Игры с кругами Луллия
материал

Проскурякова Анна Юрьевна

«Игры с кругами Луллия»

                                                     Выполнила:

  воспитатель МАДОУ Детский сад №7 г. Ишим

                                                     Проскурякова А.Ю.

Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учреждениях. Это пособие вносит элемент игры, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.

        Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 в., Италия) и получила название «Круги Луллия». В XIII веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказывается, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи и интеллектуально-творческих способностей у детей. «Круги Луллия» — это что-то вроде компьютера, только для слов. Простота конструкции позволяет применять ее даже в детском саду. А эффект огромен — познание языка и мира в их взаимосвязи.

На стержень нанизывается 2 круга разного диаметра. Сверху устанавливают Указатель ограничитель или стрелку. Все круги разделяют на одинаковое число секторов . На них располагают картинки (рисунки, предметы окружающего мира). Круги и стрелка свободно двигаются независимо друг от друга. По желанию можно получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы, несовместимые объекты.

Основная цель: Развитие познавательных интересов ребенка.

Пособие позволяет решать задачи:

- Развивать творческое мышление дошкольника.

- Формировать ассоциативность, диалектичность и системность мышления.

- Постепенное расширение и углубление познавательных интересов; обогащение опыта ребенка; насыщение знаний о различных областях действительности.

«Круги Луллия» является великолепным средством, отвечающим этим требованиям. Во-первых, способствет интеллектуальному развитию дошкольников и обеспечивает интеграцию образовательных областей:

- социально-коммуникативное: развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др).

- речевое развитие: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной речи, развитие речевого творчества;

- художественно-эстетическое развитие: театрализованная деятельность, создание замысла;

- физическое развитие: крупная и мелкая моторика обеих рук, координация движений.

Во-вторых, позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре), так как процесс работы с кольцами Луллия сопровождается игрой.

В-третьих, позволяет воспитаннику проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, занятии, общении и др.

В-четвертых, формирует у детей познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества.

В-пятых, объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

В своей деятельности, я представляю детям Круги Луллия (технология ТРИЗ) как чудесные кольца или загадочные круги.   В работе использую четыре типа заданий.

1-й тип: «Найти реальное сочетание». Под стрелкой объединяю картинки, формирующие реальную картину мира. Дети составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы.                                                                                             

2-й тип: «Объясни необычное сочетание». При раскручивании кругов дети рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия.                                                                                                 

3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку». Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагаю сочинить фантастический рассказ или сказку.                                                                                        

4-й тип: «Реши проблему».   В фантастических сказках с героями происходят разные истории.  Учу ребенка формулировать проблему, выдвигать идеи по ее решению.                                                                                                                

Инструктаж о последовательности работы в группе.

- Перед началом работы повторяю этапы совместной работы в группе.

- При решении задач в играх, воспитанники, должны быть свободны в своих высказываниях. Приветствуются самые неожиданные их предложения.

 Для детей 3-4 лет можно использовать только два круга с 4 секторами на каждом. Для детей 4-5 лет – можно использовать два-три круга с 4-6 секторами. Дети 6-7-летнего возраста справляются с заданиями, в которых используется четыре круга с 8 секторами.                                                                    

Игры с «Кругами Луллия» можно разделить на три типа:

- Игры на подбор пар: «Найди, где живет и чем питается», «Назови детеныша».

- Игры с элементами случайности в установке колец: Д/И «Уменьшаем и увеличиваем» Д/И «Найди по форме и назови сколько».

- Игры на развитие творческого воображения: Д/И «Чей детеныш?», Д/И «Времена года».

В своей практике я использую круги Луллия с играми: «Была война», «Ассоциации», «Цифры», «Пасха», «Покупай - ка», «Природа, человек, машина»,  «Размен», «Что из чего?».   

В итоге хочется отметить, что в результате работы с кругами Луллия дети научились группировать предметы по общим признакам, находить причинно-следственные связи между объектами; у детей происходит систематиация знаний об окружающем мире, развивается творческое воображение и мышление, обогащается словарный запас. А также воспитанники учатся свободно высказывать свои мысли и самостоятельно принимать решение проблемных ситуаций, фантазировать.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_proskuryakova_a.yu_.docx17.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   

Дидактические игры с кругами Луллия

Необычный подарок

Цель: учить детей определять части объектов . Побуждать к объяснению практической значимости необычной части.

Содержание и методические рекомендации

Круги Луллия, состоящие из 2 дисков.

На 1- изображения объектов .

На 2- части этих объектов.

Реальное задание (Р.З.): посмотри, какой объект под стрелкой, и найди его часть на втором.

Фантастическое задание (Ф.З): раскрути круги и посмотри, какой объект попал под стрелку и какая часть ему теперь присуща.

Пр: под стрелкой здание и крылья от самолёта. Предложить детям придумать историю о том, как дом научился летать.

(Рекомендуется с 4 лет)

Парад волшебников

Цель: закрепить знание текстов знакомых сказок. Учить детей изменять текст знакомой сказки в зависимости от новых волшебных предметов.

Содержание и методические рекомендации

Круги Луллия, состоящие из 3 дисков.

1-        Картинки сюжетов из знакомых сказок .

2-        Изображение любых объектов из этих же сказок.

3-        Картинки с изображением Волшебников Деления, Объединения, Увеличения, Уменьшения, Наоборот, Оживления, Окаменения, Замедления минут.

Р.З.: посмотри, из какой сказки оказался сюжет под стрелкой. Вспомни героев сказки или предмет из неё, подбери волшебника.

ПР: «Сказка о рыбаке и рыбке» . Герой- золотая рыбка. Волшебник Объединения. Рыбке добавлено свойство говорить.

Ф.З: раскрути и посмотри какое сочетание получилось.

ПР: картинка с сюжетом из сказки «Три поросёнка» совпала со сковородой из сказки «Федорино горе» и изображением волшебника Уменьшения. Как поросятам поможет сковорода справится с волком?

(Рекомендуется с 5 лет)

Необычное место

Цель: учить детей: обозначать места, в которых происходили события , описанные в литературных произведениях; изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены места действия.

Содержание и методические рекомендации

1 круг – картинки с изображением мест действия из различных сказок (болото, лес, сад, море и т.д.)

2-дети самостоятельно заполняют картинками с изображением сказочных героев.

Р.З.: выбери героя, вспомни название сказки и найди место, где разворачивается сюжет.

ПР: герой-черепаха Тортилла живёт в болоте

Ф.З: посмотри, сюжет из какой сказки оказался под стрелкой, назови героя и его новое место действия..

ПР: золотая рыбка в лесу

(Рекомендуется со среднего возраста)

Черта характера или свойство

Цель: учить детей: определять черту характера или свойство литературного героя;

Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены черт характера или свойств героя.

Содержание и методические рекомендации

1 круг – с изображением литературных героев.

2- схематично обозначены черты характера или свойства.

 Р.З.: объедини героя с его основным свойством или чертой характера.

ПР: старуха из сказки «О рыбаке и рыбке» - жадная.

Ф.З: посмотри, герой из какого литературного произведения оказался под стрелкой, перечисли черты его характера. Объедини героя с новой чертой характера. Расскажи, как изменится сказка.

ПР: Крот из сказки «Дюймовочка» стал щедрым…

(Рекомендуется со среднего возраста)

Необычное время

Цель: учить детей: определять временные рамки, в которых происходили события, описанные в литературном произведении;

Изменять текст знакомой сказки в зависимости от смены времени действия.

Содержание и методические рекомендации

1 круг – с изображением частей суток, времён года.

2-дети сами заполняют картинками с изображением сказочных героев.

 Р.З.: выбери героя, вспомни название сказки и определи время происходящего.

ПР: приключения Буратино происходят летом.

Ф.З: посмотри, герой, из какой сказки оказался под стрелкой. Расскажи о действиях героя в другом времени.

ПР: действие сказки «Дюймовочка» происходит зимой…

(можно использовать жизненные ситуации, ПР Р.З: мальчик лепит снеговика зимой

ПР Ф.З.: зимой дети купаются в реке)

(Рекомендуется со среднего возраста)

Математические круги

Цель: упражнять детей в узнавании знакомых цифр, в вычленении частей объекта, прямом счёте в пределах 10-ти.

Содержание и методические рекомендации

1 круг –карточки с цифрами от 1 до 8.

2-ипредметные картинки с ярко выраженными частями в соответствии с цифрами (1 мяч, заяц с 2-мя ушами)

 Р.З.: подобрать картинку в соответствии с цифрой.

Ф.З: раскрути круги и посмотри, что произошло.

ПР: что будет, если у зайца будет 4 уха…

 (Рекомендуется со среднего возраста)

Необычный букварь

Цель: упражнять детей в словообразовании на основе сочетания букв и слогов, учить создавать новые слова, формировать представление, что у каждого слова есть своё лексическое значение.

Содержание и методические рекомендации

1 и 3 круг – согласные буквы

2-гласные.

 Р.З.: составить слог или слово из трёх букв

Ф.З: составить несуществующее слово

(Рекомендуется со старшего возраста)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры ТРИЗ. Круги Луллия

Развитие творческого мышления дошкольников на основе ТРИЗ и РТВ...

Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия)

Дидактическая игра "Календарь" (круги Луллия)  состоит из 4 кругов разного диаметраЦель игры: Формировать представление о временах года и умение сопоставлять изображения (картинки, символы, пента...

Дидактические игры с кругами Луллия

Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги. Начать использовать их в работе с детьми лучше с 4-го года жизни. В этом возрасте целесообразнее брать 2 круга с 4-мя с...

Презентация "Игры с кругами Луллия"

Презентация по обобщению опыта работы с пособием "Круги Луллия" с детьми дошкольного возраста....

Дидактические игры с кругами Луллия.

Кольлца Луллия – это многофункциональная игра. Игра дает возможность обогатить условия для интеллектуального развития и познавательных интересов детей (предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для испол...

Буклет "Игры с Кругами Луллия" (ТРИЗ технология)

Буклет "Игры с Кругами Луллия"  (ТРИЗ технология) для воспитателей детских садов...

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"

Мастер - класс "Игры с Кругами Луллия"...