Конспект организации и проведения родительского собрания «Поощрения и наказания ребенка в семье»
консультация

Щеглова Анна Александровна

Родительское собрание  на тему «Поощрения и наказания ребенка в семье», позволит понять родителям-как важно подавать ребенку хороший пример, и заставит их задуматься о способах поощрения и наказания ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский политехнический колледж им А. К Савина»

Конспект организации и проведения родительского собрания

«Поощрения и наказания ребенка в семье»

                                                                          Выполнила студентка 4 Курса 42 группы:

                                                                           Щеглова Анна Александровна

                                                                         Оценка за составление:

                                                                         Оценка за проведение:

2020г

Цель: дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование различных видов наказаний и поощрений, переосмыслить их.

Предварительная работа: создание презентации, разработка памятки для родителей.

Материал и оборудование: Ноутбук и мультимедийное оборудование.

Ход:

  1. Вступительное слово

(звучит тихая музыка родители располагаются в группе)

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и взрослые, и дети.

Раздать родителям ручки

(лист на доске)

 Для начала, Я предлагаю Вам, чтобы каждый из родителей написал по несколько фраз/ слов в колонке  

«За что я себя люблю, за что я себя ругаю». ( Музыка)

Давайте обсудим наши ответы, посмотрите и скажите в какой колонке больше предложений?  Как вы думаете почему?

Спасибо за ответы

Проблемная ситуация

А для того чтобы узнать тему нашей встречи предлагаю посмотреть ролик.

Какие у вас есть предположения?

 Тема нашей беседы звучит как «Поощрения и наказания ребенка в семье»

  1. Целеполагание чего ожидают родители?

На какие вопросы вы бы хотели получить ответы из нашей сегодняшней беседы?

-Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребёнка?

Уважаемые родители, нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями - это радостный, но также и напряженный труд. И выполняя эту работу, вы не один раз заходите в тупик, испытываете сомнения, пытаясь найти самую подходящую для вас и ваших детей систему воспитания. Сегодня мы попытаемся ответить на отдельные вопросы: нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребенка похвалой? За что можно хвалить ребенка?

  1. Рассмотрение вопросов

Первый вопрос,

Что же такое наказание? Как вы думаете?

Наказание – это средство педагогического воздействия, используемое в тех случаях, когда  ребёнок  не  выполнил  установленных  требований,  нарушил  принятые  меры поведения («Толковый словарь», В.Даля).

Вопрос второй: Какими должны быть наказания?

  • Наказания должны быть разумными, взвешенными и не подавлять

решительность и отвагу, не порождать страх и пессимизм, не унижать.

  • Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит.
  • Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете.
  • Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

Третий вопрос: Какое же наказание выбрать?

Некоторые родители считают, что ремень - лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет. Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод.

Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы расстроены из-за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои действия надо отвечать. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вел себя плохо. Возможно ребенок совершил проступок неосознанно, не специально.

Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка. Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с ребенком, и он сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семье символическое наказание. Например, сидение на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение.

Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение. Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись. И последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. Не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте именно данный поступок ребенка, а не его личность.

Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок страдает.

 Четвертый вопрос: Кому нужно наказывать и утешать ребенка в семье?

Лучше, если меру наказания определяет отец. В семье он больше подходит на роль третейского судьи, ибо более объективен, в его реакции на проступок меньше экзальтации. Лучше, если сына наказывает отец, а дочь - мать.

А вот утешения наказанные, сын и дочь, ищут у матери. Самое опасное развитие событий, когда впоследствии, уже подростком, утешения ищут на стороне, в подростковой компании. Там утешат сигаретой, вином и асоциальным протестом.

Утешая ребенка, проявите сочувствие и понимание к его чувствам, подчеркните справедливость наказания и вместе с ребенком набросайте варианты поведения, которое поможет избежать наказания в будущем.

Не следует наказывать ребенка публично: в автобусе, на улице, при посторонних. Это удваивает наказание, присовокупляя к нему унижение.

Не надо наказывать старшего ребенка при младшем, ибо тем самым подрывается авторитет старшего, а при особых, ревнивых отношениях между старшим и младшим в старшем рождается ожесточенность, в младшем - злорадство, что надолго омрачает их взаимоотношения.

Больше разговаривайте, объясняйте. Формируйте отношения так, чтобы ребенок не хотел огорчать вас. Т.е. страх наказания (криков, ограничений) должен стоять на втором месте.

Наказывайте только по принципиальным вопросам, не разрушайте самоуважение ребенка.

Для интереса посчитайте, сколько раз за день вы делаете замечаний, а сколько раз хвалите и проявляете нежность. Соотношение должно быть 20/80. Ребенок должен чувствовать безусловную любовь. В общем, тема наказания ребенка очень тонкая, помните, что использование наказания - мощное оружие, им нужно уметь пользоваться.

 Пятый вопрос: Какой должна быть похвала?

Она взвешена, как и мера наказания. Непомерная похвала дезориентирует и приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей, что закономерно приводит ребенка к неудачам.

 

Шестой вопрос: Когда, как и за что хвалить детей?

По мнению опытных психологов, следует хвалить:

- при наличии физического недостатка;

- при признаках душевных недостатков – склонности к воровству, лживости или жестокости (хвалить, когда человеку удается от этого удержаться);

- при повышенной нервозности, тревожности, раздражительности;

- в положении гонимого, «козла отпущения»;

- после какой-либо потери, неудачи, непредвиденной неприятности;

- после провала на ответственном испытании, на экзамене;

- при болезни;

- при несчастной любви;

- просто так, профилактически – бывают моменты, когда похвала уже только за то, что человек живет, может спасти ему жизнь.

Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.

Осторожно хвалят самолюбивых и тщеславных детей. Похвала в этих случаях может посеять семена гордыни, эгоизма.

Сильного хвалят редко. Сильный и без похвалы знает себе цену. Но за большой успех хвалят и его, только сдержанно и скупо.

Сдержанно хвалят и за вежливость и чистоплотность, подчеркивая, что это само собой разумеющееся.

Осторожно хвалят за смелость, так как ребенка может занести, и он совершит безрассудство.

С особым удовлетворением хвалят за доброту, за помощь слабому и малому, старому и больному, за помощь в беде, за нравственные поступки.

«Искусство наказывать и поощрять»

- Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте. Подбадривайте, а не подмечайте неудачи. Вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.

- Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это, прежде всего, должны поверить взрослые.

- Наказывать легче, воспитывать труднее.

- Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.

- Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

- Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.

- Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.

- Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой поступок.

- Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!

- Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:

• Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;

• Упрямство – свидетельство желания быть независимым;

• Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;

• Суета, беготня – ребенок дает выход энергии

  1. Рефлексия

Давайте обсудим оправдались ли ваши ожидания от нашей беседы?

  1. Подведение итогов

Уважаемые родители! Познакомьтесь, пожалуйста, с памятками  которые  помогут  вам  выйти  из  ситуаций,  когда  кажется,  что  нужно применить наказание.

-Давайте  будем  терпеливее .  Больше  будем  читать  им  интересные  книжки, вместе с ними играть. Ведь игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. В игре он познаёт  окружающий  мир,  природу,  учится  общаться  с  вами,  развивается  его  речь, память. Радость, которую ваш малыш испытывает в совместных делах  – это основа добрых  отношений  с  ребёнком,  а  также  залог  соблюдения  правил  поведения  и бесконфликтной дисциплины.  -Больше хвалите и поощряйте детей, тогда они будут меньше вас огорчать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье»

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями по воспитанию дошколь...

Презентация к родительскому собранию "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Презентация  о поощрении и наказании ребенка в семье затрагивает  актуальную тему в нынешнее время   и содержит вопрос каким же ребенок вырастит если его постоянно наказывать и что с эт...

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье"...

Методическая разработка родительского собрания «Поощрение и наказание ребенка в семье».

Данная методическая разработка, её элементы, приемы могут применяться при организации родительского собрания воспитателем, ст. воспитателем, методистом в группах ДОУ с родителями п...

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье " младшая группа.

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье" младшая группа. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использования раз...

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье".

Родительское собрание "Поощрение и наказание ребенка в семье"....