Самообразование «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики во второй младшей группе».
методическая разработка (младшая группа)
Самообразование
Основной целью является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
5. Развития восприятия и переключения на разные виды деятельности.
6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Создания у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений и коммуникативных навыков.
- Воспитание внимания к обращенной речи.
- Развитие чувства уверенности в себе.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование положительной мотивации на занятии.
- Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
Актуальность.
С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.
Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie2020-2021g-_palchikovye_igry.docx | 77.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №1387»
Управления делами Президента Российской Федерации
Самообразование
«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и пальчиковой гимнатики
во второй младшей группе».
Воспитатель:
Макарова Наталья Геннадьевна
Москва, 2020г.
Истоки способности и дарований детей
находятся на кончиках пальцев.
В.А. Сухомлинский
Основной целью является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.
- Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями рук.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2. Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.
3. Развитие тактильной чувствительности рук.
4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.
5. Развития восприятия и переключения на разные виды деятельности.
6. Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и движения пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.
- Создания у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сюжетом.
- Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
- Формирование дружеских взаимоотношений и коммуникативных навыков.
- Воспитание внимания к обращенной речи.
- Развитие чувства уверенности в себе.
- Формирование умения радоваться, достигая цели.
- Формирование положительной мотивации на занятии.
- Воспитание самоконтроля за речью, желание заниматься.
Актуальность.
С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объём знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
В настоящее время проблеме развития мелкой моторики уделяется достаточно много внимания. Но каждый творческий педагог пробует внедрять в свою работу как традиционные, так и нетрадиционные методы, и приёмы для развития мелкой моторики у детей.
Если мы хотим достигнуть развития ощущений у детей, то мы используем материал, который вызывает сильные раздражения: это твердые, шершавые предметы с определенными выступами (массажные мячики, крупные бигуди) Затем подбираем предметы более мелкие, гладкие(грецкие орехи), то есть происходит слабое раздражение, и тогда чувствительность повышается, а кончики пальцев начинают активно работать, стимулируя ассоциативную деятельность мозга. Неспецифические упражнения для развития звуковой культуры речи ребенка действуют на общее развитие детского организма: пальчики, ладонь, тыльная сторона активизируют артикуляционные органы ребенка, особенно язык, что очень важно при постановке звука.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными. Но почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
«Истоки творческих способностей детей и их дарований – на кончиках пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Тематический план на 2020-2021 учебный год.
Месяц | Неделя | Тема | Источник | Содержание работы. | Практический выход |
Сентябрь | 1 неделя | Тема: «Знакомство с Орешком на ладошке». (массаж пальчиков грецким орехом). | Изучение литературы: 1. О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» 2. С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». 3. М .В. Еромыгина «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». 4.Н. В. Нищева «Секреты развития мелкой моторики рук». 5.Абрамова Л. П., Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз». 6. Интернет-ресурсы. | Пальчиковая гимнастика как основа развития мелкой моторики руки ребенка. Развитие ручной моторики с речевым сопровождением. | Информационный стенд для педагогов и родителей по мелкой моторики рук. |
2 неделя | Тема: «Орешек на ладошке»; Игра№1 (грецкий орех массаж для пальчиков). | Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Ка. рапуз». Стр.3 | |||
3 неделя | Тема: «Орешек на ладошке»; Игра№2 (грецкий орех массаж для пальчиков). | Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз». Стр.5 | |||
4 неделя | Тема: «Орешек на ладошке»; Игра№3 (грецкий орех массаж для пальчиков). | Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз». Стр.8 | |||
Октябрь | 1 неделя | Игры с крупными бигуди Игра «Веселая поездка». | О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». стр. 39. | Развитие мелкой моторики детей. Активизация и обогащение словарного запаса у детей посредством пальчиковых и дидактических игр. | Консультации для родителей: какую важную роль играет развитие мелкой моторики рук; как важно терпеливого и внимательно выслушивать ребёнка, когда он делится своими впечатлениями с вами. Поделки из природного материала. |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «У жирафа пятнышки везде». | Е. Железнова (аудиозапись). | |||
3 неделя | Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!» | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.28 | |||
4 неделя | Упражнения с природным материалом. Упражнение «Бассейн» (горох, фасоль, желуди, гречка). | Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.21-23. | |||
Ноябрь | 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
| С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.27. | Развитие речи посредством пальчиковых игр. | Консультация для педагогов: Влияние мелкой моторики рук на развитие детей дошкольного возраста. Поделки к празднику мам. |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять». | Е. А. Смирнова «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста». стр.97. | |||
3 неделя | Упражнения с массажными мячиками. Упражнение «Что за чудо!» | Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.28 | |||
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Семья». Игры с конструктором «Банчемс». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.28. Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.40-41. | |||
Декабрь | 1 неделя | Игра «Веселая шнуровка». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.9. | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса. Раскрытие творческих способностей детей. | Предложить родителям совместно с детьми игры на развитие мелкой моторики рук. Выставка детских работ . Картотека пальчиковых игр для изучения с детьми . |
2 неделя | Игры с прищепками Игра «Умелые прищепки». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.9 | |||
3 неделя | Пальчиковая гимнастика «Погреемся». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.29. | |||
4 неделя | Игры со счетными палочками. «Мы делили апельсин». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.47. | |||
Январь | 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Снежный ком»; «Снеговик». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.31. | Воспитывать интерес к занятиям, творчеству. | |
2 неделя | Самомассаж массаными мячиками. «Мяч случайно укатился..». Гимнастика для глаз «Светофор». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.56-57. | |||
3 неделя | Пальчиковая гимнастика. «Братья» . | Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». стр. 17. | |||
Февраль | 1 неделя | Пальчиковая гимнастика «Домик» . | Е.А. Савельева «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников». стр. 19. | Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Выставка детских работ |
2 неделя | Игры с зубными щетками. «Массаж». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.67. | |||
3 неделя | Игры с зубными щетками. «Кто живет в моей квартире?» | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.67. | |||
4 неделя | Самомассаж шестигранными карандашами. «Вертолет». Зрительная гимнастика «Самолет». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.32. | |||
Март | 1 неделя | Самомассаж ватными палочками. «В марте есть такой денек..». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.44. | Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста. | Поделки к празднику 8марта (ватными палочками, губками). |
2 неделя | Самомассаж губкой «Мамин портрет». Самомассаж и гимнастика для глаз «На щеках у мамочки..». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика».стр.44. | |||
3 неделя | Игры со счетными палочками. «Цапля». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.47. | |||
4 неделя | Игры со счетными палочками. «У Лариски-две редиски». | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.49. | |||
Апрель | 1 неделя | Самомассаж ладоней шишками. «Ежик». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.26. | Развитие творческой самостоятельности детей; развивать воображение, память, мышление, творческие способности детей дошкольного возраста. Работа с карандашами. | Выставка коллективной работы детей. |
2 неделя | Пальчиковая гимнастика «Воробьи». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.30. | |||
3 неделя | Самомассаж губкой. «На пуховой на подушке..». | Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика». стр.30. | |||
4 неделя | Пальчиковая гимнастика «Повстречались». | С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.33. | |||
Май | 1 неделя | Игры с шестигранными цветными карандашами. Игра «Карусели».
| Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».стр.87. | Закреплять полученные навыки. Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
| Выставка детских работ. |
2 неделя | Игры с крупными бигуди. «Песенка друзей!» | Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». (аудиозапись) стр.41. | |||
3 неделя | Игры с конструктором «Банчемс». Игры с прищепками. Игра «Гномики». Итоговое занятие. | Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук». стр.40-41. С. Б. Горбушина «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников». стр.10 |
Работа с родителями:
1. Информация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет».
2. Консультации для родителей.
3. Задание на дом на развитие мелкой моторики рук.
4. Заучивание физкультминуток о пальчиках на развитие мелкой моторики рук.
5. Совместная работа родителей с детьми «Семейные поделки!»
Список литературы
1. Абрамова Л.П., Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Орешек на ладошке» массаж для пальчиков. Для самых-самых маленьких 2-4 лет. Издательство «Карапуз».
2. Горбушина С. Б. «Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников».
3. Еромыгина М. В. «Картотека упражнений для самомассажа пальцев и кистей рук. Зрительная гимнастика».
4. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
5. Нищева Н. В. «Секреты развития мелкой моторики рук».
6. Савельева Е.А. Пальчиковая гимнастика. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников».
7. Смирнова Е. А. «Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
8. Интернет-ресурсы.