Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»
    материал (старшая группа)

    Фурсова (Постовалова) Елена Александровна

    Сообщение из опыта работы   на Педагогических чтениях на тему «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedchteniya_fursova_2019.docx40.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Алёнка» г. Советский»

    Педагогические чтения

    педагогов дошкольных образовательных организаций Советского района

    «Современные образовательные технологии: педагогические проблемы реализации,

    теория и практика использования современных образовательных технологий»

    Тема работы:  «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактических  игр»

    (из опыта работы)

    Автор:

    Фурсова Елена Александровна, воспитатель

    Советский, 2019 год

    Слова умеют плакать и смеяться,

    Приказывать, молить и заклинать,

    И, словно сердце, кровью обливаться,

    И равнодушным холодом дышать,

    Призывом стать, и отзывом, и зовом

    Способно слово, изменяя лад.

    И проклинают, и клянутся словом,

    Напутствуют, и славят, и чернят.

    Я. Козловский.

    Введение

    Тема моего самообразования «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактических  игр»

    Обучение  детей речевому этикету через дидактические игры является  исключительно важной  частью  интеллектуального и личностного развития дошкольников.

    ФГОС ДО  определяют содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и ориентируют на формирование общей культуры и личностных качеств ребенка-дошкольника.

    В настоящее время наблюдается существенный недостаток нравственности среди детей, подростков и взрослых. Невысокий уровень сформированности культуры поведения – больное место в жизни нашего общества. Человеческая жестокость, наглость, равнодушие порождают все большее количество конфликтов в обществе.

    Научное обоснование

    Чем раньше начинается речевое обучение ребёнка, тем больше возможностей для прочного овладения  разносторонними коммуникативными умениями.

    Культура общения – это та часть поведения, которая выражается главным образом в речи.

    Знание правил этикета и умение их использовать даёт возможность человеку вести себя более уверенно, непринужденно, достойно при любых обстоятельствах.

    Отечественные педагоги Ф.С. Левин-Ширина, В.Г. Нечаева, В.А., Горбачева и др., психологи В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон в педагогических исследованиях доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.

    Пути воспитания культуры поведения дошкольников рассматривали такие исследователи, как С.В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т.В. Черник, Л. Васильева – Гангус и др.

    Проблемы обучения детей дошкольного возраста этикету стали предметом исследований Н.Пикулевой, Л.Стрелковой, Л.Островской и др.

    Культуре речи и общения дошкольников посвящены работы Г.Лаврентьевой, Е.Демуровой, Е.Смирновой, М.Витюк и др.

    Типичны случаи, когда ребята знают правила поведения, но не выполняют их.

    Причин этому несколько:

    1.Дети просто не знают некоторых правил. Однако незнание правил - причина простая и легко устранимая.

    2.Некоторые правила поведения ребята знают, однако не умеют их правильно выполнять. Значит, у них не выработалась привычка, которая формируется неоднократным упражнением.

    3. Иногда ребенок знает правила поведения, знает, как их выполнять, но... не выполняет. Вероятнее всего это происходит из-за отсутствия у него волевого усилия в достижении чего-то.

    4. Часто ребята не выполняют правила, считая их ненужными, неважными, что их просто придумали взрослые.

    Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, даёт ему эмоциональное благополучие, комфортное самочувствие и успешную жизнедеятельность. Нормы поведения помогают нам взаимодействовать с людьми и уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

    И этикет – как важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также, красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности, встает на первое место.

    Современный этикет – это своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения. Этические нормы и правила отражают представления о должном поведении людей в обществе.

    Соблюдение человеком этикета демонстрирует и отражает его внутреннюю сущность: богатство духовного мира, владение поведенческой культурой. А сам этикет, точнее, его содержание и соблюдение, являются показателем культуры общества.

    Определив тему работы: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактических  игр», для эффективной реализации данной темы,  поставила перед собой следующие задачи:

    • Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и методической литературы по проблеме обучения речевому этикету детей дошкольного возраста.
    • Разработать и внедрить перспективный план работы с детьми старшего возраста по использованию дидактических игр для обучения речевому этикету.
    • Оформить картотеку дидактических игр по возрастам «Речевой этикет».
    • Вовлечь родителей в работу по формированию речевого этикета  у детей на основе использования дидактических игр.

    Анализ изученной литературы, программно-методических материалов, диагностики, позволил установить причины низкой сформированности  навыков культуры поведения на основе обучения этикету детей дошкольного возраста.

    Работа с  детьми

    Определила цель работы: сформировать у дошкольников этическую культуру, т.е. образ жизни, ориентирующий растущего человека на нравственные ценности, предполагающие дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям, сострадание и помощь слабому.

    Поставила задачи:

    1.Обогатить и расширить знания детей об этикете (социальная компетентность).

    2.Сформировать положительное отношение к правилам этикета.

    3.Развивать способность использовать в жизни усвоенные правила этикета (социальное экспериментирование); способствовать развитию женственности у девочек и мужественности у мальчиков.

    Работая по развитию речевого этикета у обучающихся,  использовала методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

    • наглядный;
    • словесный;
    • практический;
    • проблемно-поисковый;
    • исследовательский;
    • сюрпризный момент;
    • элемент загадочности;
    • создание воображаемой ситуации;
    • использование музыки;
    • презентации.

    Спрогнозировала предполагаемый результат:

    • сформировать   навыки  культуры поведения на основе обучения этикету детей дошкольного возраста в условиях ДОО посредством дидактической игры.
    •  вовлечь родителей  в образовательный процесс, использовать  приемы формирования у детей культуры поведения.
    • Сформировать  умение у  детей  использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни.

    Новизна: выстроена  рабочая  система дидактических игр и упражнений  по  обучению детей речевому этикету.  

    Содержание работы по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактических  игр»

    Этапы работы:

    I этап - Организационный  (2016-2017 г.)

     1.Изучение научной и методической литературы.

     2.Диагностика.

     3.Оформление предметно-развивающей среды в группе.

     4.Разработка перспективных планов по работе с детьми (с 3 до 7 лет)

     5. Планирование работы с родителями.

    Обучение дошкольников этикету предполагает формирование у них следующих умений и навыков:

    • Научиться выбирать форму этикета, уместную в данной ситуации (например, при встрече говорить приветственные обороты: «добрый день», «здравствуйте» и т.д.)

    • Учить говорить комплименты

    • Проявлять вежливое отношение к окружающим, показывая это мимикой, жестами (например, улыбка, наклон головы и др.)

    II этап - Внедренческий  (2016-2019 г.)

    1.Реализация системы работы.

    2.Пополнение, обновление методических пособий, разработок.

    3.Обновление, дополнение развивающей среды группы.

    4.Промежуточный мониторинг.

    Эффективность формирования  навыков  культуры поведения детей предполагает следующее:

    1. Единство требований и воспитательных воздействий в семье и в образовательном учреждении.

    2.Плавность, постепенность и последовательность в процессе формирования знаний, умений и навыков культурного поведения.

    3. Четкость, определенность и доступность требований и правил, предъявляемых детям дошкольного возраста.

    4. Учет индивидуальных и личностных (уровня развития, темперамента) особенностей детей дошкольного возраста.

    5. Осуществление деятельностного подхода, т.е. не только получение знаний о культуре поведения, но и их апробация в практической деятельности (игре, общении и др.).

    III этап - Результативный  (2019 г.)

    1.Итоговый мониторинг.

    2.Анализ, обобщение и распространение опыта.

    3.Презентация долгосрочного проекта «Этикет с детских лет. Что такое этикет?»

    Обучение каждому правилу проводится по своеобразному циклу, включающему четыре стадии:

    - знание этикетного правила;

    - осознание его разумности и необходимости

    - умение применять его практически;

    - эмоциональное переживание от его выполнения.

    Для организации работы в данном направлении разработала методическое пособие, которое включает в себя систему работы с детьми и родителями на каждую возрастную группу.

    Для качественного усвоения материала, посчитала целесообразным использовать в работе художественное слово (стихи, загадки), аудио и видео материал, презентации.

    Диагностика, проведенная на первом этапе, была направлена на выявление особенностей речевого этикетного поведения у детей,  были использованы следующие методы диагностики: наблюдение за особенностями поведения дошкольников  в различных ситуациях.

    Использовала диагностику автора  Брянской  Е.И. «Диагностические особенности выявления уровня коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста»

    2016 – 2017 г.

    2017 – 2018 г.

    2018 – 2019 г.

    Младший возраст

    Средний возраст

    Старший возраст

    в/у – 40%

    в/у – 45%

    в/у – 65 %

    с/у – 56%

    с/у – 52%

    с/у – 35 %

    н/у – 4%

    н/у – 3%

    н/у – 0 %

    По результатам  диагностики можно отметить, что уровень развития речевого этикета посредством дидактических  игр  обучающихся  повысился на  25 %.

    На всех этапах работы выстраивалась работа с педагогами, родителями и детьми.

    Общая цель: расширить и углубить  знания формул  речевого этикета, создать возможности для их использования.  Правильное использование этикетных формул в речи помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимание между людьми.

    Взаимодействие с педагогами.

    1. Подбор музыкальных произведений – музыкальный руководитель.

    2. Диагностический инструментарий – педагог – психолог.

    3. Художественное слово – учитель – логопед.

    Работа с семьей

    Общая цель семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь союзниками в этом важнейшем деле. 

    Основные мероприятия, реализованные с родителями: 

    - анкетирование родителей по теме проекта;

    - изготовление совместно с родителями книги - самоделки «Наши добрые дела»;
     - организация фотовыставки «Добрый поступок»;

    - слайдовая презентация «Как я маме помогаю»;

    - изготовление семейных альбомов «Я и моя семья» с фотографиями, рисунками, любимыми художественными произведениями и т.д.;

    - родительские собрания «Роль этикета в воспитании детей»;

    - семинар – практикум «День рождения»;

    - беседы «Расскажите ребенку о вежливости», «Как познакомить ребенка с этикетом» и т.д. 

    - консультации:  «Речевой этикет», «Правила поведения за столом», «Актуальность исследования проблемы воспитания речевого этикета у дошкольников», «Речевой этикет дошкольника»;

    - организация информационного стенда «Этикет за столом»;

    - папки – передвижки «Как вести себя в гостях», «Правила хорошего тона»;

    - выставки «Что такое хорошо и что такое плохо»;

    - памятки «Дидактические игры по речевому этикету»;

    - совместные праздники «День рождения», «Мамин праздник» и т.д. 

    Итогом  моей работы стал долгосрочный проект «Этикет с детских лет. Что такое этикет?»

    Цель: Формирование навыков речевого этикета (употребление формул приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности)

    Задачи:

    Образовательные:

    1. Учить  детей употреблять различные формулы  этикетных выражений.
    2. Знакомить детей с правилами культурного поведения.
    3. Формировать навыки вежливого, доброжелательного обращения.

    Развивающие:

    1. Развивать стремление выражать своё отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать скромность, умение соблюдать речевой этикет.

    Предполагаемые результаты:

    В итоге проведённой работы дети должны научиться:

     - Пользоваться   расширенными формулами речевого этикета;

     -Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу,  в нужной тональности.

     -Взаимодействовать друг с другом, договариваться, уступать друг другу, извиняться, если не правы, оказывать и принимать помощь;

    - Уважительному отношению к близким и окружающим людям.

    Презентация проекта была представлена в форме КВН.

    ВЫВОД:  работа  над проектом позволила привлечь внимание детей к умению деликатно и предупредительно относиться к окружающим людям, вести себя в зависимости от требований и конкретной обстановки. Дети постепенно становились более сдержанными в проявлении отрицательных эмоций, уменьшились случаи негативного поведения по отношению к сверстникам и взрослым, в том числе родителям. Занятия помогли многим посмотреть на себя со стороны. Дети стали более внимательными во время НОД и во время бесед с ними, более общительными в играх, улучшилось их эмоциональное состояние.
    Удалось активизировать родителей и включить их в работу по реализации проекта (фотографирование, поиск информации). Но самое главное, что мы смогли донести до родителей, убеждение в том, что именно они являются главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью. Считаю, что задачи по формированию культуры общения этикета должны проходить через все разделы общеобразовательной программы ДОО  и работу по данному направлению нужно продолжать в будущем учебном году.

    Заключение

    ВЫВОД: Считаю, что выстроенная мною система работы даёт положительный результат, у детей  моей группы сформированы    навыки  культуры поведения, дети  умеют использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни, умеют  выбирать форму этикета, уместную в данной ситуации (например, при встрече говорить приветственные обороты: «добрый день», «здравствуйте» и т.д.),  умеют  говорить комплименты,  проявлятют  вежливое отношение к окружающим, показывая это мимикой, жестами (например, улыбка, наклон головы и др.)

    Список использованной литературы:

    1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2014. – 354с.

    2. Богуславская, Н. Е. Веселый этикет / Н.Е.Богуславская, Н. А. Купина. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 2002.-192с.

    3. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет. / Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 64 с.

    4. Николаева, С.О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками/ С.О.Николаева. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.-78с.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педсовет в форме деловой игры «Аукцион педагогических идей» Тема: «Речь и речевое общение посредством дидактических игр»

    Разработка педагогического совета в нетрадиционной форме по развитию речи дошкольников посредством дидактических игр....

    Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей группы

    Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми младшей  группы...

    Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми средней группы

    Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми средней   группы...

    Перспективный план работы по теме: «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей группы

    Перспективный план работы  по теме: «Обучение  детей речевому  этикету посредством дидактической игры» с детьми старшей  группы...

    Из опыта работы воспитателя «Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактической игры «Тактильные дощечки»»

    Дидактическая игра "Тактильные дощечки" направлены на сенсорное развитие и развитие мелкой моторики и заинтересуют самого непоседливого ребенка....

    Сообщение из опыта работы «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»

    Сообщение из опыта работы  «Обучение детей речевому этикету посредством дидактической игры»...