Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»
материал

Шекоян_Татьяна_Владимировна

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида  №34»

Обобщение педагогического опыта работы по теме:

«Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Воспитатель: Романенко Татьяна Владимировна

г.Михайловск 2020г.

Обоснование актуальности и перспективности опыта.

Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Мы существуем в таком мире, который поражает своим разнообразием, а ребенку очень интересно узнать о всех явлениях и предметах, которые его окружают. Познавая новое, маленькому ребенку хочется не только рассмотреть предмет, но и ощупать его руками, узнать на вкус, уловить его запах.

Современные требования образования ведут педагогов к поиску новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС ДО в целевых ориентирах указано, что у детей нужно развивать самостоятельность, инициативность в исследовательской деятельности. Это осуществляется через самостоятельное восприятие детьми простых и сложных опытов и экспериментов, участие в их проведении.

Я считаю, что в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник может удовлетворить свою любознательность, упорядочить знания и представления об окружающем его мире. Я хочу не столько дать детям море информации, сколько обучить их пользоваться ею в жизни. Хочу, чтобы в занятии опытами детей привлекала не только яркая зрелищность (изменение цвета, формы жидкости), но и понимание того, как это применить в жизни.

Перед собой была поставлена задача: проводить целенаправленную работу по организации и внедрению опытно-экспериментальной деятельности.

Условия формирования ведущей идеи опыта,  условия возникновения, становления опыта.

Одним из ведущих видов деятельности в детском саду является экспериментирование.

Можно выделить следующие задачи и цель  опытно-экспериментальной деятельности, учитывая её влияние на развитие личности воспитанников.

Цель: Развитие интереса дошкольников к явлениям и предметам окружающего мира

Задачи:

  • Знакомить и расширять знания о свойствах веществ (хрупкость, запах, цвет, твёрдость и т. д.);
  • Формировать представления об основных физических явлениях (таяние снега, испарение воды, преломление света (появление радуги) и т. д.);
  • Развивать представления детей о факторах среды (температура воздуха и её изменчивость; свет; вода и переход её в различные состояния; почва — состав, влажность, сухость и т д.);
  • Сформировывать навыки соблюдения правил техники безопасности в ходе экспериментов и опытов;
  • Прививать любовь к природе и бережное отношение к ней;

Были намечены следующие условия выполнения этих задач:

  • обогащение предметно-развивающей среды, для поддержания интереса детей к опытам и экспериментам;
  • построение НОД в соответствии с возрастными особенностями дошкольников;
  • комплексно-тематический принцип построения НОД;
  • соблюдение принципов индивидуализации и дифференциации, системности и непрерывности образования.

Теоретическая база опыта.  

Дошкольнику очень нравится участвовать в опытах, наблюдать за их проведением, ведь так он может найти ответы на многие свои вопросы. У дошкольников среднего и старшего возраста возможностей для исследования становится больше. У детей возникают вопросы: «Почему вода мокрая?», «Почему снег белый?» и тогда они начинают искать ответы на них. Ребенку, участвующему в эксперименте или опыте, нужно знать не только  «как это нужно сделать», но и «зачем это делать» и «какой получится результат».

Классификацию экспериментов можно проводить по различным принципам. Так, например, по количеству участников эксперименты могут быть групповые или индивидуальные; по количеству наблюдений за объектом эксперименты можно разделить на циклические и однократные; по способу применения на занятии эксперименты могут быть: демонстрационные,  фронтальные.

Демонстрационные проводит педагог, а воспитанники наблюдают за его исполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единичном экземпляре, когда он не может быть отдан в руки воспитанников или он представляет для детей определённую опасность.

Демонстрационный метод имеет много плюсов: проще контролировать усвоение материала:  исключаются ошибки, отсутствуют непредвиденные ситуации при проведении опытов. Также воспитателю легче следить за дисциплиной и распределять внимание между наблюдаемым объектом и дошкольниками, поэтому риск нарушения правил безопасности сводится к минимуму. Легче решаются вопросы гигиены.

Но, демонстрационные эксперименты имеют также и отрицательные стороны. Индивидуализация обучения затруднена, так как инициатива детей сведена до минимума, поэтому ребенок лишен возможности лично осуществлять исследовательские действия и рассматривать объект со всех сторон. Из-за того, что наблюдаемые объекты располагаются на большом расстоянии от детей и под определенным углом, им трудно рассмотреть все детали. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного, реже двух анализаторов.

 Фронтальный метод заключается в том, что эксперимент проводится детьми коллективно, но без участия воспитателя. Такие эксперименты компенсируют слабые стороны демонстрационных методов, но они тоже имеют свои положительные и отрицательные моменты.

Сильные стороны фронтальных экспериментов выражаются в возможности детей: хорошо видеть все детали;  рассмотреть объект с разных сторон; использовать для обследования все анализаторы;  работать каждому в своем ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько потребуется;

Слабые стороны фронтального метода: нелегко найти столько объектов, чтобы хватило всем детям;  сложнее следить за усвоением знаний каждым ребенком;  наладить контакт с детьми труднее; может ухудшиться дисциплина; повышен риск нарушения правил техники безопасности и возникновения различных опасных и непредвиденных ситуаций.

В ходе проведения экспериментов мы обязательно фиксируем результаты опытов и наблюдений для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Фиксируя увиденное, анализируем явление, подчеркиваем главное. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации, оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения. 

Для реализации данного опыта работы необходима единая среда: организованная непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность педагога с детьми и взаимодействие с родителями.

Для повышения результативности работы в данном направлении в групповой комнате был оборудован уголок опытно-экспериментальной деятельности. В уголке экспериментальной деятельности имеются:

  • карточки-инструкции;
  • различные мелкие предметы из разных материалов;
  • природный материал –песок, древесина, крупы, семена и т. д.;
  • измерительные приборы;
  • инструменты – пипетки, шпатели, мерные ложки и т. д.;
  • другая предметная среда – зеркало, увеличительное стекло, магниты.

В соответствии с планом работы материал в уголке меняется.

Опытно-экспериментальную деятельность я использую на занятиях, чтобы углублять имеющиеся знания об окружающем мире и дать новые.

Мной были проведены занятия с использованием опытно-экспериментальной деятельности: «Снеговичок» (расширение представлений и знаний о свойствах снега); «Весна. Таяние сосулек» (расширение представлений и знаний о свойствах льда).

В ходе использования проектной деятельности организую практическую работу по опытно-экспериментальной деятельности детей-дошкольников, разработала систему мероприятий с родителями и воспитателями ДОУ по данному направлению.  Проекты помогают совместить все виды детской деятельности, объединив их одной темой и привлекая к реализации проектов родителей.

Были разработаны и реализованы  проекты: «Огород на окне», «Секреты воды» в средней группе. Над проектом «Будь природе другом» работали в старшей группе.

Работе с родителями по этому направлению так же уделяю большое внимание. Ведь активная совместная работа ведет к усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Основные задачи в работе с родителями вижу в том, чтобы: установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, объединив усилия для развития и воспитания детей; развивать умения родителей в воспитании и обучении своих детей.

На регулярной основе родители оказывают помощь нашей группе в оснащении материалами для экспериментов. Во время консультаций, личных бесед и родительских собраний я убеждаю родителей, что необходимо уделять должное внимание детскому экспериментированию. С родителями проводилось анкетирование для выявления их отношения к поисковой и исследовательской деятельности. Результаты опроса показали, что наша воспитательная работа проводится не зря. Дети с интересом продолжают эксперименты дома, родители принимают в этом активное участие, что способствует развитию интереса к экспериментам в домашних условиях. Родители поддерживают любознательность детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание проникнуть в суть предметов, явлений, действительности.

В группе имеется уголок для родителей по организации экспериментальной деятельности, в котором находятся буклеты, памятки и рекомендации: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Проведение опытов дома», «Экспериментирование с водой» и др.

 В ходе экспериментирования применяю компьютерные и мультимедийные средства обучения.  Ведь намного интереснее не просто выслушать рассказ взрослого об изучаемых объектах или явлениях, а посмотреть на них собственными глазами, увидеть на экране презентации красочные и захватывающие картинки.

Организуя опытно-экспериментальную деятельность дошкольников, я стремлюсь к тому, чтобы ребенок получил первоначальные знания о физических явлениях, технических устройствах и свойствах материалов, а также мог провести несложные, но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать, сопоставлять факты, делать логические выводы.

Результативность педагогического опыта.

Заинтересовавшись в детском саду опытами, ребенок может свою любовь к исследованиям пронести через всю свою жизнь. И, думаю, какую бы профессию ни выбрали для себя в будущем наши воспитанники, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.

Получены положительные результаты работы по проведению опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ:

  • дошкольники проявляют  устойчивый познавательный интерес к опытам и экспериментам;
  • учатся выдвигать предположения, предлагать способы их решения;
  • самостоятельно планируют предстоящую деятельность;
  • осознанно выбирают предметы и материалы в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
  • помнят о цели работы на протяжении всей деятельности;
  • проявляют творчество, инициативу в решении поставленных задач.

Использование опытно-экспериментальной деятельности обеспечивает хороший уровень развития познавательных способностей дошкольников. Дети расширяют свои знания и представления о мире, овладевают причинно-следственными связями, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в целостную картину мира в будущем. 

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Я думаю, что работу по организации опытно-экспериментальной деятельности может провести любой воспитатель дошкольного учреждения. Родители и другие участники образовательного процесса так же могут  использовать многие рекомендации.

Организация данной работы не трудоемка при наличии необходимых материалов, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства: оборудование для опытов, приборы, картотека, материалы для исследования.

Трудности при применении данного опыта могут заключаться в планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; подборе оборудования и материалов; применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей; разработке критериев отслеживания уровня усвоения знаний, умений и навыков детей.

Использованная литература:

1.Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова / Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128с., ил. -,(Библиотека программы «ДЕТСТВО».)

2.«Детство». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Т.И. Бабаева, А. Г. Гобиридзе, О. В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -352 с.

3.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н.В.Нищева. - СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 240с. (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

4.Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни / авт.-сост. Л.А. Королева. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 64с. - (Методический комплект программы «Детство»).

5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. - СПб: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. - 128с.

6.Программа экологической направленности: С.Н. Николаева «Юный эколог», 2002г.

 7.О.В.Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром», 2007г.;

8. Энциклопедическая литература «Научные опыты», 2003г.

9. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы на тему: «Детское экспериментирование - основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Невозможно переоценить значение развития познавательно-исследовательской деятельности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной деятельности...

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям....

Представление опыта работы по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Юные исследователи»

На современном этапе к выпускнику – дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском эк...

Обобщение опыта работы по теме « Опытно – экспериментальная деятельность детей»

Выбрав тему «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования», я поставила перед собой цель – развивать в детях способно...

Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

      Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...