Консультация для педагогов
статья (младшая группа)

Ганзенко Валерия Евгеньевна

 Консультация для воспитателей.

"Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

 МАДОУ ЦРР детский сад №30 «Росинка».

 
Консультация для воспитателей.

"Особенности и методика освоения детьми раннего возраста формы предметов и геометрических фигур через дидактические игры".


Основные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребёнка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство детей с  "сенсорными эталонами" т.е. с геометрическими фигурами и их разновидностями.

Целью методической разработки является знакомство детей раннего возраста с формами предметов и геометрических фигур через дидактические игры.

Задачи: Учить детей выделять цвет ,форму как особый признак предметов и

накапливать представления об основных разновидностях форм.

Познакомить детей с вариантами геометрических фигур (круг, квадрат,

треугольник) и с их эталонами.


В познании окружающего мира особо значима ориентировка в многообразии форм предметов и геометрических фигур. Воспринимая форму, ребёнок выделяет предмет из других, узнаёт и называет его, группирует и соотносит его с другими предметами.   Параллельно или вслед за этим ребёнок познаёт геометрические фигуры, выделяя прежде их форму, а затем структуру.

У детей дошкольного возраста игра является преобладающим видом деятельности, поэтому приобщение к математике именно в игровой форме помогает ребенку   быстрее усваивать программные требования.

В процессе знакомства ребёнка с формой предметов выделяют следующие этапы:

Практические действия.
 Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игрушки, в ходе действий с которыми ребёнок начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры . На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой—не такой»), не называя ее.
Зрительное восприятие формы.

На этом этапе ребенка знакомят с эталонами плоских геометрических фигур без практических действий с ними и запоминания их названий;

 Запоминание эталонов геометрических форм и их названий.
 Использование этих знаний в различных ситуациях. Этот этап выходит за рамки раннего возраста и изучается  после 3 лет, в дошкольном возрасте.

Дети 2-ух лет в основном могут опознать фигуру по её поверхности. Они берут фигуру в руки, проводят рукой по плоскости, как бы пытаясь обнаружить предметную основу. В этом возрасте дети выделяют и называют отдельные геометрические фигуры, пользуясь словами "кружок", "кубик", "шарик" или сравнивают форму реального предмета с геометрической.  При этом дети воспринимают геометрические фигуры как обычные предметы и дают им названия тех знакомых предметов, на которые эти фигуры похожи. Например, треугольную призму называют крышей домика.
Сначала детей знакомят с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Когда дети усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником, овалом. Воспитатель показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем педагог организует действия детей с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. Аналогичные действия дети выполняют с фигурами другого цвета и размера.
           
                 
Дидактические игры для детей раннего возраста.

     
«Разложи фигуры по местам»
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами — квадратом и кругом (треугольником, овалом, прямоугольником.)
Ход: Выньте фигурки из углублений и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится — вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают (танцуют)». Затем предложите детям разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Раздайте детям по одной фигурке и предложите по очереди найти место для каждой из них. Когда малыши разложат фигурки, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз покажите и назовите все фигурки, не требуя от детей повторения .Эту игру можно повторять многократно, каждый раз изменяя ее сюжет.

«Катится — не катится»
 Цели: Познакомить с объемными геометрическими телами — шаром, кубом. Материалы: Кубики и шарики разного размера и цвета.

Ход: Покажите малышу шар, затем кубик, сопровождая действия словами: «Это шар, он катится — вот так. Шары гладкие. Потрогай. А это кубик. Кубик может катиться? Нет, не может. Зато у кубиков есть углы, потрогай их». Дайте ребёнку по одному кубику и шарику и предложите поиграть с ними: поставить на пол (или стол), друг на друга, покатить и т, д. Затем попросите разложить предметы по коробкам: шары в одну коробку, а кубики в другую коробку.

«Фигуры играют в прятки»
Цели: Познакомить с объемными геометрическими телами — кубом и шаром; учить подбирать нужные формы. Материалы. Картонная коробка среднего размера (1-2 шт.) с квадратными и круглыми прорезями: кубики и шарики одинакового размера (сначала использовать фигуры одного цвета).
Ход : Покажите ребенку коробку и научите его проталкивать игрушки в прорези — сначала шары, потом кубики. Затем предложите поиграть в прятки: «Игрушки решили поиграть в прятки. Давай поможем им спрятаться в коробку».
Раздайте ребенку кубики и шарики и предложите по очереди протолкнуть их в соответствующие по форме отверстия в коробке. Эту игру можно повторять многократно.Можно сделать прорези в двух коробках: в одной (в форме круга, а в другой — в форме квадрата) и предложить ребенку спрятать фигурки в домики. Когда ребенок выполнят задание, вместе с ними загляните в домики и посмотрите на их «жителей», обратив внимание малыша на то, что в одном домике живут шарики, а в другом — кубики.

«Найди лишнюю фигурку»
Цели: Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения. Материалы. Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты), затем треугольники, овалы, прямоугольники; по 5—10 шт. каждой формы.
Ход: Перед каждым ребенком положите по 4 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме (например, 3 круга и 1 квадрат). Предложите ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру; которая отличается от других по форме».
Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....


 

Комментарии

Акулова Анастасия Сергеевна

Интересная тема.