Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"
методическая разработка по теме

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важности правильной диагностики и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого и организации игры.  Разработка включает два семинарских занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл семинар-практикум по игре29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация к методической разработке семинара – практикума для воспитателей ДОУ «Играем вместе с детьми» Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важности правильной диагностики и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого и организации игры.  Разработка включает два семинарских занятия и тематический педсовет.

Семинар – практикум «Играем вместе с детьми»

Занятие 1. «Теоретические основы игры»

Литературы:

  • Детский сад и семья/ под редакцией Т.А. Марковой, Москва, 1986, с.93- 114
  • Зворыгина Г., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры.// Дошкольное воспитание, № 5, 1989.
  • Игра дошкольника/ Под редакцией С.Л. Новоселовой, Москва, 1989.
  • Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- Москва , 2004.
  • Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей. – Москва, 2008.
  • Ткаченко И.В. Играют – значит интересно живу. – Москва, 2008.
  • Практикум по дошкольной педагогике. / Г.С. Красницкая и др., Москва, 1998.
  • Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – Москва, 2008

План работы:

  1. Разминка «Докажите очевидное»
  2. Сообщение «Игра как предмет научного изучения»
  3. Диагностика педагогов.

Ход занятия:

   Уважаемые коллеги! Сегодня я пригласила вас на встречу с Волшебницей игрой. Учитывая, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности.

  1. Игра для ребенка – это радость и удовольствие.
  2. Игра облегчает адаптационный период.
  3. Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.
  4. Игра – окно в мир взрослой жизни.
  5. Игра способствует развитию речи .
  6. Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)

 Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, Академик Рубенштейн говорил об игре : « В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»

На протяжении многих лет игра дошкольника являлась предметом научного изучения многих педагогов, психологов, ученых. Я вам представлю обзор научных изучений игры. Вам хорошо известны подходы к пониманию игры Д. Менджерицкой, Р. Жуковской, А. Усовой, Н. Михайленко, С.Новоселовой. Игра в их представлении – это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, а это связано с развитием творческого воображения. Специфики игры они представляют в том, что ребенок по- особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, роли, сюжета, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и окончания игры. Они отмечали, что оценка игры является мощным средством воспитания личности ребенка. Своеобразие детской игры, конечно же требует от взрослого большей деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки имеют место и сейчас.  Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо регламентируют. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил на них сверху. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую – либо роль или не берет.

Вместе с тем каждый из перечисленных ученых выделяет свой, наиболее значимый, предмет исследования, что очень ценно для развития науки и совершенствования практики.

 Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить свое ролевое поведение. Игра, по ее словам, возникающая на основе нравственно ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в игре повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для игры образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой. Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются в игре и определенным образом влияют на детские взаиотношения вне игры, если педагог организует аналогичную работу со своими воспитанниками по завершению игры: организует беседы, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин, иллюстраций к книгам и др. Такого рода данные представлены и в исследованиях единомышленников Д.В. Менджирицкой, В.Марковой, В. Воронова, Л.Бочкарева и других.

Предметом научного исследования Р.И. Жуковской был сюжет детской игры, его содержание и педагогическое руководство с целью всестороннего воспитания ребенка. Особое внимание она уделяла проблеме формирования в игре нравственно – волевых черт характера ребенка, коллективизма, уважения к труду взрослого, а так же развитию у детей различных интересов. Р.И.Жуковская обращала внимание на развитие самодеятельности в игре, творчества ребенка.

А.П. Усова выдвинула в качестве предмета  исследования реальные общественные взаимоотношения детей в игре, определив эту деятельность как форму организации их жизни и средство влияния на ее благоприятное развитие, особенно в условиях ДОУ. Поэтому столь важным она считала проникновение игры в различные виды деятельности дошкольника при решении различных задач воспитания и образования.

Н.Михайленко ставит в своих исследованиях задачу выявления особенностей поэтапного овладения все более усложняющимися способами построения игры. Это существенно способствует воспитанию у детей – партнеров по игре положительных взаимоотношений, их общественной, нравственной направленности.

Специально выделяется исследователями проблема сюжетосложения как особого этапа формирования игры, своеобразного способа развития творческого потенциала ребенка, который наиболее ярко обнаруживается в старшем дошкольном возрасте.

Исследования игры детей раннего возраста получили в 60 – 70 годах 20 века. Они убедительно показали, что в этом возрасте игра возникает лишь при общении ребенка с взрослым и обучении ребенка с взрослым и обучении его простейшим игровым умениям. Это необходимая база для развития игры (Н. Аксарина, С.Новоселова, Е. Зверыгина и др.)

Велика роль игры в семейной педагогике. Однако исследований в этой области почти нет (В.Иванова). Науке еще предстоит восполнить этот пробел.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения. От педагога во многом зависят успешность протекания игры, ее формирующее влияние  на личность дошкольника.

В заключение занятия я предлагаю вам провести самодиагностику по вопросам:

  1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника :
  • Влияет на формирование на формирование произвольности психических процессов;
  • Детям нравится заниматься  игрой;
  • В игре зарождается учебная деятельность;
  • В игре формируется личность ребенка;
  • Дети всегда находятся в мире фантазий
  1. Игра отличается от простого манипулирования тем, что:
  • Игровое действие имеет знакомый характер (использование предметов- заместителей)
  • Игра является средством назидания
  • Игра имеет определенную структуру.
  1. К структурным элементам игры относятся:
  • Игра;
  • Содержание;
  • Роль
  • Опыт
  • Сюжет

(Ключ: 1-а,в,г, 2- а,в,3-в,д)

Занятие 2.  «Учимся проводить диагностику игры»

План занятия:

1.Работа по карте наблюдения.

2.Заполнение карты наблюдения, разработка перспективного плана работы с ребенком.

3. Работа с семьей по теме изучения.

4. Обратная связь.

Ход занятия:

- Деятельность воспитателя по формированию игры должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало в кропотливой педагогической работе. В связи с этим хочу напомнить вам важную заповедь: «Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем – исследователем ребенка, а не пассивным его воспринимателем»

- В чем практическое значение такой установки?

(заслушиваются мнения воспитателей)

- Такая исследовательская установка является основой педагогического творчества. Правильно проведенная диагностика поможет вам лучше узнать своих воспитанников, наметить перспективный план работы с ними.

  В концепции дошкольного воспитания отмечается, что на каждом возрастном этапе ребенок должен овладевать все более сложным языкам игры – общими способами ее осуществления. (Ведущий раздает участникам семинара карты наблюдения за игрой в разных возрастных группах)

   Посмотрите по карте, какими игровыми умениями должны овладеть дети в младшем дошкольном возрасте? ( Придумывает вместе с воспитателем несложный сюжет, выполняет в игре несколько взаимосвязанных действий, умеет самостоятельно подбирать атрибуты, доброжелательно относится к товарищам, использует в играх игрушки и заменяющие их предметы, уровень взаимоотношений в игре, принимает предложение поиграть, обменивается игрушками, участвует в совместных играх, проявляет чувство симпатии к партнеру по игре, умеет играть в группе по 2-3 человека)

- В среднем дошкольном возрасте? (В играх отражает не только быт, но и труд людей, умеет самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, умеет самостоятельно объединять несколько игровых действий в один сюжет, выбрать место, игрушки, атрибуты, играть в одну игру 30-40 минут, уровень взаимоотношений, умеет считаться с интересами товарищей, оказывает посильную помощь, умеет играть в группе (3-5 человек), Уровень развития творческих способностей: умеет самостоятельно создавать игровой замысел, отражает в игре не только личный опыт, но и то, о чем читали, рассказывали, широко использует в игре предметы – заместители, выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса)

- В старшем дошкольном возрасте? ( В играх отражает не только быт, но и труд людей, умеет самостоятельно действовать в соответствии с игровым замыслом, самостоятельно объединять несколько игровых действий в один сюжет, выбирать место, игрушки и атрибуты, играть в одну игру 30-40 минут и более. Уровень взаимоотношений в игре: умеет считаться с интересами товарищей, оказывает посильную помощь товарищам, умеет играть в группе (3-5 человек), Уровень развития творческих способностей: умеет самостоятельно создавать игровой замысел, отражает в игре не только личный опыт, но и то, о чем читали, рассказывали, широко использует в игре предметы – заместители, выражает себя через мимику, жесты, интонации голоса.

-Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития названных вами параметров. В карте они отмечаются + при наличии данного игрового умения или – при отсутствии такового у ребенка. Известно, что одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Давайте с вами просмотрим видеозапись игры ребенка в старшей группе и попробуем оценить уровень сформированности его игровых умений.

 Просмотр игры (видео) (После просмотра участники оценивают уровень развития игровых умений у ребенка по предложенной карте)

- У каждого ребенка свои темпы освоения игровых умений. Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы по совершенствованию игровой деятельности этого ребенка. (Педагоги составляют в группах и озвучивают)

- У Максима средний уровень развития игровых умений. Основная проблема – скудная речь. С целью развития речи считаем целесообразным:

- создавать условия для речевой активности,

- планировать проведение словесно – дидактических игр,

- В ходе сюжетно – ролевых игр стимулировать общение Максима со сверстниками, партнерами по игре,

- Организовать практикум для родителей «Играя, учимся говорить»

- Из предложенных планов, мы видим, как могут быть разнообразны виды деятельности по развитию игровых умений, все зависит от проблемы ребенка. При этом каждая группа отмечает важность привлечения родителей в процессе развития игровых умений у детей. Поэтому давайте с вами попробуем разработать алгоритм взаимодействия с родителями по теме: «Игровая деятельность дошкольника». Итак, одна группа разрабатывает памятку по взаимодействию с семьей по проблеме игрового развития, а другая группа – памятка при посещении семьи с целью изучения игровой деятельности ребенка дома. (педагоги работают в подгруппах, затем озвучивают разработанные памятки)

Алгоритм взаимодействия с семьей по теме: Игровая деятельность дошкольника»

1.Определение целей и задачей взаимодействия: добиваться единства требований по воспитанию и развитию детей. Проводить агитацию положительного семейногоопыта воспитания и развития детей. Педагогическое просвещение родителей по проблеме игрового развития детей дошкольного возраста.

2. Анкетирование родителей по теме «Играете ли вы с детьми»

3. Посещение семьи

4. Папка – передвижка «Какие игрушки нужны вашим детям» (ранний возраст), «Роль игры в развитии ребенка» (младший возраст), «Игры детей дома» (средний возраст), «Игровой уголок старшего дошкольного возраста)

5. Консультация для родителей по актуальным темам игрового развития.

6. Выставка литературы по теме.

7. Образцы педагогических ситуаций.

8.Открытые просмотры игры в группах

9. Фотовыставка «Наши дети играют» (в группе и дома)

10. Уголок с рекомендациями по руководству игрой на разных возрастных этапах.

11.Родительское собрание «Игровое развитие дошкольника – залог формирования личности2

Памятка « Что следует выяснить при посещении семьи с целью изучения игровой деятельности ребенка»

  1. Соответствуют ли игрушки возрасту ребенка, их разнообразие.
  2. Порядок их хранения. Есть ли постоянное место хранения?
  3. В каком состоянии игрушки, бережно ли ребенок к ним относится?
  4. Любимые игрушки ребенка, почему он их препочитае?
  5. С кем играет ребенок дома?
  6. Любимые игры и роли7
  7. Имеются ли игрушки – самоделки, кто их мастерил?
  8. Что еще разрешается брать ребенку, кроме игрушек?
  9. Отношение родителей и интерес к играм ребенка?
  10. Нуждаются ли родители в консультации?

- Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара достигнута. Научившись проводить диагностику и планировать развивающую работу, вы решите важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры дети не играли, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!»

Цель семинара - дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей, привлечь внимание родителей к детской игре как деятельн...

Семинар-практикум для родителей "Играйте вместе с детьми!"

Семинар – практикум для родителей «Играйте вместе с детьми!». Цель: формирование у родителей знаний о значении игры в развитии ребенка, о ее влиянии на развитие коммуникативных способностей ...

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"

Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педаг...

Методическая разработка. Семинар-практикум для воспитателей Чтение в семейном кругу как источник формирования интереса к художественной литературе.

  Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...

Методическая разработка семинара – практикума педагога - психолога для воспитателей на тему: «Агрессия в жизни ребенка»

Методическая разработка занятия семинара - практикума для воспитателей по знакомству с проявлениями, причинами и способами реагировния взрослого на детскую агрессию....

Методическая разработка семинар-практикум для воспитателей "Сильная команда"

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействияЗадачи:1 Формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива.2. Осознание каждым сотрудником своей роли в к...

Методическая разработка. Семинар-практикум "Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ"

Методическая разработка представляет собой конспект семинара-практикума, проведенного в форме аукциона педагогических идей по использованию   коррекционно-развавающих технологий...