Доклад на педсовет «Использование музыкальных инструментов с младшими дошкольниками»
материал

Омеленюк Татьяна Викторовна

 

МБДОУ «Детский сад с. Алексеевка Базарно- Карабулакского района, Саратовской области»

 

 

Доклад

Тема: «Использование музыкальных инструментов с младшими дошкольниками»

 

 

Подготовил воспитатель

Омеленюк Т.В.

2020 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Игра на них тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить.

   На начальном этапе необходимо познакомить детей с шумовыми инструментами: трещотками, погремушками, колокольчиками, палочками. Поскольку все инструменты как-то шумят, то для удобства их различия во время работы с ними, малышам легче называть их по внешнему признаку, то есть учитывать из какого материала они сделаны: мешочки, бутылочки… На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучанием инструментов, заинтересовать их. Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, нужно показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу. Наличие стольких громких игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, регулировать динамику звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения взрослого. И для малышей это является особо трудной задачей. Чтобы облегчить понятие правил, помогают такие методы:

1. погремушечка «спит» - дети держат игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.

2. колокольчик - зажимают в кулачке

3.  ложки и трещотка - не «трогают» друг друга.

В нашей группе разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотки, бубны, барабаны, деревянные ложки, гармошка), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон и др.).

   Первые музыкальные впечатления мы стремимся дать ребятам в занимательной игровой форме. Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке. Во время утренней зарядки когда малыши учатся маршировать под музыку, взрослый сопровождает звучание марша, играя на деревянных ложках, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой, на бубне колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, бубенчиков и других инструментов, соответствующих характеру произведения. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.  Например в игре «Бубен» взрослый показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки), на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения малыши выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Работа с детьми имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых песенок происходят на слух, а игра на инструментах - «с рук». Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте.

  Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается разговор птиц, простые рыболовные колокольчики –коровка пасётся на лугу, а бубенцы -лошадка скачущая по дорожке. Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры - импровизированное звукоподражание. Вот в детской игре летит самолёт - и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует. Поэтому в группе для творческого музицирования у нас есть нестандартное музыкальное оборудование; пластмассовые тарелочки и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок.

    Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх. Все музыкально-дидактические игры в группе подобраны по возрасту, периодически меняются, учитывая интересы и желания ребят. Музыкальные инструменты в достаточном количестве, чтобы их можно было использовать в музыкально-дидактических играх. Например:

Для развития звуковысотного слуха у детей младшего возраста интересно проходит музыкально-дидактическая игра «Какая птичка поет?». На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Взрослый показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне низкую ноту) и как маленькая (высокую ноту). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет ноты, дети должны отгадать.

В музыкально-дидактической игре «Медвежата» воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком — будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

А в игре «Определи» педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой.

Часто в сюжетно-ролевых играх дети обращаются к музыкально-дидактическим играм, особенно тем, в которых используется детское музицирование. В игре «Нам игрушки принесли» помогает ребятам закрепить знания о музыкальных игрушках. Нет в саду ребенка, который бы не мечтал освоить какой-нибудь музыкальный инструмент и играть в оркестре. Воспитатель внимательно следит за игрой, в случае необходимости приходит на помощь. Например, ребенок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что в игре все подчиняются общим правилам.

Музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно. Таким образом элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности взрослого и ребёнка.

                      

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад с. Алексеевка Базарно- Карабулакского района, Саратовской области»

Доклад

Тема: «Использование музыкальных инструментов с младшими дошкольниками»

Подготовил воспитатель

Омеленюк Т.В.

2020 год

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на детских музыкальных инструментах. Игре на детских музыкальных инструментах в детском саду уделяется особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Знакомство детей с музыкальными инструментами начинается уже в раннем возрасте. Игра на них тренирует мелкую мускулатуру пальцев рук, развивает координацию движений, чувство ритма, звуко-высотный слух. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить.

   На начальном этапе необходимо познакомить детей с шумовыми инструментами: трещотками, погремушками, колокольчиками, палочками. Поскольку все инструменты как-то шумят, то для удобства их различия во время работы с ними, малышам легче называть их по внешнему признаку, то есть учитывать из какого материала они сделаны: мешочки, бутылочки… На занятиях необходимо познакомить детей с выразительностью звучанием инструментов, заинтересовать их. Когда накоплен первый слуховой опыт и проведена предварительная работа, нужно показать детям правильные способы игры на инструментах, учитывая их возраст, уровень развития и способности. Первоначально часто приходится работать индивидуально, чтобы дети усвоили навык игры на инструментах, были готовы к совместной деятельности. Когда все дети достаточно хорошо держат инструменты в руках, знают основные способы игры на них, можно продолжать фронтальную работу. Наличие стольких громких игрушек подразумевает обучение детей не только умению извлекать звук в нужный момент, регулировать динамику звучания, но и умение вовремя останавливаться, соблюдать тишину, чтобы услышать объяснения взрослого. И для малышей это является особо трудной задачей. Чтобы облегчить понятие правил, помогают такие методы:

1. погремушечка «спит» - дети держат игрушку одной рукой, кладут её на колени и «укрывают» другой рукой.

2. колокольчик - зажимают в кулачке

3.  ложки и трещотка - не «трогают» друг друга.

В нашей группе разнообразные игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия, варьируется и исполняется детьми на музыкальных инструментах, что является основой детского музицирования. В работе с детьми применяются различные музыкальные инструменты и игрушки. Одни из них созданы на основе народных (трещотки, бубны, барабаны, деревянные ложки, гармошка), другие - по типу инструментов симфонического оркестра (арфа, ксилофон, металлофон и др.).

   Первые музыкальные впечатления мы стремимся дать ребятам в занимательной игровой форме. Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке. Во время утренней зарядки когда малыши учатся маршировать под музыку, взрослый сопровождает звучание марша, играя на деревянных ложках, барабане, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой, на бубне колокольчике. Танцевальную музыку обогащают звуки бубна, бубенчиков и других инструментов, соответствующих характеру произведения. По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, им поручают самим играть на этих инструментах. Сначала взрослый помогает детям попадать в такт музыке (греметь погремушкой, стучать по бубну, встряхивать колокольчик), потом их действия становятся все более самостоятельными.  Например в игре «Бубен» взрослый показывает бубен, дети слушают, как он может звучать при встряхивании или когда по нему ударяют ладонью. Затем воспитатель берет бубен и, подняв его, вместе с детьми бежит по комнате (на первую часть музыки), на вторую часть останавливается и стучит по нему, дети хлопают в ладоши. После двукратного исполнения малыши выполняют упражнение по одному. Воспитатель напоминает, что сначала надо бежать вокруг стула, а затем остановиться и ударять по бубну ладошкой. Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Работа с детьми имеет форму устного музицирования. Разучивание и запоминание исполняемых песенок происходят на слух, а игра на инструментах - «с рук». Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте.

  Целесообразно использовать музыкальные инструменты и в повседневной жизни, чтобы закрепить у ребят появляющееся ощущение ритма музыки. Даже совсем маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна, как сама страна детства. Из металлофона рождается разговор птиц, простые рыболовные колокольчики –коровка пасётся на лугу, а бубенцы -лошадка скачущая по дорожке. Детский игровой мир озвучен простейшими инструментами (звучащими предметами). Цель этой инструментальной игры - импровизированное звукоподражание. Вот в детской игре летит самолёт - и «дребезжание» на какой-нибудь железке вполне символично соответствует. Поэтому в группе для творческого музицирования у нас есть нестандартное музыкальное оборудование; пластмассовые тарелочки и шуршащая бумага, коробочки с крупой и барабаны из пластиковых банок.

    Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Музыкально-дидактические игры включаем во все музыкальные занятия, а по мере усвоения переносим их в свободное от занятий время, используем игры на праздниках и развлечениях. Неоценимую помощь оказывают нам в этом музыкальные игрушки и инструменты, применяемые в музыкально-дидактических играх. Все музыкально-дидактические игры в группе подобраны по возрасту, периодически меняются, учитывая интересы и желания ребят. Музыкальные инструменты в достаточном количестве, чтобы их можно было использовать в музыкально-дидактических играх. Например:

Для развития звуковысотного слуха у детей младшего возраста интересно проходит музыкально-дидактическая игра «Какая птичка поет?». На столе находятся игрушечные птички — большая и маленькая. Взрослый показывает, как поет большая птичка (играет на металлофоне низкую ноту) и как маленькая (высокую ноту). Затем педагог отгораживает металлофон ширмой и поочередно берет ноты, дети должны отгадать.

В музыкально-дидактической игре «Медвежата» воспитатель раздает каждому ребенку колокольчик и объясняет: «Вы все медвежата и спите в своих домиках, а я буду мама-медведица, я тоже сплю». Звучит колыбельная мелодия, медвежата спят на стульчиках, закрыв глаза. Под веселую мелодию медведица звенит большим колокольчиком — будит медвежат. Те просыпаются и звенят ей в ответ своими маленькими колокольчиками.

А в игре «Определи» педагог исполняет на бубне различные ритмические рисунки, передающие движения неуклюжего медведя, быстрого зайчика и стремительной птички. Дети отгадывают предложенные им загадки и ставят соответствующую игрушку на определенную ступеньку музыкальной лесенки (медведя на нижнюю, зайчика на среднюю, птичку на верхнюю). Затем медленными ударами ладошкой правой руки по бубну передают ритмический рисунок мелодии медведя, образ зайчика — быстрым постукиванием указательным пальцем, птички — легким потряхиванием бубна над головой.

Часто в сюжетно-ролевых играх дети обращаются к музыкально-дидактическим играм, особенно тем, в которых используется детское музицирование. В игре «Нам игрушки принесли» помогает ребятам закрепить знания о музыкальных игрушках. Нет в саду ребенка, который бы не мечтал освоить какой-нибудь музыкальный инструмент и играть в оркестре. Воспитатель внимательно следит за игрой, в случае необходимости приходит на помощь. Например, ребенок долгое время играет на одном и том же инструменте, никому его не уступая. Надо умело объяснить, что в игре все подчиняются общим правилам.

Музыкально-дидактические игры помогают развить в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно. Таким образом элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств, которые могут быть сформированы именно в совместной музыкально-творческой деятельности взрослого и ребёнка.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкальных инструментов в работе с дошкольниками

Использование музыкальных инструментов в работе с дошкольниками - методические разработки...

Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.

Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников....

Доклад к педсовету на тему: Формирование умственной деятельности дошкольников путём использования новых методов обучения в ФЭМП (из опыта работы)

Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребенка в детском саду. К окончанию детского сада у ребенка должен сформироваться...

Использование музыкальных инструментов в музыкальном воспитании дошкольников.

Творческие способности необходимо развивать, начиная с младшего дошкольного возраста, когда дети охотно выполняют посильные для себя творческие задания. Развитие исполнительских способностей позволяет...

Консультация для родителей по музыкальному воспитанию детей "Использование музыкальных инструментов в самостоятельной деятельности дошкольников"

Музыкальные инструменты могут быть использованы в сюжетно-ролевых и диагностических играх. Они помогают детям развивать музыкальные способности, побуждают к творчеству....