Родительское собрание по теме: «Секреты воспитания детей 4-5 лет»
консультация (средняя группа)

Батурина Елена Антоновна

Цель: привлечение родителей к совместной работе по овладению детьми навыков вежливого общения и культурой речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_vospitaniya_detey_4-5_let.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №5 г. Бирюсинска

Родительское собрание по теме:

«Секреты воспитания детей 4-5 лет»

Средняя группа «Умка».

Составила

воспитатель

Батурина Е. А.

2020 г.

Цель: привлечение родителей к совместной работе по овладению детьми навыков вежливого общения и культурой речи.

Вопросы для осуждения:

1. Основные правила культурного поведения ребенка 4- 5 лет.

2. С чего начинать воспитание культуры поведения?

3. Речевой этикет.

4. Приёмы привития детям навыков культурного поведения и хороших манер.

5. Короткие новости о вежливости и культуре

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета. Их цель: кроме нравственных качеств - доброты, чуткости, сердечности, прививать людям чувство меры и красоты в манерах поведения. В одежде, разговоре, приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы входим в общество. Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200-300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали.

Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет:

•        Умение считаться в игре с желаниями и намерениями других детей, играть вместе общими игрушками, уступать.

•        Регулярное участие в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

•        Соблюдение правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

•        У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

•        Вежливое отношение к взрослым.

•        Умение защищать слабого, обиженного.

•        Умение поддерживать порядок в комнате, в игровом уголке. Соблюдать правило: «Каждой вещи – своё место».

С чего начинать воспитание культуры поведения?

Конечно же, с создания вежливой, терпимой и ласковой семейной атмосферы. Ведь одним из главных компонентов в воспитании навыков культурного поведения и хороших манер детей является личный пример взрослых, то есть вас, родителей. Именно вы являетесь авторитетом для ребёнка. И именно с вас, в первую очередь, он берёт пример во всём.

Представьте такую ситуацию:

Мама забирает ребёнка из детского сада. Они одеваются в приёмной. Одевшись, мама говорит: «Иди, попрощайся с воспитателем, ребятами». Ребёнок, заглядывая в группу, говорит: «До свидания!». И мама с ребёнком отправляются домой.

Как вы думаете, всё ли правильно было сделано со стороны привития ребёнку правил культуры поведения? Нет, мама тоже должна была попрощаться с воспитателем и оставшимися детьми.

Приветствие. Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребенок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила. Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.

Вы можете научить ребенка правилам вежливости, объяснив ситуацию в форме игры. Возьмите любимые игрушки ребенка, поиграйте с ним, приветствуя друг друга. Обыграйте ситуацию, где игрушки благодарят, извиняются, здороваются и прощаются друг с другом.

Разучите с ребёнком пальчиковую игру «Гости».

К Соне гости прибежали, (Бежим пальчиками по столу или по полу.)

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Ира,(Соединяем большой и указательные пальцы.)

Здравствуй, Жанна, (Соединяем большой и средний пальцы.)

Рад всем Петя (Соединяем большой и безымянный пальцы.)

И Снежана! (Соединяем большой палец и мизинец.)

Не хотите ль пирожок? (Ладошки складываем вместе.)

Может, коржик (Показываем две открытые ладошки.)

Иль рожок? (Кулачки ставим друг на дружку.)

Вот драже вам на дорожку (Пальцем тычем в открытую ладошку.)

Вы берите понемножку. (Несколько раз сгибаем ладошки в кулачки.)

Все стряхнули быстро крошки

И захлопали в ладошки!

        «Не перебивай!». Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично. Но все же необходимо объяснить ребенку, что без особой необходимости перебивать говорящего человека нельзя. Почему ребенок не может подождать и перебивает взрослого? Есть несколько причин:

-  ребенок воспринимает себя как «центр вселенной», значит проблема дома,

его так воспитывают, по первому требованию его капризы исполняются;

-  ребенок совершенно не уважает взрослого, ему не интересно, что говорит

взрослый: проблема частично в самом взрослом (не заслужил уважения), а

частично опять же исходит из дома (ребенок слышит неуважительные разговоры своих родителей об этом взрослом).

        Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.

Речевой этикет

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким. Поэтому так важно, чтобы он слышал только правильную, вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете – всё это для ребёнка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова. Обращайтесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляйте слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

Что делать, если ребенок употребляет грубые слова, ненормативную лексику?

•        Для начала нужно разобраться, откуда появились эти слова. Сам он их не придумал, значит, где-то услышал. Где?

•        Не всегда надо заострять внимание, если ребенок маленький, он быстро забудет.

•        Если постарше -  надо дать понять, что вы не хотите слышать таких слов, они обидные, плохие, грязные, хорошие дети так не говорят.

•        Можно определить место, куда выбрасывать такие слова (мусорное ведро, мешок).

Часто взрослые являются источником заражения ребенка, употребляя лексический мусор. Необходимо следить за своей речью в первую очередь,

ведь ребенок копирует родителей полностью. Очень трудно объяснять

ребенку, что так говорить нельзя, когда он возражает: «А так папа мой говорит».

Приёмы привития детям навыков культурного поведения и хороших манер:

1.        Чтение книг с ярким примером хороших манер.

Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения. Выучите наизусть с ребенком стихотворение «Здравствуй, вежливое слово!»

Прочитайте:

- «Мойдодыр» К. И. Чуковского,

- «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского,

- русскую народную сказку «Лиса и журавль»,

- «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршака,

- «Правила поведения для воспитанных детей» О. М. Журавлевой,

- «Веселый этикет» и так далее.

- «Уроки вежливости» А. Усачева,

- «Очень вежливый индюк» Б. Заходер,

- «Азбука вежливости» Л. В. Гиннус и Н. Чуб,

- «О вежливости» С. Я. Маршака,

- «Вежливый ослик» И. Пивоварова,

- «Волшебное слово» В. Осеевой и другие.

2. Следите за своим поведением, своей речью в присутствии ребенка.

3. Чаще хвалите малыша.

Известная поэтесса А. Л. Барто в одном из своих стихотворений писала:

«Когда не ладятся дела

Мне помогает похвала»

     Похвала является мощным стимулом для освоения любых правил, в      том числе и правил поведения. Похвала должна быть искренней и доброй, а   главное - заслуженной.

Короткие новости о вежливости и культуре

•        Следует ли говорить «Будь здоров», если кто-то чихнул?

Оказывается, если кто-то чихнул или с ним произошла другая, подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание.

•        В каких случаях нужно говорить «вы», в каких «ты»?

Если двухлетний малыш говорит взрослому «ты», в его устах звучит это даже мило. Но с четырёх лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, говорить «вы» и называть по имени и отчеству, кроме близких родных.

•        Как нужно принимать подарки?

Завёрнутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принёс: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок.

•        В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»?

Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны – то «простите».

•        Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека.

Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью.

Удачи вам и всего самого наилучшего!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Вступительное слово педагога: “Дорогие родители! Поздравляю Вас с началом учебного года. Желаю Вам и вашим детям крепкого здоровья и успехов  в   освоении дошкольной программы. Cе...

Сценарий проведения родительского собрания по теме: «Сенсорное воспитание детей с нарушением зрения»

Цели и задачи: дать родителям представление о важности сенсорного воспитания детей с нарушением зрения, дать практические рекомендации по проведению сенсорных игр, показать важность взаимодействия пед...

Групповое родительское собрание на тему " нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре".

Не признавать и не понимать игру-значит не понимать и недооценивать  дошкольного детсва,не удовлетворять духовнох потребностей ребенка.Ведущая роль ее заключается в многогранном воспитательном во...

Родительское собрание на тему "Проблемы воспитания детей раннего возраста"

Вступительное слово воспитателя, игры с родителями, обсуждение с родителями, подведение итога собрания....

Родительское собрание на тему гендерного воспитания детей

Родительское собрание на тему гендерного воспитания детей...