«Взаимодействие специалистов и воспитателей в обучении и социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОВЗ».
статья

Каширская Наталья Викторовна

взаимождействие в работе дефиктолога и воспитателя особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kashirskaya_gpo_po_ovz.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД

 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «РУЧЕЕК»

ГПО по социально-коммуникативному развитию

дошкольников

 

Доклад  на тему: «Взаимодействие специалистов и воспитателей в обучении и социально-коммуникативном развитии дошкольников с ОВЗ».

                                                          Воспитатель: Каширская Н.В.

Мичуринск - Наукоград

2020 год

          На  сегодняшний  день  проблема  обучения,  воспитания,  развития  детей  с  ограниченными  возможностями  здоровья  (далее  —  с  ОВЗ)  является  весьма  острой  и  актуальной.  Так,  в  настоящее  время  наблюдается  тенденция  увеличения  численности  лиц  данной  категории  в  образовательных  учреждениях.  Это  определяет  необходимость  объединения  специалистов  разного  профиля,  требуется  поиск  и  разработка  эффективных  моделей  сотрудничества  специалистов  в  процессе  оказания  помощи  таким  детям.           
         Для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива, включающего учителя-дефектолога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в специальном коррекционно-образовательном учреждении: педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, руководителя по изобразительной деятельности. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей с особыми образовательными потребностями, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.
         Совместная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей, уровня когнитивных процессов, сформированности разных видов детской деятельности, особенностей личностного развития. Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Дефектолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
         В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и поведенческой сфер детей с особыми образовательными потребностями. Совместно с дефектологом подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения.
         Взаимодействие в работе дефектолога и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
         Важным этапом работы учителя-дефектолога и воспитателей является создание благоприятной среды для речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля за их устной речью. Все это требует хорошего знания воспитателями словаря детей, состояния их произносительных навыков.  
         В ежедневной работе связь педагога-психолога, дефектолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционных мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий, взаимопосещениях.
         Основными задачами совместной работы музыкального руководителя и учителя-дефектолога являются:
- формирование правильного речового и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
- развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;
- развитие основних компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
         Музыкальный руководитель формирует и развивает основу, необходимую для осуществления музыкальной деятельности (музыкальный слух и память, речевое дыхание, чувство ритма) тем самым, продолжая работу учителя-дефектолога, проводит работу по формированию речевого слуха и фонематического восприятия. Для этой цели используются традиционные музыкальные дидактические игры, вокальные упражнения, распевки.
         Важным моментом в совместной коррекционной работе является формирование у детей правильной артикуляции и чистоты интонации – с этой целью используются скороговорки, попевки, пропевание на гласных или слогах.
         Еще одно направление совместной коррекционной работы заключается в совместной разработке и организации праздников и развлечений. Таких как утренники, театрализованные игры, драматизация сказок, проведение именин и дней рождения детей и т.д. Проведение утренников требуют длительной совместной подготовительной работы музыкального руководителя, воспитателей и дефектолога. Совместно обсуждается сценарий, с учетом индивидуальных способностей детей. Задачей дефектолога является подбор речевого материала с учетом речевых возможностей каждого ребенка: загадки, стихи и т.д. Учитель-дефектолог заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Музыкальный руководитель совместно с воспитателем готовит подвижные игры, шутки, фокусы, разучивает танцы и песенки.
         Деятельность воспитателя в физической культуре решает задачи развития двигательных умений и навыков, общего физического развития, укрепления здоровья, что способствует формированию психомоторных функций детей с ограниченными возможностями здоровья. В ходе занятий особое внимание обращается на закрепление лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений.
         Деятельность воспитателя в изобразительной деятельности направлена на развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук. Совместная коррекционная работа специалистов способствует не только более продуктивному процессу коррекции речи, но и в дальнейшем положительно сказывается на подготовке руки ребенка к письму. На занятиях закрепляются те или иные грамматические категории, предусмотренные коррекционной программой, используется ритмическое сопровождение: звуковое, слоговое, пословное, различные загадки, стихи, пальчиковые игры и т.д.
         Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
         Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Список использованной литературы


1. Волкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007.
2. Нищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000.
4. Шипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.: Речь, 2005

5. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/12/19/vzaimodeystvie-spetsialistov-dou-v-protsesse


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодествие детей и воспитателя в образовательной области " Социально- коммуникативное развитие"

В презентации описано , как организовать развивающую среду образовательной области" Социально- коммуникативное развитие" , цели и задачи этой области ....

Взаимодействие специалистов и воспитателей ДОО в работе с дошкольниками с ОВЗ

Данная презентация содержит основные направления и этапы интеграции и координации специалистов ДОО и воспитателей в работе с воспитанниками с ОВЗ....

Консультация для воспитателей и музыкальных руководителей «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО- КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Эффективность воспитательной роли музыки, а также направленность ее социального воздействия определяют общественную значимость музыкаль­ного искусства и его место в системе духовно-куль­турных...

Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми через использование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО"

Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные дети, да и их родители всё...

Консультация для воспитателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022

консультация для воспиателей "Взаимодействие специалистов и воспитателей" март 2022...

"Коммуникативная компетентность воспитателя как условия позитивного социально-коммуникативного развития дошкольников"

Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению. Благодаря коммуникативной компетен...