Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной деятельности, способствующей позитивной социализации дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_teatr_v_detskom_sadu.docx60.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий практико-ориентированного семинара

для педагогов ДОО города

«Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель семинара: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО в вопросах организации театрализованной деятельности, способствующей позитивной социализации дошкольников 

Ход семинара:

- Уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать вас на сегодняшнем практико-ориентированном семинаре по теме «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»! (слайд 1)

- Сегодня мы поделимся опытом нашей работы в вопросах организации театрализованной деятельности, способствующей позитивной социализации дошкольников (слайд 2).

Вопрос:

- Почему мы решили работать в данном направлении?

Ответ:

- Во ФГОС ДО особое внимание уделяется «созданию условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации…..на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности» (п.2.4) (слайд 3).

Проанализировав ООПДО, рабочие программы воспитателей, всю работу коллектива детского сада, изучив календарно-тематические планы, мы пришли к выводу, что недостаточное внимание уделяется такому виду детской деятельности, как театрализованная.

Совместная театрально-игровая деятельность — уникальный вид сотрудничества. В ней все равны: и ребенок, и педагог. Театрализованная деятельность – одно из эффективных средств успешной социализации дошкольника, создающее благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия с другими людьми (слайд 4).

Мы разработали проект «Театр в детском саду», который предполагал реализацию 2 этапов (слайд 5,6):

1 этап – изучение материалов по данной проблеме (пособий, интернет-ресурсов и т.п.), проведение для педагогов ДОО методических мероприятий, разработка новых активных форм взаимодействия с родителями обучающихся, разработка методической базы по организации образовательной деятельности с дошкольниками, оснащение и пополнение РППС в группах и помещениях ДОО.

2 этап – систематизация, использование и внедрение накопленных знаний, разработок, материалов в практическую деятельность педагогов ДОО, распространение опыта работы на муниципальном уровне.

В ходе реализации первого этапа проекта педагоги ДОО приняли участие в методических мероприятиях (слайд 7): 

- семинар (форма проведения – мозговой штурм) «Театрализованная деятельность дошкольников», где педагоги совершенствовали свои знания по организации театрализованной деятельности;

- «Ярмарка педагогических идей», где педагоги всех групп презентовали разные виды театров, поделились технологиями их изготовления;

- музыкальная гостиная «Музыкально-игровое творчество — путь развития творческого потенциала дошкольника и форма организации социально-коммуникативного взаимодействия  со сверстниками и взрослыми»;

- педагогический совет «Театрализованная деятельность как основа интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО», который проходил в виде ток-шоу, результатом стала систематизация знаний педагогов по организации театрализованной деятельности в повседневной работе с детьми и родителями и создании предметно-развивающей среды.

В планах педагогов систематически отражается работа по организации театрализованной деятельности с воспитанниками.

Методкабинет пополнился методическими пособиями, конспектами НОД с элементами театрализации, сюжетно-ролевых игр, спектаклей, картотеками театрализованных игр.

Во всех группах созданы необходимые условия для организации театрализованной деятельности (слайд 8). Оборудованы театральные уголки - эстетически оформлены, имеются разнообразные виды театров, во всех группах есть атрибуты, элементы декораций и костюмов. Библиотеки в группах пополнились произведениями разных жанров в соответствии с возрастом обучающихся. В каждой возрастной группе представлено от 8 до 15 видов театра, как традиционные (кукольный, пальчиковый, плоскостной и т.д.), так и нетрадиционные виды театров: театр на дисках, театр ложек, театр на стаканчиках, магнитный театр, театр киндер-сюрприза, платочный театр, театр на фартуках, театр на прищепках, из бросового материала и др.). Широко представлен дидактический материал: упражнения для дикции, задания для развития речевой интонационной выразительности, игры-превращения, пальчиковый игротренинг, ритмические минутки, подборка скороговорок, чистоговорок.

Педагоги используют различные формы взаимодействия с родителями воспитанников: представлены на слайде 9 .

Родители находятся не в роли наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они – активные участники образовательной деятельности:

- с удовольствием участвуют в театрализованных представлениях, развлечениях, утренниках, праздниках, исполняя различные роли;

- изготавливают разные виды театров, атрибуты, создают реквизит;

- участвуют в пошиве сценических костюмов; оформлении ярких, красочных, прочных декораций;

- разучивают с детьми роли.

Итоговым мероприятием (или презентацией) первого этапа проекта «Театр в детском саду» стал «Фестиваль Театральных Искусств», участниками которого стали дети, педагоги и родители (слайд 10 - видеоролик).

Здесь у нас всё «по-настоящему»: театр «начинается с вешалки», далее касса, билеты, зрители занимают места… и, представление началось! Артисты выступают перед сверстниками и малышами…

Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления.

На представлении мы фотографируем, снимаем  интересные моменты спектакля. Затем делаем фотовыставку и оформляем памятные фотоальбомы, маленькие артисты рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны. Дети-артисты внимательно выслушивают критику зрителей и высказывают своё отношение к ней.

Игра в «Театр» позволяет чувственно раскрепостить ребенка, помогает вовлечь в коллективную работу детей малоактивных, эмоционально зажатых. У дошкольника формируются социально-коммуникативные навыки. Он учится уступать, договариваться, сообща принимать решения, самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации.

И, вот, представление закончено! Шквал аплодисментов! «Браво! Бис!» - кричат зрители. Артисты выходят на поклон – довольные и гордые!

В нашем дошкольном учреждении стало хорошей традицией ежегодное проведение «Фестиваля Театральных Искусств» с участием детей и взрослых (педагогов и родителей). Педагогами детского сада разработан алгоритм подготовки к любому представлению: представлен на слайде 11.

На втором этапе реализации проекта продолжилась работа по систематизации, использованию и внедрению накопленных знаний, разработок, материалов в практическую деятельность педагогов ДОО, велась активная подготовка к распространению опыта на муниципальном уровне (слайд 12).

В ходе реализации проекта мы достигли практически значимых результатов: представлены на слайде 13.

Практика нашей работы и ежегодный сравнительный анализ показывают позитивное влияние театрализованной деятельности на развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников. Мы убедились, что театрализованная деятельность детям интересна, материал доступен и понятен, дети с интересом исполняют роли, помогая друг другу. Таким образом, развитию уверенности в себе, социальных навыков поведения, умения общаться друг с другом, со взрослыми способствует организация театрализованной деятельности, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой - либо роли.

Работа по созданию условий для организации театрализованной деятельности в детском саду мотивировала педагогов к творческой активности, поиску нестандартных идей, позволила педагогам уйти от строгой организованности, создать благоприятную атмосферу для развития межличностных отношений в группе, использовать новые эффективные формы взаимодействия с детьми и их родителями.

Хотелось бы особое внимание уделить результатам сотрудничества с родителями:

- БОЛЬШЕЕ КОЛИЧЕСТВО РОДИТЕЛЕЙ ИНТЕРЕСУЮТСЯ ЖИЗНЬЮ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ, АКТИВНО УЧАСТВУЮТ В СОВМЕСТНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ, ПРОЕКТАХ, ПРОЯВЛЯЮТ ИНИЦИАТИВУ В ПОДДЕРЖАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ДЕТСКИМ САДОМ;

- ИСПОЛНЯЮТ РОЛИ В ДЕТСКО-ВЗРОСЛЫХ ПОСТАНОВКАХ, СВОИМИ СИЛАМИ ОРГАНИЗУЮТ ПОКАЗ СПЕКТАКЛЕЙ ДЕТЯМ.

Итоговым мероприятием второго этапа реализации проекта «Театр в детском саду» станет наше сегодняшнее мероприятие. Мы представим вашему вниманию некоторые из наших наработок, находок, идей, поделимся практическим материалом, который, мы надеемся, вы сможете использовать в своей профессиональной деятельности.

Программа практико-ориентированного семинара (слайд 14):

13.25-13.35 - Презентация сборника театрализованных игр для дошкольников

13.35-14.05 - Представление выставки «Виды театров в детском саду». Имитационное занятие «Путешествие в сказку» (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», подготовительная к школе группа)

14.05-14.15 - Интерактивное многофункциональное пособие «Сказочный сундучок» в работе с детьми 2-3 лет

14.15-14.30 - Видеосалон: театрализованные игры с детьми младшей группы (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)        

14.30-14.45 - Игровой практикум «Волшебные превращения» или театр дома из подручных средств» (из опыта работы с родителями)

14.45-14.55        Рефлексия, обратная связь (присутствующим педагогам предлагается лист обратной связи – Приложение 1)

Приложение 1

Уважаемый коллега!

Мы рады, что Вы посетили наш семинар! Нам важно Ваше мнение. Просим обвести тот уровень аплодисментов, который соответствует Вашему настроению:

http://100-pics.info/data/254/53c3a1d4ee55c.jpg

«Овации» - Семинар зарядил энергией и энтузиазмом, хочется использовать полученные знания на практикеhttp://100-pics.info/data/254/53c3a1d4ee55c.jpg

«Бурные аплодисменты» - Семинар ничего нового не дал, настроение нормальное, практически такое же, как и в началеhttp://100-pics.info/data/254/53c3a1d4ee55c.jpg

http://100-pics.info/data/254/53c3a1d4ee55c.jpg

«Аплодисменты» - Семинар прошел скучно и вяло, чуть не уснул

Ваши пожелания___________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Спасибо!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар на тему: «Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».

Eсловия  для развития инициативного поведения. Основные направления поддержки детской инициативы. Возрастные особенности проявления детской инициативы. Способы стимулирования иниц...

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Изготовление лэпбука «Железная дорога»

Цель мастер-класса: внедрение новой формы организации образовательной деятельности с детьми и взаимодействия с родителями – изготовление лэпбука. Формирование практических навыков - создание лэпбука «...

Формирование положительной самооценки, инициативы и позитивной социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Какими характеристиками необходимо обладать ребенку на пороге детского сада и школы? Детская инициатива  - целеустремленная деятельность, инициированная самим ребенком, с целью изменения своегопо...

Творческая социализация дошкольников как условие реализации ФГОС ДО

На современном этапе развития науки и практики происходит серьезная трансформация в системе дошкольного образования, обусловленная объективной потребностью общества и педагогического сообщества в целе...

Выступление на семинаре ДОУ из опыта работы «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях реализации ФГОС через систему здоровьесберегающих технологий»

Мы должны привить детям привычку к здоровому образу жизни и спорту, обучить их доступным двигательным умениям, сформировать целостное понимание здорового образа жизни, воспитать здорового ребенка....