Самообразование «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики во второй младшей группе».
методическая разработка (младшая группа)

Макарова Наталья Геннадьевна

Самообразование  

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики  
во второй младшей группе».

Основной целью является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

 

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук.

 

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5. Развития восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук.

 

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
  2. Создания у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сюжетом.
  3. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  4. Формирование дружеских взаимоотношений и коммуникативных навыков.
  5. Воспитание внимания к обращенной речи.
  6. Развитие чувства уверенности в себе.
  7. Формирование умения радоваться, достигая цели.
  8. Формирование положительной мотивации на занятии.
  9. Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.

 

Актуальность.

 

С каждым годом жизнь  представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие  успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

 

 

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется  достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою  работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.

 

Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie2020-2021g-_palchikovye_igry.docx77.23 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Центр развития ребенка - детский сад №1387»

  Управления делами Президента Российской Федерации

Самообразование

 «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики

 во второй младшей группе».

http://virastaika.ca/wp-content/uploads/melkaja-motorika.jpg

Воспитатель:

Макарова Наталья Геннадьевна

Москва, 2020г.

Истоки способности и дарований детей

 находятся на кончиках пальцев.

В.А. Сухомлинский

Основной целью является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов. 

Коррекционно-образовательные задачи:

  1. Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
  2. Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3. Развитие тактильной чувствительности рук.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5. Развития восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  1. Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
  2. Создания у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сюжетом.
  3. Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
  4. Формирование дружеских взаимоотношений и коммуникативных навыков.
  5. Воспитание внимания к обращенной речи.
  6. Развитие чувства уверенности в себе.
  7. Формирование умения радоваться, достигая цели.
  8. Формирование положительной мотивации на занятии.
  9. Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.

Актуальность.

С каждым годом жизнь  представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие  успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется  достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою  работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.

Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский.

Тематический план на 2020-2021 учебный год.

Месяц

Неделя

Тема

Источник

Содержание работы.

Практический выход

Сентябрь

1 неделя

Тема: «Знакомство с Орешком на ладошке». (массаж пальчиков грецким орехом).

Изучение литературы:

1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

2. С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников».

3. М .В. Еромыгина «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика».

4.Н. В. Нищева «Секреты развития мелкой моторики рук».

5.Абрамова Л. П., Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Орешек на ладошке»  массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз».

6. Интернет-ресурсы.

Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка.  

Развитие ручной моторики с речевым сопровождением.

Информационный стенд для педагогов и родителей по мелкой моторики рук.

2 неделя

Тема: «Орешек на ладошке»;

Игра№1 (грецкий орех массаж для пальчиков).

Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке»  массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Ка. рапуз». Стр.3

3 неделя

Тема: «Орешек на ладошке»;

Игра№2 (грецкий орех массаж для пальчиков).

Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке»  массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз».

Стр.5

4 неделя

Тема: «Орешек на ладошке»;

Игра№3 (грецкий орех массаж для пальчиков).

Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке»  массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз». Стр.8

Октябрь

1 неделя

Игры с крупными бигуди

Игра «Веселая поездка».

О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

стр. 39.

Развитие мелкой моторики детей.

Активизация и обогащение словарного запаса у детей посредством пальчиковых и дидактических игр.

Консультации для родителей: какую важную роль играет  развитие мелкой моторики рук; как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами.

Поделки из природного материала.

2 неделя

 Пальчиковая гимнастика «У жирафа пятнышки везде».

 Е. Железнова (аудиозапись).

3 неделя

Пальчиковая гимнастика  «Здравствуй!»

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.28

4 неделя

Упражнения с природным материалом.

Упражнение «Бассейн» (горох, фасоль, желуди, гречка).

Нищева Н. В.  «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.21-23.

Ноябрь

1 неделя

Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

 

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.27.

Развитие речи посредством пальчиковых игр.

Консультация для педагогов:  Влияние мелкой моторики рук на развитие детей дошкольного возраста.

Поделки к празднику мам.

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять».

Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». стр.97.

3 неделя

Упражнения с массажными мячиками.

Упражнение «Что за чудо!»

Нищева Н. В.  «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.28

4 неделя

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Игры с конструктором «Банчемс».

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.28.

Нищева Н. В.  «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.40-41.

Декабрь

1 неделя

Игра «Веселая шнуровка».

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.9.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса.

 Раскрытие творческих способностей детей.

Предложить родителям совместно с детьми игры на развитие мелкой моторики рук.

Выставка детских работ .

 Картотека пальчиковых игр для изучения  с детьми .

2 неделя

Игры с прищепками

Игра «Умелые прищепки».

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.9

3 неделя

Пальчиковая гимнастика «Погреемся».

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.29.

4 неделя

Игры со счетными палочками.

«Мы делили апельсин».

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.47.

Январь

1 неделя

Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»;

«Снеговик».

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.31.

Воспитывать интерес к занятиям, творчеству.

2 неделя

Самомассаж массаными мячиками.

«Мяч случайно укатился..».

Гимнастика для глаз «Светофор».

Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.56-57.

3 неделя

Пальчиковая гимнастика.

«Братья» .

Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». стр. 17.

Февраль

1 неделя

Пальчиковая гимнастика

«Домик» .

Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». стр. 19.

Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Выставка детских работ

2 неделя

Игры с зубными щетками.

«Массаж».

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.67.

3 неделя

Игры с зубными щетками.

«Кто живет в моей квартире?»

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.67.

4 неделя

Самомассаж шестигранными карандашами.

«Вертолет».

Зрительная гимнастика «Самолет».

Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.32.

Март

1 неделя

Самомассаж ватными палочками.

«В марте есть такой денек..».

Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.44.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного  возраста.

Поделки к празднику 8марта (ватными палочками, губками).

2 неделя

Самомассаж губкой «Мамин портрет».

Самомассаж и гимнастика для глаз «На щеках у мамочки..».

Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика».стр.44.

3 неделя

Игры со счетными палочками.

«Цапля».

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.47.

4 неделя

Игры со счетными палочками.

«У Лариски-две редиски».

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.49.

Апрель

1 неделя

Самомассаж ладоней шишками.

«Ежик».

Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.26.

Развитие творческой самостоятельности детей; развивать воображение, память, мышление,  творческие способности  детей дошкольного  возраста.

Работа с карандашами.

Выставка коллективной  работы детей.

2 неделя

Пальчиковая гимнастика «Воробьи».

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.30.

3 неделя

Самомассаж губкой.

«На пуховой на подушке..».

Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.30.

4 неделя

Пальчиковая гимнастика «Повстречались».

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.33.

Май

1 неделя

Игры с шестигранными  цветными карандашами.

Игра «Карусели».

 

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.87.

Закреплять полученные навыки.

  Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

 

Выставка детских работ.

2 неделя

Игры с крупными бигуди.

«Песенка друзей!»

Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». (аудиозапись)   стр.41.

3 неделя

Игры с конструктором «Банчемс».

Игры с прищепками.

Игра «Гномики».

Итоговое занятие.

Нищева Н. В.  «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.40-41.

С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.10

Работа с родителями:

1. Информация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет».

2. Консультации для родителей.

3. Задание на дом на развитие мелкой моторики рук.

4. Заучивание физкультминуток о пальчиках на развитие мелкой моторики рук.

5.  Совместная работа родителей  с детьми «Семейные поделки!»

 Список литературы

 

1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке»  массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз».

2. Горбушина С. Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников».

3. Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика».

4. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».

5. Нищева Н. В.  «Секреты развития мелкой моторики рук».

6. Савельева Е.А. Пальчиковая гимнастика.  «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».

7. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

8. Интернет-ресурсы.