Доклад "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"
проект (младшая группа)

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Работы В. М. Бехтерова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит — развивать речь ребенка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. В процессе своей работы заметила, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. В чём причина задержки речи? Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к исследованиям современных педагогов: Л. П. Савиной “Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников”; Е. А. Янушко “Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста”; С. О. Ермаковой “Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет”.

Игры с пальчиками- это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.

Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка.
  3. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой.
  4. Развивается память ребенка и воображение, фантазия.
  5. Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

  1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
  2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
  4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
  5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.

Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.

Методы:

– разучивание потешек;

– использование атрибутов к пальчиковым играм;

– изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование);

– применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Приёмы:

– постукивания подушечками пальцев;

– растирание;

– поглаживание основания пальцев;

– круговые движения по ладоням;

– лёгкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др..
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

В наше время всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано неслучайно, так как очень важно уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.


                                                                 
Игра с пальчиками.

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик взял и съел…

Оттого и потолстел.

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!


Игра «Птичка-невеличка».

Птичка-невеличка зёрнышки клевала.

(педагог указательным пальцем «клюёт» по ладоням ребёнка)

Птичка-невеличка весело летала.

(делает круговые движения по ладони ребёнка)

Птичка-невеличка гнёздышко свила.

Птичка-невеличка деток завела.

(делает гнёздышко из ладошек ребёнка)

Радуется птичка, песенки поёт.

(педагог и ребёнок хлопают в ладоши)

«Твои пальчики».

Этот пальчик – самый большой,

Самый весёлый, самый смешной!

(воспитатель показывает ребёнку большой палец)

Этот пальчик – указательный.

Он солидный и внимательный.

(указывает на что-нибудь указательным пальцем)

Этот пальчик – средний,

Ни первый, ни последний.

(отгибает средний палец)

Этот пальчик – безымянный,

Он не любит каши манной.

(сгибает безымянный палец, как будто он не хочет каши)

Самый маленький – мизинчик

Любит бегать в магазинчик!

(оттопыривает мизинец, будто он хочет убежать от остальных пальцев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ЗНАЧЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»....

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста.

В статье говорится о важности применения пальчиковых игр в занятиях с детьми раннего возраста и даны методические рекомендации по их проведению....

Статья на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей раннего возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функции. Исследования учёных доказали, что у...

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста

Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста...

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

Данная консультация дает представление родителям о пальчиковых играх не только как о развлечении малыша, но и  подробно рассказывает о том, что развитие мелкой моторики рук ведет к развитию ...

Консультация "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста"

Сегодня все педагоги, без исключения, знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Между тем,...

Консультация : "Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возраста ".

Консультация  Значение пальчиковых игр в развитии детей раннего возрастаУм ребенка находится на кончиках его пальцев В. А. СухомлинскийМногие исследователи, занимающиеся проблемой воспи...