Роль воспитателя в развитии познавательного интереса дошкольников
консультация по математике на тему

Соломасова Тамара Николаевна

Роль педагога в  развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста, безусловно, велика, т.к.  именно педагог является одной из ключевых фигур в образовательном процессе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Роль воспитателя в развитии познавательного интереса к математике

Роль педагога в  развитии познавательного интереса у детей дошкольного возраста, безусловно, велика, т.к.  именно педагог является одной из ключевых фигур в образовательном процессе. Положительный результат деятельности, т.е. наличие высокого  познавательного интереса у воспитанников, во многом зависит от системы действий и  взаимодействий педагога с каждым ребенком, а также от самой его личности - творческого потенциала, способности к саморазвитию, профессиональной компетентности.

Педагог, поставивший перед собой цель заинтересовать детей поиском «математических открытий», должен стремиться стать новатором, найти свой собственный  подход, отвечающий его личным качествам и особенностям контингента детей. Поэтому наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» педагог должен понимать, «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому научиться?».

Чтобы быть к этому готовым, педагогу следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы современного дошкольного образования в целом, так и формирования и развития познавательного интереса дошкольников, в частности. В процессе реализации системно-деятельностного компетентностного подхода развитие осуществляется не тогда, когда ребенок воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  Таким образом, место репродуктивной передачи, «презентации материала» занимает активная деятельность детей-первооткрывателей, непосредственно связанная с проблемами реальной жизни.

Педагог, систематически осуществляющий свою деятельность совместно с детьми на основе компетентностного подхода, выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, активизирует его интерес к той или иной деятельности, сотрудничает с детьми или, при необходимости, отводит себе  важную роль организатора. При этом от педагога требуется создание следующих условий:

- применение проблемных ситуаций, активизация творческого отношения детей к процессу познания;

- обеспечение детей необходимыми средствами решения различного рода исследовательских, творческих и других задач и заданий;

- организация разнообразных, гибких форм совместной  деятельности детей (и взрослых),  взаимодействия и сотрудничества.  

На первом этапе  формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста роль педагога заключается в создании познавательного мотива – желания узнать, открыть, научиться, понимая при этом цель предстоящего усвоения. Решить данную задачу способен только творчески настроенный педагог, искренне желающий сам познать истинную природу предметов и явлений, их взаимосвязи и соотношения, в том числе – связанные с такой интересной наукой, как математика.

С другой стороны, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности требует от педагога глубоких знаний  психологии. Например, в программе «Игралочка – ступенька к школе»[1] подчеркивается тесная взаимосвязь познавательных интересов ребенка с развитием всех психических процессов – внимания, мышления, воображения и т.д. Задача педагога учитывать психологические особенности  возрастных этапов, а также познавательные способности и активность каждого ребенка.    

Следующей качественной характеристикой педагога, необходимой для осуществления задачи формирования у детей познавательного интереса к математической действительности, является его способность создавать развивающую предметно-пространственную среду. Безусловно, педагогу необходимо соблюдать требования, изложенные в Федеральном Государственном стандарте, т. е развивающая среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной[2]. Познавательная деятельность детей осуществляется в центрах  исследований и экспериментирования, где дети могут проводить наблюдения, простейшие опыты, сначала под руководством педагога, а затем самостоятельно.

Деление материалов и оборудования по направлениям развития является достаточно условным, однако организация познавательной деятельности требует от педагога знания программы математического развития дошкольников. Заинтересовать детей могут предложенные педагогом дидактические пособия и игры  для сенсорного развития (цвет, форма, размер, тактильные ощущения и пр.). Роль педагога заключается в том, что он разумно подбирает наборы для классификаций, кубики, шарики, всевозможные вкладыши (в рамку, в основание, один в другой). Детям старшего дошкольного возраста предлагаются доски Сегена, пазлы, блоки Дьенеша, «Квадраты», «Сложи узор» Никитина, палочки Кьюизенера, игры типа «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», головоломки, интеллектуальные игры (шашки, шахматы и др.).

Таким образом, роль воспитателя в формировании и развитии познавательных интересов является разноплановой:

- педагог должен знать рекомендации ФГОС;

- создавать среду, способствующую решению программных задач по познавательному  развитию;

- учитывать возможности дошкольного образовательного учреждения;

- осуществлять творческий подход к математическому развитию детей, проявляя при этом профессиональные качества психолога, организатора, дизайнера. Главным же качеством является умение педагога сотрудничать с детьми во всех видах познавательной деятельности, активизируя при этом их любознательность и желание участвовать в поиске и делать «первые открытия».

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 3. –  М.: Ювента, 2012. – 280 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования. – 2014. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деяте...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познават...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самост...

Рекомендация «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольника»

Рекомендация «Роль семьи в развитии познавательных интересовдошкольника»...

Роль детского экспериментирования в развитии познавательного интереса дошкольника

Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стре...

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии познавательных интересов дошкольников средствами экспериментирования».

Сосеты родителям по безопасному проведению экспериментальной деятельности в домашних условиях...