Опыт работы
материал (младшая группа)

Грунь Татьяна Борисовна

Профилактика психоэмоционального напряжения

у детей раннего возраста

            При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возрасте неустойчива, то длительное пребывание в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития. Поэтому в течение трех лет я работала над проблемой: «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста».

     Основная задача дошкольного учреждения - это охрана и укрепление здоровья ребенка. А здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности. Нельзя недооценивать психологическое состояние ребенка, так как физическое и психическое развитие тесно взаимосвязаны между собой. У неразвитых в нервно-психическом отношении, вялых, малоэмоциональных детей отмечается недостаточное общее физическое развитие и плохое здоровье.

     Таким образом, психоэмоциональное состояние ребенка такой же неотъемлемый показатель его здоровья, как и физическое состояние. Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика психоэмоционального напряжения

у детей раннего возраста

         При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Так как эмоциональная сфера у детей в раннем возрасте неустойчива, то длительное пребывание в стрессовом состоянии приводит к эмоциональным нарушениям и даже к замедлению темпа психофизического развития. Поэтому в течение трех лет я работала над проблемой: «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста».

     Основная задача дошкольного учреждения - это охрана и укрепление здоровья ребенка. А здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психологического и социального благополучия. Только тогда возможно полноценное развитие личности. Нельзя недооценивать психологическое состояние ребенка, так как физическое и психическое развитие тесно взаимосвязаны между собой. У неразвитых в нервно-психическом отношении, вялых, малоэмоциональных детей отмечается недостаточное общее физическое развитие и плохое здоровье.

     Таким образом, психоэмоциональное состояние ребенка такой же неотъемлемый показатель его здоровья, как и физическое состояние. Поэтому данную проблему считаю актуальной и одной из важнейших в дошкольной образовательной практике.

     Целью работы является:

помочь ребенку преодолеть стресс и как можно быстрее и безболезненно адаптироваться к детскому саду.

     Задачи:

- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

- укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей детей;

- создание благоприятных условий для пребывания ребенка в детском саду в период его привыкания;

- правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, обеспечение удовлетворения потребности в движении;

- формирование у детей  способов и средств общения с взрослыми и сверстниками: развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей и  взрослых;

- формирование чувства защищенности, свободы,  доверия к окружающему, положительное отношение к детскому саду;

- снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессивности, повышение эмоционального тонуса;

 - развитие игровых навыков, познавательной сферы, творческих способностей, расширение кругозора, усвоение общепринятых норм поведения;

- взаимодействие с родителями с целью повышения их уровня педагогической  компетентности по отношению к собственным детям, привлечение родителей к активному сотрудничеству, осуществление консультативно-просветительской работы.

     Научно-теоретической основой данной проблемы являются исследования педагогов Н.М. Аскариной, Н.П. Жукова, Р.В. Тонковой-Ямпольской, К.П. Печоры, которые показывают, что адаптационные возможности ребенка зависят от ряда факторов: возраста, состояния здоровья,  уровня развития, индивидуальных  особенностей, социальных факторов, уровня тренированности адаптационных механизмов. А ученые Л.С. Выготский и А.В. Запорожец  справедливо указывали, что  только согласованное функционирование  двух систем — эмоциональной сферы и интеллекта, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Умственное развитие ребенка тесным образом связано с  особенностями мира его чувств и переживаний.

  Ранний возраст - особый период становление органов и систем, когда происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные   процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлениями в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.

. Раннее детство имеет свою специфику. Во-первых, чрезвычайно быстрый темп развития, который отличается скачкообразным характером. Во-вторых, это неустойчивость и незавершенность приобретенных навыков и умений. Ещё одной особенностью раннего возраста является теснейшая взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития. Любые изменения в состоянии здоровья малыша влияют на его психику и нервную систему.

Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций - залог становления личности, основа проявления познавательной активности.

     Адаптационный период - это серьезное испытание для малыша, которое надолго нарушает его эмоциональное состояние. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психологической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате нарушается сон, аппетит, появляются различные страхи, частые заболевания.  Малыши еще не владеют речью настолько, чтобы выразить четко свои чувства. Невыраженные негативные эмоции накапливаются и в конце концов прорываются слезами, которые со стороны выглядят непонятными, никаких внешних причин для этого нет.  Нельзя равнодушно относиться к эмоциональным реакциям детей, считая, что плач и капризы - результат избалованности в семье. Или вообще не видеть здесь проблемы: «Плачет? Ничего страшного, поплачет и перестанет». В таких случаях процесс привыкания затягивается, у ребенка формируется защитно-оборонительная реакция и, как следствие, негативное отношение к детскому саду.

      Моя работа заключается в том, чтобы помочь  ребенку  справиться с трудностями адаптации и стрессом. Очень важно в этот период, чтобы переход из знакомой семейной обстановки в непривычную для ребенка среду, был как можно более мягким, плавным, бестравматичным.  Я стараюсь окружить  вниманием и заботой каждого ребенка, создать атмосферу тепла, уюта и   благожелательности в группе.  Если дети с первых дней почувствуют это тепло, исчезнут их  волнения и страхи,  легче пройдет адаптация. Поэтому я организую  такую  жизнь ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к  безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.

     Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам. Поэтому я стараюсь  найти к каждому ребенку индивидуальный подход, учитывая его интересы, желания, особенности характера.

     Большое значение для успешной адаптации ребенка имеет работа с родителями. Мама, отдавая ребенка в детский сад, испытывает тревогу за него. Ребенок улавливает это состояние и тоже тревожится. Поэтому моя первая задача — это успокоить прежде всего маму: пригласить осмотреть группу, спальню, познакомить с режимом дня, рассказать, чем ребенок будет заниматься. В первые дни я предлагаю маме быть вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. Но при этом прошу ее не заниматься ребенком, а просто быть рядом. Стараюсь наладить контакт с ребенком, увлечь его. Постепенно малыш начинает отходить от мамы все дальше, а подружившись со сверстниками «забывает» о ней.

     Присутствие мамы в первые дни адаптации помогает и ребенку безболезненно войти в новую среду, и маме избавиться от тревоги за него. Наблюдая,  как ведет себя малыш, как с ним общаются воспитатели, мама спокойно будет оставлять его в группе одного.

     Знакомясь с  родителями, я узнаю об индивидуальных особенностях детей, их характере, интересах, умениях и навыках, в какой помощи они нуждается. Даю рекомендации и советы, как облегчить адаптацию. Рекомендую родителям заранее готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать детские площадки, наблюдать, как он себя ведет: уединяется, конфликтует или легко контактирует со сверстниками, тянется к общению. Также рекомендую формировать у детей положительное отношение к детскому саду. Следует говорить детям: «Учись есть сам - тогда тебя возьмут в детский сад» или «Ты совсем большая, пора в детский сад! Там так хорошо, весело, интересно! У тебя появятся новые друзья».                                                                                                                                                                     Во  время адаптационного периода важно создать в доме спокойную обстановку, с пониманием относиться к немотивированным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая снять эмоциональное напряжение активными движениями, интересной деятельностью.

     Адаптационный период - тяжелое время не только для малыша, но и для его родителей. Поэтому очень важна наша совместная работа,  тесный контакт с родителями каждого малыша. Согласованность действий родителей и воспитателей, наше тесное сотрудничество - необходимое условие успешной адаптации  ребенка. В нашей группе оформлен уголок для родителей. Впервые приведя ребенка в детский сад, они могут получить нужную информацию:  «Как помочь ребенку в период адаптации», «Психологические особенности детей раннего возраста», «Кризис трех лет или возраст  строптивости».                                                                                                          

      Работа по проблеме: «Как снять психоэмоциональное напряжение ребенка?» начинается сразу по приходу малыша в детский сад и продолжается в течение всего учебного года.  С первых дней посещения детей  я наблюдаю за их состоянием, выявляя признаки психоэмоционального напряжения, стараюсь помочь детям как можно быстрее и безболезненно адаптироваться. В период адаптации я завожу адаптационные листы на каждого ребенка, что позволяет тщательно наблюдать за детьми и делать соответствующие выводы.  В этом листе отражается поведение ребенка с первого дня его посещения и пока не закончится адаптация. Параметры, по которым ведется наблюдение следующие: настроение, аппетит, сон, активность в игре и речи, взаимоотношения с детьми и взрослыми. Ведение адаптационных листов помогает анализировать течение адаптации, выявлять проблемы каждого ребенка и искать способы их решения. Большое значение здесь имеет сотрудничество с педагогом-психологом, который на основании адаптационных листов, дает рекомендации, предлагает индивидуальные приемы, облегчающие процесс адаптации. Психолог также проводит консультации с родителями детей, у которых тяжелая адаптация.

       Следующий этап - это решение выявленных проблем. Изучив методическую литературу по данному вопросу, я выбрала   «Занятия психолога  с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»  Роньжиной  А.С., «Психогимнастика в детском саду» Алябьевой Е.А. и  «Игры, которые лечат» Галанова А.С.  На основе данной литературы  я составила  перспективно-тематическое планирование  по теме  «Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста», согласно которому строю свою работу в течение года.    

      Психика ребенка в раннем возрасте устроена так, что его невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо задания. Малышу должно быть интересно  делать что-то, это должно доставлять ему радость. А это возможно только в игре. Поэтому основным и важнейшим видом деятельности является игра. В период адаптации основной задачей игр является наладить доверительные отношения с каждым ребенком. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, готового всегда прийти на помощь человека (как мама). Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Для таких маленьких детей важна возможность приятного физического контакта с взрослым, ощущение защиты, тепла и ласки.

     Проводимые мной игры-занятия и психогимнастика способствуют снятию    психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков. Речевое сопровождение игр (хороводы, марши, потешки, песенки)  быст-ро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети  преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

     Для снятия психоэмоционального напряжения в период адаптации я проводила следующие игры-занятия: «Божья коровка», «Прогулка в осенний лес», «Веселый Петрушка», «Мыльные пузыри» и т.д.

     Большое внимание необходимо уделять двигательной активности детей, так как движение - это главное условие нормального роста и развития ребенка. Ограничение движений ведет к нарушению осанки, ослаблению функций дыхания, кровообращения, понижению эмоционального тонуса, расстройству центральной нервной системы. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в раннем возрасте, когда формируются основные системы и функции организма. Маленький ребенок через движения рук, глаз, перемещения в пространстве познает мир. Чем разнообразнее движения, тем больше информации получает ребенок, тем быстрее он развивается.     Движения приносят детям радость, тем самым оказывают положительное влияние на их эмоциональное состояние.

     Поэтому в адаптационный период я постоянно провожу с детьми  подвижные игры, такие как: «Маленькие ножки бегут по дорожке», «Кто первый догонит мяч», «Поймай белочку», «Лохматый пес» и т.д.  Подвижные  игры  способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию, снятию психоэмоционального напряжения,  формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости, повышению эмоционального тонуса детей.  В нашей группе для двигательной активности детей освобождена большая часть комнаты, имеется спортивный уголок.

   Отвлечь ребенка, поднять настроение, вызвать положительные эмоции помогают пальчиковые игры. Тренировка мелкой моторики рук является мощным средством, стимулирующим развитие речи. Но пальчиковые игры могут не только дать толчок в речевом развитии, а решить более широкий круг задач. Среди них: развитие творческих способностей, фантазии; подготовка руки к письму; тренировка внимания, координации движений; развитие эмоционального мира. Поэтому я регулярно провожу с детьми пальчиковые игры.

    В раннем возрасте у детей начинают проявляться артистические способности. Очень полезны для снятия психоэмоционального напряжения игры-драматизации, когда ребенок может не только увидеть героя, но и сам стать им. В играх-драматизациях вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, снижается закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение. Я проводила с детьми игры-драматизации по хорошо известным им сказкам «Колобок», «Теремок», «Репка». Также я заметила, что детям очень нравится выполнять имитационные движения, подражая животным, их повадкам и голосу.

     Элементы русского народного творчества, такие как потешки, так же благоприятно действуют на эмоциональное состояние ребенка. Уже в раннем возрасте (с полутора лет) ребенок является активным исполнителем детского фольклора. Но для этого возраста наибольшую ценность представляют колыбельные песни, которые легко усваиваются детьми. Наблюдения показали, что их исполнение вызывает у детей положительные эмоции, оказывает успокаивающее действие. Элементы фольклора можно использовать в различных ситуациях: при укладывании детей спать, при одевании на прогулку, при умывании, во время обеда. Во время чтения потешек дети затихают, улыбаются, просят рассказать еще, зарождается интерес к художественному слову.

     Лучшее лекарство от стресса - это смех. Я стараюсь создавать такие ситуации, чтобы ребенок больше смеялся. Для этого в группу часто вношу игрушки-забавы, приглашаю необычных гостей - зайчиков, лисичек, клоунов, показываю кукольный театр.

     Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения также велика. Приобщая ребенка к музыке с раннего детства, развиваются не только музыкальные способности, но и эмоциональная восприимчивость, стремление к прекрасному. Поэтому регулярно в работе с детьми провожу музыкальные паузы. Для этой цели в нашей группе имеется магнитофон, диски с детскими песнями, песнями из мультфильмов, колыбельными, звуками природы.

     Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка - это возможность выплеснуть на бумагу свои чувства и эмоции. В нашей группе имеется уголок для рисования со свободным доступом детей к карандашам и бумаге. Малыш в любое время может удовлетворить потребность выразить свои чувства. По цвету, выбранного для рисунка,  можно определить, что на душе у ребенка - тоскливо и тревожно или светло и радостно.

     Умиротворяюще действуют на детей игры с природным материалом: песком и водой. Такие игры имеют большие развивающие возможности, но в период адаптации главным является их успокаивающее расслабляющее действие.

     Эффективно использовать метод «песочной терапии». Игры с песком - это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Наблюдая за играми детей в песочнице, я вижу, как положительно влияет песок на эмоциональное самочувствие, являясь прекрасным средством для развития и самореализации ребенка.

     В нашей группе имеется набор мелких предметов для игры с песком: животные, сказочные герои, человеческие персонажи, растения, машинки, геометрические фигуры. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е  умение нормально общаться.

     Затормаживают отрицательные эмоции монотонные движения руками и сжимание кистей рук. Поэтому я предлагаю ребенку нанизывать на шнур крупные пластмассовые шарики, разбирать и собирать пирамидку, соединять детальки крупного конструктора «Лего», играть резиновыми игрушками - пищалками. В нашей группе имеется сенсорный уголок, где много дидактических игр, наборов конструктора, настольных игр, пирамидок, строительного материала - все яркое и красочное. Такие игрушки привлекают внимание детей и оказывают психотерапевтическое воздействие.

      Душевное благополучие ребенка зависит также от социальной среды, в которой он растет. Повышенная невротизация современного взрослого населения отражается на детях. Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение свободного времени приводят к повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители выплескивают на детей. Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения и эмоций родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Современная семья нуждается в   педагогических и  психологических знаниях. Практика показывает, что достижение положительного эффекта в результате занятий с ребенком в детском саду само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша. Необходима связь работы детского учреждения и воспитания в семье. Положительный результат можно получить только при условии единства целей и методов обучения и воспитания ребенка как в семье, так и в детском учреждении.

       Поэтому я работаю в тесном контакте с родителями, привлекаю их к сотрудничеству,  веду консультативно-просветительскую работу, провожу родительские собрания, организовываю совместные развлечения.

     Работая над проблемой профилактики психоэмоционального напряжения детей за период в три года, я добилась положительных результатов. На основании адаптационных листов я составила диаграммы «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста», на которых прослеживается положительная динамика. Так, диаграмма показывает, что в 2013 году 30% детей прошли легкую адаптацию, 60% - средний уровень адаптации, у 10% - адаптация прошла тяжело. По сравнению с 2011 годом, сократился процент детей с тяжелой адаптацией и увеличился процент детей с легкой адаптацией.

     Положительных результатов я добилась, используя в комплексе все выше перечисленные методы и приемы. Дети, которые поступили в нашу группу в начале учебного года, успешно прошли адаптационный период. В настоящее время малыши идут в детский сад с желанием, легко расстаются с родителями по утрам, весь день проводят в хорошем настроении, активны, любознательны, общаются друг с другом. Многие дети по вечерам не хотят уходить из детского сада домой.

     Таким образом, можно сделать вывод: поставленная цель достигнута, является критерием позитивного качества моей педагогической деятельности и необходимым условием быстрого и безболезненного привыкания детей к условиям детского сада. Поставленная цель была достигнута благодаря комплексности и системности работы, разработке методического обеспечения опыта по данной проблеме, сотрудничеству с коллегами ДОУ, педагогом-психологом и родителями воспитанников.

     Учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка, можно сказать, что адаптационный период в нашей группе протекает успешно. Использованные мною методы и приемы благоприятно действуют на эмоциональное состояние детей, помогают снятию психоэмоционального  напряжения и формированию положительных эмоций. А раннее формирование положительных эмоций - это залог полноценного развития личности.

     Мой опыт работы по теме: «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. Третий год жизни» был представлен на открытом занятии в 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...