Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»
методическая разработка (младшая группа)

Валякина Надежда Борисовна

Работа по самообразованию педагога на тему «Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_innovatsionnyh_tehnologiy_v_nravstvenno.docx62.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ   «ДЕТСКИЙ  САД   №28 Г. ЧЕЛЯБИНСКА» (СП)

Работа по самообразованию педагога

«Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»

Разработчик:

Валякина Надежда Борисовна

                   (воспитатель,

I квалификационная категория)

г.Челябинск

 2019г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретический аспект формирования нравственно-патриотической личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи

1.1Формы и способы реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях ДОУ.

Выводы по главе 1

Глава 2. Использование инновационных технологий в нравственно- патриотическом воспитании.

2.1 Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Выводы по главе 2

Глава 3. Проектная деятельность во второй младшей группе (практический опыт)

Библиографический список

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

«…Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте.

И такой фундамент – это патриотизм…»

Владимир Путин

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного воспитания поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, богатого нравственно и духовно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке патриота и гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В.А.Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

В наши дни одно из направлений отечественной педагогики предполагает обращение к нравственным ценностям отечественного образования и воспитания. Это связано с необходимостью восстановления традиций, уклада жизни и форм национального опыта. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных; труд людей; традиции; общественные события.  Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразней показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Встает вопрос - как обеспечить и правильно организовать более плодотворную воспитательную работу в детском саду, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине?

Поэтому, наша тема самообразования в этом учебном году посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО с использованием инновационных технологий.

Понимая важность данной проблемы, мы поставили перед собой цель: повысить свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС ДО с использованием современных инновационных технологий.

Чтобы достигнуть определенного результата в нравственно - патриотическом воспитании, в своей работе планируем использовать новейшие методики и технологии для решения этой важной задачи. Причем такие технологии, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, мы подразумеваем: проектную технологию, музейную педагогику, информационно - компьютерные технологии.

Для достижения цели, мы наметили пути решения следующих задач:

1. Повысить теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, пособий по вопросам нравственно-патриотического воспитания дошкольников; через посещение занятий, семинаров, МО и т. п. как в детском саду, так и на городском, окружном и областном уровне.

2. Провести анкетирование родителей и педагогов по теме «Патриотическое воспитание ребенка в условиях ДОУ и семьи»

3. Проанализировать условия, созданные в детском саду по нравственно-патриотическому воспитанию детей с использованием инновационных технологий;

4. Разработать (подобрать материалы) и применить на практике:

- методические рекомендации для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС ДО»;

- консультацию для родителей «Патриотическое воспитание в семье», папка-передвижка «Азбука нравственности»;

- перспективно-тематический план на 1 год по нравственно-патриотическому воспитанию младших дошкольников;

- оформление тематической выставки в методическом кабинете «Нравственно-патриотическое воспитание» (картотека дидактических и мультимедийных игр для детей, художественная литература, пособия);

- круглый стол для педагогов «Растим детей патриотами».

5. Провести самоанализ и подготовить творческий отчет о проделанной работе на итоговом педсовете.

Глава 1 Теоретические аспекты формирования нравственно-патриотической личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Ещё древние философы говорили: “Чтобы стать патриотом, важно стать хорошим человеком!” Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Патриотическое воспитание дошкольников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». (Д. С.Лихачёв)
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории.
Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край - так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. А чувство патриотизма - важная часть духовно-нравственного развития человек. Что же такое патриотизм?
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная, но и чрезвычайно сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного и даже младшего школьного возраста. Однако эта сложность возникает именно в том случае, когда делается попытка переносить на детей «взрослые» показатели проявления любви к отечеству. Дошкольный же возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Чем моложе ребенок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям и манерам, основывая все преимущественно на привычке.

Очень важно приобщение ребенка к культуре своего народа, к наследию предков. Это воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем. Для дошкольника Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Поэтому профессиональное взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в ФГОС. Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

1.1Формы и способы реализации нравственно-патриотического воспитания в условиях ДОУ.

Воспитание детей осуществляется ежесекундно: на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу. Любовь к Отечеству начинается с любви к малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным поселком, городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родной стране. Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительных качеств личности. Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они:

 - граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной,  местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город - часть большой страны, а дети – жители России, ее граждане. Гражданин - житель страны, который признает ее законы, правила поведения, потому что он любит свою страну.

Главной целью ДОУ в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами для реализации нравственно-патриотического воспитания являются:

- Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- Формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- Воспитание уважения к труду;

- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- Формирование элементарных знаний о правах человека;

- Расширение представлений о городах России;

- Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время проведения НОД, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, мы строим свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- Деятельностный подход;

- Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. Тематика, которой мы придерживаемся следующая: «Моя семья», «Моя улица», «Мой детский сад», «Мой город», «Моя страна». Работа по каждой теме должна включать ООД, игры, экскурсии, НОД, а по некоторым темам - праздники. В работе по нравственно- патриотическому воспитанию используются такие методы:

- целевые экскурсии;

- наблюдения, позволяющие видеть трудовую жизнь людей;

- рассказ, объяснения в сочетании с показом нужных объектов и непосредственном наблюдении детей;

- беседы с детьми о родном городе, районе, о Челябинске;

- использование детских художественных произведений, слайдов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение);

- разучивание с детьми песен, стихов, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

- знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством;

- наблюдение окружающего мира, стимулирующее детское художественное творчество;

- привлечение детей к посильному общественно-полезному труду в ближайшем для детей окружении;

- поощрение детей за инициативу и стремление самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к общественному имуществу, за добросовестное выполнение поручений, за хорошее поведение в общественных местах;

- личный пример педагога.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (что было, что сейчас), вопросы, индивидуальные задания. Важно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т. п. Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью (интегрированный подход). Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы НОД. Например, в игре «Магазин сувениров» ребенку предлагается определить: из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в «поездки и путешествия».

Особое место в патриотическом воспитании отводится фольклору. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Дети очень чутки к меткому народному слову. Они используют в своей речи отдельные образные выражения, заимствованные из фольклора, запоминают и с удовольствием читают потешки, загадывают загадки. Уместно прочитанная потешка, загадка, считалка улучшают настроение детей, вызывают улыбку у загрустившего ребенка, успокаивают плачущего. Малыши очень любят народные игры под песенное сопровождение. Большой интерес вызывают у детей и предметы декоративно-прикладного искусства. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. «Охранять природу – значит охранять Родину» (М.Пришвин).

Патриотическое воспитание начинается с первых дней ребенка. Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остается навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно наполнить восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, пробудить в детях чувство любви к Родине. Заставить любить Отечество нельзя, любовь надо воспитывать.

Выводы по главе 1

Подводя итог, нужно сказать, что работа по патриотическому воспитанию дошкольников должна вестись ежедневно. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.

 Воспитатель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Если дети будут чувствовать и видеть, что их воспитатель на деле, а не на словах любит свою страну, то они будут верить ему, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло.

На наш взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Глава 2. Использование инновационных технологий в нравственно- патриотическом воспитании.

Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала  центральное место в социальном заказе общества.

Глубокие социально экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют очередной раз задуматься о будущем России, о ее подрастающем поколении. В настоящее время смыты нравственные ориентиры, подрастающее поколение обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Дошкольный возраст – лучший период для начала формирования у ребенка чувства патриотизма.

Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине, а это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большую помощь в реализации задач по нравственно-патриотическому воспитанию оказывают инновационные технологии. Говоря об инновационных технологиях в нравственно- патриотическом воспитании, мы подразумеваем: проектную технологию, музейную педагогику, информационно - компьютерные технологии.

Стремление к исследованиям, поисковая активность - естественное состояние ребенка дошкольного возраста. Детям свойственна потребность в получении и переработке информации. Для ребенка исследовательская деятельность связана с неопределенностью, открытиями, эмоциональными переживаниями. Главное качество любого исследователя - уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности там, где другим кажется обычным. Юному исследователю необходимо уметь задавать вопросы и увидеть неожиданное. Для успешного формирования исследовательского поведения ребенка необходимо создавать такие условия, которые бы поощряли у ребенка стремление к открытиям, но при этом не давали бы готовых образцов, решений, а активизировали бы самостоятельную познавательно-практическую деятельность.

2.1 Инновационные формы работы по реализации нравственно-патриотического воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Музейная педагогика в ДОУ.

Решение задач нравственно-патриотического воспитания детей в ДОУ представляется возможным средствами музейной педагогики. С целью этого создаются условия для проявления активности детей, реализуется принцип интерактивности - приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и культуры через предметный мир («музей - лаборатория», «музей - театр», «музей - игровое пространство»). Такой подход в развитии дошкольников соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики - принципу синтеза интеллекта. Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика - область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями». Создание мини - музеев в ДОУ дает возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно - образовательной среды ДОУ - субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию.

Проектная технология.

 Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей. Особых усилий в период дошкольного детства требует процесс активного воспитания (при создании музейно - образовательного пространства в ДОУ, как одного из видов культурно - воспитательной развивающей среды - среды родного города) путем действенного познания.

В процессе создания модели музейно - образовательного пространства выделяют следующие средства музейной педагогики: художественные, социально - средовые, деятельностные.

Художественные средства - это фотографии, фотоальбомы, открытки, репродукции картин, печатные издания, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.

Социально - средовые средства  включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, коллекции домашнего музея); среду мини - музея группы, ДОУ; среду музеев города и области; субкультуру события в жизни ребенка. Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

- собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее группы, детского сада;

 - совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;

- экспериментальную деятельность - опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).

Значимость мини-музея достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и карты, подлинные предметы и вещи, слушают рассказы о боевых подвигах, песни военных лет, но и сами читают стихи, задают вопросы, беседуют. Ведь патриотические чувства возникают из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении детства. Важны способы погружения ребенка в знания и овладения им миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно - образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно-ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

Тематические акции.

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности родителей в деле гражданского образования и воспитания ребёнка. Основными целями проведения акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируются положительные отношения родителей к учреждению, растет потребность в организации семейного досуга.

В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: развитие ребёнка, трудовое воспитание, подготовка к семейной жизни. Поставленные задачи решаются через организацию занятий родительского лектория, конференций, дней открытых дверей, семейных праздников, часов общения. Традицией детского сада может стать проведение различных тематических акций совместно с родителями на различные темы: «Люблю тебя, мой край родной»; «Дворик моей мечты» (проекты оформления участков детского сада); «Баночное королевство» (изготовление учебных макетов); «Бабушкин сундук» (пошив мягкой куклы); «Сочиняем сказку вместе» (создание авторских сказок); «Игра моего детства» (изготовление и проведение игр родителями) и другие.

Метод проектов.

Изучив наследие педагогов-классиков (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.И. Вернадский) по проблемам патриотического воспитания, обратились к идеям американского педагога Д. Дьюи, которые отличаются целостностью подхода к процессу воспитания человека, живущего в демократическом обществе. Д. Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей: от выявления возможностей и прошлого опыта - к современному планированию и реализации намеченного. Использование данного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаем наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

- педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

- родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;

- дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

Информационно - компьютерные технологии.

Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования патриотического воспитания дошкольников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Важная роль принадлежит информационно-компьютерным технологиям. Они не заменяют традиционные формы и средства приобщения детей к истории и культуре родного края, а успешно их дополняют и восполняют. Сегодня уже нет сомнений в том, что детей необходимо приобщать к миру информационной культуры, начиная с дошкольного возраста. Многие дошкольники владеют компьютером, у них формируется новый тип восприятия информации. Компьютер уже доступен пониманию ребенка пятилетнего возраста. Внедрение в образовательный процесс новых информационных технологий наряду с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Поэтому в образовательный процесс можно включать видеолектории - организационную форму досуга с использованием специально подготовленного видеоматериала и игровых заданий. Тематика видеолекториев должна быть обширна, связана с реализуемыми темами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей. Так же в работе следует использовать компьютерные презентации, так как компьютерная презентация - удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Презентация дает возможность скомпоновать материал, исходя из индивидуальных, психических особенностей детей дошкольного возраста, темы, цели, структурных компонентов занятия. При этом соблюдается основной принцип дидактики - наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности. Цифровые ресурсы мобильны, активны. Такая подача материала для детей более интересна, необычна и эмоционально окрашена. Стоит отметить, что именно такого рода наглядность позволяет подчеркивать важные моменты повествования, показывать явления в процессе и т.д. Отбор содержания электронных образовательных ресурсов осуществляется в соответствии с существующими психолого-педагогическими и санитарно эпидемиологическими требованиями. Использование компьютера в дошкольном обучении возможно, необходимо и эффективно.

Выводы к главе 2.

Критериями эффективности проводимой в ДОУ работы по патриотическому воспитанию дошкольников с использованием инновационных технологий и ИКТ являются: положительная динамика личностного роста детей, повышение их информационной и краеведческой осведомленности, интереса детей, родителей и педагогов к истории и культуре России. Использование ИКТ в образовательном процессе ДОУ способствует и росту профессионального мастерства педагогов. Для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов детского сада в области теоретических основ и практических методов нравственного воспитания дошкольников можно разрабатывать обучающие семинары на основе презентаций.

Глава 3. Проектная деятельность во второй младшей группе (практический опыт).

В свете последних событий в нашей стране, нравственно-патриотическое воспитание детей стало одной из основных задач дошкольного образования, которую необходимо претворять в жизнь уже с раннего возраста. Как говорил чешский педагог Ян Коменский «Только то, в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни».

 Одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей, чувства Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим его окружением. Три года – это очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» умственного, нравственного развития ребенка. Малыш начинает четко осознавать, кто он, с кем живет, где живёт.

Вид проекта: долгосрочный

Сроки реализации: с сентября 2019г. по май 2020г.

Участники проекта: воспитатели, дети 3-4 лет, родители.

Цель: воспитание любви и чувства патриотизма к своим близким, к своему городу у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, к своему городу;

- знакомство детей с понятиями, что такое «улица»«город»«Родина»?

- знакомство детей с достопримечательностями своего города, самые известные места, памятники, места отдыха горожан;

- знакомство с национальными традициями родного края, города;

- знакомство с символикой города, страны (флаг, гимн);

- развитие умения видеть красоту родного города, выражать свои эмоции;

- воспитывать любовь к природе и животным своего города и края;

- способствовать созданию условий для активной совместной деятельности всех участников проекта.

Эти задачи решаются во всех сферах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют социально-коммуникативные способности для адаптации в коллективе со сверстниками и взрослыми. При формировании нравственно-патриотических качеств используются разные виды деятельности:

- познавательно-исследовательская (наблюдения, беседы, опыты);

- игровая (ролевые, дидактические, настольные);

- двигательная (подвижные, малоподвижные, эстафеты);

- музыкальная (песни, танцы, прослушивание музыкальных произведений, музыкальные постановки);

- театральная (кукольный, настольный, пальчиковый, теневой театры, спектакли, инсценировки сказок, тематические развлечения, утренники);

- художественно-творческая, (рисование, лепка, аппликация, выставки поделок, конкурсы рисунков);

- коммуникативная (тематические посиделки, родительские собрания, консультации, семейное творчество, выставки, открытые занятия);

- трудовая (помощь взрослым, ухаживание за растениями в группе и на участке, уборка игрушек).

Все эти виды деятельности в данном проекте объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию дружеских отношений между участниками проекта.

Данный проект можно назвать совместной познавательно-творческой деятельностью, так как к участию в нём привлечены родители. Благодаря совместной деятельности ребенка со взрослым, ребёнок полноценно развивается и может выполнить более сложные задачи, но совместная деятельность, общение со взрослым должно быть эмоционально окрашенным и контактным, так как родитель и ребенок находятся в постоянном контакте, они способны реагировать на действия друг друга, соотносят свои действия, регулируют поведение и видят друг друга.

Формы и методы работы в данном проекте:

Работа с родителями:

- папка-передвижка «Воспитание юного патриота в семье».

- анкетирование «Патриотическое воспитание - быть или не быть?».

- консультация «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного

возраста».

- изготовление стенгазеты «Моя семья»«Наш город дорог нам».

- создание патриотического уголка в группе.

- изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевым играм по темам: «Семья»«Детский сад», ряженье «Мамин сундучок».

Совместная деятельность родителей с детьми:

- изготовление и выставка поделок на осенней ярмарке;

- фотовыставка «Прогулка по родному городу»«Моя мама самая, самая».

- фотовыставка «Я помогаю папе…».

- выставка рисунков «Дом, в котором я живу»«Моя семья».

- создание книг-самоделок «Красота моего города».

- совместное сочинение сказки «Моё любимое животное».

Работа воспитателей с детьми:

- беседы «Город, в котором живет моя семья»«Какая твоя мама?»«Наш любимый детский сад»«Традиции нашего народа»«Выходной нашей семьи»,

- рассматривание иллюстрированных альбомов «Челябинск»«Достопримечательности моего города»«Наша семья»«Моя улица»«Народное творчество»«Роспись по дереву»,

- рассматривание репродукций, фотографий с видами города, края, национального творчества,

- открытое занятие «Русская красавица - берёзка»,

- рисование на тему «Мой дом»,

- аппликация «Украсим чашечку для бабушки», «Наш флаг»,

- лепка «Бублики для чаепития»,

- коллективная работа «Берёза»,

- разучивание потешек, стихов о цветах, деревьях Южного Урала,

- чтение стихотворения С. Сон «Есть у каждого свой дом».

- чтение стихов и рассказов о нашем городе,

- прослушивание аудио записей песен о нашем крае, городе, 

- мультимедийная презентация «Животные нашего края»,

- экскурсия по группе  «Мы здесь живём»,

- экскурсия по территории детского сада «Кто трудится рядом с нами»,

- знакомство и наблюдение за деревом берёзой,

- развлечение для детей и родителей «Мама, папа, я – дружная семья».

- показ пальчикового театра «Репка»,

- показ настольного театра «Два жадных медвежонка».

Игры, используемые в этом проекте:

Сюжетно-ролевые«Семья»«Детский сад»«Больница»«Театр».

Дидактические«Угадай по описанию»«Идем в гости»«Вежливые слова»«Мамины помощники»«Кто что делает?»«Где что лежит?»«Путешествуем по городу»«Кого чем накормим?»

Игры со строительным материалом«Мой дом»«Наша улица»«Мебель для куклы Кати»«Будка для собачки».

Подвижные игры: игра-эстафета «Поможем маме собраться на работу»«Кто быстрее оденется?»«У медведя во бору»«Мышата в норках»«Лохматый пёс».

Настольные игры«Большие и маленькие дома»«Собери свой дом»«Сложи картинку по образцу»«Что перепутал художник?»«Чей хвост?», пазлы «Домашние животные».

Игровые ситуации«Поможем дедушке найти очки»«День рождения у друга»«Сервируем стол для чаепития»«Зоопарк».

А также «Лото»«Домино»«Мозайка», различные танграмы.

Ожидаемый результат данного проекта:

- проявление уважительного отношения к своим родным, близким, сверстникам;

- сохранение и развитие у детей чувства любви к своему городу;

- привитие доброго и бережного отношения к растениям и животным;

- привитие интереса к традициям своего народа, к его культуре;

- проект поспособствует развитию речи, активизации словарного запаса через выразительное чтение стихов, рассказов, прослушивание песен;

- развитие и пополнение развивающей среды, посредством привлечения помощи родителей;

- дети лучше смогут ориентироваться на территории детского сада.

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию во второй младшей группе:

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Я и моё имя»

Цель: развивать представление детей об имени, своей семейной фамилии. Беседы «Кто я?», «Для чего человеку имя?», «Полное» и «неполное» имя. Игра «Назови ласково». Составление рассказов: «Я люблю, когда…»

«Мама, папа, я – семья!»

Цель: Знакомить детей понятиями «семья», «члены семьи», функциями семьи, условным обозначением. Беседа с детьми «Моя семья» Рассказы детей о членах своей семьи. Рассматривание семейных фотографий из альбома «Я и моя семья» Чтение «Петушок с семьей» К. Д. Ушинского. Разучивание пальчиковой игры «Этот пальчик - дедушка….» Сюжетно-ролевая игра «Семья»

«Бабушка родная моя»

Цель: Учить детей проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Беседа «Бабушки и внуки». Игра - посиделки "Ладушки в гостях у бабушки". Чтение произведений: «Бабушка» А. Валасина, «Едем, едем к бабушке» Н. Пикулева, «Про бабушку» Н. Капутикян. Прослушивание песни «Бабушка, испеки оладушки»

«Братья и сёстры»

Цель: продолжать знакомить детей с понятием «семья, братья, сестры». Беседа «Есть братишка (сестренка) у меня», с рассматриванием фотографий. Чтение «Я свою сестренку Лиду», «Младший брат» А. Барто.

Октябрь

«Каждый при деле»

Цель: Дать представление о семейных обязанностях. Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям. Беседа «Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи) Сюжетно - дидактическая игра «Научим куклу Катю наводить порядок в комнате, убирать игрушки…» Чтение «Мама очень устает» Р. Новикова, «Много дел у мамы нашей» М. Божанова.

«Взрослые и дети»

Цель: дать понятие, что старшие заботятся о младших, младшие помогают. Беседы «Взрослые и дети», «Что значит любить родителей?» Разыгрывание ситуаций: «Праздник в семье», «Как поднять настроение маме?», «Как помирить поссорившихся членов семьи».

«Детский сад»

Цель: дать общее представление о детском саде (функции, для чего нужен детский сад). Беседа «Хорошо у нас в саду». Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Чтение стихотворений: «В детский сад пришел я с мамой» И. Демьянов, «Мы приходим в детский сад» О. Высоцкая.

«Моя группа»

Цель: знакомство с группой, расположением игрушек, игровых зон. Беседа «Для чего нужен порядок в группе?» Занятие-экскурсия по группе «Давайте познакомимся» Дид/игра «Что где лежит?»

Ноябрь

«Кто нам помогает?»

Цель: воспитывать уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. Беседа о труде няни, наблюдение за ее трудом, рассказ воспитателя о том, что необходимо беречь труд няни, помогать.

«Мои друзья»

Цель: развивать элементарные представления о дружеских отношениях. Беседы «Мои друзья», «Мой самый лучший друг». Игра «Назови ласково своего друга». Лепка «Угостим оладушками всех друзей». Чтение стихов о дружбе: «Подружки» А. Кузнецова, «Дружит с солнцем ветерок» Ю. Энтин.

«Будем дружно мы играть»

Цель: уточнить знания детей о доброжелательном отношении к сверстникам, о том, что надо играть дружно. Беседа «Мы дружные ребята». Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?». Прослушивание песни «Дружба крепкая».

«Мой город»

Цель: учить называть город, в котором живут дети, прививать любовь к родному городу. Беседа «Город, в котором я живу». Рассматривание фотографий «Достопримечательности Челябинска».

Декабрь

«Улицы города»

Цель: Дать понятие о том, что в городе много улиц, что у каждой улицы своё название. Беседа «Улицы нашего города». Рассматривание фотографий с улицами города. Экскурсия вокруг детского сада.

«Моя улица, мой дом»

Цель: продолжать знакомить с улицами родного города, познакомить с понятием – «домашний адрес». Беседа «Мой домашний адрес». Конструирование «Мой дом».

«Зимушка-зима»

Беседа «Хороша ты, зимушка-зима» Работа в книжном уголке: зимняя природа России (рассматривание иллюстраций) Чтение произведений о зиме: «Поет зима, аукает» С. Есенин, «Снег идет» Л. Воронковой, «Зимняя сказка» С. Козлов. Заучивание заклички «Уж ты, зимушка-зима»

«Новый год – волшебный праздник!»

Цель: рассказать, что Новый год – это праздник, который встречают во всех городах и странах. Беседа «Новый год у ворот». Заучивание стихов «Дед Мороз», «Ёлочка», Аппликация «Ёлочка красавица» Рисование «Зажжем на елочки огни»

Январь

«Праздники в нашей семье»

Цель: подводить детей к пониманию, что в каждой семье есть свои традиции. Беседа о том, как провели новогодние каникулы дети с родителями, куда ездили, в какие игры играли, как дарили подарки.

«Наша родина – Россия!»

Цель: Познакомить детей с нашей большой родиной – Россией. Дать первоначальные представления о ней. Беседа «Моя Россия». Рассматривание России на карте. Чтение художественных произведений о Родине. Рассматривание картин и иллюстраций с изображением родных просторов. Прослушивание русских народных песен, частушек.

«Птицы – наши друзья!»

Цель: воспитывать бережное отношение к природе. Вызвать желание нарисовать ветку рябины, чтобы покормить снегирей, которые прилетели и ждут. Рассматривание картинок, с изображением птиц Челябинской области. Рисование «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей». Участие в акции «Покормите птиц зимой». Целевая прогулка к кормушкам. Чтение «Снегири» А. Прокофьев.

Февраль

«Поиграем?»

Цель: рассказать, что русский народ, придумал много подвижных игр для детей. Беседа «Такие разные игры» Рассматривание картинок изображающих детей, играющих в народные игры. Разучивание русской народной игры «Зайка беленький», «Карусель», «Козлик».

«Мой папа – лучший друг!»

Цель: продолжать прививать детям чувство гордости за свою семью, уважительное, заботливое отношение к взрослому. Рассказы детей о своих папах. Фотовыставка «Мой папа – лучший друг».

«Наши защитники»

Цель: Дать понятие, что Отечество – это наша Родина, а воины (папы) защищают свою страну. Беседа о празднике «Дне защитника Отечества». Рассматривание иллюстраций с изображением военных. Изготовление подарков для пап. Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты» Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

«Русские потешки»

Цель: продолжать познакомить с русским фольклором. Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками. Заучивание потешки «Котик-коток», «Сорока-ворона», «Расти коса до пояса», «Водичка-водичка».

Март

«Весна - красна»

Цель: воспитывать любовь к родной природе, умение видеть ее красоту. Беседа «К нам весна шагает быстрыми шагами». Рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами. Заучивание потешки «Приди весна с радостью». Чтение произведений о весне: сказка «Как весна зиму поборола», «Как зима кончилась» В. Сутеев.

«Грачи прилетели»

Цель: продолжать знакомить детей с птицами Челябинской области. Рассматривание репродукции картины «Грачи прилетели», беседа по картине.

«Мамочка любимая моя!»

Цель: Дать представление о том, какая мама – добрая, нежная, хранительница очага. Воспитывать уважение к женскому полу, оберегать и защищать мам, сестер, подруг. Беседа «Моя мама, самая лучшая». Изготовление подарков для мамы. Чтение стихов «Мама» А. Барто, «Дорогая наша мама» О. Высоцкой, «Маму поздравляют малыши» Л. Мироновой. Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Фотовыставка «Вот какие наши мамы!»

«Матрёшек русский хоровод»

Цель: Дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; вызвать интерес к образам, учить видеть красоту. Рассматривание иллюстраций с матрешками. Танцевальная песня «Мы – веселые матрешки». Дидактическая игра «Найди матрешку», «Собери матрешку». Рисование «Укрась матрешку», «Бусы для матрешки».

Апрель

«Медсестра»

Цель: продолжать знакомить детей с трудом взрослых, с трудом медицинской сестры. Экскурсия в медицинский кабинет, рассказ медсестры о своей работе. Дид/игра «Кому, что нужно для работы?» Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела».

«Наши домашние любимцы»

Цель: воспитывать любовь к животным, желание заботиться о них. Беседа «Мой любимый питомец». Создание в группе альбома с домашними животными детей.

«Кто привозит нам продукты»

«В мире сказок»

Цель: продолжать знакомить с трудом взрослых, наблюдение за трудом водителя. Наблюдение за машиной, привозящей продукты в детский сад, беседа о том, кто управляет машиной, что именно привозит, для чего.

Цель: Через устное народное творчество приобщать к культуре русского народа. Знакомство с русской народной сказкой. Беседа о русских народных сказках (рассматривание иллюстраций с героями из сказок). Инсценировка сказки «Теремок».

Май

«День Победы»

Цель: дать представление, что давно была война, наш народ победил. Рассказ о празднике «День Победы». Рисование «Праздничный салют».

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Цель: формировать представления детей о том, что такое хорошо, что такое плохо. Раскрыть детям значение слов «нельзя», «можно», «надо»; учить оценивать поступки и соотносить их со словами хорошо и плохо. Беседа «Что такое хорошо, что такое плохо».

«Загадки»

Цель: формирование представлений о том, что русский народ талантливый, он придумал много загадок. Развлечение «Отгадай загадку».

«Как прекрасен мир!»

Цель: учить детей видеть вокруг себя красоту родной природы. Целевая прогулка вокруг детского сада, отметить ожившую природу, распустившиеся деревья, цветы на клумбах, послушать поющих птиц, понаблюдать за насекомыми.

Библиографический список:

 1. Бударина Т.А., Маркеева О.А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», г. С-Петербург «Детство-пресс» 2001

2. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева , программа дошкольного образования «От рождения до школы»

3. Гаврилова И.Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду», С-Петербург Детство-Пресс. 2008 г.

 4. Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России» Москва, 2005 г.

 5. Зацепина М.Б. «Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников», Москва 2010 г.

6. Зеленова Н.Г. «Мы живем в России» Москва, 2005 г.

7. Кондарыкина Л.А. «Дошкольникам о защитниках Отечества» Творческий центр, Москва 2005 г.

8. А. Иванов «Хребет России» С-Петербург, 2009 г.

9. Лаврова С. «Славянская мифология», Москва, 2012 г.

10. Шорыгина Т.А, «Наша Родина Россия», Москва, 2013 г

11. Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью»

12. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»

13. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»

14. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

15. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне»

16. Джесси Рассел «Воспитание»

17. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»

18. Г. Н. Жучкова «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет»

19. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)

20. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

Статьи:

1. Дмитриева Э. А. «Патриотическое воспитание в ДОУ»

2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

в материале представлена проектная деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества....

Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребёнке общечеловеческих нравственных качеств лич...

Опыт работы "Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников"

Быть патриотом - значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества.Для воспитания юных патриотов в своей работе я использую разные технологии, формы, методы и приемы, хорошо известные в практике. Но, ...

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда занимало центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно...

Мастер – класс "Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании"

Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании»...

Мастер – класс: «Использование инновационных технологий в нравственно патриотическом воспитании».

Цель: повысить компетентность педагогов ДОО по вопросу нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Задачи: 1.Обогатить педагогические умения воспитателей по нравственно - патриотическому восп...