Материалы для родителей
материал

Боровая Кристина Анатольевна

Консультация для родителей "Знакомство с "Дарами Фребеля"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_dary_frebelya.docx831.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г.Анива Детский сад № 7 "Росинка" 

Консультация для родителей

«Знакомство с «Дарами Фрёбеля».

Подготовила: Боровая Кристина Анатольевна

2020 г.

С 1 января 2014 года в действие вступил новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО определяет развивающую предметно-пространственную среду как часть образовательной среды, представленную специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа.

Развивающая среда  образовательной организации должна обеспечивать возможность для реализации игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности дошкольников.

Поэтому в соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Вся жизнь дошкольников связана с игрой. Именно игра является ведущей деятельностью ребенка в период дошкольного возраста. Еще в 19 веке Фридрих Вильгельм Август Фрёбель - немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания, ученик Песталоцци говорил, что «Игра — это не ребячество, а высший уровень развития ребенка».

Фрёбель придумал поэтичное название - "детский сад". В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать. А тех, кто растит эти "цветы жизни", называли "садовницами". Фрёбель разработал основы методики обучения детей в детском саду.

Принципы педагогики Фрёбеля:

  • Признание уникальности каждого ребенка;
  • Признание целостности детства в его проявлениях;
  • Целостный взгляд на развитие каждого ребёнка;
  • Выявление индивидуальных способностей каждого ребёнка и создание условий для их проявления в окружающей среде;
  • Единство воспитания и образования с социумом и природой, следование природе ребёнка, его внутренним законам;
  • Создание условий для развития внутреннего потенциала ребёнка;
  • Признание ребенка как части семьи и общества.

Система Фрёбеля получила признание во многих странах мира, в том числе и в России. Большое значение в системе отводилось активности детей, организации их самостоятельной деятельности. Фрёбель считал, что дети лучше всего усваивают материал в практической деятельности, которая преподносится в игровой форме. Во всех занятиях действие соединялось со словом, и это было обязательное требование!

В детский сад он ввел разнообразные виды детской деятельности:

  • подвижные игры,
  • рисование,
  • работа с мягкими материалами,
  • плетение и вырезание из бумаги,
  • вышивание,
  • выкладывание фигур из металлических колец, палочек, гороха, бус,
  • выпиливание,
  • конструирование и др.


                Фрёбель - впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащенную практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания, способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.

              В термин «детский сад» Фрёбель вложил понимание ребенка как цветка, который надо заботливо выращивать, сохраняя при этом его врожденную природу («дети — цветы жизни!»), а воспитателей он называл «садовницами».

По мнению Фридриха Фрёбеля, «Дитя, которое играет самостоятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе»         Фрёбель изобрел систему раннего развития, основанную на «шести дарах», которые впоследствии получили его имя. Ядром системы была игра, «Игра есть естественная деятельность детства. Задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры». Фридрих Фрёбель разработал первые в мире дидактические игры для детей дошкольного возраста и, также предложил и ввел пальчиковые игры, было это в 1844 году.

               Фридрих Фребель создал шесть основных «даров» и три дополнительных. Некоторые идеи Фребеля были продолжены его последователями. Окончательный список пособий Фребеля включает в себя 14 самостоятельных игровых набора Фребеля.

Сейчас я хочу вас познакомить с дидактическим пособием «Дары Фрёбеля».    

      Работу с «Дарами» мы начали с «Первого дара». Первый дар Фребеля – это текстильные мячики на веревочке всех цветов радуги и белого цвета (один красный мячик, один оранжевый мячик, один желтый мячик и так далее). Мы держали мячик за веревочку и показывали ребенку разные виды движений с ним: направо-налево, вверх-вниз, по кругу, колеблющиеся движения. Игры с мячиком учат ребенка различать цвета и ориентироваться в пространстве.  Именно этот «Дар» предназначен для детей раннего возраста.    

              В нашей группе с этим «Даром» мы проводим следующие игры: «Крыглый и мягкий», целью игры является знакомство с геометрической формой шар и его свойствами (твердый, мягкий, катится). «Вправо, влево и вокруг», «Вперед-назад». Целью  этих игр является прстейшее ориентивание в пространстве относительно ребенка. Очень интресной игрой для малышей  стала игра    « Куда спрятался мячик» в ходе игры дети занкамятся с понятиями «Внутри, снаружи», с предлогами «в»,»рядом», «около».

Предлагаю вам поиграть:

Мячик в руки мы возьмем .

И туда-сюда качнем.

 (Дети раскачивают мяч из стороны в сторону)

Мячик баловаться стал

И по кругу побежал.

(Дети раскручиваю мячик, держа за ниточку).

Побежал бегом-бегом,

Все кругом-кругом-кругом.

 (Вращение мяча по кругу)

Выше-ниже прыгать стал,

Баловаться не устал

(Дети подтягивают мяч за веревочку вверх - вниз).

Спрятался в коробку мяч

И опять пустился вскачь!.

(Дети прячут мяч в коробочку – нет мячика; и достают его – мячик здесь, нашелся).

Следующий дар, с которым мы знакомили малышей -это небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр. С помощью их ребенок знакомиться с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара.    С детьми проводили следующие игры: «Катится-не катится», «Построй башенку», «Что спряталось в ладошке»  

          Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же – как символ покоя и символ «единства в многообразии» (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства куба: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен.

Следующие дары предназначены для детей старше 3 лет. Третий дар – куб, разделенный на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина на четыре части). Посредством этого дара ребенок, считал Фребель, получает представление о целом и о составляющих его частях («сложное единство», «единство в многообразии»); с его помощью он имеет возможность развивать свое творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвертый дар – тех же размеров кубик, разделенный на восемь плиток (кубик делится пополам, каждая половина – на четыре удлиненные плитки; длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвертой этой стороны). Возможность строительных комбинаций в данном случае значительно расширяется: с прибавлением каждого нового дара прежние, с которыми ребенок освоился, конечно, не изымаются.

Пятый дар – кубик, разделенный на 27 маленьких кубиков, причем девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар – кубик, разделенный тоже на 27 кубиков, многие из которых разделены на части: на плитки, по диагонали и т.д.

Последние два дара дают большое разнообразие самых различных геометрических тел, необходимых для строительных игр ребенка. Идея этих даров, несомненно, сложилась у Фребеля под влиянием разработанной Песталоции методики изучения формы.

Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представление о форме, величине, пространственных отношениях, числах.

Седьмой дар - «Цветные фигуры» способствует изучению различных плоскостных геометрических фигур, сортировке и упорядочиванию фигур по цветц и форме, прдназначен для детей с 5 лет.

         Восьмой дар - «Палочки» тренирует мелкую моторику рук, развивает зрительно-моторные координации, способствует обучению счету и используется в качестве счетного материала. Он предназначен для детей с 4 лет. С детьми 3 лет, данный дар использовали следующим образом: давали детям игровое задание -  построй «Дорожку для медвежонка», «Будку для шарика», «Заборчик для петушка».

         Девятый дар - «Кольца и полукольца» развивает творческие способности детей- помогает сомталять разнообразные узоры для детей начиная с 4 лет.

 Десятый дар - «Фишки» так же может быть использован в качестве счетного материала, а также помогает знакомить детей с функциями сложения и вычитания.

         Дар одиннадцатый и двенадцатый «Цветные тела» и «Мозаика и шнуровка» предназначены для детей с 2 лет.  Они помогают знакомить  малышей с понятиями цвет, форма, развивают мелкую моторику рук.   С детьми нашей группы мы проводим следующие игры с данным «Даром»: «Собери бусы по цвету», «Собери по схеме» (чередование по цвету, по форме), «Выкладывание цветных дорожек».        

 Дар 13 и 14 «Башенки» и «Арки и цифры» предназначены для детей с 4-5 лет.  Закрепляют  название геомтерических фигру, развивают млкую мотрику и позволяют создавать различные конструкции.

Игровой набор "Дары Фрёбеля" - это уникальный комплекс обучающих материалов, созданный для развития и воспитания личности. Возможности комплекта способствуют развитию физических, интеллектуальных и индивидуальных качеств ребенка. Работа с комплектом создает условия для организации как совместной деятельности взрослого и ребенка, так и самостоятельно-игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности.

 Комплект легко согласовывается с любой общеобразовательной программой ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Материалы для родителей - "Как не сойти с ума перед школой?!"

Прощай, отдых! Позади свобода, море, речка, друзья, беззаботное время, а впереди - уроки, домашние задания, нудные учителя... Как психологически правильно подготовить ребенка, будь он первоклашка или ...

Материалы для родителей - "На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны".

 На прогулке наблюдайте с ребёнком признаки весны: потемнение и таяние снега, льда, появление луж и ручьёв; голубизну неба и кучевые облака....

Материалы для родителей "Призадумайся мама"

Материалы уголка для родителей, могут быть использованы воспитателями или логопедами....

"Материалы для родителей"

В уголок  для родителей информация  по ПДД...

Материалы для родителей. Методические разработки.

Перспективное планирование работы по взаимодействию  с семьями воспитанников (в группе детей с задержкой психического развития   старшего дошкольного     возр...

Сборник материалов для родителей "Школа заботливых родителей"

В сборнике-презентации представлен ряд консультаций для родителей. В материалах консультаций содержатся ответы на вопросы, которые часто задают родители, дети которых посещают группы компенсирующей на...