РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА
тест

Палладина Елена Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы роли воспитателя в жизни ребенка. Дается обоснование социальной важности профессии путем анализа основополагающих нормативно-правовых актов сферы образования России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya.docx16.63 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

 

«Личность может воспитать только личность»

(«Концепция дошкольного образования»)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы роли воспитателя в жизни ребенка. Дается обоснование социальной важности профессии путем анализа основополагающих нормативно-правовых актов сферы образования России.

Воспитателем называют педагога, осуществляющего образовательный процесс в дошкольных образовательных организациях.

В 1989 году, за пол года до одобрения Генеральной ассамблеей ООН «Конвенции о правах ребенка», решением Коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию была одобрена Концепция дошкольного воспитания. Она вступила в силу в СССР на год раньше «Конвенции о правах ребенка» и содержит фундаментальные положения, которыми руководствуются по сей день: гуманизация образования ,использование личностно – ориентированной модели образования, игра как ведущий вид деятельности, охрана и укрепление здоровья детей, возрастной подход, единство воспитания и обучения. Один из разделов концепции носит название «Организация жизни ребенка. Условия развития». В соответствии с данными положениями была избрана тема статьи о роли педагога именно в жизни ребенка.

В соответствии с концепцией, основная роль воспитателя – это организация жизни ребенка путем создания условий для его развития. Положения раздела Концепции «Воспитатель детского сада» настойчиво указывают на роль личности воспитателя, роль его профессиональный и личных качеств.

Положение Концепции находят отражение во всех нормативных актах сферы образования и составленных на их основе документов – основных общеобразовательных программа дошкольного образования и т. д.

В соответствии с Федеральный законом «Об образовании в Российской Федерации», воспитатель является педагогическим работников – лицом, осуществляющим образовательную деятельность, выполняющим  обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности. Таким образом,  воспитание и образование детей в дошкольной образовательной организации проводится силами воспитателя, как лица, непосредственно организующего условия жизни ребенка в детском саду. В связи с этим,

Организация жизни детей в детском саду регламентируется положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и реализуемой на основе стандарта примерной общеобразовательной программой.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предъявляется большие требования к деятельности воспитателя, среди которых:  развитие  познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способности, а так же формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни при применении педагогически обоснованных формы и методы обучения и воспитания.

Роль воспитателя так же состоит в обеспечении полного объема образовательного содержания дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС ДО)

Педагог создает условия жизни воспитания и образования ребенка в детском саду, создавая условия для реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО. Основная цель педагога – создание ситуации развития и создание образовательной среды, включающей:

1) охрану и укрепление физического здоровья детей

2) эмоциональное благополучие детей;

3) собственное профессиональное развитие и осуществление деятельности на высоком профессиональном уровне;

4) условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

        Создание условий жизни, образования и воспитания детей в детском саду обеспечивается воспитателем путем создания психолого-педагогических условий реализации программы. Педагог уважает человеческое достоинство ребенка, формирует и поддерживает его самооценку, уверенность в собственных возможностях и способностях. Воспитатель в ходе взаимодействия с детьми ориентируется на на интересы и возможности каждого ребенка и учитывает социальную ситуацию его развития, что предупреждает разного рода отставания в развитии, эмоциональный дискомфорт ребенка.

Заботой воспитателя при создании психолого-педагогических условий воспитательно-образовательного процесса является так же поддержка эмоционального климата в детском коллективе. Воспитатель ведет работу, направленную на формирование положительного и доброжелательного отношения детей друг к другу и и организует их общение в разных видах деятельности. Таким образом, формируя навыки социального взаимодействия у детей.

Поддержка инициативы и самостоятельности, регламентируемая ФГОС как принцип психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направлен на формирование самостоятельности в применении полученных детьми знаний в практической деятельности.

Воспитатель защищает детей от всех форм физического и психического насилия. Эта работа проводится не только созданием психолого-педагогических условий в детском саду, но и через работу с родителями. Профессиональный педагог в сфере дошкольного образования пропагандирует гуманную модель семейного воспитания, ведет разъяснительную работу с родителями, направленную на предупреждение семейного насилия.

Воспитатель активно вовлекает родителей воспитанников в воспитательно-образовательный процесс детского сада, пропагандирует лучшие образцы семейного воспитания, формирует компетенции родителей в вопросах семейного воспитания.

Все вышеуказанное играет огромную роль в жизни ребенка, являясь факторами, формирующими личность. От условий жизни ребенка в семье и детском саду, сформированных качеств личности ребенка – самостоятельности, инициативности, коммуникативных навыков и много другого – зависит успех получения ребенком школьного образования, профессионального образования, а также жизненный успех.

Социальную роль профессии воспитателя, таким образом, нельзя переоценить.

Выполнение социального запроса общества, воспитание психически- и эмоционально-благополучной личности, самостоятельного гражданина, гармонично всесторонне развитого, физически здорового члена общества напрямую зависит от условий, которые создает воспитатель в самый сенситивный период детского развития – дошкольный.


Список использованных источников

  1. "Концепция дошкольного воспитания" (одобрена решением коллегии Гособразования СССР 16.06.1989 N 7/1)
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (дата обращения  - 01.12.2019)
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах"

Эта консультация для воспитателей о том, как можно помочь ребенку, через самостоятельную деятельность, научиться играть на музыкальных инструментах....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает...

Консультация для воспитателей "Роль игры в жизни дошкольников"

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе вн...

Самообразование воспитателя на тему: «Роль игры в жизни дошкольника».

Цель: изучить значение игры как ведущей деятельности ребенка – дошкольника. Игра как средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста.Задачи:- развитие игровой деятельности;- изучение мето...

План самообразования воспитателя на тему: «Роль игры в жизни дошкольника».

 Развитие  личности в младшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, усвоением большого объема новых знаний, умений, появлением новых качеств, потребностей. В этом возраст...