ответы детей. 

Педагог. (Обмакнуть кисть в краску). Вот теперь можно рисовать красивые сосульки. (Проводит по листу бумаги прямые линии).  Посмотрите, какая сосулька у меня получилась.

4.Рисование.

Ну а теперь ребята  я превращаю вас в маленьких художников и предлагаю вам самим  нарисовать сосульки.

Для рисования у нас подготовлена краска. Назовите ее цвет.

Ответы детей (белый).

Дети выполняют рисунок под музыку П.Чайковского. «Сладкая  греза».

Воспитатель контролирует приёмы работы, оказывает  помощь детям, испытывающим затруднения.

5. Рефлексия.

Воспитатель: Давайте полюбуемся,  какие замечательные  сосульки у нас получились.- Вы молодцы! Отлично справились  с заданием. Устали немного.

Ответы детей (Да).

Педагог. Ой, посмотрите, вы так красиво нарисовали,  что солнце заглянуло к нам, и приглашает  вас потанцевать. Давайте потанцуем. 

Дети выходят на середину ковра.

Педагог. Показывает движения. Дети повторяют.

Танец «Смотрит солнышко в окошко»

                                 

                                      Прогулки.

Прогулка 1.

Наблюдение за снегопадом.

Цель: формировать представление о разнообразии состояния воды.

Ход   наблюдения.

Во время снегопада предложить детям рассмотреть снежинки, падающие на одежду. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую большую снежинку, затем самую маленькую, рассмотреть их. Предложить малышам вытянуть руку и поймать снежинку. Снежинка на руке растаяла. Предложить детям вытянуть руку в варежке, а как только сядет снежинка — подуть на нее: пусть летит.

Трудовая деятельность.

Строительство домика для зайки. Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место.

Подвижные игры «Зайка беленький сидит», «Мороз — красный нос».

 Цель: учить выполнять действия по указанию взрослого.

Выносной материал: Лопатки, совочки, метелки, формочки для снега, клеенки для катания с горки.

Прогулка 2.

 Наблюдение за сосульками. Цели: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
Ход наблюдения, Что растет вниз головой? (Сосулька.) Обратить внимание, что сосульки образуются на солнечной стороне. Почему? С южной стороны снег подтаивает и стекает капельками, сосульки не успевают, упасть и замерзают. Вырастает сосулька в морозную погоду, а в теплую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда  капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»?

Сосулька — замерзшие капельки воды, превратившиеся в лед. Предложить посмотреть вокруг через сосульку.

Сели дети на карниз и растут все время вниз? (Сосульки.) Почему сосульки «растут» кончиком вниз? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон: «Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

Трудовая деятельность Расчистка дорожек от снега. Цель: учить работать сообща, помогать друг другу.

Подвижные игры « Брось дальше», «Подбрось и поймай». Цель: улучшать координацию движений.

Выносной материал Лопатки, формочки, ведерки.

Конспект по экспериментированию "Водичка-водичка" (игровая ситуация.)

Цель: Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Образовательные: - обучать детей навыкам экспериментирования с водой,

- формировать представления детей о свойствах воды,         

 - активизировать словарь детей (горячая, теплая, холодная).

2. Развивающая: - развивать речь детей посредством общения.

3. Воспитательная - воспитывать бережное отношение к растениям.

 Познавательное развитие: совершенствовать навык ранее полученных знаний у детей о свойствах воды (горячая, холодная) развивать умение организовывать свою деятельность;

Социально – коммуникативное развитие: развивать логическое мышления путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

закреплять в речи детей слова: горячая, холодная;

 Методы и приемы:

игровой, сюрпризный момент – приход гостя, показ, сравнение, вопросы, экспериментирование.

Формы деятельности: беседа, ситуативный разговор, наблюдение, исследование объектов окружающего мира.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская, игровая.

Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.

 Оборудование: цветы, игрушка- кукла, ведерки для воды, лейки,  таз для воды, магнитофон с записью песни,  центр «Вода - песок».

 

Ход ООД:

Воспитатель  с детьми сидят  на стульчиках.

Воспитатель. Чем мы  моем ручки  каждое утро?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно. (Водой). Чем моем посуду  в группе?

Ответы детей.

Воспитатель. (водой)

Когда мы хотим пить, что мы наливаем в бокал?

Ответы детей.

Воспитатель. (воду)

Стук в дверь.- А кто к нам в гости пожаловал? Кукла Катя!

Кукла Катя принесла нам красивые ведерки. Да ведерки не пустые, в них что – то налито? А, что  в них можно налить?

Ответы детей.

Воспитатель. (воду)

Воспитатель подводит детей к центру «Вода - песок». Куда кукла Катя налила  воду?

Ответы детей.

Воспитатель (Ведерко).

А, какая она, потрогайте. Дети трогают ведро с  водой, какое ведерко?

 Ответы детей.

Воспитатель (Горячее.) А, какая вода в этом ведерке?

Ответы детей. (Холодная)

Воспитатель. А, мы сможем помыть руки горячей водой  

 Ответы детей. (Нет) .

Воспитатель. Горячей водой мы обожжем наши ручки.

А холодной водой можем помыть руки?

Ответы детей. (Нет).

Воспитатель. А почему?

Ответы детей.  (Можно заболеть).

Воспитатель. А давайте добавим в  холодную воду горячую?  Какая вода стала?

Ответы детей (теплая).

Воспитатель. Теперь мы можем  помыть ручки  теплой водой?

  Ответы детей    (да).

Воспитатель. Давайте прочитаем потешку о воде: 

Тра-та-та, тра-та-та,

Льётся с крана вода,

                                                  Холодная, горячая,

И вся она приятная!

 
А еще  у нас в группе заболели цветы, чтоб их вылечить нужно их полить. Чем их будем поливать?

 Ответы детей     (Водой) .

Воспитатель. Поливать их будем  теплой водой. Горячая вода не нужна нам и холодная вода не нужна. Теперь берем лейки, наполняем их водой и поливаем наши цветы. (Дети с воспитателем поливают цветы). Теперь наши цветы будут здоровыми.

 Ой, да наши цветочки  выздоровели и расцвели, они рады, что мы их вылечили! А еще  цветочки хотят, чтобы мы с танцевали с ними. ( Танец с цветами).

Ребятки  давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии.

 Ответы детей.   

Воспитатель. (Правильно. Лечили цветы, поливали).

Воспитатель. А какой водой, нужно поливать цветы?

Ответы детей.  (Теплой).

Воспитатель. А у нас какая была вода?

Ответы детей.     (Горячая, холодная и теплая.)

Развлечение «Водичка, водичка…»

Цель: создание условий эмоционально положительного настроения у детей.

Задачи: 

Образовательные.

- ознакомление и закрепление свойств воды;

- учить разгадывать загадки

- способствовать расширению знаний в различии названий основных цветов. (Красный, желтый, зеленый, синий);

Развивающие.

- способствовать развитию речи, как средству общения;

- развивать подвижность кистевого сустава;

- развивать дыхание;

- развивать познавательную деятельность;

Воспитательные.

- воспитывать бережное отношение к воде.

Оборудование:

- тазики с водой;

- гуашь, кисточки;

-  зонтик;

- маски Капелька, щука;

- баночки или одноразовые стаканчики, соломинки по количеству детей;

- маленькие мячики;

- полотенца;

ХОД РАЗВЛЕЧЕНИЯ

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку

Все говорят – она течет.

 Все говорят – она играет.

Она всегда бежит вперед,

 Но никуда не убегает.

 (Вода).
Воспитатель: Что это?

Ответы детей.

Воспитатель: А где живет водичка?

Ответы детей.

Появляется капелька.

Капелька: Здравствуйте, ребятишки, я - Капелька. Живу я на тучке в небе. У вас тут так весело, что я захотела спуститься,  к вам поиграть с вами.

Капелька: А вы знаете про воду стихи?

Ответы детей.

Капелька: А вы любите играть? А играть с водой?  

У меня 2  баночки – одна с водой, другая пустая.  Давайте  переливать воду из одной баночки в другую. Стараемся, чтобы не пролить водичку. Как у вас хорошо получается. Вода льется, течет, она жидкая…Вода течет в ручейке, в речке, из крана. Вода чистая, прозрачная, можно мыть руки, посуду, стирать белье.

Игра «Пузыри».

Воспитатель: А теперь я вам дам соломинки, и мы будем дуть в нее, получаются пузырики. Только воду пить нельзя.

Воспитатель: А кто живет в воде?

Ответы детей.

Воспитатель: Представьте, что ваши ладошки маленькие рыбки. Пусть они поплавают.

Включается музыка, дети делают волнообразные движения.

Капелька: А сейчас мы с вами поиграем в  игру «Тонет – не тонет». Мы с вами будем проверять, тонет или нет вот эти предметы.

Капелька: Ребята, хотите,  я вам покажу фокус.

Какая у меня в баночке вода.

Ответы детей

Капелька: А теперь говорим волшебные слова и смотрим, что у нас получилось (не заметно из пипетки добавить зеленки) Какого теперь цвета водичка?

А вы хотите попробовать?

Ответы детей.

Воспитатель: А как это можно сделать?

Ответы детей.

Воспитатель: Смотрите на столе у нас стоят краски и кисточки, как можно с их помощью изменить цвет воды?

Ответы детей

Капелька: Какие вы молодцы. А какие цвета у вас получились?

Ответы детей.

 Капелька: Ой, как ярко светит солнышко, а когда так ярко солнышко светит, я улетаю на тучку. Но когда снова пойдёт дождик. Я опять к вам прилечу вместе со своими сестричками. До свидания.

Воспитатель: давайте поиграем.

Игра «Солнышко и дождик».

                                                                                           

                                                                                             Приложения 2.

                            Хрестоматийный материал.

Стихи про воду.

 

Ай, лады, лады, лады. Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Знаем, знаем, да- да- да. Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку._По - нем - ножку.
Лейся, лейся, лейся._По - сме- лей —
Настя, умывайся веселей!

Мы пойдём купаться. И в воде плескаться:
Брызгаться, резвиться,
Будет Настя мыться.
Мы помоем ножки. Нашей милой крошке,
Вымоем ручонки
Маленькой Настёнке,
Спинку и животик,
Личико и ротик —
Чистая какая
Доченька родная!

Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была. Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка. Умыть Настино личико.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Буль, Буль, Буль, карасики.
Моемся мы в тазике.
Рядом лягушата,
Рыбки и утята.

Шла баба из-за моря,
Несла кузов здоровья,
Тому-сему помаленьку,
А …(имя), весь кузовок! (поливаем водой)

 

Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.

Хлюп-хлюп ручками,

Полон мыла таз.

Ты не трогай, Машенька,

Мыльной ручкой глаз.

А водичка булькает,

А водичка пенится,

Машенька помоется,

Причешется, оденется.

Настенька, пойдём купаться.
Будешь в водичке с мамой плескаться!

Аккуратные зайчата

Лапки?

Мыли.

Ушки?

Мыли.

Хвостик?

Мыли.

Всё помыли.

И теперь мы чистые

Зайчики пушистые

Вода текучая,
Дитя растущее.
С гуся вода,
с Никиты худоба.
Водичка вниз,
А Никитушка вверх!

Загадки про воду.

 

Два братца. В воду глядятся,
Ввек не сойдутся.
(Берега)

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама. Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды).

Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке. Узнаете меня.
(Ручеек).

 В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.

(Река).

 Кругом вода, а с питьем беда.

(Море).

Течет-течет — не вытечет; бежит-бежит — не выбежит.

(Река)

Нет ног, но на месте она не стоит,
Ложе есть, но не спит,
Не котел, но бурлит,
Не гроза, но гремит.
Нет рта, но она никогда не молчит.
(Река)

 Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь. И ногами не пройдешь.
(Болото)

 Не море, не земля,
Корабли не плавают,
А ходить нельзя.
(Болото).

  По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит.   (Лужа).

                                                                                                           Приложение 3.  

                                Картотека  игры с водой.

Игра-экспериментирование «Ветер и лодочки».

 Взрослый дает каждому ребенку лодочку, предлагает пустить их в озеро. Дети изображают ветер, дуют каждый на свою лодочку. Таким образом создается ситуация для экспериментирования: можно ли дуть на свою лодочку, не определив всем вместе направление ветра? Сначала дети выполняют это действие без договоренности о том, в какую сторону они будут дуть. Ситуация анализируется. Дети определяют направление ветра, то есть начинают дуть синхронно в одну сторону. Затем взрослый предлагает детям поменять направление ветра. Если дети не могут самостоятельно договориться о направлении ветра, то взрослый помогает им.

В ходе этой игры взрослый обращает внимание на формирование правильного (диафрагмального) дыхания.

По окончании игры дети вытирают руки и ложатся на коврики-полотенца, звучит спокойная мелодия, дети закрывают глаза  о направлении ветра, то взрослый помогает им.

Собери большие и маленькие камешки.

Ребенок и взрослый подходят к столу-ванне, наполненной водой. В ванне находятся большие и маленькие камешки. Взрослый предлагает ребенку достать сначала большие камешки, а потом маленькие и сложить их в миску. Усложняя игру, можно предложить ребенку складывать большие камешки в одну миску, маленькие — в другую.

Аналогичное задание можно проводить, используя дополнительные предметы-орудия (сачок, ложку и т. д.).

Выкупаем куклу.

Оборудование и материалы: кукла-голыш, стол-ванна с двумя емкостями с водой (в одной емкости куклу моют, в другой — ополаскивают), мыло, мочалка, полотенце, халатик для куклы.

Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они будут купать куклу. Вместе они уточняют название, свойства и назначение предложенных предметов:

В чем мы будем купать куклу Машу?

Что нальем в ванну?

Какая нужна вода?

Что нам нужно для купания куклы?

Затем вместе с ребенком взрослый наливает воду в одну из емкостей и сажает туда куклу. Все действия сопровождаются с ответствующими речевыми высказываниями. Взрослый предлагает ребенку помыть куклу, последовательно выполняя действия и уточняя по ходу игры, что он делает. Затем он просит ребенка поместить куклу в другую емкость и ополоснуть ее, затем тщательно вытереть полотенцем и надеть на куклу халат.

Если ребенок хорошо освоил игру, то в следующий раз можно предложить ему помыть куклу самостоятельно.

Игра со струей воды. Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом – столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Водопад. Для этой игры вам пригодятся любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит».

Окрашивание воды. Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив, концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Тонет – не тонет. Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

Маленький рыбак.
Мелкие предметы бросают в бассейн или тазик. Это будут рыбки. Малышу выдается «удочка» – половник с длинной ручкой, которой он будет вылавливать рыбок. Можно также половить рыбок «сачком» – для этого подойдет дуршлаг или сито.

С места на место.
Помещаем мелкие пластмассовые шарики в воду. Задача малыша – выловить ситечком с длинной ручкой все шарики и переложить их в пустую пластмассовую миску, которая плавает рядом.

Пузыри. Следует научить малыша пускать пузыри в воду. Взрослому необходимо сначала показать ребенку, как можно это сделать, чтобы он попытался сделать то же, а потом наблюдал за пузырьками. Это может стать элементом обучения малыша нырянию и плаванию, если у родителей нет возможностей проводить с ребенком занятия в бассейне. Сначала можно просто выдувать воздух через рот, опуская голову в воду, затем попробовать делать это через трубочку или шланг. Такие игры доставляют малышу ни с чем несравнимое удовольствие.

Выжми, мочалку.
Взрослый дает ребенку губку и просит наполнить водой миску, которую он держит в руках. Но сделать это надо только с помощью губки, набирая воду и отжимая потом в миску.

Много, много пены.
Взрослый выливает немного детской пены в бассейн, где находится малыш. С помощью венчика или собственных рук малыш взбивает пену.

Поймай,  льдинку
Взрослый опускает в миску с теплой водой 5-10 небольших льдинок. Наблюдаем за ними, рассказываем о свойствах воды.

Учимся измерять. Для игры понадобится небольшая мисочка или кувшин, а также черпак. Взрослый просит заполнить миску водой, используя черпак. Для сравнения лучше взять разные по вместимости миску и кувшин.

Поиск сокровищ. Дайте ребенку несколько игрушек, которые он должен рассмотреть и ощупать, а затем опустите их в бассейн. Завяжите малышу глаза и предложите ему отгадать, какую игрушку он нащупал рукой в воде.

        

Пальчиковая игра «Рыбка плавает в водице».

Логоритмические упражнения «Водичка, водичка умой мое личико…».

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Через ручеек».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация экологического проэкта " Лаборатория неживой природы"

опыты и эксперименты с водой, воздухом и весом....

Экологический проект Тема: «Лаборатория неживой природы»

Проблема Как познакомиться с неживой природой? Цель проекта Формировать представления у детей о необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.  Задачи проекта 1. Формировать и...

Экологический проект "Лаборатория неживой природы"

В проекте описывается познавательная, исследовательская деятельность детей  средней группы детского сада....

Экологический проект «Лаборатория неживой природы»

В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально,  так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно- технического прогресса стоит особенно остро.Главн...

Презентация экологического проекта «Лаборатория неживой природы»

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся жив...

Экологический проект «В гостях у ЭкоСовы: лаборатория неживой природы» (средняя группа)

Данный экологический проект рассчитан на год и включает несколько подпроектов. Статья содержит паспорт проекта,  а также перспективное планирование деятельности с детьми по развитию экологической...