«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский
статья (средняя группа)

Сирина Алёна Сергеевна

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

 У детей  с нарушениями  речи,  часто наблюдаются недостатки  в общей  моторике. Движения  организма , речевая  моторика  имеют   единые  механизмы,  поэтому  развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность      ребенка, тем лучше развивается его речь.      

 Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять      напряжение.

  Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких-   либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.  Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный  вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и  показа.

Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится   игротренинг).

 

  1. Игры с шишками, грецкими орехами и массажным мячиком.

Предлагаем ребенку покатать грецкий орех, шишку или массажный мячик между ладонями.

Упражнение с грецким орехом.

Здороваемся с орешком: крепко сжимаем его в кулачке, дуем на кулачок и разжимаем его. Повторяем 3-5 раз каждой рукой.

 

 

Побежал наш орешек по дорожке. Кладем руку на стол, пальчики вместе. На запястье укладываем орешек, накрываем его другой ладонью, катим орешек до кончиков пальцев и обратно – "вверх и вниз, вверх и вниз по дорожке ты катись". Выполняем 10 раз каждой рукой.

 

Мы любим кататься с горки, научим и орешек этой игре. Ставим ладошку под углом и по тыльной стороне кисти скатываем орешек, сначала по одной, затем по другой руке 10 раз.

 

 

 

А теперь представим, что это не орешек, а колобок. Покатаем колобок в ладошках. Одна рука лежит ладонью вверх, на ней – орешек, другая прижимает его сверху. Катаем орешек по кругу между ладонями в течение 10-15 секунд, затем меняем руки.

 

 

Теперь наш орешек в юлу превратился. Пальчиками одной руки ввинчиваем орешек в середину ладошки другой руки. Выполняем в течение пары минут, меняем руки.

 

 

2.         Игры с карандашом.

           

«МОТОР»

Соединить ладони пальцами вперёд. Карандаш в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперёд-назад, передвигая карандаш, постепенно ускоряя темп, затем замедляя.

Заводи мотор скорей

И ладони разогрей.

Всё быстрей, быстрей, быстрей,

Сил, приятель, не жалей.

Ход немного замедляем.

Видно, к дому подъезжаем.

Едем тише, тише, тише.

И мотор уже не слышен.

 

«СКАЛКА»

Соединить ладони пальцами вперёд так, чтобы одна была сверху, другая – снизу. Карандаш в горизонтальном положении между ладонями. Перемещать верхнюю ладонь вперёд-назад, передвигая карандаш по ладони и пальцам.

Мы порог испечь решили.

Ловко тесто замесили.

Хорошенько раскатаем,

В печку жаркую поставим.

 

«КРЮЧКИ»

Карандаш находится в горизонтальном положении. Зацепить его указательными пальцами за концы. Попеременно отрывая пальцы-«крючки» от карандаша, снова цеплять его, передвигая пальцы к середине до их сближения.

Мы повесили крючки.

Очень крепкие они.

Чок-чок, чок-чок,

Раз – крючок, два – крючок.

 

.         Игры с прищепками.

            Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к

            мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

            «Сильно кусает котенок - глупыш.

            Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

            Но я, же играю с тобою, малыш,

            А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! »

4.         Массаж Су – Джок шарами

Дети повторяют слова и выполняют действия с Су – Джок шарам соответствии с текстом

 

Пальчиковая игра «Ёжик».

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.            (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                         (массажные движения большого пальца)

        очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,             (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,           (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                  (массажные движения мизинца)

на ежа похожи.                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

 

 

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

«Волшебный шарик»

Этот шарик непростой,         (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          (катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

 

 

 

Учитель – логопед: Сирина Алёна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gazeta.docx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

Презинтация: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»...

Проектирование плана-конспекта проведения родительского собрания на тему:"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев."

Форма  родительского  собрания -Семинар с элементами игры.Цель: Повысить компетентность родителей в умении развивать мелкую моторику рук у детей дома. Задачи:-формировать у родител...

Педагогический проект «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» (долгосрочный: с сентября по май) «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В.А. Сухомлинский

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.2. Игры с п...

"ум ребенка находиться на кончиках его пальцев" В. А. Сухомлинский

Камушки с улицы или морская галька – это природный материал, который прекрасно подходит для развития сенсорики, мелкой моторики, развития речи, воображения ребенка. С ним можно придумать интерес...

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский

У детей  с нарушениями  речи,  часто наблюдаются недостатки  в общей  моторике. Движения  организма , речевая  моторика  имеют   единые  механизм...

Консультация для родителей «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» Сухомлинский В.А.

В консультации рассказывается о пользе пальчиковых игр и как правильно построить игру чтоб ребенку было интересно....