Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа)

Соболева Алла Николаевна

В данном материале рассмотрены основные этапы проектной деятельности и ее особенности при работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.docx30.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Школа №1506

«Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста».

                                                                                     Подготовила воспитатель

                                                                                                     группы №4

                                                                                                 Соболева А.Н.

Москва 2020 г.

   Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

    Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

    Таким образом, проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

    В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта). Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

   Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. Так, в работе с детьми младшего дошкольного возраста педагоги  используют подсказку, наводящие вопросы. А детям старшего дошкольного возраста мы предоставляем больше самостоятельности.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

 Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д.

    На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.  

   Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда) начинается совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослый предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта). Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов мы используем условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем воспитатель задаем второй вопрос: «Что мы хотим узнать? » Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся, спрашиваем: «Как нам найти ответы на вопросы? » Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать и возрастные особенности воспитанников.

    После составления совместного плана действий начинается III этап работы над проектом – его практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Для активизации детского мышления предлагаем решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Необходимо создавать такую ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта.

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих

     Первый этап - подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте "на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

    Второй этап - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

    Третий этап - творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

    Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо "наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и "втягивает» детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

    Использование в работе с детьми данной технологии позволяет обеспечить взаимосвязь  в работе воспитателей, родителей, специалистов ДОУ, детей. Усвоить с высокой прочностью материал программы, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

    Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок младшего дошкольного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

    Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения «невидимы» у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально - психологической зрелости.

     В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения. В рамках познавательно – речевого развития у детей второго и третьего года жизни формируются действия с предметами (дидактическими игрушками, природным и многофункциональным материалом). Идет знакомство с названием и назначением предметов и объектов, их основными свойствами (цвет, форма, величина) и качествами (мягкий, блестящий, теплый). Использование слов типа «покажи», «принеси», «сделай то-то» способствует развитию понимания речи.  При создании необходимых условий развивается понимание ребенком слов, обозначающих количество (много - мало, один-два, пустой - полный), размер (большой - маленький), пространственные отношения (в, над, под, за и пр.). Развивается диалогическая речь, дети упражняются в правильном произношении звуков. Формируются элементарные представления о природе, животных, живущих рядом, растениях, природных явлениях (солнышко, дождик и пр.). В рамках социально-эмоционального развития у детей формируется потребность ребенка в общении и сотрудничестве с взрослыми по поводу предметов, игрушек, слушать и слышать взрослого, выполнять его просьбы.  

    Дети обучаются способам установления положительных контактов со сверстниками. Педагоги знакомят детей друг с другом, организуют несложные совместные игры, эмоциональные контакты, сближающие друг друга. У детей формируется положительная самооценка, связанная со стремлением ребенка быть хорошим, развивается потребность в самостоятельности, уверенности в своих силах.    

    Осуществляется эстетическое развитие детей в умении обращать внимание на красоту природы, картин, предметов интерьера, созерцание прекрасного, обогащение яркими эмоционально-эстетическими впечатлениями от красоты окружающего мира.

     Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

    Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей — исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

    В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

    В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

  • исследовательско-творческие: где дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
  • информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы
  • творческие:оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна

По продолжительности они бывают:

  • краткосрочными (одно или несколько занятий – 1 – 2 – неделю),
  • средней продолжительности,
  • долгосрочные ( на весь учебный год).

В младшем дошкольном возрасте — это:

  • вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
  • активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
  • педагогом);
  • формирование начальных, предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Деятельность педагога

    Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт этап проекта. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. Формулирует задачу (не жёстко).  Помогает в решении задачи. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность группы.  Практическая помощь (по необходимости). Подготовка Презентации. Презентация.

Деятельность детей

    Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию. Принятие задачи. Дополнение задач проекта. Объединение детей в рабочие группы. Распределение ролей. Формирование специфических знаний, умений навыков. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

    Внедрение в практику работы проектного метода имеет отличительные особенности у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Младший дошкольный возраст 

Задачи обучения:

  • пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
  • приобщать детей к процессу познания;
  • формировать различные представления,
  • привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
  • побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

 Совершенствование психических процессов:

  • формирование эмоциональной заинтересованности;
  • знакомство с предметами и действиями с ними;
  • развитие мышления и воображения;
  • речевое развитие.

Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:

  • осознание поставленной цели;
  • овладение различными способами решения поставленных задач;
  • способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
  • поиск различных средств достижения цели.
  • Линии развития личности.

Физическое развитие:

  • стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
  • формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье (ролевой игровой проект «Азбука здоровья»);

социальное развитие:

  • формирование способов общения (вернисаж «Я и моя семья», индивидуальные семейные проекты «Генеалогическое древо»),

познавательное развитие;

  • обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
  • расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
  • сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповой проект «Мир животных и птиц», «Творческие проекты «Мои друзья», «Мир природы», «Любим сказки»);

эстетическое развитие:

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
  • овладение художественной деятельностью (комплексные проекты «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», ролевой игровые проекты «Любимые игрушки»).

     В развитии ребёнка каждый период очень важен и своеобразен. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного и познавательного развития, для накопления представлений об окружающем мире и для развития восприятия и  совершенствования его органов чувств.

     Ребёнок 3-4 лет неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь».  Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач, совершенствуются орудийные действия, действия экспериментирования. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей.

В младшем возрасте используются в основном два  вида проектов.

    Это ролево – игровые(творческие) и исследовательско – игровые  проекты.

   Так как ведущим видом  деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста используются ролево - игровые и творческие проекты.

    Игровые проекты –  где участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием.

    В младшем возрасте структура игровых проектов только намечается. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения  в  придуманных ситуациях.

    Степень творчества  в таких проектах высокая, но доминирующим видом все-таки является ролево-игровая деятельность.

    Проектная деятельность развивается поэтапно. И отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов ее решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.  Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок  выступает в качестве заказчика проекта, а его осуществление происходит на подражательно  исполнительском уровне.

Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?).  Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы. Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Так во второй младшей группе могут быть разработаны исследовательско – игровые проекты, где в равной степени используется экспериментальная и игровая деятельность.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов. Элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и  младшего возраста. Они с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. 
А с помощью игровых персонажей можно предложить детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде?

Во второй младшей группе  дети осваивают  действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. 
Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные  издают разные звуки.  После нескольких наблюдений за дождём можно  сделать выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, грибной, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. 
Большую радость, удивление и даже восторг дети  испытывают от своих маленьких и больших открытий.

Например, при организации таких проектов как:

«Витаминка», дети в игровой  и экспериментальной форме узнают  о том, как  беречь свое здоровье и заботиться о нем, получить  знания о питании, о витаминах, об их пользе для здоровья человека; 

во время реализации проекта «Мои игрушки», каждый ребенок может  не только познакомить окружающих со своей самой любимой игрушкой, но и узнать из каких материалов они могут быть сделаны;

С помощью проекта «Какая она, капуста?» дети могут познакомиться  с семенами, с блюдами приготовленными из разнообразных сортов капусты, а например, в ходе реализации образовательного проекта «Подарки осени» при знакомстве с овощами можно провести  с детьми опыт «тонет, не тонет». В ходе этого опыта дети узнают, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. 

    Таким образом, ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. 

    Итак, в  младшем дошкольном возрасте  формируется  эмоциональная заинтересованность у детей,  знакомство с предметами и действия с ними.

    А использование метода проекта позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний. В процессе работы над проектами у детей формируются  познавательно – исследовательские навыки  и совершенствуются все психические процессы.

 

Список использованных источников:

  1. Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология// Детский сад от А до Я. 2008. — №3. С. 6.
  2. Боровлева А. В. Проектный метод как средство повышения качества образования // Управление ДОУ.2006. — №7.С 76–83.
  3. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
  4. О.И.Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. Проекты в работе с детьми. Сфера М.2012 Л .Д. Морозова. Педагогическое проектирование В ДОУ. Сфера М 2010 Л. Д. Морозова Метод проектов в деятельности ДОУ // детский сад от А до Я. 2006, №2 Е.С. Евдокимова. Технологии проектирования в ДОУ. М., 2008
  5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода.- М.: АРКТИ, 2003
  6. Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. 2010. №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция образовательных областей на основе единого проекта)....

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста " космос для самых маленьких"

Данный проект разработан в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Цель проекта- познакомить детей с Российским праздником - День космонавтики, понятиями...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста: "Зимующие птицы нашего города"

Работа по формированию элементарных экологических представлений о зимующих птицах, их образе жизни и роли человека в жизни птиц. Способствует интересу детей к живой природе, воспитывает любовь к ней и...

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста

laquo;Проектная деятельность в ДОУ» Главинская Е.А., воспитательГБДОУ детский сад №34 Приморского районаСанкт-Петербурга «Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного во...

Статья "Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста"

Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста В. А. Сухомлинский:От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окруж...