"Использование фоновой музыки в режимные моменты"
консультация

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy.docx20.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка – это особый ключ к достижению гармонии в эмоциональном теле, в зависимости от жанра и характера она возвышает, успокаивает, вдохновляет или расслабляет. Некоторые музыкальные произведения, написанные композиторами-классиками, оказывают позитивное воздействие на умственные процессы человека, в том числе расширяют память и ускоряют процессы обучения. Современные исследования доказывают целесообразность активного применения потенциала музыкального искусства в организации воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Естественное, непринужденное включение музыки в детскую деятельность делает жизнь ребенка ярче, разнообразнее, дает детям возможность применить знания, полученные ими в процессе обучения музыке в повседневной жизни.

Используя музыку, воспитатель должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии педагог намеренно обращает внимание детей на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности. При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности. Так, фоновое звучание музыки можно использовать, как для активизации интеллектуальной деятельности, повышения сосредоточенности, концентрации внимания во время непосредственной образовательной деятельности, так и во время режимных моментов: утренний прием детей, подготовка к занятиям, ко сну, подъем с дневного сна.

Использование музыки в режимных моментах способствует:

  • Созданию благоприятного эмоционального фона, устранению нервного напряжения и сохранению здоровья детей.
  • Развитию воображения в процессе творческой деятельности, повышению творческой активности.
  • Активизации мыслительной деятельности, повышению качества усвоения знаний.
  • Переключению внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждению усталости, утомляемости.
  • Психологической и физической разрядке после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Невозможно переоценить роль музыки и в процессе образовательной деятельности, как познавательного, эстетического, так и двигательного цикла.

Знакомство с русскими народными сказками воспитатель может сопровождать исполнением коротких песенок героев сказок, характеризующих персонажи, использовать разные музыкальные инструменты. Подыгрывание на музыкальных инструментах, как педагогом, так и детьми при рассказывании даже самой простой, давно известной ребенку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества, и сказка живее воспримется детьми. Образы стихотворения станут более яркими, понятными ребенку.

Во всех видах образовательной деятельности рекомендуется использовать музыку для создания положительного эмоционального настроя детей. Например, при знакомстве с космосом – космическая музыка, знакомство с явлениями природы – звуки природы – дождь, журчание ручья и т.д. Широк спектр применения музыки в физическом развитии дошкольников. Это утренняя гимнастика с музыкальным сопровождение, логоритмические упражнения и игры под музыку, хороводы, элементы танцев.

Вместо традиционного: «Садитесь, начинаем наше занятие» можно включить музыку, и дети заинтересуются и обратят внимание на воспитателя.

Используя музыку в непосредственной образовательной деятельности, воспитатель должен учитывать следующее:

- задания, требующие особого внимания, лучше выполнять без музыкального сопровождения. Это разучивание нового материала, сложные упражнения. Даже знакомые мелодии в этот момент могут отвлекать внимание, замедлять время реагирования, снижать качество работы;

- музыкальные произведения следует чередовать каждые 2 – 3 недели, возвращаясь к одним и тем же мелодиям через 2 – 3 месяца;

- степень активности восприятия музыки детьми на конкретном занятии зависит от их возрастных и индивидуальных особенностей и должна определяться самим воспитателем;

- перечень музыкальных произведений фоновой музыки может варьироваться воспитателем с учетом его музыкального вкуса и конкретных воспитательно-образовательных задач.

Музыка поможет разнообразить игровую деятельность детей.

Незаменима музыка в таких играх как «Концерт», «Театр», «Цирк», где дети исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют. Можно использовать различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода в сюжетно-ролевой игре. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле, поезде, самолете. Мальчикам, играющим в «солдатиков», можно предложить барабан для сопровождения военного парада.

Все чаще в детских садах для повышения эмоционального фона и позитивного настроя при приеме пищи детям непосредственно перед едой включается определенная мелодия, способствующая повышению аппетита, что ведет к правильной работе желудочно-кишечного тракта, лучшему усвоению питательных веществ, что в свою очередь положительно сказывается на состоянии физического здоровья.

Воспитатели часто используют аудиозаписи колыбельных напевов перед дневным сном детей, спокойная мажорная музыка помогает детям проснуться после дневного сна. Веселые песенки с соответствующим содержанием можно включать в аудиозаписи при проведении режимных моментов и воспитании культурно-гигиенических навыков.

Прием детей с утра под солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом помогут создать оптимальные условия ежедневного приема детей в их второй дом – детский сад. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма – ситуация отрыва от дома и родителей. И музыка в данной ситуации оказывает неоценимую услугу, как ребенку, так и воспитателю.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Сегодня современные ученые выделяют музыкальные произведения, которые положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Неправильно подобранная музыка может оказывать отрицательное влияние и на самочувствие, и на деятельность ребенка.

Так, например:

  • для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф.Шопена «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»,   «Вальсы» И.Штрауса, «Мелодию» А.Рубинштейна;
  • для уменьшения раздражительности:  «Лунную сонату» Л.Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку А.Вивальди и В.А.Моцарта;
  • для общего успокоения: «Колыбельные» И.Брамса, «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского;
  •  релаксирующая (расслабляющая): К.Дебюсси «Облака», Глюк «Мелодия», Моцарт «Реквием», Сенс-Санс «Карнавал животных», Ф.Шуберт «Вечерняя серенада»,  Р.Шуман «Детские сцены», «Грезы», Гендель «Музыка на воде»;
  •  тонизирующая (повышающая жизненный тонус, настроение): Бетховен увертюра «Эгмонт», Моцарт «Маленькая ночная серенада», Григ «Утро», Бах «Шутка», Штраус «Весенние голоса», Шопен «Прелюдии»;
  • активизирующая (возбуждающая): Чайковский «Шестая симфония», Моцарт «Турецкий марш», Моцарт «Турецкое рондо»;
  • успокаивающая (умиротворяющая): Глинка «Жаворонок», Шуберт «Серенада», Чайковский «Вальс цветов»;
  •  организующая (способствующая концентрации внимания при организованной деятельности): Вивальди «Времена года», Прокофьев «Музыкальный момент», Моцарт «Гроза», Чайковский «Времена года».

Влияние  музыки  на  организм  огромно.  Музыка  может  стимулировать  интеллектуальную  деятельность,  поддерживать  вдохновение,  развивать  эстетические  качества  ребенка.  Грамотное  использование  музыки  в  образовательной  деятельности  и  в  режимных  моментах  не  только  помогает  поднять  настроение,  оптимизировать  деятельность  всех  систем  организма,  улучшить  функционирование  высших  нервных  процессов,  но  и  позволяет  повысить  эффективность  работы  детского  сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль фоновой музыки в режимных моментах"

К вниманию воспитателей представлена информация о том, что музыка может помогать в разных моментах режима....

Консультация для воспитателей "Фоновая музыка в режимные моменты"

Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях ДОУ  и помогает решать многие задачи образовательно-восп...

Фоновая музыка в режимных моментах

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в...

Консультация для воспитателей "Использование фоновой музыки в режимных моментах"

Данный материал рекомендован воспитателям дошкольных образовательных учреждений....

Консультация для воспитателей «Использование фоновой музыки в режимных моментах жизни дошкольников».

Звучание музыки фоном в режимные моменты (приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе....