Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»
опыты и эксперименты по окружающему миру

Обобщение опыта работы по теме: « Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon marina_nikolaevna_obobshchenei_opyta.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

        Воспитатель  филиала Червишевского детского сада

«Сибирячок» в с. Онохино «Солнышко»

Друзь Марина Николаевна.

Обобщение опыта работы по теме:

« Опытно – экспериментальная деятельность в экологическом образовании дошкольников»

        

План:

1. Теоретическая часть

1.1. Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

1.2 Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

2. Практическая часть.

Литература

1. Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Москва. Аркти 2004г.

2. И.М. Бондаренко. Опытническая деятельность с детьми дошкольного возраста – Воронеж. ТЦ учитель 2004г.

3. И.Э. Куликовская. Детское экспериментирование – Москва. Педагогическое общество России 2003г.

4. А.И. Иванова. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Москва. Творческий Центр. 2005г.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №8/2006г. Познавательная деятельность старших дошкольников.

6.  Журнал «Дошкольное воспитание №6/2007. Экспериментирование как основной  вид поисковой деятельности.

-1-

1 часть. Теоретическая.

1.1. Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования.

  Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными. умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающими  проблемы, самостоятельными творческими  личностями. Процесс познания – творческий процесс, и наш задача  - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

   В дошкольном возрасте заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяемый типом деятельности. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, предоставлять им возможность приобретать знания самостоятельно.

   Ребенок, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, быстро выполнит его, если оно переводится в игру или практическую деятельность. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

   Основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые  ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно исследовательскую функцию, создавая условия, в которых  раскрывается содержание данного объекта. Пословица гласит: «Расскажи  - и я забуду, покажи -  и я запомню, дай попробовать – и я пойму!». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, все делает сам. И поэтому в дошкольном учреждении педагогам нужно делать все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.

    Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской деятельности (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

   Н.Н. Поддъяков выделяет два основных вида деятельности дошкольников.

  Первый характеризуется тем, что активность в процессе деятельности полностью исходит от самого ребенка. Он выступает как ее полноценный

-2-

субъект: ставит ее цели, ищет пути и способы их достижения. В этом случае ребенок ищет пути и способы их достижения,  в этом случае  ребенок в деятельности экспериментирования удовлетворяет свои интересы.

   Второй вид этой деятельности организуется взрослым, который выделяет существенные элементы ситуации, обучает ребенка определенному алгоритму действий. Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым.

   В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

- ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить,

- предлагает возможные решения;

- проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

-   делает выводы в соответствии с результатами проверки;

- применяет выводы  к новым данным;

- делает общения.

1.2. Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира.

Ребенок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес и различного рода исследовательской деятельности, в частности к экспериментированию. Проведение опытов, организация экспериментирования  - один из эффективных путей воспитания экологической культуры дошкольников. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Опыты – словно фокусы.  Только загадка фокусов так и остается не – разгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым, в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как, зачем? почему? отчего? и.д.»

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение  и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность детей, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с эстетическими правилами жизни в обществе и т.п.

    Ребенку – дошкольнику по природе присуща ориентация ан познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем дошкольном возрасте; познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его языком, руками, понюхать, постучать им. В  старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде  и т.п. Словесно – логического мышление детей старшего дошкольного возраста формируется с опорой на

-3-

наглядно- действенные  и наглядно – образные способы познания. Основной познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенными опытом достижения результата методом проб и ошибок и  новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели и ее достижения.

Проблемная ситуация

Целеполагание (что нужно сделать?)

Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)

Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)

Подтвердилось

Формулирование выводов (как получилось)

        

Не подтвердилось

Не подтвердилось

Возникновение новой гипотезы, предположений

реализация в действии

подтвердилось

формулирование выводов

(как получилось)

   Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную структуру.

2. Практическая часть.

При реализации приоритетного направления по экологическому воспитанию в детском саду созданы условия для проведения самостоятельного экспериментирования детей. В каждой группе созданы мини – лаборатории, где дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой, песком, воздухом.

         

-4-

 В экологической комнате оборудован под названием «Лаборатория Дедушки  Зная». Где имеются различные материалы и оборудование для экспериментальной деятельности дошкольников: лупы, весы, микроскоп, компас, магниты, различные часы и градусники, природный материал, утилизированный и технические материалы; разные виды бумаги, ткани и многие другие материалы.

   для разных возрастных групп разработаны занятия с элементами экспериментирования. Их конспекты предлагаю посмотреть в приложении №2. На занятиях отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дошкольники на занятиях учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.

   В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. При этом воспитатель не учитель – наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.

    На занятиях толчком к началу экспериментирования служит удивление, любопытство, выдвинутая  кем–то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию практикуются задания детям, в котором проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя – куклы. В лаборатории у Дедушки Зная живут разные персонажи. Так,  если   детей младшего возраста отличает любопытство и любознательности, то и хозяин их уголка – зайчик – Любознайчик, который многое хочет узнать и всем интересуется.

    Познавательные занятия с элементами экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста строятся на стремлении вызвать удивление от открытий, поэтому удивляется вместе с детьми и удивляет их слоненок – Удивленок.

    Дети старшего дошкольного возраста задают много вопросов. Часто этим же занимается и озорной мальчик Почемучка, присутствующий на занятиях старшей и подготовительной групп.

   Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи юным исследователям. Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами. Они помогают воспитателю учить детей самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезу, продумывать способы ее проверки, выбирать и самостоятельно готовить необходимое оборудование, осуществлять практические действия, делать выводы в игровой форме  (см. приложение №1).  Эти герои стали для ребят не неодушевленными куклами, а настоящими друзьями, с которыми

-5-

можно посоветоваться, обратиться к ним с просьбой, разделить радость открытия.

    В младшей группе проводятся занятия в виде игр. Такие как  «Пирожки для Мишки», целью которых является расширение знаний о свойствах сухого и мокрого песка, умение сравнивать и делать выводы. В ходе практической деятельности сталкиваются с затруднениями: пирожки рассыпаются. Приходят к  выводу: пирожки из сухого песка слепить невозможно. Решение проблемы: дети предлагают добавить в песок  воду,  они рассматривают сухой и сырой песок, сравнивают и делают вывод: вода соединила песчинки. и они не рассыпаются. для выявления свойств воды проводились занятия «Прятки» с целью накопления у детей конкретных представлений о свойствах воды (жидкая, прозрачная, бесцветная, но может изменять цвет). (см. приложение№2)

 В средней группе на занятиях по экспериментированию «Эта удивительная глина», выяснили с детьми свойства глины, песка. на занятии «Освобождение бусинок из ледяного плена» и «Поможем колобку умыться» выявляли  свойства воды и льда. Дети высказывали разные предположения и гипотезы по освобождению бусинок и делали выводы с помощью педагога. После вывода проводили игры – моделирования: воспитатель в роли бусинки,  а часть детей – замерзшие капельки. Они крепко обнимают ее со всех сторон – «бусинка в ледяном плену». А другая часть детей теплыми руками гладит детей – льдинок, они растают, и бусинка освободится. Эти  игры  очень эффективны в младшей и средней  группе. Дети еще раз наглядно показывают их проделанную экспериментальную деятельность.

   В старшей группе большое значение придается валеологии. И проводятся занятия по темам «Естественно – научные наблюдения и эксперименты», «Человек».

    Чтобы у детей сформировался устойчивый интерес к приобретению знаний о человеке, чтобы получаемые знания были осознанными и понятными, наблюдения и эксперименты проводятся планомерно, целенаправленно и систематически. Но также учитывается и то, что не следует перегружать детей негативной информацией: пугать микробами или червячками в животике, много или слишком образно рассказывать о последствиях загрязнения окружающей среды: воды, воздуха, почвы, так как дети отличаются повышенной восприимчивостью и внушаемостью. Занятия – экспериментирования распределены на блоки:

- внешнее строение человека;

- скелет человека

- кожа

- пищеварительная система

- дыхательная и кровеносная система

- органы чувств.

    Эти занятия включали не только опытно – экспериментальную деятельность, но и другие виды деятельности, такие как физкультурные,

-6-

изобразительные, занятия по ОБЖ, музыкальные, проводятся игры – конкурсы и развлечения. Методы обучения на занятиях: игра, беседа, показ, экспериментирование, самостоятельная продуктивная деятельность детей. Такие занятия формируют у дошкольников сознательно отношение к своему здоровью, что сохраняет и укрепляет здоровье детей. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности детей подготовительной группы проходит по разделам «Измерение», «Земля и ее место в Солнечной системе», «Вещество», «Движение», «свет и цвет», « Звук и слух», «Магнитизм»,  «В мире электричества», «Человек и законы природы». В этом возрасте у детей проявляется особый интерес к физическим явлениям и свойствам окружающего мира. На занятиях дети знакомятся с различными свойствами веществ: мягкость, твердость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость;    с физическими явлениями (магнитное и земное притяжение, электричество); знакомятся с основными характеристиками движения, причинами и способами их изменения (скорость, направление, траектория) и т.д.  Таким образом, результатом экспериментирования является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

     Результаты проведенных исследований фиксируются в альбоме «Мы экспериментируем» (см. приложение №3).

   При экспериментировании ребенок не просто усваивает знания, он активно приносит в этот процесс собственный опыт, дома вновь и вновь возвращается к самостоятельному исследованию.

отрицательного воздействия на людей на деревья. Они осознали роль деревьев в жизни человека. На основе своих знаний, эмоций, дети смогли составить предложения, которые направлены на сохранение деревьев:

«Жалобная книга природы», «Экологический светофор»

   Сейчас работаем над проектом «Капелька». Это проект бережливых. Суть его в практических делах, направленных на сбережение чистой воды.

1 этап: наблюдения – «Где мы теряем воду?» В детском саду, дома устанавливают контроль за водопроводными кранами. На красочную схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они рисуют предупреждающие знаки около кранов, устанавливают посты.

                                   

                                    Проект

 

Подготовительный 

 

Обобщение

   

практический

 

восприятие природы

деятельность детей

творчество

экскурсии        труд в природе        перенос накоплен-

        ного ребенком опы-

наблюдения        изодеятельность        та в другие сферы

        деятельности

чтение худ.                                  игры        праздник Дерева

литературы

рассматривание        сочинение        театрализ. заня-

картин        рассказов        тие «Жалобная

        книга природы»

        

слушание музыки        ремонт старых

        книг

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении работников дошкольного образования района на тему "Опытно-экспериментальная деятельность в экологическом воспитании дошкольников"

В конспекте изложен материал по организации экспериментальной деятельности с детьми старших групп экологической направленности....

Обобщение опыта работы по теме: « Использование метода проекта в экологическом образовании дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:« Использование метода проекта в экологическом  образовании дошкольников»...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников»

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям....

Обобщение опыта работы по теме « Опытно – экспериментальная деятельность детей»

Выбрав тему «Развитие познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования», я поставила перед собой цель – развивать в детях способно...

Обобщение опыта работы по теме: "Опытно-экспериментальная деятельность в рамках программы Н.А.Рыжовой "Наш дом-природа" по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

      Важно к концу дошкольного возраста заложить у ребёнка основы экологической культуры-подвести его к пониманию связи человека с природной средой, познакомить с этически ценны...