Приложение 6 к опыту
материал

Гамершмидт Оксана Викторовна

Фестиваль педагогического мастерства - 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie.docx26.83 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 6

Родительское собрание в группе раннего возраста № 1. Выступление педагога-психолога на тему «Возрастные особенности детей раннего возраста».

В 2-3 годика ребенок - это уже маленькая личность! Он сознательно произносит "я": "Я хочу/не хочу, я буду/не буду!". Он узнает себя в зеркале и на фотографии. Малыш становится иногда упрямым. Часто это происходит от того, что его не поняли, оскорбили. Нельзя наказывать несправедливо ребенка, т.к. он становиться обидчивым. Этот период жизни психологи называют кризисным. Тем не менее, у ребенка повышается работоспособность нервной системы, увеличивается выносливость. Теперь ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Например, сразу прекратить игру, чтобы пойти поесть, или быстро ответить даже на хорошо знакомый вопрос. Успокоить ребенка этого возраста отвлечением его внимания становиться трудно.

В этом возрасте малыш еще не может управлять собой по собственному желанию, его поведение носит большей частью непроизвольный характер. Двигательное развитие качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Обратите внимание: на третьем году жизни активно развивается тонкая моторика, что позволяет ребенку самостоятельно одеться, раздеться, умыться, рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Словарный запас к трем годам достигает 1200-1300 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя не всегда правильно. Однако родители должны тактично поправлять ребенка. Звукопроизношение становиться более совершенным.

Основным развивающим видом деятельности ребенка является игра. К концу третьего года жизни любимыми играми детей становятся ролевые игры.Ролевая игра в жизни любого ребенка - показатель новой ступени в умственном развитии.

Среди мыслительных операций важнейшими являются: называние цвета, величины, формы, расположения предмета в пространстве (близко, далеко); выделение основных свойств предмета (форма, величина, цвет); группировка предметов одного цвета, формы, размера; сравнение по цвету, форме, размеру, весу, по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас); координация движений рук и зрения; формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).

 В общении со взрослым, чтении, играх и развивающих упражнениях ребенок все более обогащает свои представления о мире и получает знания: о явлениях природы - светит солнце, идет снег, дождь, и др.; о животном мире - не только различает и называет домашних животных, но и имеет первичные представления о них; о растительном мире - различает и называет цветок, дерево, траву, лист и др.; о некоторых трудовых действиях - пилить дрова, копать землю, мыть посуду, пылесосить ковер и т.д.

Главной фигурой для детей третьего года жизни является взрослый, так как дети практи­чески во всем еще зависят от него. Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими проблемами. Раздеться — пожалуйста! Но одеться полностью самостоятельно удается далеко не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разрезать котлетку, картофелину еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Ребенку третьего года жизни необходимо знать и чувствовать, что взрослый всегда готов ему помочь, поддержать и защитить.  Двухлетний малыш, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Ему неоткуда ждать понимания и похвалы, кроме как от взрослого. Продолжительные контакты с любящими взрослыми являются основой самоуважения ребенка этого возраста.  Дети начинают ценить себя, если их ценят другие.

Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания взрослому. При этом ребенок подражает всему, что тот делает: и хорошему, и плохому, и правильному, и неправильному. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом ребенок воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в этот момент ему в глаза.

Двухлетние малыши еще не различают живое и неживое. Взрослому необходимо постоянно демонстрировать разные образцы поведения по отношению к живым и неживым объектам. Попытку разобрать живую бабочку на части нужно пресечь, но не следует расценивать это поведение как жестокость. Разбирать предметы на части — это его способ познания мира.

Ревность ребенка по отношению к любимому родителю очень высока в этом возрасте. Точно также, если ребенок полюбил своего воспитателя или другого понравившегося ему взрослого, то он нередко начинает ревновать его к другим детям. В этом возрасте у детей впервые появляется желание не просто манипулировать предметами, как они делали это раньше (катать, стучать, бросать и т. п.), но и создавать из них нечто новое (забор из кубиков, поезд из стульев и др.).

Двухлетние дети не знают как вести себя со сверстниками. Сверстник является для них скорее занятным предметом, который не слишком отличается от других движущихся вещей.  Они действуют не считаются с их возможными неудобствами и переживаниями, о которых просто не подозревают. Могут толкнуть сверстника, оказавшегося на дороге, наступить на него, если тот на свою беду, лежит на пути, отнять игрушку, хотя сам держит такую же и тем более, если у него такой нет и т.д.

Подобные действия вовсе не означают выражение плохого отношения, или агрессивности. Их причиной могут быть вполне невинные желания: взять привлекательный предмет, захватить хорошее место, неумение занять себя чем-то более интересным. Однако само по себе безобидное желание порождают у некоторых детей агрессию в форме драк, плевков, укусов, что часто наблюдается именно в этой возрастной группе. Такие формы поведения, случайные вначале, могут повторяться, закрепляться и переходить у части детей в привычку. Это порождает в группе обстановку, когда более слабые и миролюбивые дети уже не чувствуют себя в безопасности. Подобные акты насилия в отношении других должны пресекаться в зародыше, всегда и без исключения.

Третий год жизни — самый благоприятный период для того, чтобы заложить у детей потребность и привычку к мирному и доброжелательному сосуществованию. Именно в этот период складывается стереотип поведения в группе, и каким он будет, зависит в первую очередь от взрослого. Именно в данном возрасте важно заложить традиции взаимного уважения, терпимости и доброжелательности, которые очень облегчит жизнь в последующие годы.      

Основные психические процессы — восприятие, внимание, память, мышление, речь носят у детей 2—3 лет непроизвольный характер. Это означает, что они не могут по собственному желанию сосредоточиться или запомнить, а обращают внимание только на то, что само привлекло их внимание, запоминают то, что само запоминается, и т. п.

Ребенок очень восприимчив к проявлению эмоций других детей. Он легко заражается ими и присоединяется как к бурным проявлениям радости, так и к плачу. В тоже время во многих ситуациях он обнаруживает бесчувственность, подчас граничащую с жестокостью. Он может радостно таскать котенка за хвост, с хрустом давить улиток и т.п. Делается это не со зла, а потому что он не задается мыслью и не может представить себе, что причиняет кому–то страдания. Однако если вы тактично не отучите его от подобных «развлечений», они могут с годами превратиться в подлинную жестокость.

В этом возрасте многие дети проявляют возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохма­тых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения.

Положительные эмоции, так же как и отрицательные,   в значительной степени связаны с разными физическими ощущениями: вкусной едой, приятными запахамии т. д. В целом здоровый двухлетний малыш склонен иметь постоянно хорошее настроение.

Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима.

Дети очень восприимчивы к музыке, и с ее по­мощью можно создать у ребенка тот настрой, который в данный момент необходим, например расслабление и покой при укладывании на сон, радость в период активного бодрствования.

Для ребенка в этом возрасте важно:

Много двигаться, потому что через движение он развивает и познает свое тело, а также осваивает окружающее пространство.

Освоить мелкие движения пальчиков через игры с мелкими предметами, потому что развитие мелкой моторики у детей напрямую связано с развитием мозга и речи.

Как можно шире осваивать речь, поскольку она помогает и в развитии контакта ребенка с миром, и в развитии его мышления. У ребенка в этом возрасте быстро растет словарный запас, причем количество произносимых слов всегда меньше, чем количество понимаемых.

Играть, поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.

Продолжать выстраивать отношения со взрослыми. Ребенок в этом возрасте очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности. Он ждет от взрослого непосредственного участия во всех его делах и совместного решения почти любой стоящей перед ним задачи. Сверстник пока еще не представляет для ребенка особого интереса, дети играют «рядом, но не вместе».

Получать помощь взрослого в тот момент, когда у него что-то не получается, поскольку ребенок в 2—3 года может реагировать на неудачи весьма аффективно: злиться, плакать, ругаться, бросать вещи.

Иметь достаточно времени для того, чтобы что-то выбрать. Все его желания обладают одинаковой силой: в этом возрасте отсутствует соподчинение мотивов и ребенку трудно принять решение, что выбрать в данный момент. Ему хочется всего и сразу.

Вам как  родителям  малыша 2-3 лет важно:

Понимать, что энергичный и активный ребенок — это естественно, хотя временами утомительно. Поэтому вам нужно быть готовыми к этому и по возможности организовывать безопасное пространство, в котором малыш мог бы беспрепятственно использовать свою энергию для подвижных игр. Будет прекрасно, если именно вы хотя бы иногда будете его партнером по игре.

Предоставить ребенку возможность играть с мелким материалом: пуговицами, крупой, деталями конструктора, камушками, шишками, и другими различными по ощущениям предметами. Обязательно под присмотром взрослого!

Чаще разговаривать с малышом, читать ему сказки, книжки, обсуждать то, что он видел или в чем принимал участие. Полезны периодические контакты с малознакомыми детьми или взрослыми, поскольку ребенок вынужден старательнее произносить то, что мама обычно понимала с полуслова.

Предоставлять возможности для самых разных игр, в основном с предметами. Некоторые дети могут сами увлеченно вкладывать предметы один в другой, разбирать на части, перекладывать их, осваивая начальные этапы анализа и синтеза. Но в 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество.

Относиться к ребенку спокойно и дружелюбно. По возможности понимать его эмоциональное состояние и насущные потребности, поскольку в этом возрасте ребенок не всегда способен их четко сформулировать и заявить.

Помнить, что соблюдение разумной безопасности не должно лишать малыша возможности открытия нового и интересного. Ваша родительская тревога не должна замещать возможности развития для вашего ребенка, которое происходит в этом возрасте через восприятие, а значит, через постоянное исследование нового.

Понимать, что у маленького ребенка совершенно другое восприятие времени. Для него существует только настоящее. И ваши попытки апеллировать даже к ближайшему будущему им совершенно не воспринимаются.

Относиться спокойно и с пониманием к эмоциональным вспышкам ребенка в случае возникновения трудностей. Злость или слезы, когда у ребенка не получается какая-то сложная для него задача, вполне естественны. Если аффект не очень силен, его можно проигнорировать, в случае сильного расстройства ребенка следует утешить или переключить его внимание.

Педагог-психолог Гамершмидт О. В.

                              08.10.2019


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития" (методический материал, приложение к опыту работы)

                   Моя тема по самообразованию: «Музыкально-ритмическая деятельность для детей с задержкой психического развития». Эту тему я в...

т - ПАМЯТКА - БУКЛЕТ (приложение к опыту работы)

СТЁРТЫЕ  (или минимальные)  ФОРМЫ ДИЗАРТРИЙ...

Приложение к опыту 1

Приложенеи к опыту 1...

Приложение к опыту 2

Приложение к опыту 2...

Приложение к опыту 4

Приложение к опыту 4...

Приложение к опыту 5

Приложенеи к опыту 5...

Приложение к опыту 6

Приложение к опыту 6...