Главные вкладки

    Опыт работы "Формирование способностей у детей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ
    методическая разработка

    Знобищева Ольга Михайловна

    Опыт работы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyitrabotyi_1.docx39.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №3 «Сказка» города Котовска Тамбовской области

    393192, г. Котовск, ул. Котовского, д.33

    ОПЫТ РАБОТЫ

    «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГЛЯДНОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

            

    Разработала  воспитатель

    МБДОУ детского сада №3 «Сказка», г.Котовска

    Знобищева О.М.

    г.Котовск -2021г.

    Условия возникновения опыта

    Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

    Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого –конструктивная деятельность детей в детском саду.

    Актуальность темы

    Конструирование является одним из важнейших и интереснейших видов детской деятельности, которое способствует становлению важнейшего умственного действия наглядного моделирования. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает, его от других видов деятельности и имеет значение, прежде всего для развития у ребенка образного и элементов наглядно-схематического мышления, формирования у него представлений о целостном образе предмета. Так как ребенок, создавая конструкцию, т.е. модель какого-либо реального объекта, начинает совершенно иначе воспринимать сам предмет, качество его восприятия неизмеримо возрастает. Конструктивно – модельная  деятельность создает условия для организации детского коллектива и может быть использована  в целях воспитания у них элементов сотрудничества и взаимодействия. 

    Одно из направлений в моей работе – формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности. Я видела, что  когда  ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр — идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают. Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему авторскому замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом — он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир, формируется его сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции, тогда он  решает  творческие задачи. Во время этих действий дети постепенно   учатся действовать и думать сообразно тем законам и правилам, которые были открыты и установлены задолго до них. Вот всему этому я и хотела научить детей.

    Концептуальность (своеобразие и новизна опыта) 

    Конструктивная деятельность носит моделирующий характер и непосредственно включает детей в практику активного самостоятельного построения наглядных моделей предметного мира. Создавая постройки, дети учатся понимать признаки предметов реального мира. Применение графического моделирования в конструировании позволяет включить в самостоятельную творческую деятельность.

    Целью моей работы является: создать условия для развития всесторонней личности ребенка, способствующих развитию инициативы, конструкторских и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками через конструктивно-модельную деятельность.

    Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:

    Обучающая: Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают

    Воспитательная: Воспитывать у детей необходимые навыки умения конструировать.

    Развивающая: Развивать наглядно – образное восприятие, логическое мышление, мелкую моторику, память, усидчивость, творческие способности.

    Основными педагогическими условиями, обеспечивающими реализацию этой цели и задач, являются:

    -совместная деятельность взрослого с ребенком и детей друг с другом;

    обеспечение взаимосвязи специально организованных занятий с самостоятельной деятельностью детей;

    -предоставление детям разнообразных материалов (строительных, природных, бросовых и т.п.) и возможности пользоваться ими по своему усмотрению; взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, экспериментами, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

    Адресность опыта

    Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям.

    Трудоемкость опыта

    Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса. Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков, схем, моделей, разного вида конструктора, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Трудности при применении данного опыта могут заключаться в:

     - планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

    - подборе оборудования и материалов;

    - применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

     - разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

    Технология опыта

    В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное.

    К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы.

    К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора.

    Первоначальный этап моей работы, начался с ознакомлением детей с деталями конструктора, с простейшим анализом построек, видение элементов наглядного моделирования, использование графических моделей. Проблемы на начальном этапе были связаны с неразвитостью мелкой моторики, это объясняется возрастными особенностями детей. С целью развития мелкой моторики, я использовала различные приемы:

     обследование строительных деталей;

    перенос на бумагу;

    перенос на цветную бумагу с последующим вырезанием;

               В области развития мышления основным в дошкольном возрасте является овладение действиями наглядного моделирования. Любое моделирование начинается с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Эту работу мы начали со средней группы. Но главное для ребёнка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и моделирования, выступающими в виде условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Важно понять, что существуют определённые знаки (рисунки, чертежи, буквы или цифры), которые как бы замещают реальные предметы.

           Так при формировании элементарных математических представлений  объясняла детям, что для того, чтобы посчитать, сколько машин в гараже, не обязательно перебирать сами машины, но можно обозначить их палочками или кружочками и посчитать эти палочки - заместители машинок.

            Для решения более сложной задачи предлагала детям построить чертёж, который бы помог представить условие задачи и решить её на основе данного графического изображения.  Постепенно такие рисунки-чертежи становились  всё более условными, так как дети, запоминая этот принцип, могли уже как бы нарисовать данные обозначения (палочки, схемы) в уме, в сознании, то есть у них возникает та самая «знаковая функция сознания». Дети оказывались в состоянии заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание, мышление, творчество. Использование заместителей, символов, моделей в разных видах деятельности - источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

            Такие заместители, символы мы используем во всех образовательных областях: познавательное, речевое, художественно – эстетическое развитие. Организуя работу с детьми по развитию воображения и способности к наглядному моделированию в изобразительной деятельности,  я  использовала   различные техники (квилинг, ниткография, набрызг с помощью трафаретов, отпечаток комка бумаги, отпечаток ладони с преобразованием отпечатков в рисунок и др.), применению каждого вида изображения отдельно и в комплексе, так же  предлагала задания, где дети  анализировали внешний вид объектов, выделяли характерные признаки и затем использовали анализ схем с изображением характерного признака и на этой основе  сами создавали подробные, близкие с реальным изображением образы.

              Ещё одним из видов моей работы было использование опорного материала (в качестве которого выступали как тела, слова, так и схематическое изображение геометрических фигур). Например, детям предлагала нарисовать (слепить) то, что бывает круглой формы или вывешивала контуры фигур и предлагала изобразить предметы, которые бывают такой же формы или «разгадать», кто «в них спрятан». В этом случае, с одной стороны творческая активность детей направляется на формирование конечной цели, организацию и планирование замысла, а с другой стороны, получались интересные изображения, не похожие друг на друга, так как каждый из детей придумывал и решал рисунок самостоятельно и по-своему видел конечный результат.

    Так же мне очень помогли в развитии воображения и наглядно-схематического восприятия задания на создание новых образов: «Дорисуй всё, что захочется», «Оживи камешки», «Превращения», «Нарисуй такое животное, какого нет и не было на белом свете», «Делаем зарядку» и другие. При выполнении таких заданий не давала детям оценки типа «верно - не верно», потому, что практически любое решение, которое подчинено задаче, оказывается верным, более или менее удачным.

     Я стимулировала навыки моделирования   с помощью такого упражнения: детям давала задание нарисовать дерево. После его выполнения предлагала придумать и нарисовать определённые фрукты (яблоки, груши, сливы и так далее); того, кто может сидеть на дереве (птица, бабочка, кошка, муравьи); того, кто поливает дерево (девочка, мальчик, мама, папа) и так далее. Объекты, которые предлагала нарисовать, дети  обозначали схематично: если предлагала нарисовать фрукт - рисуется круг, если животное - фигура в виде восьмёрки, если человек - его схематичное изображение. При рисовании сказочного домика дети сами придумывали не только украшения для него, но и окружающую обстановку (что вокруг), и кто живёт в домике. С помощью простых разверток изготавливали предметы обихода, мебель и т.п. для этого домика. Всякое дополнение детьми я отмечала и подчёркивала разнообразие решений. Опыт показывает, что это стимулирует выдумку, фантазию детей, умение понимать и принимать схематические изображения своих товарищей. Такие задания и упражнения, являлись прекрасным приёмом при организации образовательной деятельности, когда разные виды деятельности переплетаются между собой и когда поставлена задача развивать творческую активность и стимулировать способность к использованию схем, заместителей предметов. Такой подход в моей работе способствовал развитию воображения у детей и формированию способности к наглядному моделированию в разных видах конструктивной деятельности. И эту работу я продолжу в старшей группе.

     В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Моделирование связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.

    Источником замысла детей является все окружающее: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности - прогулки, экскурсии, игра, и т.п.         Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным: они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Поэтому важно было создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а так же е взаимосвязи между ними и по - своему передавать их в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

             Работая по теме «Профессии», выяснили: кто и как строит дом, мост познакомились с профессией архитектора, каменщика, монтажника. Выбрали архитекторов, каменщиков, монтажников и по рисункам, схемам, чертежам архитекторов остальные дети воплощали их замысел в постройке. А затем архитектор сравнивал свой замысел с готовой конструкцией. Использование наглядных моделей способствовало развитию конструктивных умений и интереса к конструктивной деятельности. Ходили на экскурсии по улицам Кирова, Октябрьской, Свободы, по проспекту Труда, работая по теме «Мой дом, квартира». Выяснили, какие бывают здания: жилые дома, школа, музей, детский сад, МЧС - чем они похожи, чем отличаются. Читали литературу авторов: Баруздина, Джанни Родари. После этого проводила лепку, рисование, составляли изображения домов из геометрических фигур, делали замки, дворцы из бросового материала и т.д.

    На следующем этапе, использовала модели, схемы, шаблоны, трафареты, и моделирование схем действий. Учила детей анализировать графическую модель по детально, стимулировала детей к совместной деятельности. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки, макеты) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе — умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу. Обогащается речь детей новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко. Дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий - низкий, длинный - короткий, широкий – узкий, большой – маленький). В точном словесном указании направления (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди). В процессе конструктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность

             Работая по теме «Мосты», рассматривали разные мосты на картинах, иллюстрациях, сравнивали мосты старинные и современные. Дети нашли и отметили, что у них у всех есть столбы и дорога между ними. Затем познакомила детей с разнообразием мостов:  мосты бывают пешеходные, железнодорожные, автомобильные; у них есть скаты и лестницы, перила, опоры, ездовая часть. Очень интересно было, когда  в роли архитекторов мостов выступали родители  (они сделали рисунки), а мы с детьми сделали их с использованием различных материалов («Лего», крупный и мелкий строительный материал, бросовый и т.п.). Мосты получились очень необычные и интересные.

    Перед ОД по теме «Транспорт» ходили на экскурсию к дороге. Там мы наблюдали: какой бывает транспорт - его разнообразие, назначение. Машинки строили из стульев, клеили из спичечных коробков, конструировали из блоков Дьенеша и т.д. В группе сделали выставку транспорта; воздушный, водный, наземный. 

    По мере обогащения разных видов детской деятельности новым содержанием, способами и приемами у детей возникала способность к построению новых и оригинальных образов, что положительно влияло на развитие конструктивных умений. Система знаний и конструктивно - модельных умений, в основе которых лежит зависимость создаваемых построек от их практического назначения, способствовала органическому объединению различных форм конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. Переход детей к каждой новой форме не отменяет прежние, а, во- первых, основывается на них и, во-вторых, способствует дальнейшему их развитию.

    В процессе конструирования по образцам у детей формировала обобщенные способы анализа объектов и обобщенные представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования по условиям. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему. Введение детей в область наглядного моделирования начинала тоже на занятиях по образцу. С этой целью учила детей сопоставлять части предмета с их предметными и графическими заместителями, а также сопоставлять предметные конструкции и графические модели (схемы) между собой.

     Подготовительная работа включала следующие упражнения:

    обследование детали;

    перенос на бумагу (клала на бумагу строительную деталь, обводила, дети прикладывали свою деталь, убеждались, что «след» совпадает);

    перенос на бумагу с последующим вырезанием;

    соотнесение силуэтного и контурного изображения с конструктивной деталью.

             В процессе конструирования по условиям  у детей формировала обобщенные способы анализа конструируемых объектов с точки зрения этих условий, что существенно обогащало представления детей об этих объектах: раскрываются не только их структурные (как это было раньше), но и функциональные свойства. В результате обучения конструированию по нескольким условиям дети постепенно овладевали умением строить собственную деятельность. Все это дало детям возможность конструировать по собственному замыслу - они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, и находят способы ее создания.

     Так, тема «Мосты» осваивалась детьми в разных формах. Вначале детям предлагала образец пешеходного моста, и давала задание:

    построить такой же мост через реку определенной ширины (река - синий лист бумаги); далее дети строили мост через «реку», по которой ходит водный транспорт (игрушечный катер);

    затем строился мост для пешеходов и транспорта;

    и в заключение — дети получали новый для них материал и строили мост с учетом всех указанных выше условий. В процессе работы стало просто необходимым развитие пространственных ориентировок, пространственных представлений, т.к. у детей страдало зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, не координированность движений «глаз - рука». «Рука - вышедший наружу мозг», - писал Кант. Ученые, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. С того момента как в руки ребенка попадает карандаш, он с большим удовольствием рисует им на бумаге все, начиная от штрихов и каракулей.

     Постепенно дети  переходили к схематическому изображению отдельных предметов, а затем целых графических рассказов. Графические диктанты облегчают формирование устойчивого внимания, тренируют глазомер, развивают пространственное воображение. Упражнения «Закончи дорожку», «Дорисуй заборчик», «Кто это? Угадай», «Зеркало» и др. приучали ребенка к самооценке и самоконтролю, что является важным элементом учебной деятельности и пригодиться детям в школе.

    Развитие конструктивно - модельных действий невозможно без умения работать с развертками, поэтому при организации совместной деятельности учила с детей читать развертки, делать с их помощью различные коробочки, корзиночки, подарочные упаковки, кукольную мебель, складывать оригами.

    Для развития конструктивных умений в процессе становления самостоятельного экспериментирования с различными материалами, я предлагала   детям проблемные задачи, имеющие как одно, так и множество решений.

    Самое главное, чтобы детям было интересно на занятии, и это способствует успешному усвоению материала. В своей работе я применяю личностно - ориентированный подход к детям. У каждого ребенка свой темперамент и складывающийся на основе характер. Такие проявления, как подвижность и медлительность, утомляемость и работоспособность, сдержанность, неуверенность в поведении непосредственно обуславливается особенностями нервной системы ребенка и другими врожденными качествами. Я строю свою работу так, чтобы стимулировать развитие каждого в соответствии с его возрастными особенностями, но и индивидуальными возможностями. Бережное отношение к личности ребенка - это, прежде всего признание его непохожести, особенности проявления характера, воли, мышления.

    Для развития конструкторских способностей детей дошкольного возраста, я выделила  ряд психолого-педагогических условий:

    Создание конструирующей среды, направленной на осуществление игровой и познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Создание для каждого ребенка дошкольного возраста конструирующей среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, умения создавать различные модели по технологическим картам или собственному замыслу, навыки конструирования, конструкторские способности. В Федеральном государственном образовательном стандарте большое внимание уделяется организации образовательной среды дошкольной организации. Данная среда является конструирующей, которая включает в себя предмет деятельности ребенка, персональные конструкторы, аналоги конструкторов, дидактические материалы, находящиеся в специально оборудованной уголке группы. И мы с детьми оборудовали   «Центр развития конструктивно - модельной деятельности»:

    центр конструирования: различные конструкторы с крупными и мелкими деталями;

    центр сенсорного развития: разнообразные конструкторы «Мягкая магнитная мозаика», «Магнитные формы», «Лего», мозаика из дерева «Калейдоскоп», деревянная головоломка «Тетрис» с мелкими деталями;

    уголок природы: фигурки диких и домашних животных из набора «Ферма» и «Дикие животные» для создания игровых ситуаций;

    центр сюжетно-ролевых игр: «Умный модуль», конструктор «Веселый городок», «Ферма», «Пожарная часть», «Зоопарк», «Брикмастер».  

    центр физического развития: конструктор «Умный модуль» - мягкие модули, используемые в качестве различных спортивных снарядов.

    В группе была создана комфортная, благоприятная, безопасная предметно-пространственная среда для детей, оснащенная разнообразной коллекцией конструкторов разных по размеру, конструктивной направленности, многофункциональных или используемых для создания каких-то определенных моделей. Были собраны мелкие игрушки людей, матрешек, животных, машинок для игр, связанных со строительством. Различные игрушки помогают развивать содержание строительных игр, создают положительное эмоциональное отношение к ним, помогают развивать конструктивные умения у детей. Активизация конструирующей деятельности представляет собой такую организацию образовательного процесса, при которой конструктор становится предметом активных мыслительных и практических действий каждого ребенка. Он конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получаются разные модели, которые можно переделывать, конструируя каждый раз новые образы реальных объектов или элементов декораций. Это дает детям дошкольного возраста полную свободу действий. Работа с конструктором является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими дизайнерами и конструкторами.

    Второе  условие – это подбор системы дидактических игр, направленных на развитие конструкторских способностей детей  дошкольного возраста. Конструирование успешно реализуется в различных видах детской деятельности: в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала; в самостоятельной деятельности в виде дидактической игры, сюжетно-ролевой или театрализованной игры, в которой используется вспомогательный материал; в совместной деятельности детей со взрослыми и сверстниками.  Конструирование успешно реализуется в образовательной деятельности в виде дополнительного наглядного и практического материала.

    Применение конструирования в свободной деятельности детей также необходимо.  Дети старшего возраста способны самостоятельно обыгрывать сконструированные предметы с помощью игрушек.

    Методы:

    - вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагаю вспомнить сходную ситуацию, в которой у детей было такое же настроение;

    - пояснения – широко применяется при использовании детьми незнакомых схем во время конструирования;

    -сравнения – повышает мыслительную активность детейспособствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение;

    - акцентирования на деталях – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь;

    - педагогического наблюдения.

    Приемы:

    -рассказ, использую в различных ситуациях;

    - визуального сравнения. Суть данного приема состоит в сравнении построенного объекта со схемой;

    - композиционных вариантов –  словесно или наглядно показываю, как меняется содержание постройки или сконструированного материала;

    - мысленного создания объекта по названию, данному мной;

    - использование литературных произведений.

    Согласно ФГОС развивающая подметно - пространственная среда должна так же обеспечивать доступ к объектам природного характера на участке детского сада. Так, организация конструктивно – модельной деятельности на участке детского сада позволяет вести активную работу с природным и бросовым материалом. Участок детского сада и природный материал позволяют создавать конструкции более масштабных размеров. Тем самым совершается успешный переход от малого пространства к освоению большого. При этом работа носит в основном коллективный характер. Так, на ровной, слегка увлажненной поверхности песка можно выложить из камешков или ракушек разных размеров, форм и разного цвета большой "ковер" или целый город с домами, с широкими улицами (по которым проезжают машины), площадью с фонтаном (плоскостное конструирование). Из влажного песка слепить объемные постройки: замок, мельницу, крепость, окруженную рвом; через реку, по которой плывут суда (из пенопласта, коры, бумаги) перекинуть мост из бревнышек. Из бумажной упаковки, картонных ящиков и трубочек от туалетной бумаги, бумажных полотенец мальчики смогут соорудить город, крепость, заполнить их сконструированными из разных материалов машинами, фигурками рыцарей. Тематика конструкций весьма разнообразна: это и зоопарк из картонных ящиков, где обитают и жираф, и змея, и крокодил; и космодром с ракетами, луноходом, космонавтами, роботами; и джунгли с диковинными деревьями, перевитыми лианами. Объемных животных можно сделать с помощью ватмана, сложив его вдвое и вырезав контур животного. Дети же раскрасят этот контур и наполнят мятыми газетами. Совместными усилиями контур скрепляется степлером. Для крупных объемных фигур на участке детского сада подойдут и большие камни. Вначале складывается конструкция (крокодил, змея, ящерица и т.п.), затем конфигурация разрисовывается красками. Такие каменные фигуры на отобранном участке (среди кустов, в траве, рядом с клумбой) послужат хорошим украшением. Конструировать на участке детского сада можно в течение нескольких недель. Дети имеют возможность постоянно совершенствовать свои поделки, добавлять новые образы в соответствии с разыгрываемым сюжетом. Фон - трава, песок, земля, деревянные доски, снег - только усилит общую идею. Тема композиции диктуется замыслом игры: для магазина сооружаются прилавок, весы, подбирается товар - конфеты, упакованные в коробочки, овощи и фрукты; для путешествия в Африку - дикие животные, оружие (стрелы, ружья), бинокли, маски от москитов; в зимнюю пору сооружаются крепость, снежные горки. Традиционное зимнее занятие - лепка снежной бабы, украшенной красным морковным носом и метлой, Снежной королевы, Бабы Яги и других сказочных персонажей. Мягкий, хорошо поддающийся лепке снег скатывается в большие глыбы, а затем лопаткой (путем уборки лишнего) создается та или иная фигура. Снежные "кирпичи" подойдут для строительства замков, крепостей, домов и т.п. А чтобы сооружения и фигуры выглядели красочно, их заливали подкрашенной водой. Так, попутно, на практике дети знакомились со свойствами снега и воды. Моя задача как педагога - подхватить идею, предложенную детьми, помочь советом. А когда угасает интерес, конструкция разбирается вместе с детьми, и то, что пришло в негодность, относится в мусорный ящик, а то, что еще может пригодиться (коряги, доски и др.) складывается. Сам акт уборки способствует не только поддержке порядка на участке, но и проявлению уважения к деятельности детей, ее результатам. Создание построек из природного и материала способствуют экологическому воспитанию детей и особого отношения к природе, умению видеть красоту цвета и форм, целесообразность и уместность их сочетаний. Мною была разработана картотека природного материала,  используемого на участке детского сада во время прогулок с детьми. Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов. Конструктивно-модельная деятельность из природного материала развивает изобретательность и смекалку, стремление к творчеству и созиданию.

    Третье условие – это повысить педагогическую грамотность родителей в вопросах развития конструкторских способностей детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В федеральном государственном стандарте дошкольного образования говорится, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного образовательного учреждения, повышать культуру педагогической грамотности семьи. Невозможно добиться от детей результатов без помощи родителей. На первом родительском собрании, еще в средней группе, я рассказала о своем увлечении конструктивно – модельной деятельностью, о значении конструирования в развитии ребенка, формах конструирования. Я рассказала родителям о своих планах по обучению детей конструктивно – модельных действий. Результатом стала заинтересованность родителей. Они помогли приобрести материал: конструкторы, изготовили различные чертежи и схемы. Был проведен совместный проект с родителями «Фермерское поместье». По мере развития взаимоотношений, крепнет доверие, и родители приобретают определенные полномочия, используя те способы и средства, которые необходимы для воспитания ребенка. Это и есть цель нашего общения и сотрудничества. У нас работает творческая мастерская «Очумелые ручки», где родители совместно с детьми создают объемные поделки из бросового и природного материала, изготовили альбом «Архитектор» (где представлены геометрические формы в трех проекциях, разнообразные виды конструкторов (деревянные, металлические, кнопочные, магнитные, графические модели, по которым дети учатся строить).

    Результативность опыта

    Эта работа ведется второй год и уже можно сказать о результатах:

    дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам;

    технически мыслить;

    работать коллективно (подгруппами, парами);

    творчески фантазировать;

    Они усвоили необходимый для осуществления деятельности речевой материал, называя формы, соотношения по величине, пространственное расположение частей конструируемого объекта, а также объекта в целом.

    Таким образом использование наглядного моделирования в конструктивной деятельности влияет на развитие дошкольников памяти, воображения, логического мышления, речи, моторики, а так же развивает у детей способности к моделированию пространственных отношений, социальных, научных и математических навыков. Развивает представление о социальном окружении. Использование схем дает возможность сформировать у детей умение строить чертежи, а это в свою очередь формирует более полноценные модельные способности.

    Тема моего опыта была заслушана и одобрена на педагогическом совете    ДОУ (01.12.2020г.).  Я сумела увлечь своей работой своих коллег. В перспективе планирую продолжать продуктивную деятельность со своими воспитанниками. Ведь в каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Многие «закапывают» свой талант в землю, и  не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто, никто не обратил внимание на задатки и способности ещё в детстве. Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

    Наличие теоретической базы опыта

    О формировании у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:

    Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях/ Е.П. Арнаутова/Детский сад от А до Я. – 2009. - №4.-23-35С.

    Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала / Л.В.Куцакова. М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 76 с. 16

    Копцева Т.А. Я и мир искусства. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность / Т.А. Копцева. – М.: Дрофа, 2014. – 168 с. 14

    Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. – М.: Детство-Пресс, 2012. – 112 с

    Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания : учеб.пособие для студ. учрежд. высш. проф. Образования / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.

    Лиштван З.В. Конструирование / З.В.Лиштван. - М., 2009. – 271

    Федеральный закон об образовании в РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ

    Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013 г. № 1155.

    Журнал "Дошкольное воспитание", № 7, 2005

    http://www.firo.ru

    iroso.ru

    http://obrazovanie.admsakhalin.ru

    https://education.lego.

    http://mosmetod.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

    Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

    Модель формирования нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГТ

    Нравственное развитие – одна из важнейших составляющих полноценной и успешной социализации личности ребенка.  Оно включает в себя воспитание нравственных качеств у детей, восприятие эталонов добр...

    Методическая разработка НОД "Весёлый гномик" (применение метода наглядного моделирования в процессе образовательной деятельности)

    Методическая разработка НОД в логопедической группе, для детей старшего дошкольного возраста. Цель: является обобщение знаний у детей, полученных на занятиях по подготовке к обучению грамоте. ...

    Тематический контроль:" Формирование у детей способностей к наглядному моделированию в процессе конструктивной деятельности в условиях ДОУ"

    Материал расчитан на старших воспитателей(старших методистов) дошкольных образовательных учреждений. Предлагается табличная форма ведения рабочих материалов контроля....

    Практикум по планированию и построению образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО Проект методической разработки «Развитие познавательных способностей у детей 3-4 лет в процессе экспериментальной деятельности»

    Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности.      В настоящее вре...

    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Согласно статье 64.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ дошкольное образование должно быть направлено «на формирование общей к...