Творческая социализация дошкольников как условие реализации ФГОС ДО
статья

Беляк Наталья Борисовна

На современном этапе развития науки и практики происходит серьезная трансформация в системе дошкольного образования, обусловленная объективной потребностью общества и педагогического сообщества в целесообразном изменении содержания, функций и структуры образовательной системы. При этом основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования является поиск и освоение технологий, моделей, способствующих качественным изменениям в деятельности дошкольной образовательной организации (ДОО) в структуре образовательного комплекса.

Сегодня ребенка окружает огромное информационное поле, в котором ему бывает сложно выбрать необходимые ориентиры для личностного развития и социализации. Детское творчествов этом отношении выступает стимулом для развития детей, особенно в той части, когда дети учатся отображать свои впечатления, представления о предметах, объектах и явлениях окружающей действительности. Такая деятельность позволяет ребёнку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и в конечном счёте самого себя, что имеет неоценимое значение для социализации ребенка в кругу сверстников.

Организация творческой игры –обязательное требование Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный стандарт ориентирует педагогов на поддержку инициативы и самостоятельности детей во всех видах деятельности и прежде всего в игре. Тема игры красной нитью проходит во всех разделах Стандарта. Среди требований к компетентностям педагога – способность «оказывать не директивную помощь в организации свободной игры детей, стимулировать самостоятельность и активность детей в разных видах игровой деятельности».

Таким образом, мы можем утверждать, что через творчество ребенок учится социальным нормам и отношениям, способам коммуникации, у него формируются интегративные качества, которые необходимы ему в любых видах жизнедеятельности.

 

Творческая игра приносит эмоциональный подъем, причём источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или её оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами делают, соблюдают собственные правила. Они сами хотят действовать правильно, в соответствии со своими представлениями о должном. Ребёнок сам пытается преодолеть импульсивные действия, чтобы получить удовольствие более высокого порядка. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы и личностных механизмов поведения и социализации. Ещё одно важное отличие игры как свободной деятельности заключается в том, что игра – это всегда проба, спонтанное, активное опробование себя и предмета игры. Она не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Такая спонтанная импровизация стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра стимулирует полноценную социализацию ребенка. Важное требование к дошкольному педагогу –владение всеми видами игры и способность вовлечь детей в эту развивающую деятельность. При этом от педагога требуется не руководство, не контроль, а именно вовлечение в игру, приобщение к ней и поддержка детской инициативы.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Eсловия  для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...

Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы? Детская инициатива  - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своегопо...

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"

Буклет теоретико-практического семинара "Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО"...

Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...

Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...