Статья «Роль сказки в воспитании детей в младшей группе»
статья (младшая группа)

Князева Анастасия Максимовна

Сказка — универсальное средство в сфере воспитания, она многофункциональна. Сказки развлекают, заинтересовывают. В них обрисовываются ситуации, отношения между героями, выходящие за границы повседневности. С их помощью ребёнок расширяет свой кругозор, знание об окружающем мире. Сказка в понятной, назидательной форме воспитывает, показывая образцы нравственности.

Она играет большую роль в эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Благодаря сказке, дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, выражают своё отношению к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребёнка.

 

Сказки имеют огромное значение для малышей:

  1. Благодаря сказкам происходит умственное развитие ребёнка совместно с развитием речи. Дети запоминают сюжеты, персонажей сказки, воспринимают смысл, делают выводы и умозаключения. Учатся высказывать своё мнение, пересказывают сказки. Благодаря сказкам развивается связная речь ребёнка и расширяется его словарный запас. Активно развивается воображение детей.
  2. Осуществляется нравственное воспитание ребёнка. Как говорится: «Сказки учат нас добру и прилежному труду, говорят нам как же быть, чтобы всем вокруг дружить …». В сказках всегда добро побеждает зло, раскрывается обман и всё заканчивается хорошо. Благодаря сказкам ребёнок учится отличать добро от зла, хорошее от плохого и делать соответствующие выводы.
  3. Сказки помогают эмоционально-волевому развитию ребёнка. Способствует лучшей адаптации к детскому саду, снимает напряжение при общении с людьми, помогает сопереживать героям, радоваться за победы главных персонажей.
  4. Сказка имеет терапевтический эффект. Сказкотерапия не только помогает ребёнку лучше адаптироваться к детскому саду, но и помогает скорректировать поведение «трудных» детей, побороть свои страхи, снимают тревожность при поступлении в детский сад. Для сказкотерапии существует специальный подбор сказок. Они должны быть персонализированы. В них должно рассказываться про такого ребёнка с такими же проблемами, соответственно, раскрывается решение этой проблемы. Хорошо, если такую сказку будет рассказывать некий персонаж – сказочник, например игрушка.

Благодаря сказке дети познают мир не только умом, но и сердцем, откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу. Благополучный конец сказки воспитывает оптимизм, уверенность в преодолении любых трудностей. Сказ с последующим пересказом способствует развитию мышления и обогащению языка ребенка. С помощью сказки дети эмоционально воспринимают различные картины природы и понимают, как прекрасен окружающий мир. Дети любят волшебные сказки и сказки о животных. Кот, петух, заяц, волк, лиса, медведь из жизни перешли в сказку. Все фантастическое в мире сказки тесно связано с реальностью и не уводит детей от нее. а служит раскрытию жизненной правды. Дошкольники узнают об образе жизни животных, об их повадках. Результаты исследований показывают, что первичные представления о многих животных, особенностях их поведения, формируются именно под влиянием сказки.

Необходимо обсуждать с ребёнком сказку, находить в ней смысл и урок, пояснять поступки и поведение героев, вместе делать выводы.

Правильно подобранные сказки, правильное чтение в оптимальные периоды времени, обсуждение сказки после прочтения — все это позволит ребенку найти и занять свое место в окружающем мире, стать более уверенным и свободным, а такой ребенок сможет в дальнейшем не только брать какие-то блага от жизни, но и отдавать (творить добро, а значит, станет более счастливым).

Для детей 3-4 лет уже можно помимо сказок о животных вводить сказки с сюжетом, отражающим взаимоотношения людей. Например, сказки: «Морозко»«Крошечка – Хаврошечка»«Мороз Иванович»«Маша и медведь»«Гуси-лебеди»«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. Для детей этого возраста можно уменьшить показ иллюстраций или показывать иллюстрации уже после изложения сказки.

Для погружения в сказку педагог использует различные приемы:

  1. настольный театр
  2. кукла бибабо
  3. различные настольно-печатные пособия.

Ребенок с помощью взрослого пытается воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Сказка охватывает все виды деятельности ребенка. Малыши с удовольствием рисуют зернышки для курочки, травку для козлят; лепят колобка, яичко, брёвнышки для теремка; строят из конструктора дорожки, домики, заборчики для своих любимых сказочных героев.

Сказка является одним из самых доступных средств для всестороннего развития ребенка. Это важный элемент в воспитании, она помогает формировать основы поведения и общения. Доказано, что дети, которым с раннего возраста читали сказки, быстрее учатся говорить и правильно выражать свои мысли. Рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир, воображение ребенка, его творческий потенциал.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы!"

"Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненых явлений" В.А. Суомлинский....

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы»

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы»...

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей в младшей группе»

quot;Сказка - это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. "В. А. Сухомлинский...

Статья"Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"

Сказка - это волшебный мир, который показывает нам, что такое добро и зло, честь и отвага.Сказка – это сильное средство психологического воздействия на  внутренний мир, как ребенка, так и в...

«Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы»

Рассказывая малышу сказку, мы развиваем его внутренний мир. И чем раньше мы будем читать книжки, тем раньше он начнет говорить и правильно выражаться. Сказка формирует основы поведения, обще...

Роль сказки в воспитании детей в младшей группе

Все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство ...

Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»

Отчет по самообразованию «Роль сказки в воспитании детей второй младшей группы детского сада»...