Рабочая программа "Цветная логика"
рабочая программа (подготовительная группа)

Таланова Галина Ивановна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности "Цветная логика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnaya_logika.docx262.89 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №13 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК»

        

        Челябинская область, г.Верхний Уфалей, ул.Краснокаменская, 6;

                detskuisad 13@mail.ru, тел. 8 (351-64) 9-72-71

Принято на педагогическом совете                                    «Утверждаю»:

от «__» __________ 2020 г. № ___                                                                 Заведующий МБДОУ д/с № 13
                                                                                                                                          «Аленький цветочек»

                                                                                                                              ____________ Е.Н. Комарова         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа интеллектуально-познавательной направленности
«Цветная логика»

                (для детей 5-7 лет)
                                                срок реализации – 1 год1127969_2.jpeg

Автор программы:

Воспитатель

Таланова Г.И.

г. Верхний Уфалей

2020 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Цветная логика»

Руководитель программы

Воспитатель – Таланова Галина Ивановна

Организация-исполнитель

МБДОУ «Детский сад №13 «Аленький цветочек»

Адрес организации исполнителя

г.Верхний Уфалей, ул.Краснокаменская, д.6

Цель программы

Создание условий для развития логико -математических представлений  посредством игр и упражнений с блоками Дьенеша.

Направленность программы

Интеллектуальная

Срок реализации

1 год

Ожидаемые конечные результаты программы

- называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10, 20;

-  считать и решать при помощи условной мерки: палочка, клетка, флажок;

- трансформировать геометрические фигуры; - определять и обозначить временные отношения: час, сутки – неделя, неделя – месяц, месяц – год. Пользоваться в

речи словами – понятиями: сначала, потом, раньше, позже.


СОДЕРЖАНИЕ:

I. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

4

1.1. Актуальность

5

1.2. Цели и задачи программы

5

1.3. Новизна и особенности программы

6

1.4. Содержание программы

7

1.5. Принципы построения педагогического процесса

7

1.6. Методы и приемы обучения

8

1.7. Этапы реализации программы

8

1.8. Условия и материалы для реализации программы

10

1.9. Планируемые результаты

11

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание разделов

12

2.2. Учебный план

12

2.3. Календарный учебный график

14

2.4. Перспективное планирование программы «Цветная логика»

17

2.5. Оценочные и методические материалы

20

2.6. Материально-техническое и методическое обеспечение программы

23

Список используемой литературы

24

Приложение

25

       I. Целевой раздел образовательной программы.

  1. Пояснительная записка

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, педагоги должны помнить, что основной метод развития проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.

В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является  гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребенка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности. Ребенок по своей природе -  исследователь, экспериментатор, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Существует много способов представить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией. Математика входит в жизнь ребенка с момента рождения. Ребенок растет и каждый день слышит много для себя нового. Если с раннего детства предоставить ребенку возможность познакомиться с математикой, подружиться с ней, увидеть в ней интересную игру, в которой хочется познавать что-то новое и необычное, тогда в школе с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную задачу, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Занимательность этого дидактического материала маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей. Благодаря играм с блоками Дьенеша у детей развиваются все психические процессы, мыслительные операции (умение сравнивать, анализировать, систематизировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, умозаключения); способности к моделированию и конструированию, что в свою очередь способствует развитию определенных мозговых центров, влияющих на развитие речи. Также эти интеллектуальные игры способствуют развитию творческих способностей: фантазии, воображения, наглядно – действенного мышления, пространственного ориентирования, внимания.

1.1. Актуальность

«Игра - это прекрасный метод развивающего обучения» (Л. Выготский).

Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении. Ребенку понятна необходимость приобретения новых знаний и действий, он сам стремится к тому, чего еще не умеет.

Для развития познавательных способностей в дошкольном возрасте активно используются развивающие игры: цветные палочки Кюизенера, блоки Дьенеша, кубики «Сложи узор» Б.П.Никитина. Несмотря на обилие методических пособий по развитию познавательных и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр, мало программ активно использующих альбомы игр и заданий, изданных для данных игр.

Программа «Цветная логика» разработана для развития познавательных и творческих способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр с использованием альбомов игр и заданий.

1.2. Цели и задачи программы

Цель: развитие познавательных и творческих способностейдля детей дошкольного возраста посредством развивающих игр,формирование предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи:

  • Создать условия для обогащения чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом – блоками Дьенеша.
  • Способствовать формированию умения ориентироваться в различных свойствах предметов, способности группировать предметы (цвете, величине, размеру, форме, количестве, положении в пространстве и пр.).
  • Развитие количественных представлений (образование чисел в пределах 5 на основе измерения и цвета), способности различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов.
  • Развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник - с палочками Кюизинера.
  • Знакомство с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку).
  • Развитию сенсорных способностей, способности наглядного моделирования, формированию обследовательских навыков.
  • Способствовать воспитанию первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.), эмоционально-положительное отношение к сверстникам в игре.

1.3 Новизна и особенности программы

В современном обществе целью развития дошкольников является всестороннее гармоничное развитие личности. Игра – ведущий вид деятельности, в которой ребенок учится, развивается и растет. Развивающие игры являются одним из средств умственного развития ребенка. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме. Поэтому, целесообразно использовать на занятиях по математике дидактические игры с использованием палочек Кюизенера, блоков Дьенеша.

1.4. Содержание программы

В процессе игровых занятий используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия с использованием сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, физминуток.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- Объяснительно-иллюстративный (воспринимают и усваивают готовую информацию).

- Репродуктивный (воспроизводят освоенные способы деятельности).

- Частично-поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом).

- Исследовательский (самостоятельная творческая работа).

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности:

- Фронтальный (одновременно со всей группой).

- Индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы).

- Групповой (работа в парах).

- Индивидуальный (выполнение заданий, решение проблем).

1.5. Принципы построения педагогического процесса

- Доступность (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

- Наглядность (наличие дидактических материалов).

- Демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и ребенка, реализация творческих потребностей).

- Научность (обоснованность, наличие методических рекомендаций и теоретической основы).

- «От простого к сложному» (научившись элементарным навыкам, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных игровых заданий).

1.6. Методы и приемы обучения

- Инструкции;

- Пояснения, разъяснения, указания;

- Вопросы;

- Словесные отчеты детей о выполнении задания;

- Контроль, оценка;

- Работа по карточкам.

На карточках условно обозначены свойства блоков:

               -Цвет – пятно;

               - Форма - геометрическая фигура;

               - Размер — силуэтом домика (большой, маленький);

- Толщина - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)

Подбирая карточки, которые "рассказывают " о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

В процессе поиска блоков со свойствами, указанных на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них.

Выкладывая карточки, которые "рассказывают" о всех свойствах

1.7. Этапы реализации программы

1этап «Знакомство»:

Нужно дать детям возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Дети могут построить башенки, домики и т.д. В процессе они устанавливают, что блоки имеют различную форму, цвет, размер, толщину.

2 этап «Обследование»:

Дети проводят обследование блоков. При помощи восприятия они познают внешние свойства предметов в их совокупности (цвет, форму, величину). Дети упражняются в преобразовании фигур, перекладывая блоки по собственному желанию. Например, красные фигуры к красным, квадраты к квадратам и т.д. В процессе таких игр с блоками у детей в предмете открываются новые качества и свойства. Они обводят пальчиком контуры предметов, группируют их по цвету, размеру, форме и т. д. Такие способы обследования важны для формирования операций сравнения, обобщения.

3 этап «Игровой»:

А когда знакомство и обследование произошло, предложить детям одну из игр. Конечно, при выборе игр следует учитывать интеллектуальные возможности детей. А также лучше использовать и дидактический материал. Например, угостить зверей, расселить жильцов, посадить огород и т.д. Комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками.

4 Этап «Сравнение»:

Затем дети начинают постепенно устанавливать сходства и различия между фигурами по всем параметрам величины. Восприятие ребенка приобретает более целенаправленный и организованный характер. Здесь важно спросить ребёнка: «Чем похожи фигуры?» и «Чем они отличаются?». Таким образом дети начанают пользоваться сенсорными эталонами и их обобщающими понятиями, такими как форма, цвет, размер, толщина.

5 этап «Поисковый»:

На следующем этапе в игру включаются элементы поиска. Дети пытаются находить блоки по словесному заданию по одному, двум, трем и всем четырем имеющимся признакам. Например, им предлагалось найти и показать любой квадрат.

6 этап «Знакомство с символами»:

На следующем этапе происходит знакомство детей с кодовыми карточками. Загадки без слов (кодирование). Объяснить детям, что угадать блоки нам помогут карточки. Ребятам предлагаются игры и упражнения, где свойства блоков изображены схематично, на карточках. Это позволяет развивать способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию. Воспитатель, пользуясь кодовыми карточками, загадывает блок, дети расшифровывают информацию и находят закодированный блок. Пользуясь кодовыми карточками, дети называют «имя» каждого блока, т.е. перечисляли его признаки.

7 этап «Соревновательный»:

Научившись с помощью карточек вести поиск фигуры, дети с удовольствием будут загадывать друг другу фигуру, которую необходимо отыскать, придумывали и рисовали свою схему. В таких играх необходимо присутствие наглядного дидактического материала. Например, «Рассели жильцов», «Этажи» и т.д. В игру с блоками включается соревновательный элемент. Есть такие задания к играм, где нужно быстро и правильно найти заданную фигуру. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибется как при шифровке, так и при поиске закодированной фигуры.

этап «Отрицание»:

На следующем этапе игры с блоками значительно усложняются за счет введения значка отрицания «не», который в рисуночном коде выражается перечеркиванием крест - накрест соответствующего кодирующего рисунка «не квадрат», «не красный», «не большой» и т.д. Так, к примеру, «небольшой» – означает «маленький», «немаленький» - означает «большой». Можно ввести в схему один знак отрицания – по одному признаку, например «не большой», значит маленький. А можно вводить знак отрицания по всем признакам «не круг, не квадрат, не прямоугольник», «не красный, не синий», «не большой», «не толстый» - какой блок? Желтый, маленький, тонкий треугольник. Такие игры формируют у детей понятия об отрицании некоторого свойства с помощью частицы «не».

1.8. Условия и материалы для реализации программы

Организационно педагогические условия и сроки реализации программы

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей детей 5-7 лет.

Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.

Наполняемость группы: до 15 человек.

Срок реализации программы – 1 год.

Материалы:

представляют собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом - красные, желтые, синие;

3. размером - большие и маленькие;

4. толщиной – толстые и тонкие.

2 кругов — по 6 толстых и тонких, больших и маленьких кругов красного, синего, желтого цвета, а также 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

1.9. Планируемые результаты освоения детьми программы дополнительного образования

1. Обучающийся  владеет  логическим  приемам  работы  с  объектом  или  множеством (сравнения, обобщения, абстрагирования, деления, анализа, синтеза) на материале логических блоков Дьенеша, палочек Кюзенера;  

2. Имеет  представления  о  понятиях  алгоритма,  кодирования  и  декодирования информации;

3. Легко видоизменяет созданное им по ситуации, критично оценивает результат;  

4. Задает  вопросы  взрослому  поискового  характера;  проявляет  любознательность,

5. Интерес к экспериментированию и исследовательской деятельности;  

6. Может  применять  самостоятельно  новые  знания  и  способы  деятельности  для решения различных задач;  

7. Умеет  строить  свою  работу  в  соответствии  с  требованиями  (критериями),    умеет работать по правилу, по образцу и по простейшему алгоритму;  

8. Слушает взрослого и выполняет его инструкции;

9. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого может выявить его причины и сформулировать познавательную задачу;  

10. Активно использует различные способы преодоления затруднения.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание разделов программы «Цветная логика»

Месяц

Наименование раздела

Количество часов

Ноябрь

 Знакомство с блоками Дьеныша        

5

Декабрь

 Выкладывание простейших изображений «Маленькие логики»

4

Январь

Знакомство с символами «Знаки символы»

3

Февраль

Знакомство с палочками Кюзинера

4

Март

Знакомство с кубиками «Сложи узор»

4

Апрель

Знакомство с символикой

4

Май

Упражнения на закрепление

4

Итого:

28

Учебный план к дополнительной общеразвивающей программе «Цветная логика» для детей 5-7 лет

Пояснительная записка

Учебный план к дополнительной общеразвивающей программе дополнительного образования детей «Цветная логика» для детей 5-7 лет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№13 « Аленький цветочек» является документом регламентирующим организацию образовательного процесса.

Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие нормативные документы:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.№273-ФЗ.
  • СанПин 2.4.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  • Устава МБДОУ.
  • Положения МБДОУ о дополнительном образовании.

Общие положения

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Занятия по дополнительной обшеобразовательной программе детей проводятся во второй половине дня после дневного сна, с 16.30 до 17.00

Продолжительность занятий составляет 30 минут.

Структура учебного плана «Цветная логика» для детей 5-7 лет

Рассчитан для детей старших и подготовительных групп и разработан на основе программы В.П. Новиковой, Л.И. Тихоновой «Развивающие игры и занятия с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

  Вид занятий

Количество учебных часов

Количество учебных групп

Итого часов в неделю

«Цветная логика»

Для детей 5-7 лет

групповое

ноябрь 2020

декабрь2020

январь 2021

февраль 2021

март 2021

апрель 2021

май 2021

          1

  30 минут

                                 

Календарно – тематический план программы «Цветная логика»

Месяц

Календарные сроки освоения

Занятие №

Тема занятия

Количество занятий

       Ноябрь

            2

           1

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

           1

            9

           2

«Что нам привёз Мишутка?»

           1

           16

           3

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

           1

           23    

           4

Игра на внимание «Найди пару»

           1

           30

           5

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

           1

       Декабрь

            7

            6

«Что нам привёз Зайчишка?»

           1

           14

            7

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

           1

           21

            8

Игра «Отгадай фигуру»

           1

           28

            9

Игра «Продолжи дорожку»

           1

      Январь

           11

           10  

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

           1

           18

           11

«Угости матрешек печеньем»

           1

           25

           12

Игра «Укрась елки игрушками»

           1

       Февраль

            1

          13

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

            1

            8

          14

«Что лежит в корзинке?»

            1

            15

          15

Игра «Продолжи дорожку»

            1

            22

          16

Игра «Построй домик»

            1

         Март

1

            17

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

            1

           15

            18

«Садовники»

            1

           22

            19

«Мы - конструкторы»

            1

           29  

            20

«Магазин»

            1

       Апрель

            5

            21

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

            1

          12

            22

«Бусы для мамы»

            1

          19

            23

«Угости мишек печеньем»

            1

          26

            24

«Посади цветы на клумбы»

            1

         Май

          10

             25

«У кого больше».

            1

          17

             26

«Разноцветные вагончики».

            1

          24

             27

«Числа 1 и 2».

            1

          31

             28

«Дети нашего двора».

            1

Всего занятий в год

           28

               

                  Перспективное планирование программы «Цветная логика»

№ п/п

           Тема

Программное содержание

Оборудование

Ноябрь

1.

«Цвет, классификация по одному признаку».

«Какой это цвет?»

знакомство с основными цветами: красный, синий, желтый

   Блоки Дьенеша

2.

«Что нам привёз Мишутка?»

 способствовать развитию умения выделять в геометрических фигурах признак цвета, различать и называть основные цвета.

Блоки Дьенеша

3.

Игра на внимание «Чего не стало?» и «Что изменилось?»

закреплять умение различать и называть основные цвета

Блоки Дьенеша

4.

Игра на внимание «Найди пару»

Игра на внимание «Найди пару»

Блоки Дьенеша

5.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какой это формы?»

способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак формы: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.

Палочки Кюзенера

      Декабрь

6.

«Что нам привёз Зайчишка?»

способствовать развитию умения выделять в признак формы, различать и называть основные геометрические фигуры

Блоки Дьенеша

7.

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения

Палочки Кюзенера

8.

Игра «Отгадай фигуру»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по заданному признаку формы, развивать тактильные ощущения

Блоки Дьенеша

9.

Игра «Продолжи дорожку»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры, используя схематическое изображение геометрических фигур

Палочки Кюзенера

       Январь

 

10.

«Цвет и форма, классификация по одному признаку».

«Какого размера фигуры?»

способствовать развитию умения различать фигуры, выделяя признак величины.

Блоки Дьенеша

11.

«Угости матрешек печеньем»

способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

Блоки Дьенеша

12.

«Укрась елку игрушками»

способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины

Палочки Кюзенера

       Февраль

13.

«Цвет и форма, классификация по двум признакам».

«Какого цвета и формы?»

Развивать умение выделять одновременно два признака: цвет и форму

Блоки Дьенеша

14.

«Что лежит в корзинке?»

способствовать развитию умения выделять одновременно два признака формы

Палочки Кюзенера

15

Игра «Продолжи дорожку»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры по двум признакам: цвет и форма,

Блоки Дьенеша

16.

Игра «Построй домик»

закреплять умение различать и называть геометрические фигуры

Блоки Дьенеша

          Март

17.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам».

«Какого цвета, формы и величины?»

 Развивать умение выделять одновременно три признака: цвет, форма, величина.

Палочки Кюзенера

18.

«Садовники»

 способствовать развитию способности наглядного моделирования

Палочки Кюзенера

19.

«Мы - конструкторы»

 способствовать развитию способности выполнять конструкции по заданной схеме

Палочки Кюзенера

20.

«Магазин»

способствовать развитию способности наглядного моделирования

Палочки Кюзенера

        Апрель

21.

«Цвет, форма и величина, классификация по трем признакам,

отрицание (игра с двумя обручами)».

«Угадай фигуру»

способствовать развитию способности наглядного моделирования

Блоки Дьенеша

22.

«Бусы для мамы»

 способствовать развитию способности наглядного моделирования

Блоки Дьенеша

23.

«Угости мишек печеньем»

способствовать развитию способности наглядного моделирования

Блоки Дьенеша

24.

«Посади цветы на клумбы»

умение расшифровывать информацию о свойствах предметов по их знаково-символическим обозначениям

Блоки Дьенеша

         Май

25.

«У кого больше».

 закреплять названия геометрической фигуры «Треугольник»

Палочки Кюзенера

26.

«Разноцветные вагончики».

 учить детей классифицировать предметы по цвету и длине

Палочки Кюзенера

27.

«Числа 1 и 2».

учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами

Палочки Кюзенера

28.

«Дети нашего двора».

 учить детей сравнивать предметы по высоте путем приложения,

Палочки Кюзенера

Оценочные и методические материалы

Диагностика развития интеллектуально-позватальных способностей детей 5-7 лет

Для проведения занятий по программе «Цветная логика» используются методические материалы:

  • Дидактические пособия к развивающим играм (альбомы, карточки, схемы).
  • Дидактические игры.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных процессов. Для проведения диагностики используются следующие методики:

  • Методика «Нелепицы» (Р.С. Немов)

  • «Изучение уровня овладения логическими операциями на конкретном материале». (Г.С. Урунтаева)

Ожидаемый результат работы

По итогам реализации программы кружка дети будут:

  • Сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по цвету, форме, величине, толщине.

  • Выстраивать ряды (лесенки) из палочек, находить недостающую палочку.

  • Уметь находить и накладывать нужную фигуру, палочку, грань кубика на более сложные изображения в натуральную величину.

  • Выкладывать узоры из кубиков по уменьшенным изображениям.

  • «Оживлять» изображение, составляя рассказы, придумывая небылицы.

  • Выкладывать изображения по памяти.

  • Уметь работать со схемами.

  • «Расшифровывать» изображение, находить нужную фигуру по обозначению ее свойств.

Полученные        результаты        дети        демонстрируют        на        открытом        занятии        для родителей.

Таблица оценки уровня овладения ребенком интеллектуально-познавательной деятельности

п/п

Имя ребенка

Проявляет интерес к деятельности

Принимает игровую задачу

Выделяет цвет, форму, величину

Различает предметы по количеству (один много)

Работает по схеме, картинке

Строит разнообразные постройки

Использует речь в процессе игры

Умеет эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

1

2

3

4

5

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям. Проявляет интерес к деятельности. Принимает игровую задачу Выделяет цвет, форму, величину Различает предметы по количеству (одинмного) Работает по схеме, картинке Строит разнообразные постройки. Использует речь в процессе игры Умеет эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

Материально-техническое и методическое обеспечение программы

Занятия по программе «Цветная логика» проводятся в отдельном помещении, оборудованном в соответствии с санитарно- эпидемиологическими нормами. На каждого ребенка используется комплект, используемых в работе развивающих игр и дидактических пособий к ним.

Список используемой литературы

  • Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».
  • В. П. Новикова, Л. И. Тихонова "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
  •  Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка». Практ. курс матем-ки для дошкольников, 2001 г.
  •  А. А. Столяр и др. , Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.
  •  З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи», 1990 г. o Т. А. Фалькович «ФМП», 2005.
  •  Учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша», ООО «Корвет», 2009. O
  • А. А. Столяр и др., Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991 г.
  •  Интернет-ресурсы

Приложение  1

Описание игр, используемых на занятиях

«Опиши фигуру»

В мешочек из непрозрачной ткани (или ящик ощущений) кладут логические блоки Дьенеша. Детям предлагается по очереди вытащить любую и описать ее, называя форму, цвет и размер.

«Найди фигуру на ощупь»

В мешочек из непрозрачной ткани (или ящик ощущений) кладут логические блоки Дьенеша. Дети по очереди опускают руку в мешочек. Задача ребенка достать нужную фигуру. Варианты игры:

  1. Классификация по одному признаку
  • Достань фигуру определенной формы (круглую, квадратную, треугольную, прямоугольную).
  • Достань фигуру определенного размера (большую, маленькую).
  1. Классификация по двум признакам:
  • Достань фигуру определенной формы и размера (например, большую круглую, маленькую треугольную и т.д.)
  1. С использованием карточек - свойств. Карточки – свойства лежат на столе перед детьми рубашкой вверх. Дети по очереди берут карточку. Задача ребенка достать из мешочка фигуру с обозначенным на карточке свойством.

«Что лишнее?»

Перед ребенком выкладываются три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру).

«Цепочка»

  • Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т.д.)
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д. Или выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
  • Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

"Второй ряд"

Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ним второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

“Загадки”

Для этой игры понадобятся карточки-загадки, на которых нарисованы 2 свойства фигуры. В пустое окошко ребенок должен положить подходящую фигуру.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа развития логического мышления у детей 6 – 7 лет на основе занимательной математики «Логика»

Пояснительная запискаВы хотите научить своего ребёнка нестандартно мыслить, развить у него упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения? Участие в кружке даёт детям не только опр...

Рабочая программа "Занимательная логика"

Рабочая программа кружка по развитию логического мышления...

УЧЕБНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «РАЗНОЦВЕТНАЯ ЛОГИКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 2 ДО 4 ЛЕТ.

Рабочая программа  для работы с детьми 2-4 лет. Программа имеет практическую направленность для использования педагогами в организации совместной деятельности с детьми для активизации и зак...

Рабочая программа по формированию у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений через не стандартный дидактический материал палочки Кюизенера «Цветная логика»

Данная программа формирует математическое мышление  детей; развивает творческое воображение; воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, целеустремлённость....

Использование рабочих тетрадей как эффективного средства освоения логико-математического содержания детьми дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Задача состоит не только в том, как науч...