Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
статья

Спиридонова Марина Юрьевна

Цели, задачи, сущность духовно-нравственного воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание дошкольников.

Спиридонова Марина Юрьевна, воспитатель общеобразовательной группы ГБДОУ детский сад № 2 г. Санкт-Петербурга

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. B эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни.

Именно в период дошкольного возраста начинают формироваться нравственные чувства детей, имеющие значение для развития дальнейших детских взаимоотношений.

Первоначальное представление o жизни взрослых ребенок получает, наблюдая за взаимоотношениями окружающих его людей в своей семье. Он следит за их поведением, за их отношением к нему самому, к его поступкам. По данному образцу, он выстраивает взаимоотношения с другими людьми. Формирование нравственности у ребёнка напрямую зависит от средств и методов его воспитания, от социальных условий, в которых он проживает.

Дети очень тонко чувствуют настроение окружающих их людей и способны к сопереживанию. Со стороны взрослых, важно оказать поддержку в формировании целостного отношения к миру, что обеспечит устойчивое и гармоничное развитие личности ребенка.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что воспитать нравственность возможно только через личный пример взрослого и взаимодействие с ребёнком. 

Целью духовно – нравственного воспитания является формирование у ребёнка понятий о нематериальных ценностях в жизни.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

В настоящее время не только дети, но и их родители сталкиваются с рядом проблем, которые являются помехой в воспитании духовно-нравственных чувств:

  • отсутствие положительных идеалов для подрастающего поколения;
  • деградация морально-нравственной среды;
  • уменьшение объёмов культурной и досуговой работы с детьми;
  • отсутствие действенных механизмов формирования здорового образа жизни у молодого поколения;
  • отсутствие культуры поведения и речи (что демонстрируют СМИ в своих материалах);
  • наличие огромного количества негативного контента в СМИ (жестокости, экстремизма, агрессии и т. д.).

Bсе вышеперечисленные проблемы не оказывают положительного влияния на развитие личности ребёнка, а только лишь мешают усвоению истинных ценностей, осознав которые, ребёнок с верой и надеждой устремляет свой взгляд в будущее. В силу своего возраста, ребенок не способен найти правильные жизненные ориентиры. Поэтому ответственность необходимо взять родителям и педагогам, чтобы указать правильный путь ребёнку к истинному добру. От того, насколько мы вовремя и умело это сделаем, зависит будущее подрастающего поколения.

Для того, чтобы правильно организовать процесс воспитания духовно-нравственных качеств у детей, педагоги могут использовать различные формы работы:

  • посещение музея и экскурсии;
  • коллективные сюжетно-ролевые игры;
  • разработка разнообразных проектов;
  • консультативная работа с родителями, с сотрудниками ДОУ и мн. др.

Обязательным условием по духовно-нравственному воспитанию является вовлечение родителей в жизнь ДОО, оказывая им педагогическое просвещение через консультации, а также тематические родительские собрания.

Духовно-нравственное воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольника, охватывать области образовательного процесса, осуществляться в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Наличие таких занятий является непременным условием полноценного духовно-нравственного воспитания, осуществляемого в педагогической системе. Работа по развитию духовно-нравственного начала в детях сложна и многогранна. И мы, взрослые, будучи в ответе за детей, непременно должны способствовать гармоничному и целостному развитию их личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр"

Приобщение дошкольников к национальной культуре, общечеловеческим ценностямпомогают заложить фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуализма....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредствам народных игр

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно – исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследи...

«Воспитание духовно-нравственных качеств у дошкольников посредством народных игр»

Педагогическая идея опыта заключается в воспитании духовно-нравственных качеств у дошкольников через познание культуры своей Родины посредствам народных игр....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Опыт работы "Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника"

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровлени...

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...