Общие методические принципы развивающего обучения
статья

Татьяна Ивановна Беляева

По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально – самостоятельной [5, c.75].

Зона ближайшего развития - это зона нового предметного содержания, в которой осваиваются методы и формы обучающей деятельности, обеспечивающие развитие мышления, памяти, воображения и других психических функций.

Зона актуального развития - это зона предметного содержания, в которой дети уже овладели методами и формами обучающей деятельности и, прежде всего, методами творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Общие методические принципы развивающего обучения

По Л.Г. Выготскому, обучение создает зоны ближайшего развития, где в общении и сотрудничестве со взрослыми и товарищами происходит развитие психических функций ребенка от коллективной к индивидуально – самостоятельной [5, c.75].

Зона ближайшего развития - это зона нового предметного содержания, в которой осваиваются методы и формы обучающей деятельности, обеспечивающие развитие мышления, памяти, воображения и других психических функций.

Зона актуального развития - это зона предметного содержания, в которой дети уже овладели методами и формами обучающей деятельности и, прежде всего, методами творческой деятельности.

Принципиальные отличия развивающего обучения:

•        функция развития предполагает преимущественно творческую деятельность учащихся на всех этапах непосредственно образовательной деятельности по теме для усвоения методов научного творчества, а не только отдельных творческих заданий в конце изучения темы;

• функция воспитания предполагает организацию общения и сотрудничества для формирования у воспитанников самостоятельности в применении основных технологий (или отдельных операций) социального творчества - исследования, проблематизации, эксперимента, проектирования в рамках каждой темы.

Развивающее образование - это социальная организация обучающей деятельности, направленная на формирование теоретического мышления на основе методов научного творчества и самостоятельной творческой деятельности с помощью системы общенаучных технологий [6, c.96].

Отметим методические принципы развивающего обучения:

1)        На занятиях создается психологический комфорт с помощью уважительного общения, соблюдения воспитателем и воспитанниками правил, справедливого отношения воспитателя к результатам работ детей, помощь со стороны воспитателя, обеспечения воспитателем минимального успеха дошкольников в непосредственно образовательной деятельности, практической направленности творческой деятельности.

2)        Творческие задания составляют основу непосредственно образовательной деятельности детей с первого до последнего занятия по данной теме.

3)        Усвоению подлежит не вся информация, а только теоретические закономерности - общепредметные и тематические понятия.

4)        Теоретические понятия не предлагаются воспитанникам в готовом виде, а формируются через существенные признаки самостоятельно или с помощью воспитателя в процессе анализа и систематизации информации, решения проблем.

5)        Выполнение творческих заданий и работ осуществляется с помощью алгоритмов, часть из которых разрабатывается самими воспитанниками и в последующей деятельности развивается.

6)        Структура обучающего материала составлена таким образом, что в процессе изучения новых тем происходит развитие основных понятий ранее изученных тем.

7)        В процессе обучения дети  усваивают методы творческой деятельности, затем технологии и, наконец, практикуют новые технологии творческой деятельности и переносят их с предмета на предмет.

8)        Освоение нового метода и технологии творческой деятельности на первом этапе осуществляется в групповой форме, а затем через парную работу постепенно переходит в индивидуальную форму работы.

9) Контроль и анализ результатов обучения по теме включает в себя не только теоретические закономерности, но и методы и технологии творческой деятельности, а также анализ самого процесса деятельности и ее результатов на эмоциональном, информационном, теоретическом и методологическом уровнях [23, c.68].

Педагогу необходимо освоить роли, которые способствуют максимальному проявлению самостоятельности ребенка в обучении: это заказчик проекта, скрытый организатор, открытый помощник, мастер, эксперт, внимательный слушатель.

Наблюдения за организацией развивающего обучения позволяют говорить не только о развитии интеллектуальных способностей воспитанников, об умении их мыслить самостоятельно, о развитии таких универсальных способностей, как анализ, рефлексия, планирование; но и о благотворном влиянии развивающего обучения на воспитателя: повышается уровень его профессиональной подготовки, он становится исследователем и творцом, испытывающим огромное удовлетворение от работы благодаря заинтересованности воспитанников, их желанию узнавать все больше и больше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принцип развивающего обучения по правилам дорожного движения

Ознакомить и раширить представление педагогов о проектной деятельности по ПДД. Дать  рекомендации по созданию в группе развивающеей среды по ПДД, организация учебной деятельности используя пробле...

«Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»

Контрольная по учебной дисциплине«Педагогика среднего специального образования» Тема: «Теоретико – методологические основы принципа развивающего обучения»...

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, ...

Шесть принципов развивающего обучения Орф-Шульверка

Набор техник и приемов Орф-Шульверка настолько обширен, но при этом прост и доступен, что с его помощью закладываются основы музыкального воспитания, понимание музыки, как системы, и любовь к музыке, ...

Общие методические принципы работы педагога по театральной деятельности

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без всякого отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях - 12-16 человек. Если в группах их больше, то ц...

Деловая игра для воспитателей «Обще дидактические принципы в обучении детей элементарных математическим знаниям».

Развитие умения воспитателей обсуждать и согласовывать предложенные вопросы между собой.- Контроль за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.- Умение слушать дру...