Приложение 5 к опыту
материал

Гамершмидт Оксана Викторовна

Фестиваль педагогического мастерства - 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_krizis_3-h_let.docx621.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 5

Встреча клуба заинтересованных родителей на тему «Кризис трёх лет»

(для родителей детей первых младших групп)

Цель: актуализация проблемы кризиса трёх лет.

Задачи:

- настроить родителей на позитивное конструктивное общение;

- раскрыть понятие «кризис трёх лет»;

-познакомить родителей с симптомами кризиса и их проявлениями;

- обучить приемам конструктивного общения с детьми.

Предшествующая работа:

- анкетирование родителей по данной проблеме;

- изготовление объявления и пригласительных;

- изготовление памяток для родителей;

- стендовая консультация в группе;

- изготовление карточек-заданий;

- изготовление бумажных сердечек для обратной связи.

Ход мероприятия

Организационный момент

Здравствуйте, Уважаемые родители! Я рада видеть вас сегодня!

 Упражнение «Давайте познакомимся!»

- Давайте, мы с вами познакомимся. Передавая игрушку, вы назовете свое имя, имя вашего ребенка, нравится ли вам и вашему ребенку в саду, нравятся ли воспитатели?

Например: Меня зовут Светлана, мой сын Егор, ему нравится ходить в детский садик, он любит воспитателей, каким ваш ребёнок стал в последнее время.

Вы правильно заметили, что дети стали, проявлять самостоятельность говорить «Я сам!», более капризными, на пример часто не слушаются.

В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: его попытка самостоятельно отдалиться от матери, научиться многое делать самому. Ребенок развивается, а всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы – кризисы. И собрались мы с вами сегодня, чтобы поговорить о кризисе 3 лет.

Анализ проведённого анкетирования

Итак, уважаемые родители! С вами было проведено анкетирование, с целью узнать насколько вы информированы о проблеме «кризиса трёх лет», где приняли участие 20 человек. После обработки анкет мною было выявлено, что: 40% опрошенных не знакомо понятие «кризис трёх лет», 50% не знают признаков данного кризиса, 40% не совсем понимают, как обращаться с малышом в данный период, 55% опрошенных испытывают трудности разного рода в общении с ребёнком этого возраста, 80% опрошенных хотели бы узнать больше о данной проблеме.

Лекционная часть

Ну что же, давайте разбираться! Для начала попрошу ответить на 3 вопроса: что такое кризис, нужен ли он вообще, как таковой и первый ли это кризис, который испытывает ваш ребёнок? (ответы родителей)

Что такое кризис? Это пора переходного состояния, перелом. Кризис может быть ситуационным, возрастным, как раз кризис трёх лет – это возрастной кризис, т. е. характерный для определённого возрастного промежутка. Вообще любой кризис – это внутреннее противоречие между «хочу» и «могу».

И как раз в этом возрасте у ребенка происходит данный кризис развития. У ребёнка назревает внутренний конфликт, т. к. многие желания ребёнка не соответствуют его реальным возможностям. И тут же присутствует внешний конфликт – ребёнок постоянно сталкивается с опекой взрослых. Как результат –сопротивление. И вот еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, капризным. Протекание данного кризиса у всех детей происходит по-разному: у кого-то он начинается рано, у кого-то чуть позже. У одних детей кризис развития длится непродолжительное время, у других – до 4-4,5 лет. (средние границы 2-4 года.)

Для чего нужны кризисы? Кризисы необходимы, они – движущая сила развития. После каждого кризиса появляется новообразование в развитии личности ребёнка, т. е. появляется качественно новый уровень развития личности. Кстати говоря, это уже третий возрастной кризис у вашего малыша. Так, например, после кризиса новорождённости следует комплекс оживления, после кризиса одного года – появляются речь и ребёнок начинает ходить. А что же будет после кризиса 3 лет. Конечно же, главное новообразование – формирование Я системы, так называемой самости, малыш понимает, что он не единое целое с мамой, как он думал до этого периода, а он сам личность! Происходит психологическое отделение от мамы, настаёт время Я сам. Хочется отметить, что в психологии кризис 3 лет по своей стихийности и силе протекания сравним только с кризисом подросткового возраста.

Вы не должны пугаться остроты протекания кризиса. Т. к. так протекает развитие личности. В этот момент опасны не сами кризисы, а проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? – Да. Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества? Об этом мы сегодня с вами и поговорим.

От того, как складывается развитие ребенка в этот период, зависит его будущее. Кризис называют трудным возрастом, который отмечен повышенной конфликтностью. Взрослым становится все сложнее управляться с возрастающей строптивостью и несговорчивостью малыша. Однако, и самому малышу в этот период нелегко. Трудный возраст в первую очередь труден для него самого.

Представьте себе цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. Как безопасно ему там. И все-таки хоть инстинктивно, но он разрушает скорлупу, чтоб выбраться наружу. Иначе он просто задохнулся бы под ней.

Опека наша для ребенка – та же скорлупа. Ему тепло, ему уютно и безопасно быть под ней. В какой-то миг она ему необходима. Но наш малыш растет, меняясь изнутри, и вдруг приходит срок, когда он сознает, что скорлупа мешает росту. Пусть рост болезненный… и все-таки ребенок уже не инстинктивно, а сознательно ломает «скорлупу», чтоб испытать превратности судьбы, познать непознанное, изведать неизведанное. И главное открытие – открытие себя.

Для кризиса З-х лет характерен ряд симптомов, которые в психологии получили название «семизвездие симптомов»:

1 симптом - ярко выраженный негативизм - Вынуждает ребенка поступать вопреки своему желанию. Ребенок отказывается делать, то что мы его просим, не потому, что ему не хочется, а только потому, что его попросили об этом.

Главный мотив – сделать не так, как просят, а наоборот.

Негативизм избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы только определенных людей. С остальными он может быть послушным и покладистым.

2 симптом - симптом – строптивость (капризность) - (капризы по любому поводу, постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый). Безлична и не направлена против человека. Строптивость направлена против самого образа жизни, против тех правил, которые были в его жизни до 3 лет.

3 симптом - упрямство (ребенок добивается своего только потому, что он этого захотел).

Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, то есть это реакция не на предложение, а на собственное решение.

При упрямстве ребенок противоречит только потому, что не хочет отступать от своего слова.

Ребенок делает наперекор другим потому, что это он так сказал, и это он не хочет менять своих решений.

4 симптом – своеволие - ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет. («Я сам»)

Остальные три симптома встречаются реже:

5 симптом - Бунт против окружающих - (ребенок ссорится со всеми, ведет себя агрессивно). Поведение ребенка носит протестующий характер. Ребенок находится «в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними». Выливается в частые ссоры с родителями.

6 симптом - Обесценивание ребенком личности близких - Обесцениваются старые привязанности ребенка к вещам, к людям, к правилам поведения. В речи появляются выражения, которые означают все плохое, отрицательное, негативное

7 симптом – деспотизм - Ребенок изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, ему хочется добиться того положения, которое было на раннем детстве, когда исполнялись все его желания. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в ревности, агрессии, в требовании постоянного внимания к себе.

Специалисты по детской психологии, описывающие симптомы этого кризиса, подчеркивают, что в центре его стоит бунт ребенка против авторитарного воспитания, против сложившейся ранее системы отношений в семье, за эмансипацию своего «Я». Ребенок все чаще произносит: «Я - сам», что говорит о стремлении к самостоятельности, автономности. В этот период происходит ломка прежних и становление новых качеств личности ребенка. Появляется «гордость за достижения», ребенку требуется одобрение, похвала взрослого. Признание окружающих меняет чувства ребенка - переживание успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого. Давайте подробнее разберёмся в признаках данного кризиса.

Детский негативизм надо уметь отличать от обычного непослушания. Вот основные их различия:

НЕГАТИВИЗМ: Ребенок поступает наперекор своему желанию. Избирателен: ребенок отказывается выполнять просьбы определенных людей, например, только мамы или папы. С остальными окружающими он может быть послушным и покладистым. Мотив: сделать как угодно, лишь бы не так!

НЕПОСЛУШАНИЕ: Ребенок следует своему желанию, которое идет вразрез с намерениями взрослого. Не избирательно. Мотив: Сделать так, как я хочу!

СОВЕТ: - не давить на ребенка;

- не разговаривать в приказном тоне;

- включайте в процесс воспитания игровые ситуации.

КАПРИЗЫ:Плач, нытьё по любому поводу. Цель: привлечение внимания. Мотив: Я не хочу!

УПРЯМСТВО:Ответ на поведение или требование взрослых. Цель: не уступить, настоять на своём. Мотив: Я хочу!

Любой симптом, чаще всего капризность могут перерасти в истерику.

Истерика:

- громогласный плач;

- крики;

- битьё головой о стену или пол;

- расцарапывание лица и т. д.

Истерика усиливается при повышенном внимании и может прекратиться, если это внимание иссякнет.

Как предотвратить приступы истерики у детей:

• Научитесь предупреждать вспышки. Дети скорее раздражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не отправляйтесь в магазин за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть.

• Переключайте детей на действия. Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.

• Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Ребенок может оказать неспособным выразить словами свое чувство ярости. Чтобы помочь ему контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Дайте ему четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое поведение не допускается.

• Скажите ребенку правду относительно последствий. При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты ведешь себя плохо, и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Что делать, если началась истерика:

• прежде всего, не раздражаться, взять себя в руки;

• не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;

• постарайтесь отвлечь малыша. Как только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь загадочное.

• твёрдо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;

• постарайтесь не реагировать на советы посторонних;

• не поддавайтесь на провокации. Как только начинается истерика – встаньте и выйдите из комнаты. Пусть кричит, пусть падает на пол и стучит ногами. Подобное шоу рассчитано на зрителя. Через некоторое время ребенок успокоится и возобновит общение с вами. Лучше дождаться, пока он сделает это сам. Сразу же переключите его внимание на какое-то действие.

• научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.

• выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений. Нужно учить ребенка выражать свои желания приемлемым способом, объяснять, что криком получить требуемое невозможно, и своим поведением не закреплять у ребенка подобные манипуляции.

 Упражнение «Есть мнение…»

Каждой группе родителей предлагается карточка с описанием проблемной ситуации: группе необходимо разобрать ситуацию, презентовать ее и дать решение данной проблемы…

1) Вы с ребенком находитесь в переполненном транспорте, не имеете возможности посадить его, держите в руках тяжелую сумку, а в это время ваш малыш начинает кричать и плакать. Ваши действия? (отвлекающий маневр «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится»)

2) Вы моете посуду, ребенок упорно настаивает: «Я-сам», а вы заранее знаете, что он сделает это не качественно, да и вдобавок ко всему может ее разбить. Ваши действия? (дать проявить самостоятельность)

3) Войдя в комнату, вы видите, что все игрушки, которыми играл ребенок, разбросаны на полу, уговоры собрать - не действуют. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, напряжение. Ваши действия? (устройте соревнование; устраните перенасыщенность игрушками).

Активно включайте игровые ситуации в воспитании детей, проявляйте фантазию.

 Ситуации для анализа (решение кейсов)

Ситуация для анализа:

Мать зовет дочку купаться.

- Не буду! Не хочу! – отвечает дочь.

- Но ты же сама только что просилась, я уже ванну с пеной сделала!

- Не хочу с пеной, хочу с солью!

- Но с солью мы сделаем завтра, а сейчас смотри, какая пена!

Тут в ванную заглядывает папа:

- Я сейчас сам буду купаться!

- У- у – у! Хочу купаться! Папа, уйди!

Вопросы:

- Определите, в данной ситуации в больше степени проявляется капризность или упрямство? Обоснуйте свой ответ. (капризность).

Замечено, что:

- девочки капризничают чаще, чем мальчики;

- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

Ситуация для анализа:

Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает свое недовольство тем, что суп теплый и т. д. Мать идет у нее на поводу, она предлагает ей другие блюда, пытается ее заинтересовать, рассказывает сказку и т. п., но все бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы:

- Определите, в данной ситуации в больше степени проявляется капризность или упрямство? Обоснуйте свой ответ. (капризность).

- Как можно выйти из этой ситуации? (Создайте игровую ситуацию и предложите покормить котёнка или куклу. К примеру, ваш ребёнок не хочет кушать, хотя голодный. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришёл обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед; завлекайте ребёнка со стороны эстетики, т. е. красиво выкладывайте блюда и сервируйте стол; если есть любимая посуда, то используйте её; играйте на чувствах ребёнка (Я готовила, старалась…Эх.)и т. д.

Хочется подчеркнуть, что при приступе капризности, не надо идти на поводу у ребенка.

Ситуация для анализа:

Двухлетняя Катя с усердием надевает колготки. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготки почти надеты, но… наизнанку. Малышка, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, по ее мнению, «эту бесцельную возню» и быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготки. Девочка поднимает крик: «Сама! Сама! Сама!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сама».

Вопросы:

- Что это капризность или упрямство? (капризность и своеволие)

- Правильно ли поступила мама (Нет)

- Какие последствия такого поведения мамы? (пассивность, лень, чувство вины, как следствие, заниженная самооценка, что в будущем негативно скажется на становлении личности)

- Что бы вы посоветовали маме (спокойствие и терпение, давать ребёнку самостоятельность)

Хочется подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление ребенка к самостоятельности. Это можно наблюдать даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, а иначе дети могут вырасти пассивными и ленивыми.

Если достижения ребенка становятся предметом внимания взрослого и его доброжелательной оценки, его личность своевременно и полноценно развивается, а это залог психического здоровья и успешного развития в дальнейшем. В противном случае при ограничении самостоятельности в действиях детей в поведении ребенка возникают негативные симптомы:

- дети становятся раздражительными и гневливыми;

- легко впадают в аффект;

- капризничают;

- стремятся все сделать наоборот.

И вот ещё на что хочется обратить внимание. Какие качества мы можем вложить в наших детей, в зависимости от методов воспитания.

Если:

ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

ребенка хвалят – он учится быть благодарным;

ребенка поддерживают – он учится ценить себя;

ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины;

ребенок растет в терпимости – он учится понимать других;

ребенок растет в честности – он учится быть справедливым;

ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей;

ребенок живет во вражде – он учится быть агрессивным;

ребенок живет в понимании и дружелюбии – он учится находить любовь в этоммире.

Рекомендации для родителей

5 правил правильного поведения родителей с ребенком

1. Правило: “Ты сделал это сам, и мы, твои родители, радуемся!”

Обратите внимание, умеет ли ваш ребенок радоваться собственноручно построенной башенке, собранной пирамидке, нарисованным каракулям, или остается безразличным. Помогите ребенку сформировать собственное суждение о себе и о своих действиях: “Ты умница, всю кашу съела”; “Молодец, как много колобков нарисовал!”; “Какую ровненькую дорожку для машин ты сам построил”.

2. Правило: “Я взрослый, я все умею и научу тебя, мой малыш!”

Утром, собираясь в детский сад, вместо того чтобы подгонять малыша и упрекать его в неумении и медлительности, предложите ему поиграть. Пусть ребенок одевает мишку или зайца, а вы - малыша. Соревнуйтесь, кто справится быстрее!

3. Правило: “У тебя не все получилось, давай-ка еще разок!”

Бунт и капризы в период кризиса трех лет следует не искоренять, а направлять в другое русло - игру-соревнование, игру-сказку, игру “в семью”. Играйте с ребенком, через игру дети избавляются от глупого упрямства, а их поведение становится целенаправленным и настойчивым.

4. Правило: “Мне нужен такой помощник, как ты, малыш!”

Ребенок хочет быть самостоятельным. Поощряйте его самостоятельность, и он станет настоящим помощником: пусть стирает рядом с мамой или убирает со стола с бабушкой, папе можно подавать инструменты, с дедушкой чинить машину или куклу.

5. Правило: “Давай посоветуемся!”

Вопрос к малышу: “Что и как будем делать?” всегда эффективнее, чем жесткий приказ или навязчивая опека. Тем самым вы научите ребенка выбирать себе занятие, иметь свои желания, вместо того чтобы упрямиться и делать все наоборот. Вы научитесь прислушиваться к ребенку, незаметно подсказывать ему правильное решение. Дети любят, когда к ним обращаются за советом или помощью.

Как вести себя взрослым:

- Взрослые должны сохранять общее положительное отношение ребенка к самому себе;

- Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других;

-Там, где возможно дайте ему право самому выбирать, дайте больше самостоятельности;

- Уважайте замыслы малыша, отвечайте так, чтобы ребенок чувствовал вашу заинтересованность в делах;

-Если вы позволите малышу с помощью истерики добиться цели, это станет устойчивой формой поведения;

- Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

- Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, что вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, наказывать и побольше ласки, терпения, даже ценой некоторых компромиссов.

Помните! Дайте ребёнку самостоятельность по максимуму. Подумайте, прежде чем запретить, к каким последствиям это приведёт. Если нет угрозы жизни и здоровью малыша и других, то разрешите ребёнку изведать новое. Запретов не должно быть много, но если вы запретили, то будьте непоколебимы! Нет - значит нет. Не забывайте, что малыш вас испытывает и перепроверяет запреты, не дайте слабинку, будьте последовательны. В воспитании все взрослые придерживайтесь одних и тех же требований! Недопустимо, чтобы мама что-то запрещала, а ребёнок прекрасно знал, что при помощи истерики от бабушки или папы можно получить желаемое и даже немножко больше. Не кричите, не раздражайтесь от самостоятельности и истерик малыша! Помните данный путь ему пройти необходимо, это закономерность нормального развития любого человека. Проявите больше ласки, заботы и терпения по отношению к своему малышу Минимально наказывайте. И, конечно же, чаще хвалите. Даже за незначительные на ваш взгляд достижения, хвалите эмоционально. Сам оделся - хлопаем изо всех сил и говорим, какой он молодец! Похвала, чувство нужности и ощущение себя любимым очень важно в этом возрасте. В будущем это позитивно скажется на самооценке ребёнка. Относитесь к ребёнку, как ко взрослому, не пытайтесь сделать всё за него, чаще спрашивайте его мнение. А как гладко и как быстро данный период пройдёт у вашего малыша, зависит только от выбранной вами стратегии поведения и стиля воспитания!

 Рисунок «Мой ребенок - цветок». Все знают, что дети – это цветы жизни. Я предлагаю вам нарисовать своего ребенка в виде цветка. Подумайте:

-какой он цветок;

-в каком климате растет;

-что помогает ему справляться с неблагоприятными условиями и приступайте к рисунку.

Итог:

В заключении я хочу сказать:

Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.

Не слишком вините себя, что не смогли сразу добиться желаемого результата. Ведь по взмаху волшебной палочки в таком важном процессе, как воспитание, ничего не бывает. А положительные результаты вы получите как итог упорного труда!

Есть ли у вас ко мне вопросы?

- Я хочу закончить нашу встречу стихотворением

«Я сам»

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Уважаемые родители, желаю вам много терпения с вашими маленькими «кризисниками»! Помните, им необходима ваша любовь и поддержка. Я вас благодарю за сегодняшнюю встречу и прошу высказать о ней мнение на вот таких сердечках. Что понравилось, что нет, мне важно мнение каждого из вас! Не забудьте памятки!

Спасибо за внимание! До новых встреч!

Встреча клуба заинтересованных родителей на тему «Кризис трёх лет» https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1721794-1555331235.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1721794-1555331256.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1721794-1555331281.jpg https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1721794-1555331311.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

т - ПАМЯТКА - БУКЛЕТ (приложение к опыту работы)

СТЁРТЫЕ  (или минимальные)  ФОРМЫ ДИЗАРТРИЙ...

Приложение к опыту 1

Приложенеи к опыту 1...

Приложение к опыту 2

Приложение к опыту 2...

Приложение к опыту 4

Приложение к опыту 4...

Приложение к опыту 5

Приложенеи к опыту 5...

Приложение к опыту 6

Приложение к опыту 6...