Тренинг для родителей Роль семьи в формировании межличностных отношений у детей дошкольного возраста
методическая разработка

Ботякова Татьяна Александровна

Данный материал поможет воспитателям ДОУ в интересной форме провести тренинг с родителями воспитанников. И  тем самым  повысить уровень родительской компетентности в вопросах  формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_roditeley.docx23.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для родителей

 Роль семьи в формировании межличностных отношений

у детей дошкольного возраста

Цель: повышение родительской компетентности в вопросах  формирования межличностных отношений у детей дошкольного возраста.

Ход тренинга

         Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру, в которой вам нужно отвечать “Да”, если вы согласны с моим высказыванием и “нет”, если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья,

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы деток решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Вступительное слово педагога-психолога.

Общение в дошкольном возрасте является полноценной деятельностью, которая влияет на развитие ребенка и на формирование у него образа самого себя. Межличностные отношения дошкольников создают условия для становления личности, для формирования нравственных качеств и самооценки.         

В психологии говорят не только об общении, но и о межличностных отношениях. По сути, подразумевается один и тот же процесс взаимодействия двух или больше человек. Но, употребляя термин «межличностные отношения», акцентируют внимание на том, как в общении раскрывается (или, наоборот, закрывается, отгораживается) и развивается личность, индивидуальное  Я.

      Взаимодействие дошкольников переходит на уровень межличностных отношений в тот момент, когда на первом плане в общении проявляется личностный мотив. Ребенок уже не просто желает с кем-либо проводить время, а конкретно хочет играть с «девочкой из соседней квартиры», «с мальчишками, а не девчонками», пойти в зоопарк с братом, а не с группой и т. д. То есть, для дошкольника приобретают значимость конкретные личности с их качествами и характером.

       Межличностные отношения для дошкольников — это возможность проводить время с вызывающими симпатию людьми, а также возможность научиться оценивать другого человека и составлять представления о себе на основе сравнивания. А для этого партнер по общению должен вызывать интерес, определенные чувства, обладать неким опытом.

        Отношения детей на протяжении дошкольного детства развиваются в зависимости от становления личности ребенка и прививания нравственных норм. От года к году происходят изменения, и ко времени поступления в школу моральные нормы для многих детей становятся регулятором отношений между людьми. Особенно этим отличаются дети с высоким уровнем социального интеллекта.

         Одним из факторов, который влияет на развитие умения себя оценивать, строить общение со сверстниками является семья. Как к ребенку относятся родители и другие члены семьи, и как он относится к самым близким людям – это главный образец в построении межличностных отношений для дошкольника.

          Ребенок принимает как само собой разумеющееся родительскую любовь. Но, если этой любви нет, то малыш очень рано начинает задумываться, нужен ли он своим родителям.

                       Упражнение  «В лучах родительского солнца».

Каждый из вас нарисуйте, пожалуйста, круг, напишите на нем свое имя, теперь от этого символа  рисуйте поочередно лучики и подпишите каждый из них, отвечая на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как солнышко согревает землю?» Например, вы пишете на одном лучике «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», на другом «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», на третьем – «Я добрая» и т.п. (Родители выполняют задание). Давайте поделимся своими  находками с другими родителями.

На доске нарисовано солнышко. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как же называются ваши лучи? Родители выходят и записывают ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»

Посмотрите,  какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.

         От близких ребенок ждет любви, защиты и поддержки. При отсутствии таких важных внешних ресурсов, у ребенка формируется неадекватная  самооценка. В зависимости от силы темперамента дошкольник будет расти либо неуверенным и робким, либо агрессивным и неуправляемым.

        Еще одной проблемной формой семейного взаимодействия является чрезмерная опека детей. Когда мамы и бабушки предпочитают все делать за своего малыша, он застревает на стадии эгоистичных отношений. Посему привычно считает, что все должны ему потакать и делать за него любую работу, требующую приложения усилий.

       Родителям нужно научиться уважать  личность ребенка с малых лет.

Упражнение « Снежинка».

Главное условие упражнения - не смотреть ни на кого и слушать инструкцию.

Перед каждым из вас на столе лежит лист бумаги. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующую инструкцию:

1.Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5.Сложите лист пополам.

6.Оторвите правый верхний уголок.

Продолжайте эту процедуру до тех пор, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковыми. Нашли?  Нет.  А почему?  Как вы думаете?

Вывод: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.  Дети тоже  все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но каждый ребенок  уникален по-своему. Один из них уже вполне самостоятелен. Другому – достаточно напомнить и он сам все выполнит. Третьему ребенку следует показать, и он будет действовать, подражая взрослому. А вот с четвертым может быть намного сложнее: взрослому придется вместе с ним выполнять действия, чтобы он понял. Поэтому и подход в воспитании детей должен быть разный, но всегда необходимо относимся к  ребенку, как к личности. Сюда входит, как и поддержка, похвала ребенка, так и предоставление самостоятельности, автономности в действиях.

      Не допустимы в общении с ребенком крик, проявление  агрессии. Такое поведение со стороны  взрослых вызывает у ребенка раздражительность, тревожность, плаксивость, фобии, вредные привычки (грызть ногти, закусывать губу и пр.), сложности взаимодействия с другими значимыми взрослыми и со сверстниками.

Упражнение «Стакан» (пластиковые стаканчики)

Участникам предлагается взять одноразовый стакан и сделать с ним то, что вы сделали бы в состоянии агрессии. Затем ведущий предлагает вернуть предмет к первоначальному виду.

Обсуждение:

- Можем ли мы после агрессивных действий все восстановить?

- Бывало, что после агрессии вы жалели о своих действиях?

Заключение. Все это - вещи, в которых есть определенная ценность, а самое ценное сокровище - душа ребенка. Как мы можем восстановить ее, не оставив следов?

      Разумное внимание в семье к делам и потребностям ребенка даст ему чувство защищенности, сформирует базовое доверие к окружающему миру и обеспечит нравственное становление личности. У дошкольника сформируются предвосхищающие установки, что и более широкий социальный круг относится к ребенку подобным образом. Так закладывается основа уважительных и продуктивных межличностных отношений.

Рефлексия «Все у меня в руках».

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- Во время тренинга я понял (а), что…

- Самым полезным для меня было…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

      Не забывайте, что детство – это удивительное время в жизни каждого человека. Уделяйте достаточно времени для игр, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь, забота  нужны ребенку больше всего.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!

Берегите друг друга,

Суету позабудьте.

И в минутку досуга

Рядом вместе побудьте!

                        О. Высоцкая

Желаю успехов вам и вашим детям!

Библиографический список


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»

    Многие из Вас неоднократно в повседневной жизни слышали такие словосочетания как: «девочка - пацанка», «женоподобный парень». Давайте попробуем разобраться, в чем же причина появл...

Работа с семьей по формированию двигательной культуры детей дошкольного возраста

Что такое двигательная культура? Как сформировать двигательную культуру у дошкольников? Роль семьи в решении данной проблемы? Ответы вы найдете в данной статье....

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста

Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Межличностные отношения детей дошкольного возраста в группе»

Общение и отношения с людьми является одной из основ человеческой жизни. Отношения с другими людьми зарождаются и развиваются в детском возрасте. От того, как сложатся отношения ребенка с первой в его...

Выступление на педсовете "Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

В выступлении предлагаются новые формы взаимодействия ДОУ и семьи в формировании ЗОЖ у детей....

Консультация для родителей «Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Роль семьи в формировании гендерной идентичности детей дошкольного возраста»Цель: углубить знания родителей о гендерном воспитании детей дошкольного возраста.Здр...