Цикл психологических этюдов для воспитанников ранней группы
план-конспект занятия (младшая группа)

Фролова Юлия Михайловна

Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. А так как адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, то резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга – поведение. А если бы мы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Если присмотреться повнимательней к ребенку, то сложно понять: он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома. Дошкольное учреждение должно создавать максимально комфортные условия для пребывания ребёнка и дальнейшего развития малыша.

В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Поэтому, очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении, стал для ребёнка положительным при поддержке не только родителей, но и в единстве с педагогами ДОУ.

Основная форма реализации данной программы – цикл игровых занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

Детский сад «Колобок»

Цикл психологических этюдов

для ранней

группы детского сада «Поиграем, малыш»

Автор: Фролова Ю.М.,

Педагог-психолог

Петухово 2021

Введение

Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении занимает сейчас умы научных и практических работников. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс или приспособление функций организма ребёнка к условиям существования в группе.

Для ребенка детский садик, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс. А так как адаптивные возможности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, то резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно видна лишь надводная часть айсберга – поведение. А если бы мы знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то вряд ли отдали бы его когда-нибудь в этот новый детский коллектив. В нем малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, не прекращающимся ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс. Если присмотреться повнимательней к ребенку, то сложно понять: он здоровый или все-таки больной? Кажется, не то и не другое. Малыш в особом "третьем состоянии" между здоровьем и болезнью. Но постоянно находиться в "третьем состоянии" нельзя. Поэтому сегодня или завтра ребенок или просто в самом деле заболеет, или снова станет сам собой.

Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание и родители, и специалисты, считая чуть ли не нормой ежеутренний плач перед расставанием с мамой, постоянные респираторные заболевания, резкий контраст между поведением ребенка в саду и дома. Дошкольное учреждение должно создавать максимально комфортные условия для пребывания ребёнка и дальнейшего развития малыша.

В жизни каждого человека есть масса событий, запомнившихся надолго. Само воспоминание может нести как позитив, так и негатив. Поэтому, очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в дошкольном учреждении, стал для ребёнка положительным при поддержке не только родителей, но и в единстве с педагогами ДОУ.

Основная форма реализации данной программы – цикл игровых занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Методы:

Игротерапия (игры с речевым сопровождением: хороводы, песенки, потешки, стишки, «ладушки», «догонялки»)

Элементы психогимнастики;

Элементы  арт-терапии:  рисование

Элементы танцевальной терапии;

Элементы сказкотерапии.

Психогимнастика для дошкольников становится очень популярной в последнее время. Ее используют в работе с детьми не только воспитатели детского сада и учителя, но и родители. Прежде всего, она полезна для детей, у которых наблюдается чрезмерная утомляемость и истощаемость, замкнутость или непоседливость, вспыльчивость, агрессивность. Такое поведение ребенка может быть обусловлено наличием неврозов, различными нарушениями характера, задержками психического развития или нервно-психическими расстройствами, которые находятся в зоне пограничных нарушений (то есть еще не больной ребенок, но уже и не здоровый).

Этюды предназначены для обучения приемам саморасслабления детей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции

Этюды на выражение основных эмоций развивают нравственно-коммуникативные качества личности; способствуют пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.

Целью этюдов на выразительность жестов является развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста. Содержание этюдов активизирует выразительность движений, творческое воображение.

  Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть процесс вхождения ребёнка в новую для него среду и болезненное привыкание к её условиям.

Цель освоения программы: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Задачи:

Диагностические:

Определение уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению;

Определение динамики адаптационных возможностей через систему комплексных занятий по данной программе;

Обеспечение методической и практической поддержки родителей и педагогов.

Воспитательные:

Воспитание доброжелательного отношения детей к сверстникам;

Воспитание доверительного отношения к сверстникам и взрослым;

Воспитание доброго отношения к природе, животному миру.

Развивающие:

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду:

Помочь ребёнку увидеть в сверстнике – человека;

Снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающему миру;

Развитие внимания, восприятия, речи, воображения;

Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;

Развитие игровых навыков, произвольного поведения;

Обучение  действовать по показу и словесной инструкции.

Консультационно-профилактические:

Проведение индивидуальных и групповых консультаций для родителей по заявленным проблемным вопросам;

Проведение консультаций для педагогов по проблемным вопросам;

Требования к проведению этюдов:

Высокий уровень адаптированности ребёнка:

преобладание радостного или устойчиво-спокойного эмоционального состояния;

активное контактирование  со взрослыми, детьми, окружающими предметами;

быстрая адаптация к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Карточка № 1 Этюды на выражение радости, нежности

Цель: Формирование эмоционального контакта и доверия детей к взрослому, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения мышц

 «Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

 «Котенок»

 Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.

— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.

Действие сопровождается стихотворением:

Киса, кисонька, кису ля! —

Позвала котёнка Юля.

Не спеши домой, постой! —

И погладила рукой.

Этюд «Котенок играет»

Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.

Игра «Большие ноги-маленькие ноги»

Большие ноги

Шли по дороге,

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

Топ-топ-топ-топ

Топ-топ-топ-топ.

Карточка  № 2 Этюды на расслабление мышц, выражение спокойствия

Цель: Формирование эмоционального контакта и доверия детей к взрослому, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения мышц

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

 «Зайка прыгает»

Педагог собирает детей в круг, предлагает взяться за руки, ритмично подпрыгивая  вверх – вниз, приговаривая:

Прыгай, прыгай побыстрей,

Прыгай, прыгай веселей.

Вверх – вниз,

Вверх – вниз.

Крепче за руки держись!

«Крольчонок»

Декламируйте стишок и изображайте руками то, что делает крольчонок. Поднимите вверх указательный и средний пальцы, чтобы изобразить длинные уши крольчонка, пригните свои большой, безымянный пальцы и мизинец к ладони. (Тогда из двух поднятых пальцев у вас получится "V".)

Вот здесь, на макушке,

У крольчонка длинные ушки.                         (Изобразите уши крольчонка.)

Розовый носик его украшает.                         (Дотроньтесь до своего большого пальца.)

Вот так он прыгает, когда убегает.                 (Изобразите прыжок крольчонка.)

И бегает быстро весь день напролет.

А вот так он еле-еле бредет.                         (Перемещайте руку-крольчонка вверх к подбородку.)

И вмиг засыпает, глазки сомкнув.                 (Закройте глаза.)

Лапки-малютки свои подогнув.                         (Погладьте крольчонка.)

«Колобок»

 Детям предлагается изобразить толстощекого Колобка (надуть щеки). Показать руками, как катится Колобок. Изобразить грустного, веселого Колобка.

Карточка № 3 Этюды на расслабление мышц, выражение спокойствия

Цель: развитие нравственно-коммуникативных качеств личности; способствование  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё; обучение приемам саморасслабления.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Доброе утро

Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст:

-      Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальцев)

Вы проснулись? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, носик! (дотрагиваемся до кончика носа)

Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, ушки! (касаемся кончиками пальцев обоих ушек)

Вы проснулись?

-      Доброе утро, ротик! (касаемся указательным пальцем губ)

Ты проснулся?

-      Доброе утро, ручки! (кистями обеих рук делаем «фонарики»)

 Вы проснулись?

-      Доброе утро, животик! (круговое поглаживание ладонью по животику)         Ты проснулся? (хлопки в ладоши)

-      Доброе утро, детки! Все проснулись?! К солнышку потянулись! (руки наверх, потягиваемся)

"Покружимся"

Возьмите двух мишек или двух других игрушечных зверюшек для себя и вашего ребенка. Крепко прижмите к себе мишку и кружитесь с ним. Попросите малыша покружиться, прижимая к себе мишку. Рассказывайте стишок, действуя в соответствии с его содержанием, и пусть ваш ребенок делает то же самое.

Я кружусь, кружусь, кружусь,    А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,    Тихо-тихо покружусь.

Я кружусь, кружусь, кружусь    И на землю повалюсь!

Перышки

-      Ребята, посмотрите, какое красивое, легкое перышко! (на ниточке) Взрослый дует на перышко.Оно летит и садится на ладонь взрослого.

-      Ах! Какое легкое перышко, оно умеет летать. Давайте подуем все вместе.

-      А теперь легкое перышко полетело и село на ладошку девочке\мальчику

Взрослый сажает перышко на ладошку ребенка.

-      Подуй на перышко. Ой! Полетело, на ладошку село.Перышко перелетает с ладошки на ладошку.

Карточка № 4 Этюды на выражение страха-радости, расслабление мышц

Цель: Формирование эмоционального контакта и доверия детей к взрослому, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения мышц

«Хлопаем в ладоши!»

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

"Хоровод"

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Кружим, кружим хоровод.

До того мы закружились,

Что на землю повалились.  БУХ!

«Лягушата»

 «Жили-были в тихом пруду с красивыми кувшинками молодые лягушата. У каждого из них был свой любимый листик, на котором лягушонок сидел, грелся на солнышке и, конечно, разговаривал. А как лягушата разговаривают? Правильно, ква-ква-ква… И вот однажды прилетела большая птица, которая искала себе сытный обед. Заметив лягушат, она решила полакомиться ими, но они были умными: скомкали свои листочки и стали их бросать в птицу. Птица испугалась и улетела. С тех пор лягушата ничего не боятся»

«Салют»

А если взять лист бумаги, разорвать его на много мелких кусочков и на счет 1-2-3-4 подбросить вверх, то получится веселый салют.

Результат салюта собираем в корзинку, приговаривая: «Собираем мы листочки быстро-быстро, чисто-чисто». В этой игре в буквальном смысле выплескиваются эмоции.

Карточка № 5  Этюды на выражение радости, расслабление мышц

Цель: Формирование эмоционального контакта и доверия детей к взрослому, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения мышц

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Хоровод»

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.  ГОП!

«Дождик-солнышко»

Цель: Формирование эмоционального контакта и доверия детей к взрослому

 «Светит солнышко в окошко,

 Прямо в нашу комнату.

 Мы захлопали в ладошки (хлопают в ладоши)

 Очень рады солнышку!

 Хлоп-хлоп, топ -топ. (топают ножками)

 Но вдруг дождик набежал (приседают на корточки и стучат пальчиком об пол)

 Кап -кап, кап-кап.

Волшебный дождик

Дети двигаются по кругу и тихонько пальчиками стучат по спине впереди идущего

Карточка № 6 Этюды на выражение разных эмоциональных состояний

Цель: формирование доброжелательных отношений, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения мышц.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Мишка»

Мишка, мишка косолапый,        (Приподнять плечи, руки округлить,

Мишка по лесу идет,                     носки   ног   внутрь, идти переваливаясь.)

Мишка хочет сладких ягод,         (Погладить себя по животу, облизнуться.)

Да никак их не найдет.        (Оглянуться по сторонам, пожать плечами.)

Вдруг увидел много ягод        (Показать указательным пальцем, на лице - восторг.)

И тихонько зарычал.        (Двумя   руками    «собирать»ягоды в рот.)

Подошли к мишутке детки,         (Помаршировать.)

Мишка громко зарыдал.        (Кулачками  потереть  глаза,изобразить плач.)

 «У меня пропали ручки»

Цель: Установление контакта между детьми и воспитателем, формирование умения детьми выполнять движения согласно тексту.

 Где вы рученьки мои?

 Один, два, три, четыре, пять

 Покажитесь мне опять.

 У меня пропали ушки.

 Где вы, ушеньки мои?. »

 (то же самое глазки и ножки.)

Карточка № 7 Этюды на выражении грусти-радости

Цель: развитие нравственно-коммуникативных качеств личности; способствование  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё

 «Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

 «Гость»

Полосатый и пушистый

К нам сегодня гость пришел,

До сих пор мне непонятно,

Как же он тут нас нашел? (кто это? Какой? Что любит?)

«Кискино горе»

Плачет киска в коридоре, у нее большое горе,

Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски

- как плачет киска?

-чем мы угостим киску?

«Погладь котенка»

Дети по очереди гладят котенка, жалеют его, обнимают

«Кошки-мышки»

Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот, переловит всех мышей.

Карточка № 8 Этюды на выражение радости, хитрости, обиды, спокойствия

Цель: формирование доброжелательных отношений, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения мышц, развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Покажи нос

- Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Вы смотрите, не зевайте

И за мной все повторяйте,

Что я вам сейчас скажу

И при этом покажу.

Далее называет вслух и показывает на себе какую – либо часть лица, тела

Игра-фотография «Веселый зоопарк»

Цель: напряжение и расслабление мышц, создание позитивного настроения

- веселые зайчата

- сонный медведь

-хитрая лиса

- злой волк

- добрый кенгуру

-спящие животные

Карточка  № 9 Этюды на выражение рассеянности, потери и радости от находки потерянного

Цель: формирование умений соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками, сплочение детского коллектива, развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Зайка»- в круг

Зайка, я, со мной беда,

Я рассеянный всегда,

Забываю все на свете,

Вы поможете мне, дети?

- Голова на месте?

- Живот на месте?

- рука? нога?нос?

 «Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

«Зайка танцует»

Зайке помогли лучшие друзья, он этому очень рад и решил потанцевать

Карточка № 10 Этюды на выражение радости

Цель: формирование умений соблюдать отдельные элементарные нормы и правила поведения с взрослыми и со сверстниками, сплочение детского коллектива, снятие напряжения мышц

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Веселые хлопушки»

Пусть стоят на месте ножки,

 Только хлопают ладошки.

 (Дети сидят или стоят, хлопают ладошками по столу)

Хлопай, хлопай, хлопай, хлопай,

 Хлоп да хлоп перед собой.

 (Хлопки перед собой)

А теперь скорей похлопай,

 Да погромче, за спиной.

 (Хлопки за спиной)

Выше, выше, выше хлопай,

 Руки выше поднимай.

 (Хлопая в ладоши, поднять руки вверх)

Ниже, ниже, ниже хлопай.

 Руки ниже опускай.

 (Хлопая, опустить руки)

А теперь махать руками

 Можно целых пять минут.

 (Произвольные махи руками)

Отдыхая вместе с нами,

 Руки тоже отдохнут.

 (Сложить ладони под щечку)

Этюд «Веселые лягушки»

1-2-3-4-5- превратимся в лягушат.

Проснулись, потянулись, солнышку улыбнулись

Поиграли в игру : кто самый широкий? Кто самый высокий? Кто самый низкий?

Захотели кушать

Ждем комариков, затаились, ручками потянулись, съели, вкусно!!!!!!!!!!!! Теперь отдохнем

Игра «Домики»- солнышко гуляем, дождик- бежим на стульчик

Уснули

1-2-3-4-5- превращаемся в ребят

Карточка № 11 Этюды на выражение страха- смелости

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жеста, формирование доверия к взрослому человеку, сплочение детского коллектива

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Зайчик

Слова  сопровождаются   действиями

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик поскакать. (потрясите игрушку вверх, вниз)

Огляделся, (поверните голову игрушки влево – вправо)

Повертелся, (вращайте игрушку)

Посмотрел наверх и вниз, (наклоните игрушку назад и вперед)

Пробежался, (бегите с игрушкой)

Забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? – закрыть глаза руками

Листочек

Листочек взлетел,

Листочек кружится,

Листочек кружится,

Под ноги ложится.

Листочек рвется, рвется, рвется.

Листочек мнется, мнется, мнется.

Под последние две строчки надо разорвать листочек на клочки, собрать их в кучку и, сминая превратить в подобие бумажного шарика.

Карточка № 12 Этюды на выразительность жестов

Цель: способствование развитию взаимоотношений детей, сочувствия, умения прийти на помощь, формирование доверия к взрослому человеку, развитие правильного понимания детьми адекватного использования жеста

«Хлопаем в ладоши!»        

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Этюд «Шарик»

На веревочке у Вари

Красный шарик с петушком.

Ой, какой красивый шарик!

Все мечтают о таком.

Но поднялся ветер вдруг,

Шарик выхватил из рук!

-покажите, как надувают шарик

- как шарик летает?

«Ладушки – хлопушки»

Ладушки – ладушки, Звонкие хлопушки,

Хлопали в ладошки,

Хлопаем немножко. Да!   (громко хлопаем в ладоши)

-  Кашу варили,

Ложечкой мешали.  (взрослый помогает ребенку водить пальчиком правой руки по ладошке левой)

-  Куколку кормили. Да!

-  Кошечке давали. Да!   (протягиваем левую ладонь вперед)

-  Кулачки сложили, Кулачками били,

Тук, тук, тук, тук, тук,

Тук, тук, тук, тук, тук. Да! (сжимаете пальцы в кулаки и решительно постукиваете ими друг о друга)

-  Ладошки плясали, Деток забавляли,

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, Ля-ля-ля, ля-ля-ля. Да! (делаем фонарики)

-  Ладушки устали,  Ладушки поспали,

Баю-бай, баюшки, Баю-бай, ладушки. Да! (складываем ладони рук и подкладываем их по щеку)

Карточка № 13 Этюды на выразительность жестов

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук , формирование интереса к сверстнику, сплочение детского коллектива

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«У меня пропали ручки»

Цель: Установление контакта между детьми и воспитателем, формирование умения детьми выполнять движения согласно тексту.

 «У меня пропали ручки.

 Где вы рученьки мои?

 Один, два, три, четыре, пять

 Покажитесь мне опять.

 У меня пропали ушки.

 Где вы, ушеньки мои?. »

 (то же самое глазки и ножки.)

«Гномик-великан»

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие познавательных способностей, формирование правильного использования жестов

Топает- великан/гномик

Шагает-великан/гномик

Прыгает- гномик/великан

Хлопает- гномик/великан

Кушает- гномик/великан

Отдыхает – гномик/великан

Карточка № 14 Этюды на выразительность жестов

Цель: развитие нравственно-коммуникативных качеств личности; способствование  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё; обучения приемам саморасслабления

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Сад»

Мы в зеленый сад пойдем,         - шагать

Много яблочек сорвем,      -- рвать

Мы положим все в корзинку,      ----в корзинку

В детский сад их отнесем

А потом компот попьем.         ----пить

 «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут целый день вороны- кар-кар-кар-кар – каркать, руками махать

Целый день они кричали, спать ребятам не давали- кар-кар-кар-кар

Только к ночи умолкают и тихонько засыпают- засыпают

Карточка № 15 Этюды на выразительность жестов, выражение страха – смелости

Цель: формирование доверия к взрослому человеку; способствование  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Зайчики

Жили зайчики в избушке

На краю лесной опушки,

Утром делали зарядку,

Мыли ушки, шейку, лапки.

«Зайка»

Заинька-зайка (прыгать)

Маленький зайка (сесть)

Длинные ушки (руками показать)

Быстрые ножки (бег на месте)

Заинька-зайка,

Маленький зайка,

Деток боишься,

Зайка трусишка.  (дрожит, прячется)

«Вокруг розовых кустов»

Вокруг розовых кустов,

Среди травок и цветов

Водим, водим хоровод.

Как заканчиваем круг,

Дружно прыгаем мы вдруг.  ГОП!

Карточка № 16 Этюды на выразительность жестов

Цель: расслабление, снятие мышечных зажимов, развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адекватное использование жестов

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Маленькие птички»

Маленькие птички, птички – невелички,

По лесу летают - песни распевают, (крылья, летают)

Буйный ветер налетел - птичек унести хотел, (руки вверх)

Птички спрятались в дупло – там не видит их никто. (ручками закрыться)

«Красивые ребята»

Ходим, ходим хороводом,

Перед всем честным народом!

Сели!  Встали!  Себя показали!

Попрыгали, потопали, в ладоши похлопали!!!

Этюд «Солнышко».

Цель: вызывать доброжелательный настрой, учить выражать радость от солнечного дня; упражнять в интонационной  модуляции голоса.

Педагог предлагает детям порадоваться яркому солнечному дню. Подняв лицо и вытянув ладони вверх, дети приветствуют солнышко: «Мы рады тебе, солнышко! Приветствуем тебя, тёплый день! Согрей нас ласковыми лучами!»

Карточка № 17 Этюды на выражение радости

Цель: развитие правильного понимания детьми использования жестов, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Стирка»

Мы белье стираем – мнем листочек

Матрешке помогаем,

Выжали   - выжимать руками по очереди

Повешали.

Стирка – это весело    – показать, как весело

«Красивые ребята»

Ходим, ходим хороводом,

Перед всем честным народом!

Сели!  Встали!  Себя показали!

Попрыгали, потопали, в ладоши похлопали!!!

Карточка № 18 Этюды на выразительность жестов, выражение радости

Цель: формирование умений взаимодействовать друг с другом, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения, развитие правильного понимания детьми использования жестов.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Щенок»

Вове щенка подарили — он рад!

 Он с ним играет и бегает в сад.

 Любит щенка он сильней, чем игрушки,

 Он даже спит на одной с ним подушке.

«Мячик»

Раз-два, прыгай мячик,

Раз-два, и мы поскачем,

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

«Я кружусь»

Я кружусь, кружусь, кружусь,

А потом остановлюсь.

Быстро-быстро покружусь,

Тихо-тихо покружусь.

Я кружусь, кружусь, кружусь

И на землю повалюсь!

Карточка № 19 Этюды на выражение радости, гордости

Цель: формирование доверия к взрослому человеку; способствование  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

Этюды «Даша и кукла Катюшка» 

Цель: выражение радостных эмоций

Куклу подарили Даше, Даша очень-очень рада.

 Даша прыгает и скачет, И уже два дня не плачет!

 Даша кукле шьет одежку, Даша куклу кормит с ложки.

 Лучше всех ее Катюшка –  Кукла – лучшая игрушка!

Вот я какой!

Хоть я и мал, но я могуч,

Могу рукой достать до туч,

Я звёздочку с небес возьму,

К себе в кармашек положу!

Сначала стану маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большой –

До солнца дотянусь.

Карточка № 20 Этюды на выразительность жестов

Цель: развитие нравственно-коммуникативных качеств личности; способствование  пониманию эмоционального состояния другого человека и умению адекватно выразить своё, сплочение детского коллектива.

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«В  нашей группе»

В нашей группе, в нашей группе

Много радостных  ребят, Много радостных  ребят,

Вместе рядышком сидят.

У нас есть ….

У нас есть….

Много радостных ребят

Вместе весело сидят.

(те, кого называют, встают и танцуют)

«Зайка шел»

Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:

Зайка шел, шел, шел,

Морковку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Капустку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Зайка шел, шел, шел,

Картошку нашел,

Сел, поел и дальше пошел.

Карточка № 21 Этюды на выразительность жестов

Цель: развитие правильного понимания детьми использования жестов, сплочение детского коллектива, снятие психоэмоционального напряжения, способствование  пониманию эмоционального состояния другого человека

«Хлопаем в ладоши!»

Педагог хлопает в ладоши

—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

—Давай похлопаем в ладоши вместе.

«Прыгай-прыгай»

Прыгай, прыгай побыстрей,

Прыгай, прыгай веселей.

Вверх-вниз,

Вверх-вниз, Крепче за руки держись.

Мишку на руки возьми

Мишку  на руки возьми, и повыше подними,

Маме  лапочкой одной помаши над головой.

Мишку на пол посади и один гулять иди,

По всей комнате пройдись, а потом к нему вернись.

Мишка все сидел и ждал, никуда не убежал,

На руки  его возьми, крепко-крепко обними.

Мишке хочется поспать, мишку надо укачать,

«Баю - бай, баю - бай, поскорее засыпай!».

«Цыпленок»

 Дети отгадывают загадку: «Явился в желтой шубке, прощайте две скорлупки» (Цыпленок). Воспитатель предлагает изобразить цыпленка сидящего в яйце. Показать, как он вылезает из скорлупы: сначала высунул головку, потом – правое крылышко, затем – левое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологические этюды - первый шаг к театрализации"

Материал составлен по "Психогимнастике" М.И.Чистяковой...

Консультация для родителей. ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ (Психологические этюды)

Упражнения и занятия на развитие эмоциональной сферы....

Перспективный план взаимодействия с родителями воспитанников ранней группы

Цель: объединение усилий семьи и детского сада для развития и  воспитания детей раннего возраста...

Бархатные прикосновения. Программа психологического сопровождения периода адаптации воспитанников раннего возраста к ДОУ

Программа раскрывает понятие и особенности протекания адаптационного периода детей раннего и младшего дошкольного возраста к ДОУ. Она нацелена на создание условий, облегчающих адаптационный период при...

Картотека психологических этюдов

ЭТЮДЫ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЖЕСТА «Это я! Это моё!» (для детей 4—5 лет) Ребенок разговаривает с глухой бабушкой, которая, оказывается, ищет именно его. Он уже понял, что с бабушкой надо...

Современный сценарий осеннего развлечения для воспитанников ранней группы "Путешествие с Синим Трактором"

Современный сценарий осеннего развлечения для воспитанников ранней группы "Путешествие с Синим Трактором".Сюжет: На праздник к детям приезжает Синий Трактор и зовёт ихотправиться с ним ...