Игры с кругами Луллия
материал
«Игры с кругами Луллия»
Выполнила:
воспитатель МАДОУ Детский сад №7 г. Ишим
Проскурякова А.Ю.
Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.
На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают Указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов . На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.
Основная цель: Развитие познавательных интересов ребенка.
Пособие позволяет решать задачи:
- Развивать творческое мышление дошкольника.
- Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления.
- Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.
«Круги Луллия» является великолепным средством, отвечающим этим требованиям. Во-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей:
- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).
- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;
- художественно-эстетическое развитие: театрализованная деятельность, создание замысла;
- физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.
Во-вторых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.
В-третьих, позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.
В-четвертых, формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.
В-пятых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
В своей деятельности, я представляю детям Круги Луллия (технология ТРИЗ) как чудесные кольца или загадочные круги. В работе использую четыре типа заданий.
1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяю картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.
2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагаю сочинить фантастический рассказ или сказку.
4-й тип: «Реши проблему». В фантастических сказках с героями происходят разные истории. Учу ребенка формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению.
Инструктаж о последовательности работы в группе.
- Перед началом работы повторяю этапы совместной работы в группе.
- При решении задач в играх, воспитанники, должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные их предложения.
Для детей 3-4 лет можно использовать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.
Игры с «Кругами Луллия» можно разделить на три типа:
- Игры на подбор пар: «Найди, где живет и чем питается», «Назови детеныша».
- Игры с элементами случайности в установке колец: Д/И «Уменьшаем и увеличиваем» Д/И «Найди по форме и назови сколько».
- Игры на развитие творческого воображения: Д/И «Чей детеныш?», Д/И «Времена года».
В своей практике я использую круги Луллия с играми: «Была война», «Ассоциации», «Цифры», «Пасха», «Покупай - ка», «Природа, человек, машина», «Размен», «Что из чего?».
В итоге хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематиация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_proskuryakova_a.yu_.docx | 17.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры с кругами Луллия
Необычный подарок
Цель: учить детей определять части объектов . Побуждать к объяснению практической значимости необычной части.
Содержание и методические рекомендации
Круги Луллия, состоящие из 2 дисков.
На 1- изображения объектов .
На 2- части этих объектов.
Реальное задание (Р.З.): посмотри, какой объект под стрелкой, и найди его часть на втором.
Фантастическое задание (Ф.З): раскрути круги и посмотри, какой объект попал под стрелку и какая часть ему теперь присуща.
Пр: под стрелкой здание и крылья от самолёта. Предложить детям придумать историю о том, как дом научился летать.
(Рекомендуется с 4 лет)
Парад волшебников
Цель: закрепить знание текстов знакомых сказок. Учить детей изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.
Содержание и методические рекомендации
Круги Луллия, состоящие из 3 дисков.
1- Картинки сюжетов из знакомых сказок .
2- Изображение любых объектов из этих же сказок.
3- Картинки с изображением Волшебников Деления, Объединения, Увеличения, Уменьшения, Наоборот, Оживления, Окаменения, Замедления минут.
Р.З.: посмотри, из какой сказки оказался сюжет под стрелкой. Вспомни героев сказки или предмет из неё, подбери волшебника.
ПР: «Сказка о рыбаке и рыбке» . Герой- золотая рыбка. Волшебник Объединения. Рыбке добавлено свойство говорить.
Ф.З: раскрути и посмотри какое сочетание получилось.
ПР: картинка с сюжетом из сказки «Три поросёнка» совпала со сковородой из сказки «Федорино горе» и изображением волшебника Уменьшения. Как поросятам поможет сковорода справится с волком?
(Рекомендуется с 5 лет)
Необычное место
Цель: учить детей: обозначать места, в которых происходили события , описанные в литературных произведениях; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.
Содержание и методические рекомендации
1 круг – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болото, лес, сад, море и т.д.)
2-дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев.
Р.З.: выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет.
ПР: герой-черепаха Тортилла живёт в болоте
Ф.З: посмотри, сюжет из какой сказки оказался под стрелкой, назови героя и его новое место действия..
ПР: золотая рыбка в лесу
(Рекомендуется со среднего возраста)
Черта характера или свойство
Цель: учить детей: определять черту характера или свойство литературного героя;
Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.
Содержание и методические рекомендации
1 круг – с изображением литературных героев.
2- схематично обозначены черты характера или свойства.
Р.З.: объедини героя с его основным свойством или чертой характера.
ПР: старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» - жадная.
Ф.З: посмотри, герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой, перечисли черты его характера. Объедини героя с новой чертой характера. Расскажи, как изменится сказка.
ПР: Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым…
(Рекомендуется со среднего возраста)
Необычное время
Цель: учить детей: определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературном произведении;
Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены времени действия.
Содержание и методические рекомендации
1 круг – с изображением частей суток, времён года.
2-дети сами заполняют картинками с изображением сказочных героев.
Р.З.: выбери героя, вспомни название сказки и определи время происходящего.
ПР: приключения Буратино происходят летом.
Ф.З: посмотри, герой, из какой сказки оказался под стрелкой. Расскажи о действиях героя в другом времени.
ПР: действие сказки «Дюймовочка» происходит зимой…
(можно использовать жизненные ситуации, ПР Р.З: мальчик лепит снеговика зимой
ПР Ф.З.: зимой дети купаются в реке)
(Рекомендуется со среднего возраста)
Математические круги
Цель: упражнять детей в узнавании знакомых цифр, в вычленении частей объекта, прямом счёте в пределах 10-ти.
Содержание и методические рекомендации
1 круг –карточки с цифрами от 1 до 8.
2-ипредметные картинки с ярко выраженными частями в соответствии с цифрами (1 мяч, заяц с 2-мя ушами)
Р.З.: подобрать картинку в соответствии с цифрой.
Ф.З: раскрути круги и посмотри, что произошло.
ПР: что будет, если у зайца будет 4 уха…
(Рекомендуется со среднего возраста)
Необычный букварь
Цель: упражнять детей в словообразовании на основе сочетания букв и слогов, учить создавать новые слова, формировать представление, что у каждого слова есть своё лексическое значение.
Содержание и методические рекомендации
1 и 3 круг – согласные буквы
2-гласные.
Р.З.: составить слог или слово из трёх букв
Ф.З: составить несуществующее слово
(Рекомендуется со старшего возраста)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры ТРИЗ. Круги Луллия
Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ...
Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия)
Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия) состоит из 4 кругов разного диаметраЦель игры: Формировать представление о временах года и умение сопоставлять изображения (картинки, символы, пента...
Дидактические игры с кругами Луллия
Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Начать использовать их в работе с детьми лучше с 4-го года жизни. В этом возрасте целесообразнее брать 2 круга с 4-мя с...
Презентация "Игры с кругами Луллия"
Презентация по обобщению опыта работы с пособием "Круги Луллия" с детьми дошкольного возраста....
Дидактические игры с кругами Луллия.
Кольлца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов детей (предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для испол...
Буклет "Игры с Кругами Луллия" (ТРИЗ технология)
Буклет "Игры с Кругами Луллия" (ТРИЗ технология) для воспитателей детских садов...
Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"
Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"...