Семинар-практикум для воспитателей "Дидактическая система Фридриха Фребеля"
материал

Боровая Кристина Анатольевна
Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_vospitateley.docx6.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Анива

Детский сад  7 "Росинка"

Семинар-практикум с воспитателями по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Подготовила воспитатель:

Боровая Кристина Анатольевна

Анива

2021 г.

Цель: представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить педагогов с автором игрового набора, с теоретическими основами педагогики Фридриха Фребеля

- показать сновные характеристики и содержание игрового набора

 - показать практическое применение игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с дошкольниками

Оборудование: игровой набор «Дары Фребеля»

Фридрих Вильгельм Август Фребель(1782-1852 г.г.) - известный немецкий педагог, создатель первого в мире детского сада для детей дошкольного возраста. Также он разработал первые в мире дидактические игры для дошкольников, ввел пальчиковые игры, было это в 1844 г. Кроме того, именно Фребель изобрел первую мозаику для детей, а также многие другие интересные развивающие игры.

В 1840 году он открыл первое учебное и воспитательное заведение для детей дошкольного возраста, назвав его «детским садом».

Название «детский сад» прижилось и существует до сих пор. Почему это именно «сад»? Ф. Фрёбель объяснял это так: «1) настоящий сад как место общения ребёнка с природой должен составлять неотъемлемую принадлежность заведения; 2) дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе», работающих в нём педагогов назвал «садовницами».

Ведущее место в своей системе он отдавал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Фридрих Фрёбель писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, Игра – самое чистое и самое духовное проявление человека. Игра является прообразом всей человеческой жизни».Заслугой Фрёбеля явилось введенное им разнообразиевидов детской деятельности: подвижные игры, пальчиковые игры, рисование, работа с мягкими материалами, плетение и вырезание из бумаги, вышивание, выкладывание фигур из металлических колец, гороха, бус, выпиливание, конструирование и др. Многие из этих занятий, преобразованные методически, до сих пор используются в детских садах.

Ф. Фребель разработал 6 даров – он так назвал набор учебных материалов.

Как вы думаете почему он наборы назвал дарами?

Фридрих Фребель говорил что его дары - являются символическими элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм. Шара, куба и цилиндра.

Первый дар- то цветные вязанные мячики (цветов радуги.)помогают ребенку различать цвета и осваивать пространственные представления, развитие моторики.

Второй дар-шар куб и цилиндр- знакомят с геометрическими телами (формами и свойствами предметов).развивают исследовательские навыки.

Остальные четыре дара- куб, разделенный на мелкие части (кубики, трех -и четырехгранные призмы,дают представление о целом и части, знакомят с геометрическими формами, способствуют развитию конструирования.

Если во время педагогической деятельности Фребеля в практике использовалось 6 даров, то в настоящее время, набор Фридриха Фребеля представлены в 14 моделях.

Многие зарубежные педагоги-практики использовали идеи фребеля в своих педагогических концепциях тем самым дополняя дары (Монтессори, Воскобоевич, система Никитиных, Кьюзинер).

Скажите чьи труды вы видите в дарах Фребеля? (Монтессори, Воскобоевич, система Никитиных, Кьюзинер).

Система Фребеля четко разделяет игры на три категории:

-Формы знания (Математика, наука)

-Формы жизни (предметы найденные в жизни)

-Формы красоты (узоры рисунки)

Игровой набор Фребеля можно рассматривать только как системный подход в образовательном процессе и как единый комплекс.

Набор Фребеля используется во всех пяти образовательных областях.

Так же широко используется при работе с детьми ОВЗ с такими заключениями как ЗПР ОНР и с детьми инвалидами которые посещают сад

- А сейчас я приглашаю поиграть желающих 4 человека.

Первая наша игра называется «большая стирка» эта игра относиться к познавательному развитию.

Нам понадобятся дары с номерами 7,8,9,10

- положите перед собой веревочку на которой будет сушиться наше белье. Затем возьмите три фигуры и выложите в виде рубашки,при этом две детали например рукава должны быть одинаковыми. - в последующем вещи должны отличаться от предыдущей одной деталью (По форме, по цвету,или по размеру) скажите в еще в каких образовательных областях можно применять эту игру.

Вторая игра «Тайные агенты». Нам понадобится дар под номером J1. Эта игра из области физического развития.

Для этой игры необходимо разделиться на команды по два человека. (микро группы).

Перед вами лежит зашифрованное послание (Образещ).

Или собирите свою схему или как у меня веревочка.

Теперь слушайте внимательно каждая фигура имеет свое обозначение -….

Куб - шаг на месте

Шар - руки в верх

Цилиндр – руки на поясе и приседание.

Команды должны прочитать послание, то есть сделать те движения, которые обозначает каждая фигура столько раз, сколько таких фигур нанизано на веревке.

Скажите в еще в каких образовательных областях можно применять эту игру.

И так можно сказать что система Ф. Фребеля развивает:

-все когнитивные процессы, особенно все виды мышления (наглядно образное, действенное, гибкость мышления, визуализацию

-позволяет развить экспериментирование с предметами окружающего мира

-освоение математической деятельности путем действий с геометрическими телами и фигурами

- освоение пространственных отношений

- конструирование в различных ракурсах и проекциях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая система Фридриха Фребеля.

Дидактическая системаФридриха Фребеля....

Использование игрового набора по системе Фридриха Фребеля для формирования пространственного мышления у младших дошкольников и детей с ОВЗ

. Ф. Фрёбель считал, что формирование у дошкольников  естественнонаучной картины мира и развитие пространственного мышления лучше всего происходит в практической деятельности, в игровой форме, по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цилиндром как формой познания» Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»

В данном конспекте я постаралась раскрыть возможности использования материала "Дидактическая система Фребеля" в детском саду: соединить задачи по ФЭМП в средней группе с задачами STEM-образо...

Семинар-практикум "Дидактическая система Фридриха Фребеля".

Показать педагогам дидактическую систему Фребеля,игры и упражнения....

Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля

Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....

Дидактическая система Фридриха Фребеля - взгляд из прошлого в будущее

Дидактическая система Фридриха Фребеля - взгляд из прошлого в будущее...

Дидактическая система Фридриха Фребеля

Дары Фребеля способствуют развитию физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка.Создают условия для организации, как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной, игро...