Рекомендация для родителей "Развивающая среда дома. Принцип М.Монтессори"
консультация

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Развивающая среда для ребенка дома. Принцип М.Монтессори

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №34 «Светлячок» комбинированного вида города Кызыла

Рекомендации для родителей

«Развивающая среда дома. Принцип Монтессори»

Подготовила: воспитатель средней группы №10

Кужугет Роланда Дуктуг-ооловна

Кызыл 2021

Развивающая среда для ребенка

Дом - это универсальная развивающая среда для ребенка. Ничто так не влияет на формирование личности ребенка как домашний уклад жизни, традиции семьи, интересы родителей, а также уникальная предметная среда дома, которая формируется в рамках каждой семьи. Не обращали ли Вы внимание на то, что дети, которые растут в семьях музыкантов, часто имеют способности к музыке, в семьях ученых – высокий интеллект. И это не всегда наследственность, а вернее не только наследственность, но и влияние той самой домашней среды, которая служит толчком для формирования интересов ребенка.

Что же такое развивающая среда для ребенка? Это система условий, которые обеспечивают полноценное физическое, эстетическое, познавательное и социальное становления личности ребенка в различных видах деятельности. И любящим родителям вполне по силам создать такое предметно-развивающее пространство для своего малыша.

Начать желательно с выделения определенного места (пусть даже самого небольшого) для рабочего места малыша, обычно это дидактический столик и «прилегающая территория». А если это целая детская, прекрасно. Затем неплохо избавиться от привычки спонтанно покупать игрушки, не думая об их сочетаемости с уже имеющимися, развивающем потенциале и возрастных ограничениях. Много игрушек – это плохо. Ребенок, скорее всего, «перескакивает» от одной игрушки к другой, не успевая ничему научиться. Еще нужно завести полезную привычку – играть с ребенком вместе, показывая ему возможности созданной вами развивающей среды и купленных игрушек. Если Вы согласны с этими тремя моментами, тогда идем дальше и приступаем непосредственно к формированию развивающей предметной среды.

Во-первых, избавляемся от малофункциональных и несочетаемых друг с другом предметов. Например, детям часто дарят громоздких лошадок, на которых почти никто не катается. То самому не залезть, то уже неинтересно. Гораздо больше вариантов игры можно придумать с головой лошади на палочке, так любимой в дореволюционной России. Компактнее и функциональнее.

Во-вторых, условно делим отведенное ребенку место на две предметные зоны, отвечающие масштабам действий его рук (масштаб «глаз – рука») и роста. Уровень рук – это, например, дидактический столик, роста – полка над столиком или дидактический плакат. Для развития важен и предметный мир взрослых, который, конечно же, есть в каждой квартире. Его желательно отредактировать, он не должен быть агрессивным, опасным для ребенка. Столик малыша не может располагаться перед телевизором, а коврик для игр – напротив входной двери.

В-третьих, заполняя предметные зоны, все время держим в голове антропометрические, физиологические и психологические особенности ребенка его возраста. Например, ребенок должен иметь возможность сам взять книгу или карандаши, а не дотянуться до них или просить у взрослых. Еще важнее соответствие содержания предметных зон не только текущим ориентирам в развитии, но и «зоне ближайшего развития» ребенка. Проще говоря, игрушки, предметы, книги должны быть «слегка навырост».

В-четвертых, имейте ввиду, что развивающая предметная среда сама нуждается в постоянном развитии и совершенствовании. Ориентирами для этого могут стать два основных принципа: стабильности – динамичности и открытости – закрытости, то есть необходимо предусмотреть постоянные (например, магнитно-маркерная доска для рисования) и меняющиеся (например, сезонный декор) элементы среды.

Вот и все. Как видите, создание развивающей среды для ребенка – это не такое уж сложное занятие. Главное – осознать необходимость, понять основные моменты и уделить время такому важному делу как развивающая среда для ребенка.

Развивающая среда Монтессори – что это такое и с чем едят?

“Специальной литературы, описывающей систему воспитания известного итальянского педагога Марии Монтессори, много. Основа основ методики – это создание для ребенка специальной развивающей среды, оснащенной определенными материалами в соответствии со ступенями развития ребенка. Основной подход к воспитанию в этой среде – давать ребенку свободу выбора занятий, руководствуясь принципом: “не мешать, а мягко помогать”.

Монтессори-сады подразумевают работу с детьми от 3-х до 6 лет. Считается, что в этом возрасте ребенок “создает себя сам” и ему не стоит мешать. Ребенок осознает себя в социуме и учится многим взрослым вещам. Среда Монтессори от 3-х лет заключается в создании 5 зон:

Зона 1: Упражнения в практической жизни

Зона 2: Сенсорное развитие

Зона 3: Математическая зона

Зона 4: Языковая зона

Зона 5: Зона «космоса»

Рассмотрим подробнее каждую из этих зон применительно к домашней обстановке. Какие материалы разместить в зоне практической жизни? Это материалы, способствующие развитию навыков ухода за собой: чистка зубов, уборка, мытье посуды, стирка, чистка одежды и обуви, завязывание шнурков и так далее. Если у родителей есть возможность приобрести специальный Монтессори-материал для занятий – это хорошо. В специализированные наборы, как правило, входят следующие вещи: рамки с застежками всех видов, наборы посуды, наборы щеток и тазиков, прищепки, емкости для пересыпания и переливания, губки, тряпочки, совок и веник. Набор предметов, как видим, незамысловатый. Не составит труда приобрести все вышеназванное в обыкновенном хозяйственном магазине, кроме, пожалуй, рамок. Рамки с застежками (липучки, шнуровка, пуговицы) легче всего изготовить самим.

Зона сенсорного развития – это область развития чувств: осязания, обоняния, зрения, слуха. Материалы, помогающие ребенку понять и запомнить физические законы и понятия: цвет, форма, температура, звуки, запахи. К ним относятся образцы тканей, стенды с геометрическими табличками, разновеликие предметы (башня, разноцветные фигуры и наборы табличек для сортировки по цветам и формам. Ниже можно увидеть, как выглядит специальный Монтессори-материал из сенсорной зоны.

Очевидно, что материал подбирается более тщательно, но и самим изготовить его вполне можно.

Математическая зона от 3-х лет и старше направлена на формирование у ребенка не только знаний о цифрах, но и на простейшие действия с ними: сложение, вычитание, деление на дроби. Ниже – подборка специального Монтессори-материала, которая включает в себя наборы с фактурными цифрами, счеты, наборы фигур, дающие представление о дробях, деревянные дощечки с примерами вычислений, игра – лото с цифрами, карточки с символами чисел 1,10,100,1000.

Зона русского языка, преимущественно, включает в себя материалы, демонстрирующие форму и виды написания букв. Это кассы букв и слогов, наборы прописных и печатных букв, фактурные буквы. Конечно, знакомство с родным языком не ограничивается понятием о буквах. Ничто так не развивает речь, как чтение, поэтому книги и игры для развития словарного запаса тоже должны поселиться в этой зоне.

Зона космоса отвечает за формирование знаний маленького человека об этом мире и за развитие его представлений о себе. Помочь ему в этому способны специальные пособия, географические карты, дидактический материал, объясняющий происхождение вещей и явлений природы, книги о природе.

Создание Монтессори-среды может помочь всесторонне и цело охватить процесс развития. Конечно, стоит оговориться, что смысл Монтессори-метода отнюдь не ограничивается созданием специальной среды и покупкой определенных материалов. Существует, как минимум, еще несколько важнейших принципов методики, главнейшие из которых – это посещение ребенком специализированных садов и центров Монтессори, где работают специально подготовленные и сертифицированные педагоги. К сожалению, не каждая семья может позволить себе посещение подобных детских учреждений, да и часто поблизости таких садов попросту нет.

План по созданию Монтессори-среды дома

Первый ШАГ. Разобрать все игрушки и рассортировать их по назначению. Сортировка покажет, какие игрушки и на развитие каких навыков преобладают, а каких – непростительно мало.

Второй ШАГ. Оборудовать места хранения. Лучше даже сказать – места пользования, так как необходимо обеспечить постоянную доступность материалов и, соответственно, они всегда будут в зоне досягаемости для ребенка. Наилучшим вариантом считаются открытые полочки или стеллажи. На них все удобно и хорошо видно. Главное – подобрать полочки по росту ребенка.

Для 3-6 лет прекрасно подойдут самые простые полки из Икеи. Не стоит тратиться на покупку дорогих готовых стеллажей, ребенок может их повредить, да и период пользования материалами не долог.

Третий ШАГ. Полностью укомплектовать каждую зону недостающим материалом. Конечно, материала потребуется много и купить все попросту невозможно, да и не нужно. Здесь есть несколько путей решения проблемы. Первый – это приобрести часть готовых материалов, второй – это подобрать аналоги из обыкновенного магазина, но это довольно трудно, третий – изготовить материал самим. Ниже хотим привести пример, как можно самим изготовить часть материалов.

После проведенной работы по организации развивающей среды дома, не стоит считать, что дело в шляпе. Ведь помимо среды в ее физическом понимании, очень важно соблюсти правила пользования этой средой. В специализированной литературе подробно описаны важнейшие принципы методики, без соблюдения которых сама по себе правильно созданная среда не принесет никакого результата.

Интернет-ресурс: https://www.maam.ru/detskijsad/rekomendaci-dlja-roditelei-804924.html