Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему: «Агрессия в жизни ребенка»
методическая разработка

Методическая разработка занятия семинара - практикума для воспитателей по знакомству с проявлениями, причинами и способами реагировния взрослого на детскую агрессию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metrazrabotka_agressiya_u_detey.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему:  «Агрессия в жизни ребенка»

Составитель: Георгиева Ольга Михайловна

Пояснительная записка

        В современных условиях детского сада дети вынуждены адаптироваться к большому количеству сверстников, что вызывает эмоциональное напряжение, повышает тревожность, усиливает агрессию. Для детей проявление агрессии – это быстрый способ получения желаемого. Агрессивность дошкольника – это еще не черта характера, а адаптация его к миру.

        Для профилактики агрессивного поведения у воспитанников педагог должен быть осведомлен о формах, причинах и возрастных особенностях протекания агрессии у детей, а также методах и способах конструктивного реагирования для предотвращения подобного поведения в группе.

         

Цель – развитие представлений у педагогов об эмоциональном проявлении гнева и агрессии у детей дошкольного возраста и конструктивных способов реагирования взрослого на его проявления.

Задачи:

1. Знакомство с причинами проявления гнева и агрессии у детей.

2. Развитие представлений о возрастных особенностях протекания агрессии у детей.

3. Обучение способам реагирования на проявление агрессивных действий ребенка.

4. Составление памятки для воспитателей «Действия взрослых по формированию конструктивных способов выражения гнева и агрессии у детей дошкольного возраста».

Методы: словесные (рассказ, объяснение, диалог), наглядные (демонстрация видеоматериалов, раздаточные материалы)

Способ проведения занятия – групповое

Материально – техническое обеспечение – оборудование для просмотра видеоматериала, раздаточный лист для заполнения – приложение 1.

Сценарий занятия

        Погружение в тему  осуществляется через просмотр мультфильма «Антиагрессия».

 - Какие чувства вызвал у вас видео материал? Узнали ли вы эмоциональное переживание, которое испытывал герой мультфильма?

Ведущий: Субъективно человек чувствует, что у него «вскипает кровь», лицо горит, мышцы напряжены. Ощущения собственной силы побуждают его бросится вперед, напасть на обидчика, чем сильнее гнев, тем больше потребности в физическом действии. В ярости человеку кажется, что он взорвется, если не даст выход своему гневу.

- Как вы понимаете понятия «гнев» и «агрессия»?

Ведущий: Гнев – эмоция, вызывающая агрессию. Агрессия – это атака, нападение, активная борьба.

Агрессия имеет этапы протекания:

1. Вначале пассивно – оборонительное поведение, демонстративное поведение, выражающиеся в позе, выражении тела, мимике. Это гнев.

2. Собственно агрессия  - активно – оборонительное поведение.

Но это не означает, что эмоция гнева обязательно приводит к агрессии.

 - Что вам хочется сделать, когда вы испытываете подобные чувства?

Самое простое и эффективное действие при таком чувстве - дать человеку порвать бумагу, ударить подушку и прочее.

Динамическая пауза

Активные действия участников занятия по ходу прочтения ведущим детского стишка.

Шел король Боровик.

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал каблуком.

Был король Боровик не в духе;

Короля покусали мухи.

(В. Приходько)

 

 - Что является причиной переживаемого чувства гнева у человека?

Гнев может быть вызван действиями, мыслями (несправедливость, ошибка, обман), чувствами (печаль и стыд).

 - Какие способы профилактики причины гнева вы можете предложите?

Это разъяснение правил,  предупреждение о дальнейших событиях,  снижение интенсивности неприятного стимула.

Пояснения ведущего:

1. Ограничение свободы (ограничение свободы движений у 4-х месячных детей вызывает гнев). Это универсальный фактор активации эмоции гнева. Гнев на слово «нельзя». Старшие дети и подростки реагируют на вербальные ограничения и запреты, мы часто сердимся на правила и предписания, в силу которых чувствуем себя скованными рамками условий. Разъяснение правил

2. Препятствие в достижение цели. Любое препятствие в достижении цели, приостановка воспринимается человеком как сбой, ограничение, препятствие. Если вы отрываете человека от сосредоточенного выполнения работы, вы спровоцируете данную эмоцию. Или ребенок сосет палец, попытка вытащить рук изо рта вызывает гнев. Предупреждать о дальнейших событиях

3. Аверсивная (предпосылки) стимуляция, то, что подготавливает поведение.

Неприятные события, продолжительное воздействие высокой температуры, боль, духота, неприятные запахи вызывают гнев и агрессию, которые только затем, будучи активированными подкрепляются или подавляются когнитивными процессами. (Например, на жаре вам скажут, что вскоре вы сможете погрузиться в холодную воду или ожидание автобуса займет еще какое-то время). Т.е. в основе возникновения гнева лежат некогнитивные причины. Поэтому, активация любого из компонентов ассоциативной сети, включающий в себя негативный аффект, вызывает активацию всех других компонентов.  Для детей, склонных к агрессии, аверсивной стимуляцией будет шум, жара в раздевалке, духота и т.д. Снижение интенсивности неприятного стимула или избегание его.

Гнев готовит нас к действию, но не заставляет нас действовать. Действие, совершаемое в гневе – это эмоциональное переживание + когнитивная оценка ситуации. В большинстве случаев когнитивная оценка приводит к смягчению тенденции к действию. Эмоциональная составляющая – провоцирующее пассивное поведение жертвы. Но, с другой стороны, экспрессивное поведение, агрессивное может спровоцировать еще большую агрессию. Чаще возникает у взрослых вербальная агрессия, нежели физическая.

Триада – гнев, отвращение, презрение.

- Почему дети отличаются по поведенческому реагированию в тех или иных ситуациях? Какие причины могут вызывать агрессию у детей?

Причинами агрессии у детей могут быть следующие:

1. Взаимоотношения в семье, особенности воспитания.

- Жестокое обращение родителей. Такие дети на страдание сверстников реагируют агрессией (жертва).

- «Заорганизованность» жизни ребенка, обилие запретов, воображаемых опасностей. Ребенок протестует против таких обстоятельств.

- Тяжелый период в жизни семьи (смерть близкого, развод и пр.).

- Ревность в семье.

2.  Физиологические причины агрессивности, поражение нервной системы. Доминирование лимбической системы (гипоталамус, миндалина и поясная извилина, которая занимается сопоставлением реальных и ожидаемых результатов поведения. Вместе с лобной корой она провоцирует последствия поведения. Чем лучше они развиты, тем меньше агрессии).

Исследования в высокой вероятностью доказывают, что проявления агрессии не обнаруживают тенденции к возрастным изменениям. Это значит, что агрессивный младенец станет не менее агрессивным ребенком, а агрессивный ребенок вырастит в агрессивного взрослого.

Повышенный болевой порог, ему не больно. Такой ребенок не плачет, когда падает, спокойно переносит медицинские процедуры. Они предпочитают шумные, грубые игры с потасовками, при этом не переживают, когда тумаки достаются и им.

Упражнение в подгруппах для завершения работы с эмоцией гнева

- Всегда ли гнев – это плохо? Какие положительные и отрицательные проявления могут быть у гнева? Разбейтесь на подгруппы по

«-»

«+»

- Доставляет неприятности окружающим

- Быстро присоединяется к любой неудачной деятельности (человек терпит неудачу, появляется агрессия)

- Гнев быстро подавляется страхом или чувством вины

- Гнев переживается человеком как неприятное чувство

- Гнев – ресурс, решимость, смелость, действие, власть. Власть подразумевает агрессию в голосе, осанке, походке и т.д.

- Гнев подавляет страх

- Гнев мобилизует энергию, необходимую для самозащиты

 

Знакомство с возрастными особенностями протекания агрессии у детей протекает в активном диалоге с педагогами.

1. Агрессия проявляется рано, ярко выражена с 1года и 3 мес., когда ребенок начинает активно ходить. Агрессивное поведение в этом возрасте включает в себя укусы, удары и крики. Достигают своего пика к 3,5 годам, затем постепенно стихает. Агрессия отличается незамедлительностью, мгновенностью. Когда возникает? Когда ребенка не слышат. Профилактика – быть услышанным с первого раза. Появление агрессии в детском саду , причины:

- родители не реагировали на ее проявление и это закрепилось в поведении как эффективный способ достижения цели;

- подражание как быстрый способ получения желаемого.

Что делать воспитателю:

1. Дать понять ребенку, что это не игра, что так делать нельзя.

2. Не позволить ударить ребенка, себя, перехватить, остановить удар.

3. Тон серьезный, спокойный, уверенный. Рука вперед - «стоп».

4. Переключить на диалог: «Что ты хочешь?»

Почему дети кусаются? Потому что:

- это приятно (ребенок улыбается)

- ребенок сердит и не знает больше способа реагирования.

Что делать воспитателю:

1. Поставить ладонь ко рту и не позволить укусить.

2. Переключить на диалог.

2. С 4,5 – 5 лет и старше агрессивный репертуар быстро расширяется, включает в себя пререкания, споры, поддразнивания, брань, запугивание, причинение вреда. Появляется желание свести счеты. Возникает перенос.

Дети могут использовать агрессию в качестве защиты, когда они чувствуют себя нежеланными, незначительными, нелюбимыми, недостойными. Ребенок может считать, что он не способен вызывать у других подлинный интерес. Ребенок все время остается настороженным, стремиться защититься.

Памятка «Действия взрослых по формированию конструктивных способов выражения гнева и агрессии у детей»

Что нужно делать взрослым

Что нельзя

1. Развивать самоконтоль, конструктивные формы поведения. Начало в релаксационных упражнениях на снятие зажимов с кистей рук, мышц лица. Настольные игры, карточные игры, игры для развития моторики. В играх возникает опыт накопления базовых импульсов, появляется возможность контролировать негативные эмоции.

2. Обучение практическим конструктивным способам выражения гнева. Полуагрессивные действия – борьба подушками, воздушными шарами, игра в злых собак, приведение. Баночки для крика. Глина, пластилин, изобразительные средства. Игры

3. Выразить гнев вербально. Обозначить свои эмоции и ребенка. Описать ситуацию в безличной форме. Направить гнев на объект, выражается основная жалоба. Подведение ребенка к тому, что он часть этой ситуации и ему нужно выбрать как действовать.

4. Повышать самооценку. Дети ощущают собственную незначительность, отвращение к себе. Игры

5. Проявлять чуткость и интерес к личности ребенка. Данное поведение может быть не направлено лично на вас, ребенка. - Как они замечают, что начинают злиться, а что их злит.

- Скажи про себя самые хорошие слова. И самые плохие для оценки опыта своего поведения. Может быть сбита система оценок. Помните, что эмоциональную близость ребенок может ощущать как угрозу.

6. Обучение примирению.

1. Наказывать, лишать, быть равнодушным.

2.  Действовать непоследовательно. «двойные стандарты» - запрет на проявление агрессии взрослыми и проявление ими ее.

Завершение занятия

Ведущий предлагает поделиться размышлениями участников о полученной информации в виде ответа на вопрос: «Что я возьму в работу».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема:

Причины

Способы профилактики

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Причины

Виды

1.

2.

  •  
  •  
  •  

«+»

«-»

Возрастные изменения:                         Способы реагирования:

I период

Отличительные особенности:

Причины:

II период

Отличительные особенности:

Причины:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важност...

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ

Методическая разработка семинара-практикума для педагогов ДОУ «Взаимодействие педагога с родителями воспитанников: формальность или диалог?»...

Методическая разработка Семинар-практикум для педагогов и специалистов ГБДОУ по развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников

Профессиональный стандарт педагога, вступающий в силу в 2019 году,  в разделе Характеристика обобщенных трудовых функций, среди трудовых действий в  педагогической деятельности по реализации...

Методическая разработка. "Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Психологическое здоровье педагога"

Цель: Повышение уровня компетентности педагога в области психологического здоровья.Задачи:Информирование педагогов о способах сохранения и укрепления психологического здоровьяФормирование предста...

Методическая разработка/ Семинар-практикум для родителей «Жизнь без насилия»

Данная методическая разработка призвана найти решить такие вопросы:Повысить уровень информированности родителей с правовыми аспектами защиты прав детей;Познакомить с ответственностью родителей за жест...

Семинар -практикум педагога-психолога для воспитателей ДОУ "В семье без насилия!".

Цель нашего семинара: состоит в том, чтобы расширить знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровен...