Семинар-практикум "Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ"
консультация

Искандерова Самира Сабировна

Синдром эмоционального выгорания – это неблагоприятная реакция специалиста на рабочие нагрузки, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

В данном материале представлены причинно-следственные факторы влияющие на эмоциональное выгорание педагогов, диагностика профессионального выгорания, а также советы и практические упражнения по снятию психоэмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie_u_vospitateley_dou.docx809.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 «Аленький цветочек»

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей

Корсаковского городского округа Сахалинской области

694020, Сахалинская область г. Корсаков, ул. Невельская, 14

                                                     Тел. (факс) (8 424 35) 4-45-24; 4-45-22

Семинар-практикум

                                                                                                 Подготовила педагог-психолог:

                                                                                                 Искандерова Самира Сабировна

        2021 г.

Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ

Термин «burnout» – «выгорание», «сгорание» предложил американский психиатр Герберт Фрейденбергер в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

Доктор психологических наук Виктор Васильевич Бойко под эмоциональным выгоранием понимает «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

Стадии Проф.Выгорания:

Первая стадия профессионального выгорания. Снижение самооценки исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи. возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» Как следствие, такие «сгоревшие» воспитатели ДОУ чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Вторая стадия профессионального выгорания. Одиночество возникают недоразумения с воспитанниками и родителями, воспитатель ДОУ в кругу своих коллег начинает с пренебрежение говорить о некоторых из них. неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии детей – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Третья стадия профессионального выгорания. Эмоциональное истощение притупляются представления о ценностях жизни, воспитатель ДОУ становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.

Фазы эмоционального выгорания 

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе воспитатель ДОУ пытается более или мене успешно оградить себя от неприятных впечатлений.

Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов.

Внешние факторы, провоцирующие выгорание

Специфика профессиональной педагогической дошкольной образовательной деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) Организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой; отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов, нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов.

Внутренние факторы 

Коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации. Ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных профессиональных ситуациях.

Типы личности, которым угрожает личностное выгорание.

«ПЕДАНТИЧНЫЙ»: характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют; чрезмерной, болезненной аккуратностью; стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе). «ДЕМОНСТРАТИВНЫЙ»: стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы.

«ЭМОТИВНЫЙ»: состоящий из впечатлительных и чувствительных людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления 

-чувство безразличия, эмоционального истощения (воспитатель не может отдаваться работе так, как это было прежде);

-дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам…);

-негативное самовосприятие в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства).

Физические симптомы 

Резкое повышение утомляемости

Хроническая усталость

Головные боли

Восприимчивость к изменениям внешней среды

Изменение артериального давления

Астения (бессилие, слабость)

Ограничение движений в шее, боли в спине

Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость

Увеличение или потеря веса

Отдышка Бессонница Половая дисфункция

Эмоциональные симптомы 

Пессимизм

Цинизм

Черствость

Безразличие

Агрессивность

Раздражительность

Тревога, чувство вины

Поведенческие симптомы 

Желание отдохнуть

Безразличие к еде

Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств

Социальные симптомы 

Низкая социальная активность

Падение интереса к досугу, увлечениям

Социальные контакты ограничиваются работой

Скудные отношения на работе и дома

Интеллектуальное состояние 

Падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам.

Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

Снятие рабочего напряжения Повышение профессиональной мотивации Выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением

Саморегуляция 

Это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Смех, улыбка, юмор; Размышления о хорошем, приятном; Различные движения и потягивания, расслабление мышц; Рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; Мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); «Купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; Вдыхание свежего воздуха; Чтение стихов; Прослушивание приятной музыки.

Профилактика «профвыгорания».

Полноценный сон

Здоровое питание

Оптимальные физические нагрузки

Группа поддержки

Личностное и профессиональное саморазвитие

Советы

1. Не скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

2. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.

3. Не избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.

4. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

5. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.

6. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

7. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.

8. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

9. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.

10. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.

Для профилактики эмоционального выгорания, мы предлагаем приемы саморегуляции для быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения:

«Диагностика профессионального (эмоционального) выгорания»

(К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой)

Прошу Вас ответить на приведенные вопросы, используя следующие варианты ответа: никогда, очень редко, иногда, часто, очень часто, каждый день.

Тест

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя, как выжатый лимон.

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка и интерпретация результата

Варианты ответов оцениваются следующим образом:

• «никогда» – 0 баллов;

• «очень редко» – 1 балл;

• «иногда» – 3 балла;

• «часто» – 4 балла;

• «очень часто» – 5 баллов;

• «каждый день» – 6 баллов.

Ключ к тесту

• «Эмоциональное истощение» (снижение эмоционального фона, равнодушие или эмоциональное пресыщение). Суммируются ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

• «Деперсонализация» (деформирование отношений с другими людьми или повышение зависимости от других, появление негативного, даже циничного отношения к окружающим). Суммируются ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

• «Редукция личных достижений» (тенденция к отрицательному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, ограничение своих возможностей, обязательств по отношению к другим). Суммируются ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Соответственно, чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше выражены различные стороны «выгорания». При высоких баллах по одной или всех шкал, воспитателю необходимо обратиться к психологу ДОУ, для коррекции существующего состояния.

Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения

Выполним упражнение «Лимон».

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх, плечи и голова опущены. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

«Комар»

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.

“Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог: “Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и т. п.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются

 «Молодец!»

Цель: оптимизация самооценки педагогов, снятие эмоционального напряжения.

Инструкция. Разделиться на два круга — внутренний и внешний, встать лицом друг к другу. Участники, стоящие во внутреннем кругу, должны говорить о своих достижениях, а во внешнем круге — хвалить своего партнера, произнося следующую фразу: «А это ты молодец — раз! А это ты молодец — два!» и т. д., при этом загибая пальцы. Участники внешнего круга по команде (хлопку) передвигаются в сторону на один шаг, и все повторяется. Затем внутренний и внешний круг меняются местами, и игра повторяется до тех пор, пока каждый участник не побудет на месте хвалящего и хвастуна.

«Имена-качества».

Цель: обмен положительными эмоциями и  чувствами.

Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 2 - 3 положительных качества на 1-ю букву имени. Например: «Марина -  мечтательная, миролюбивая».

Примечание: При затруднении участника связать свое имя с качеством ему помогают другие, но при этом педагог-психолог должен помочь завершить словесный ряд положительным качеством участника.

«Я учусь у тебя»

Цель: поддержание положительного эмоционального настроя друг к другу.

Педагоги встают в круг, ведущий бросает каждому мяч со словами: «Я учусь у тебя …». Участники называют профессиональное или личностное качество человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего. Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться …» или «Да, я могу научить …». Затем он бросает мяч другому участнику.

Например, Юлия Сергеевна, я учусь у Вас доброжелательности.

Юлия Сергеевна: «Да, у меня можно этому научиться».