Приёмы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников
статья (старшая группа)

Скирдова Екатерина Олеговна

В данной статье вы познакомитесь с приёмами педагогической помощи при ЗРР у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_ped_pomoshchi_pri_zrr.docx16.64 КБ

Предварительный просмотр:

Приёмы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников

Ребенок сразу после рождения вступает в процесс общения с окружающими людьми, ибо в нём от природы заложена способность к общению, которая под влиянием взрослых должна очень быстро развиваться. В общении со взрослыми, сначала через подражание, а потом через слово, ребенок приобретает свой жизненный опыт, знания, умения.

Большие проблемы возникают в семье, если ни в 1.5, ни в 2 , ни даже в 3 и 4 года у ребёнка не возникает не только речевого общения, а даже собственно речи.

В активном словаре ребёнка, чаще мальчиков, бывает 3-4 слова и до 8-10 звукоподражаний и звукокомплексов. Пассивный словарь, естественно, ограничивается бытовым. Тревоги родителей неговорящего ребёнка усиливаются и тем, что они замечают задержку предметных знаний: ребёнок не считает, не называет цветов, не рассказывает стихов, не знает многих животных, очень часто не любит слушать, как ему читают книжки.

Причина задержки психоречевого развития - недоразвитие тех структур мозга, которые отвечают за речь. Родители, не зная истинной причины задержки речи у детей, чаще всего поздно, но все-таки приходят и к логопеду, и к неврологу, где назначаются адекватная терапия и занятия.

Самым главным в работе с неговорящими детьми является снятие с ребёнка уже закрепившегося и у него самого, и у родителей, комплекса молчания. Вместо речи он активно пользуется жестами, мимикой и интонацией.

Ребёнка понимают, удовлетворяют все его просьбы, и речь ему становится по сути не нужна. При этом физический слух – сохранный. Перестроить родителей и самого ребёнка на появление речи трудно, но возможно. Это и становится целью работы логопеда. Когда ребёнок говорит 3-4 слова (а в моей практике был случай, когда 7-летний Максим С. Говорил только одно слово: «да»), психологически трудно убедить пациента, что он может и должен говорить.

Первый этап совместной работы логопеда и родителей заключается в одинаковых требованиях к ребёнку. Его перестают понимать, удовлетворять все его требования. И «возникает» - не сразу, а чаще через слёзы – физиологическая потребность говорить.

Второй этап работы с неговорящими детьми – выбор тех слов, начальных слогов слов, которые может и должен произносить пациент.

Логопед предлагает родителям выбрать 3-4 слова, которые психологически желаемы и доступны: любимые фрукты, любимая игрушка, предмет или необходимое действие (фита – конфета, дем-идем, шина-машина…). Многократно повторяемые слова закрепляются за 3-5 занятий. Пока искажённые, часто повторяющиеся слова тянут за собой и другие. На 10-12 занятии ребёнок может повторить за логопедом уже до 10 слов. Сильная воля логопеда, необходимая требовательность, постоянные одобрения создают у ребёнка чувство успешности. Второй этап по выходу ребёнка из комплекса молчания может длиться довольно долго, пока наш пациент не сможет повторять множество слов. Пока не усвоит структуру многократно повторяющихся одних и тех же слов по темам: животные, одежда, посуда…

Слова вначале подбираем одно-двусложные: мышка, белка, зайка, бокал, ложка, кофта, юбка, штаны. Причем, если удалось вызвать «ка», то по системе «слог плюс «ка», запоминание слов пойдёт быстрее.

Третий этап работы с неговорящими детьми – это уже двухступенчатая работа. С одной стороны, мы продолжаем увеличивать словарный запас (как активный, так и пассивный), а также пытаемся составлять первые аграмматичные предложения: «один гриб», «два гриб». «Это Мишка», «Вот белка» и др.

Основные требования к родителям на этом этапе – не идти на поводу у ребёнка. Любые его просьбы ДОЛЖНЫ БЫТЬ РЕЧЕВЫМИ. Искажённое воспроизведение звуков не должно волновать их на этом этапе развития речи. Актуальным станет и то, что ребёнок вместе с появлением слов станет набирать предметные знания, начнёт общаться посредством речи со сверстниками.

Отличным дополнением в работе с детьми, имеющими зрр, является выполнение точечного массажа, направленного на растормаживание речевых зон головного мозга.

Совместное воздействие на центральную нервную систему ребёнка всеми доступными методами: приём ноотропов, аминокислот, физиолечение, точечный массаж и конечно логопедические занятия, дают желаемый эффект.

При этом гарантом успеха в коррекционной работе с детьми с задержкой речевого развития является безусловное выполнение родителями всех требований и заданий логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи....

Консультация для педагогов на тему: «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи Причину позднего и недостаточного развития речи у ребят в...

Консультация для педагогов: "Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольника"

К сожалению, в последние годы количество детей, имеющих речевые проблемы, резко возросло. Обычно большую тревогу у родителей вызывают дети 4-5 лет с нарушениями звукопроизношения, либо дети с общим не...

Приёмы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников

Тематическая консультация на тему: "Приёмы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников включает в себя теоретичекие материалы и практический материал по теме....

Консультация для педагогов МДОУ № 68 на тему: «Приемы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников»

       Довольно часто у абсолютно здоровых детей, без нарушений слуха или поражений центральной нервной системы, наблюдается задержка в развитии речи   ...