Роль игры в развитии познавательного интереса у дошкольников
статья

Варфоломеева Анастасия Ивановна

Статья "Роль игры в развитии познавательного интереса у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии познавательного интереса у дошкольников

На сегодняшний день педагогика и психология ставят перед системой дошкольного воспитания цель – подготовить гармонично, разносторонне развитого ребёнка к поступлению в школу.

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Уже на ранних  возрастных ступенях, именно в игре, дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный мир.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальное знание об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Наиболее эффективный вариант развития познавательной сферы ребенка дошкольного возраста - организация познавательной деятельности.
Деятельность — необходимое условие развития ребенка. В процессе деятельности приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки благодаря чему развивается и сама деятельность Исследования А. Леонтьева, С. Рубинштейна. Б. Теплова и др. показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

 Основным  видом деятельности детей дошкольного возраста, как мы уже знаем, является игра, в процессе которой развиваются внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и другие качества.

В игре ребёнок формируется как личность; у него развиваются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть его успешность в учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Познавательная деятельность - это активная деятельность по приобретению и использованию знаний.
Она характеризуется познавательной активностью ребенка, его активной преобразующей позицией как субъекта этой деятельности, заключающейся:
- в способности видеть и самостоятельно ставить познавательные задачи;
- намечать план действий;
- отбирать способы решения поставленной задачи-
- добиваться результата и анализировать его.
В процессе познавательной деятельности происходит познавательное развитие ребенка, т.е. развитие его познавательной сферы (познавательных процессов)- наглядного и логического мышления, произвольных внимания восприятия, памяти, творческого воображения.
В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
Мотив познавательной деятельности в дошкольном возрасте детерминирован (обусловлен) потребностями другой, значимой для ребенка деятельности, в первую очередь игровой.
Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки. Игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие дидактическими играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры.

Каждая игра должна непременно отличаться известной занимательностью, только при наличии этого условия она увлечет детей и заставит их предаваться ей с охотой. Незанимательная игра вызовет в детях лишь скуку и вялые движения, совершаемые апатично, без участия внимания и памяти, ясно, что от таких игр нельзя ожидать пользы.

Очевидно, что в разнообразных играх мы имеем могучий элемент для содействия умственному развитию детей. Элемент тем более важный и неоценимый, что при его помощи мы не прибегаем к скучному, утомительному внедрению сухих скучных "правил", а облегчаем детям эту мозговую работу укрепления и развития памяти, внимания, сообразительности и пр. легкими, живыми детскими играми, совершенно не вызывающими переутомления. В противоположность однообразным гимнастическим упражнениям, исключающим всякое сознательное участие мозга, игры требуют сообразительности и служат, между прочим, подспорьем для расширения умственного кругозора детей

Игра - первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде.

Игра является незаменимым средством пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, ценных морально-волевых и физических качеств. В формировании разносторонне развитой личности ребенка играм отводится важнейшее место.

Игра как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности:

-активизирует познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение и др.);

-воспитывает интерес и внимательность детей старшего дошкольного возраста;

-развивает способности;

-вводит детей в жизненные ситуации;

-учит их действовать по правилам, развивает любознательность;

-закрепляет знания, умения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в формировании познавательного интереса у дошкольников

, Н.А. Рубцова, МБДОУ Д/С №19городского округа город Воронеж .  Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, общества в целом и приобретают фо...

Роль воспитателя в развитии познавательного интереса дошкольников

Роль педагога в  развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста, безусловно, велика, т.к.  именно педагог является одной из ключевых фигур в образовательном процессе....

Рекомендация «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»

Рекомендация «Роль семьи в развитии познавательных интересовдошкольника»...

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНИКА С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ»

Развитие познавательного интереса - одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологи...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольников средствами экспериментирования».

Сосеты родителям по безопасному проведению экспериментальной деятельности в домашних условиях...