Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в средней группе «Знакомство с цилиндром как формой познания» Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Шавкун Гиляна Эренценовна

В данном конспекте я постаралась раскрыть возможности использования материала "Дидактическая система Фребеля" в детском саду: соединить задачи по ФЭМП в средней группе с задачами STEM-образования, внедрить основы науки математики в игру, а также воплотить их в детском творчестве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ФЭМП

 в средней группе «Солнышко»

Тема «Знакомство с цилиндром как формой познания»

Образовательный модуль «Дидактическая система Фридриха Фребеля»

    Составил:

Шавкун Гиляна Эренценовна, воспитатель

                                                     

               

Программное содержание:

  • познакомить с цилиндром, учить различать шар, цилиндр и куб;
  • продолжать формировать знания о порядковом значении числа (в пределах 5);
  • закреплять умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»;
  • продолжать знакомить детей с дидактическим пособием «Дары Фребеля»;
  • подвести к пониманию, что все окружающие предметы имеют форму, форму изучает наука математика;
  • развивать умение соотносить форму предметов известными детям геометрическими фигурами;
  • развивать память, воображение, мышление, внимание, умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине;
  • воспитывать такие личностные качества, как активность, любознательность, инициативность, творчество.

Материалы и оборудование: дидактическое пособие «Дары Фребеля» (дары №1, №2), мягкие модули в форме куба, цилиндра и шара, дидактическое пособие «Блоки Дьенеша», пластилин, мешочек, бубен.

Ход организованной образовательной деятельности:

Игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель приносит детям чудесный мешочек, предлагает посмотреть, что внутри. Дети достают из мешочка шерстяные мячики на ниточках разных цветов, их всего семь. Воспитатель с детьми вешает мячики на перекладину, вместе считают их.

Воспитатель задает вопросы:

  • Сколько всего мячиков? Как можно назвать их еще? (шарики) Почему?
  • Шарики одинаковые или разные? Что у них одинаковое? (размер, форма) Что разное? (цвет)
  • Какого цвета первый шарик? Последний?
  • Который по счету зеленый шарик (красный, желтый и т. д.)?
  • Если мы нарисуем шарик, как мы его назовем? (ребенок рисует на доске кружок, называет его — круг).

Воспитатель говорит, что в мешочке осталось что-то еще, дети пытаются на ощупь угадать, что это, достают кубик, шар и цилиндр. Воспитатель предлагает назвать эти фигуры, дети могут назвать шар и куб, рисуют куб, называют его квадратом. Предполагают, что за третья фигура. Вместе описывают фигуры, называют их свойства: шар катится, куб стоит. Воспитатель подводит детей к тому, что шар — это движение, куб — это покой, и предлагает поиграть.

Динамическая пауза:

Игра «Шарики — кубики» (аналог подвижной игры «День — ночь»): Воспитатель: «Шарики!» — дети прыгают, кружатся, двигаются, «Кубики» - дети замирают в одной позе.

Знакомство с цилиндром. Рассказ воспитателя, что обозначает слово «цилиндр» ( в переводе с греческого) — валик, каток.

Воспитатель предлагает детям нарисовать цилиндр, дети рисуют сначала квадрат и делают вывод, что цилиндр похож на кубик, затем воспитатель поворачивает цилиндр круглой стороной и предлагает нарисовать его на доске, дети рисуют круг. Вместе делают вывод, что цилиндр может быть неподвижным, как куб, и двигаться, как шар. Называют предметы имеющие форму цилиндра: пень, пирог, банка, шляпа и т. д.

Игровое упражнение «Сгруппируйся по форме! Сгруппируйся по цвету». Воспитатель предлагает поиграть. Раздает детям блоки Дьенеша (цилиндры, кубики, круги красного, желтого и синего цветов), по команде дети разбегаются по группе, затем по соответствующей команде  группируются то по цвету, то по форме.

Рефлексия.

Воспитатель с детьми делают вывод: что нового узнали на занятии, что запомнили, что все предметы имеют форму, а форму и геометрические фигуры изучает наука математика, значит наука изучает то, что нас окружает, это и есть познание.

Лепка «Цилиндр, кубик, шарик»

Воспитатель предлагает детям вылепить из пластилина цилиндр, кубик и шарик, затем «превратить» их в то, на что они похожи, например, кубик — в стульчик, цилиндр — в кастрюлю, шарик — в снеговика.

Самостоятельная творческая деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ. «Знакомство с воздухом».

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность и любознательность; расширять знания о воздухе; познакомить со свойствами воздуха и способами...

Дидактическая система Фридриха Фребеля.

Дидактическая системаФридриха Фребеля....

Методические рекомендации в STEM-образовании: образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» для педагогов

Методические рекомендации в STEM-образовании: образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» для педагогов.Использование дидакического материала "Дары Ф. Фребеля" в ра...

Семинар-практикум для воспитателей "Дидактическая система Фридриха Фребеля"

Представление опыта работы по использованию игрового набора «Дары Фребеля» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Технология STEM образования. Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля»

Если расшифровать данную аббревиатуру, то получится следующее: S — science, T — technology, E — engineering, M — mathematics: естественные науки, технология, инженерное искусст...

Совместная образовательная деятельность с детьми средней группы «Знакомство с лесной поляной (лугом)»

Данный методический материал  дает детям первоначальное представление о поляне  (луге ): какие растения растут и какие насекомые живут на лесной поляне....