Статья "Развивающие игры в детском саду
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Будянская Ирина Борисовна

использование игры развивающих в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivayushchie_igry_dlya_malyshey.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Развивающие игры для детей»  

  Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.  Всемирно известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что "игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности".

 Развивающие игры для детей дошкольного возраста весьма многообразны по своему содержанию, организации и характеру. Но все они направлены на развитие следующих интеллектуальных качеств: память (в особенности зрительная), внимание, умение находить закономерности и зависимости, ошибки или недостатки, умение систематизировать и классифицировать материал, воображение и пространственное представление, способность к комбинированию, способность предугадывать результаты своих действий. Развивающие игры для детей дошкольного возраста отличаются тем, что содержат в себе готовую игровую задачу, предлагаемую детям, правила и игровой материал. Все это обусловливается целью игры, т. е. тем, для чего она создана.  

 Цель детской игры имеет 2 аспекта: воспитательный, это способы сотрудничества, отношение к другим людям и формы общения, которые надлежит привить детям и  познавательный, то чему следует научить дошкольников, какие способы операции с предметами намереваемся им передать.

 Цель развивающей игры - формирование конкретных психических процессов и способностей детей. Главное в развивающих играх – последовательность всех этапов развития (принцип от простого к сложному). В каждой игре следует опираться на то, что уже умеют и любят делать дошкольники. Например, детям 3-х лет нравится бегать и прыгать. Используя эти способности можно создавать новые игры, в основе которых будет новая последовательность этих движений, с постепенным усложнением.                                                                                                    

  Развивающие игры для детей дошкольного возраста разделяют на 9 видов:

1) игры, сближающие детей с взрослыми и друг с другом. Способствуют укреплению взаимоотношений между детьми и взрослыми;

2) игры, формирующие нравственно-волевые качества личности. Способствуют воспитанию у детей самоконтроля, выдержки, способности преодолевать робость, умение соблюдать правила;

3) игры, развивающие направленное слуховое восприятие. Формируют умение прислушиваться к окружающим звукам, воспринимать их и различать, узнавать либо находить на слух источники звука;

4) игры на развитие целенаправленного восприятия цвета. Развивают умение различать и называть цвета, различать тоны цветов путем сравнения образца с разными предметами;

5) игры на развитие восприятия формы. Формируют способность узнавать знакомые предметы по форме на ощупь, различать геометрические фигуры;

6) игры на развитие восприятия качеств величины. Учат различать и сравнивать объекты по величине;

7) игры для развития целенаправленного внимания. Формируют целенаправленность, устойчивость и сосредоточенность внимания;

8) игры на развитие речи и мышления. Закрепляют уже достигнутый уровень развития мышления и речи, а также развивают эти два процесса в необходимом единстве;

9) игры на развитие памяти (особенно зрительной). Способствуют развитию целенаправленного, осмысленного запоминания и припоминания объектов. Развивающие игры подбираются и с учетом возраста дошкольников. Для детей младшего дошкольного возраста это больше подвижные, спортивные игры, на развитие коммуникации, пальчиковые, дидактические. Для детей среднего и старшего дошкольного возраста преобладают ролевые игры, сюжетные, настольные,

Особенность развивающей игры состоит в том, что она является активной и осмысленной для дошкольников деятельностью, в которую они добровольно и с охотой включаются. Новый опыт, полученный в игре, становится личным достоянием, т.к. теперь малыши его с легкостью применяют и в других ситуациях, поэтому необходимость закрепления новых знаний отпадает.

Продолжительность развивающих игр в течение суток не должна превышать часа для детишек 5-6 лет и получаса для детишек младше 4 лет. Это связано со способностью концентрировать внимание. Если развивающее занятие будет длиться дольше, то единственным его результатом станет утомление ребенка. Кроме того, в течение занятия следует менять род деятельности. Внимательный родитель или воспитатель должен заканчивать занятие чуть раньше, чем малыш устанет. При соблюдении этих простых правил уроки получатся интересными и будут приносить радость и взрослому и ребенку.

Основной принцип развивающих игр – совмещение игры и обучения. В процессе занятий стимулируется умственная активность ребенка, происходит плавный переход от игр-забав к играм-задачам, постепенно усложняются условия игры.

Подбирая развивающие игры, необходимо учитывать психологические особенности каждого ребенка. Тогда занятия принесут максимум пользы. Если малыш замкнут, застенчив, не умеет налаживать дружеское общение со сверстниками, то для него будут очень полезны игры-хороводы, а также разнообразные сюжетные игры, требующие взаимодействия. Если малыш наоборот расторможен, беспокоен, находится в постоянном движении, если ему трудно управлять своей активностью, то игры, требующие четкого соблюдения правил, будут давать наибольшую пользу, стимулируя к концентрации внимания и собранности. Детишки, подверженные разнообразным страхам, нуждаются в повышении самооценки, развитии уверенности в своих силах, им необходима постоянная поддержка, положительная оценка их успехов, пусть даже незначительных.

 Игра – наиболее эффективное средство в работе над разнообразными детскими проблемами, помогающее развить необходимые для дальнейшей учебы в школе навыки.

Один из таких навыков – умение логически мыслить, сопоставлять, выстраивать причинно – следственные связи. Логическое мышление – высшая стадия развития мышления малыша. Вопрос: зачем логическое мышление маленькому ребенку? Дело в том, что каждый возрастной этап формирует свой ” пласт” на фундаменте которого осуществляется переход к следующему возрастному этапу.

Умение “действовать в уме” очень пригодится, когда ребенок дорастет до школьных лет. Оно помогает при решении разнообразных задач, при выполнении упражнений. Очевидно, что отсутствие этого навыка может немало навредить психическому и физическому здоровью ребенка. А его наличие сэкономит немало сил и времени как самому ученику, так и его родителям. Владение логическими операциями значительно повышает уровень внимательности, развивает привычку к ясному и четкому мышлению, вырабатывает умение выделять суть проблемы. Ребенок с хорошо развитым логическим мышлением учится легко и получает радость и удовлетворение от самого процесса обучения.Будущие успехи ребенка закладываются еще в раннем детстве. Помочь ему – это и ответственность и радость.

Литература

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой.- М., 1997.
2. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.
3. Бондаренко, А. К., Матусик, А. И. Воспитание детей в игре. - М., 1983., 1966, № 6.
   

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формирование детских ключевых компетенций через интерактивные игры в детском саду"

Понятие «интерактивный»к нам пришло из английского языка (interactive: inter – между, меж; active от act – действовать, действие). Оно означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с ке...

Детский спортивный праздник Малые олимпийские игры в детском саду

Воспитывать интерес и любовь к занятиям спортом, к результатам и достижениям спортсменов. Содействовать познавательному и физическому развитию ребенка. Способствовать формированию здорового образа жиз...

Конспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду. Малые Олимпийские игры в детском саду.

Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культурыКонспект проведения Малых зимних Олимпийских игр в детском саду.Малые Олимпийские и...

Хороводные игры в детском саду.Практический материал для всех возрастов детского сада (средний, старший, подготовительный)

Хороводные игры для развития коммуникативных навыков, певчевских и танцевальных....

Детские народные игры в детском саду

Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей  и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопозна...

Детские народные игры в детском саду

Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «к...