ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. НА ТЕМУ: «ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»
методическая разработка

Сергеева Ольга Фёдоровна

     Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качества во многом зависят от нас самих, от окружающей среды и того воспитания, которое получают дети. Будет ребёнок здоров душой и телом – он вырастет и возьмёт всё, что ему нужно.

     Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной работе на протяжении всей жизни человека. Из каких бы хороших кирпичей мы не строили здание, если фундамент плохой – здание разрушится. Именно поэтому с самого раннего детства необходимо заложить тот фундамент, который называется психофизическое здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №2 «КАЛИНКА»

141612, Московская область, г. Клин, ул. К. Маркса, д.96 «А», тел.8(49624) 2-02-16

ВЫСТУПЛЕНИЕ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ЗАКАЛИВАЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ – ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

НА ТЕМУ:

«ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ИХ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

ВОСПИТАТЕЛЬ:

СЕРГЕЕВА ОЛЬГА ФЁДОРОВНА                

03 ДЕКАБРЯ 2017 ГОДА

Тема: Технологии, используемые в работе с детьми для сохранения их психофизического здоровья

 

«Единственная красота, которую я знаю

 – это здоровье»

Г. Гейне.

     Всё лучшее, что есть на земле, взрослые стремятся отдать детям. Нам очень хочется видеть своих детей здоровыми, гармонично развитыми, активными и творческими личностями. Эти качества во многом зависят от нас самих, от окружающей среды и того воспитания, которое получают дети. Будет ребёнок здоров душой и телом – он вырастет и возьмёт всё, что ему  нужно.

     Однако здоровье не существует само по себе, раз данное, постоянно и неизменно. Оно нуждается в тщательной работе на протяжении  всей жизни человека. Из каких бы хороших кирпичей мы не строили здание, если фундамент плохой – здание разрушится. Именно поэтому с самого раннего детства необходимо заложить тот фундамент, который называется психофизическое здоровье. Существует потребность в повышении уровня здоровья и физического развития дошкольников, адекватного современной динамичной социальной ситуации. Результаты анализа статистических данных по России показывают:

80-90% детей имеют те или иные отклонения в физическом развитии;

50%детей имеют хронические заболевания;

у 60% детей наблюдается функциональная незрелость;

50% времени бодрствования занимает двигательная активность, что не обеспечивает биологическую потребность детей.

Поэтому необходимо создание здоровьеразвивающей среды в дошкольном учреждении с целью развития у детей ценностно – мотивационного отношения к своему здоровью и физическому развитию. Таким образом, перед нами стоит цель: используя все возможности физического воспитания укреплять здоровье детей, улучшать их двигательный статус, расширять интеллектуальные возможности и формировать морально – этические основы. Воспитать и вырастить здорового, умного, жизнерадостного человека!

           Одним из важных средств укрепления психофизического здоровья детей являются различные виды игр.

       Макаренко писал: «У ребёнка есть страсть к игре и её надо удовлетворять». Игра – это путь ребёнка к познанию мира, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра должна  доставлять ребёнку радость, но в каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие мысли. Игра без активной деятельности – всегда плохая игра. Подчинение правилам игры помогает воспитывать организованность, умение управлять своими движениями, умение правильно оценивать свои возможности, сопоставляя их с действиями товарищей.  Игра может являться эффективным лечебным средством.

       Чем разнообразнее игра, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное становление. Таким образом, игра повышает не только эмоциональный фон детей, что важно для психофизического здоровья, но и моделирует жизненные ситуации, закрепляет свойства, качества и умения, способности необходимые личности для развития творческих возможностей, позволяет физически развивать и закаливать детский организм. В занимательную деятельность с детьми включаю подвижные игры с правилами /сюжетные и бессюжетные/, спортивные, игры – забавы, командные игры, на гармонизацию среды, на развитие коммуникативных качеств, эстафеты, игры на развитие внимания. Выбирая ведущего – водящего использую игровые упражнения, например: непросто проговариваем считалку, а выполняем с  детьми действие, по окончании считалки у кого оказался мяч тот и водящий: «Мяч лови, и мяч бросай», «Не урони», «Передай мяч» при этом закрепляя бросание и ловлю мяча, и другие способы владения мячом. Ведущий – ребёнок должен проговорить весь текст своей роли, и выполнить свою игровую задачу.

      Сюжетные игры с развёрнутым речевым содержанием являются прекрасным и эффективным психокоррекционным средством  воздействия. Подвижные игры с правилами требуют от детей умения действовать в коллективе, согласовывать свои движения с движениями других детей, выполнять установленные правила. Эти игры характерны элементом «опасности», неожиданностью положений и необходимостью быстро найти выход из создавшихся затруднений. Так, в игре «Ловишки с лентой» ребёнок стремится занять такое положение, чтобы ловишке трудно было схватить его ленту. Или в игре «Северный и южный ветер», «Расколдуйте меня» ребёнку необходимо самому убежать от ведущего,  но при этом «спасти» пойманного товарища.

        Нередко наблюдаю, что дети, хорошо усвоившие правила игры, сами следят за ходом игры и строго критикуют тех, кто уклоняется от выполнения правил. Дети старшего дошкольного возраста предпочитают подвижные игры соревновательного характера, командные игры, игры – забавы, малоподвижные игры на взаимодействие. Столкнувшись с такой  проблемой как -  дети не умеют поддерживать друг друга, смеются над промахами своих товарищей, ругаются, невнимательны по ходу выполнения игровых действий. Стала больше использовать приёмы игровых ситуаций, игр на объединение, сплочение коллектива.

       Такие игры как «Человек – человек», «Электрическая цепь», «Акула», «Тонущий корабль», «Круги» и другие. Включаю в деятельность с детьми игровые упражнения, направленные на развитие внимания, на саморефлексию и релаксацию («У оленя дом большой», «Ухо, нос», «Летают не летают», «Колпак мой треугольный», «Охота на льва» и др). Одним из главных достоинств использования игр в системе  является погружение личности ребёнка в психологически комфортную среду игры, в процессе которой значительно снижается тревожность, поднимается эмоциональный  и физиологический тонус, регулируется функция полушарий и связь между ними, что немаловажно для психофизического здоровья детей старшего возраста.  Такие игры учат подчиняться определённым правилам, что организует, сплачивает и дисциплинирует играющих. Детей начинает интересовать результат игры, что повышает их активность, вызывает больший интерес. Стараюсь научить детей заботиться не только о своих результатах, но и отстаивать интересы своей команды, проявлять взаимопомощь, дружеские и доброжелательные отношения по отношению друг к другу. Положительные результаты уже можно наблюдать, но их необходимо ещё закреплять.

          Известно, что дети – дошкольники очень подвижны, деятельны и в то же время неуравновешенны и легко возбуждаются, поэтому обучаю детей приёмам мышечного расслабления (релаксация) – игры на расслабление, творческие этюды. Во время проведения игр создаю радостную, непринуждённую обстановку, чтобы достичь больше заинтересованности и желания у детей принимать в них участие.

         Важнейшим фактором, способствующим уменьшению психической напряжённости детей, является гидротерапия. Гидротерапия представляет:

-  знакомство с водой в сюжетных занятиях, играх (моря, реки, озёра, океан,  ручей, родники и др.);

         В движениях с использованием тематики о воде, с включением художественного слова (например: в ходьбе по гимнастической скамье, по кубам «камням», по мешочкам «камешкам», по бревну, перебраться через бурную реку, пройти через ручей, по болоту и др.)

Журчит вода, ручей журчит.

О чём сказать он нам спешит?

Поможет мостик перейти

Через ручей друзьям в пути.

«мостик весело качался, а под ним ручей смеялся» и т.д. Использую аудиозаписи: «Шум моря», «Морской прибой», «Шум дождя», «Журчит ручей» и др.

- использование воды для укрепления здоровья (умывание, обливание, полоскание горла, хождение по воде, снегу босиком).

         Игры с водой (пускание мыльных пузырей, опрыскивание водой «Волшебные брызги попадают на лицо»)

        Детские игры с водой способствуют не только физическому развитию детей, их закаливанию, но и выполняют важную роль в воспитании у детей чувства прекрасного. От скольких негативных эмоций избавляются дети, занимаясь с водой!      

         Для нормализации эмоционального состояния детей использую элементы музыкотерапии. На занятиях по физической культуре используется музыкальное сопровождение. Для создания в начале занятия соответствующего ассоциативного фона, для повышения внимания, сосредоточенности, снятия эмоционального тонуса. Занятие может начаться с лёгкой музыки с переходом в более динамичную, энергичную, или наоборот сразу с динамичной, весёлой. В конце занятия музыка становится средством снятия усталости, возбуждения, это в основном классическая музыка, звуки природы. Музыкальное сопровождение в играх развивает внимание («Пауки и мухи», «Круги») фантазию и воображение. Также музыка позволяет развить у ребёнка чувство ритма, используя её в различных видах ходьбы, бега, перестроениях,  упражнениях.  Но в любом случае музыкальные звуки не доминируют, это только фон для поддержания интереса, интриги.

        После дневного сна использую детские песни, весёлую, энергичную, классическую обещающую радость  музыку, позволяющую детям активно войти в деятельность. Музыка помогает привести детей в стабильное психофизическое состояние.

         Интересен для детей и такой метод как звукотерапия. Важную роль играет правильное дыхание. В занятия включаю дыхательные упражнения с произношением ряда шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели, с произношением на выдохе различных гласных звуков. Применяю игровые дыхательные упражнения с удлинённым выдохом. Озвучивание любой двигательно – игровой ситуации (щёлканье язычком, проговаривание небольших стихотворений «вышла утка на прогулку…»; «кто – то зашуршал листвой…»; «я пингвин не один» и др.) всё это помогает задать ритм, темп движений, повысить интерес и качество выполнения. Шумно подуть, изображая сильный ветер, или как волк дует на дом поросят, изобразить рокот работающего автомобильного двигателя, воздушный шарик, которому неожиданно развязали верёвочку и многое другое, и не только произносить звуки самой, но и научить звукоподрожанию детей. Дети сами озвучивают свои движения, как под музыку, так и без неё, подвожу детей к сознательному умению быть здоровыми, внимательными и чуткими.                                      Как известно, определённые звуки несут оздоровительную направленность, например звук «т - д, т-д-д-д-д» укрепляет мышцы языка (задание изобразить трактор, ходьба дробным шагом, произнося «т-д-д-д-д»), звук «к-г, н-г» - мышцы полости глотки, звук «а», произносимый с различной интонацией, громче, длиннее, по высоте громкости способствует укреплению голосовых связок, очищению гортани, выбросу «грязной» энергии.  Рычание, зевание стимулирует не только гортанно – связочный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние (упражнение «Ворона», «Лёвушка» и др.). Звук «у» («самолётики» «заблудились») регулирует кровяное давление, «ы» - снимает усталость головного мозга.

         Ребёнок учится управлять своими движениями, руководствуется ощущениями, связанными с мышечной деятельностью. В занимательное дело включаю массажи и самомассажи. Привлекала детей к взаимному контролю и оценке; к содействию и сопереживанию. Например: делая массаж друг другу, дети обмениваются «тактильными посланиями». Массаж становится своеобразной формой невербального общения, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресного обращения одного ребёнка к другому («Смешные человечки», «Кап, кап», «Друг» и др.) Некоторые дети испытывали неприятные ощущения от тактильных прикосновений других детей. Для того чтобы научить их адекватно реагировать на воздействие предлагала пообщаться в парах, исходя из их симпатий. Через тактильный контакт ребёнок выражает своё внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить «ответ на своё обращение». Таким образом, на занятиях дети поддерживали друг друга, повышали самооценку у неуверенных детей, радовались за каждый, пусть самый маленький успех, стали общительнее и доброжелательнее.

           Ж.Вьено утверждает: «Цвет способен на всё: он может родить свет, успокоить или вызвать потрясение, от него можно ждать чудес, но он может вызвать катастрофу». Сказано очень верно, ведь цвета влияют на организм ребёнка, на его нервную систему и сферу эмоций. Цвет может «подсказать» ребёнку характер действия, его особенность, а также войти в гармоничное единство с психофизическим состоянием занимающихся. В нашем доу, в физкультурном зале, имеется инвентарь различной окраски. Это тем более важно, если учесть существующую взаимосвязь между характером ребёнка, особенностями его психологического статуса и наличием любимых цветов. Дети имеют возможность играть с предметом любого цвета, который ему нравится. «Цвет сам по себе что – то выражает – от этого нельзя отказываться, это надо использовать» - считал Ван Гог. Цвет использую в играх («мотоциклисты», «будь внимательным», «найди пару», «найди свой дом» и др.), в различных видах ходьбы, основных движениях для повышения двигательной активности, у детей вырабатывается определённая установка на достижение результативности в режиме конкретного цвета.

           В занимательную деятельность со старшими дошкольниками включаю такой приём как беседа, тематика может быть различной, но конечно это в основном касается здоровья и его сбережения, использую интеграцию. Большое значение придаю активности самого ребёнка при выполнении  движений, его инициативе и самостоятельности во время занятий. После каждого занятия проводится самоанализ в разной форме; дети анализировали свои успехи и неудачи (если таковые случались, выясняли причину), высказывали своё отношение. Задавала такие вопросы: «Как думаешь, почему у тебя сегодня всё удачно получилось?», «Что сегодня тебе удалось, как думаешь, почему?», «Что не получилось?», «Как надо выполнить, чтобы не допустить ошибок?». Добивалась, чтобы дети сами смогли оценить свои функциональные возможности.  Научились самоощущению, умели оценить свои возможности, что я смогу, сколько я смогу, как я смогу, как я буду выигрывать (проигрывать) и зачем мне это нужно и нужно ли вообще. Большое значение имеет положительная, предвосхитительная оценка, ребёнок «подтягивается» старается сделать лучше «Да, я могу», что оказывает благотворное влияние на психофизическое здоровье детей.

          Чтобы процесс сохранения психфизического здоровья результативным, важно обеспечить непрерывность процесса работы.

          Эффективность результата зависит от установления взаимопонимания с родителями. Сегодня важно у современных родителей сформировать собственное отношение к здоровому образу жизни, поддерживать интерес к своему здоровью и своего ребёнка. Нужно консультировать и предлагать вниманию родителей и законных представителей детей книги – раскладушки, альбомы с фотографиями и консультативным материалом, приглашать на просмотры занятий с совместным участием, на праздники, соревнования.

         Думаю, что, используемые в нашей группе нетрадиционные методы оздоровления, являются наиболее эффективными формами для положительного развития воспитанников. Наша главная задача, чтобы дети поняли, что занятия физической культурой помогут им не только быть здоровыми, выносливыми, смелыми, организованными и внимательными, они помогут им противостоять стрессовым ситуациям и лучше приспособиться к современной жизни. И, конечно, необходимо помнить, что положительные эмоции укрепляют иммунитет и ведут к психофизическому здоровью.

Список используемой литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М., Издательство «Просвещение», 1983г. - 144с. год.
  2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Издательство «Мозаика – Синтез» 2009 г. - 208 с.
  3. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. Занятия физической культурой в ДОУ М., Издательство «5 за знания», 2005г. – 112 с.
  4. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Физические упражнения и подвижные игры М., Издательство НЦ ЭНАС, 2005 г. – 152с.
  5. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада М., 2005г.
  6. Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. М., «ЛИНКА – ПРЕСС», 2000 г. - 296 с.
  7. Моргунова О.Н. Профилактика  нарушений осанки в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г. -127с.
  8. Моргунова О.Н. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 г. -109с.
  9. Назарова А.Г. Игровой стретчинг. Методические рекомендации. Учебно – методический центр «Аллегро».  С - Петербург, 1999г.
  10. Научно – методический журнал для педагогов и родителей «Детский сад от А до Я»; № 3, 2004 год.
  11.  Потапчук А.А., Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей». С. – Петербург, Издательство «Речь», 2001 г.- 166с.
  12.  Программа «Старт»; Яковлева Л.В., Юдина Р.А., М., Издательство центр ВЛАДОС, 2004 г. – 315с.
  13.  Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М., Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005 г. – 96с.
  14.  Щебеко В. Выявление психомоторной одарённости. «Дошкольное воспитание» № 10, 2008 год, (стр. 23-26).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие: "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми для сохранения и укрепления здоровья". Картотека игр и упражнений в двигательном режиме.

    В пособии представлены разнообразные виды здоровьесберегающих технологий, которые могут быть использованы в работе педагогов с детьми дошкольного возраста....

Педагогический совет в ДОО "Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья воспитанников"

laquo;Двигательная активность как необходимое условие сохранения здоровья и развития дошкольников»1. АктуальностьДвигательная активность (ДА) – это естественная потребность в движении, уд...

Презентация на тему: «Сохранение здоровья дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий»

Тема сохранения здоровья была и остается всегда актуальной. «Забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мирово...

Дидактические пособия, игры, используемые в работе с детьми по сохранению и укреплению здоровья

Ведущая деятельность дошкольника — это игра. С ее помощью ребенок познаѐт окружающий мир. Доказано, что нехватка игровой деятельности, отрицательно сказывается на формировании личности ребенка. ...