«Фольклорные праздники ,как средство приобщения дошкольников к народной культуре»
проект

Агафонова Наталья Владимировна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekta.docx2019.docx28.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   МБДОУ «Детский сад с. Алексеевка Базарно- Карабулакского района Саратовской области»

Проект :

«Фольклорные праздники ,как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

                                                          Подготовила муз.руководитель

Агафонова Н.В.

                                                          2019г

                                               Паспорт проекта

 

Автор проекта

Агафонова Наталья Владимировна

Вид проекта

Краткосрочный

Возраст детей

3 – 7 лет

Цель проекта

Обогащение эмоционально-художественного восприятия детей через знакомство с народной музыкой

Задачи проекта

-формировать культуру слушания музыки.

-развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей

-развивать художественно творческую активность

-проявлять своё отношение к музыке.

-расширять знания детей о народных традициях, фольклорных праздниках, забавах.

Этапы проекта

1.Подготовительный этап:

Октябрь-ноябрь 2019года

- подбор материала для проведения недели музыки

-подготовка информационного и наглядного материала для родительского уголка;

-составление плана работы с детьми и родителями

2. Основной этап: 1-2 неделя ноября

- проведение недели музыки по группам согласно плану

3. Заключительный этап

-сообщение о реализации проекта в виде публикации в средствах массовой информации, создание фотовыставки.

Перечень основных мероприятий

-разработка организационных мероприятий;

-разработка плана реализации проекта;

-подбор материалов для консультации родителям;

-подготовка сценария;

-проведение недели музыки

Исполнители проекта

Музыкальные руководители, воспитатели, дети, родители

Ожидаемые результаты

-приобщение детей к народной музыке, играм, танцам. Включение в реализацию проекта всех участников педагогического процесса (педагоги, дети и родители) а так же привлечение социальных партнеров (Детская школа искусств ).


Актуальность

В последние десятилетия мы замечаем , как теряются вековые традиции, рвутся нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Отказ от народности в воспитательном процессе ведет к потере связи поколений, потере исторических корней. Напротив, обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников, открывает широкие возможности обогащения воспитанников красотой русской народной музыки.

Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости. Знакомство детей с народным фольклором актуально во все времена. Тем самым детям прививается интерес и любовь к народной музыке, играм, танцам, они приобщаются к культуре и традициям русского народа, а значит, учатся любить свою Родину. Без прошлого нет будущего! В фольклоре ярко прослеживается жизнь предков. Фольклор – это история народа, это система нравственных взаимоотношений между людьми приобщение к которым необходимо начинать с раннего детства.

Проект направлен на привитие любви и интереса к фольклору, развитие чувства патриотизма.

В проекте используются следующие методы и приёмы работы с детьми и родителями: знакомство с народными играми и забавами, беседы о роли музыки в жизни людей, экскурсия в  детскую школу искусств, чтение художественной литературы, подготовка мультимедийных презентаций то теме.

Цель и задачи проекта

Цель проекта: Обогащение эмоционально-художественного восприятия детей через знакомство с народной музыкой, традициями разных национальностей.

Задачи, реализуемые в ходе проекта:

-формировать культуру слушания музыки;

-развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей;

-развивать художественно творческую активность;

-побуждать к проявлению своего отношения к музыке;

-расширять знания детей о народных традициях, фольклорных праздниках, забавах.


План реализации проекта

Октябрь 2019г.,

музыкальный руководитель

2

Составление перспективного плана проведения недели музыки

Октябрь 2019г., музыкальный руководитель

Основной этап

1

Беседа с детьми « Колыбельные песни» ( младшие, средняя группы), многоликий Базарно-карабулакский район

( старшая, подготовительные группы)

Ноябрь 2019 г,, воспитатели

2

Консультация для родителей « Правила поведения при встрече с музыкой» (стенд)

Ноябрь 2019г., музыкальный руководитель

3

Составление мультимедийной презентации

« Фольклор»

Ноябрь 2019г.,

музыкальный руководитель

4

Музыкотерапия- слушание колыбельных песен и народной музыки в группе ( младшая и средняя группы).

Воспитатели и музыкальный руководитель

5

Проведение недели музыки по плану

( приложение 1).

1.Младшая группа -

« Музыкальная игрушка - озорная погремушка» (приложение 2)

2.Средняя группа – «В гости к дедушке Фольклору» (приложение 3)

3.Старшая группа– Музыкальная викторина.

« Загадки от дедушки Фольклора» (приложение 4)

4. Подготовительная группа- Экскурсия в Дом  культуры »

5.Старшая, подготовительная группы - « Волшебный мир музыки» . Концерт учащихся детской школы искусств.

Воспитатели и музыкальный руководитель

Заключительный этап

6

Фотоотчет о проведении недели музыки.

Ноябрь 2019 г.


Целевые группы проекта

Первичной целевой аудиторией проекта являются:

- воспитанники дошкольного образовательного учреждения 3-7 лет;

-педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с.Алексеевка

- родители воспитанников детского сада;

- социальные партнеры: « Детская школа искусства».

Механизм реализации проекта

В основу проекта недели музыки «Русский народ веселится, поет» положены принципы работы, отражающие цели и задачи дошкольного учреждения. При разработке и реализации проекта было учтено его соответствие годовому, учебному плану дошкольного учреждения, методикам, используемым в дошкольном учреждении, а также удовлетворению запросов воспитанников и их родителей и потребностей педагогов.

Цель данного проекта будет достигнута через различные направления музыкальной деятельности и использование следующих методов и приемов: слушание и исполнение народных песен, участие в народных играх и забавах.


Ожидаемые результаты

-интерес детей к народной музыке, детскому фольклору;

-эмоциональный отклик на народную музыку;

-активное участие родителей в ходе реализации проекта.


Литература

1.Аникин В. П. Детский фольклор. - Л., 1983

2.Князева О. Л. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - СПб., 2004.

3. Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т.С. Комаровой. – Ярославль, 1998.

4. Мехова Т. Роль народной игры в формировании характера ребенка. Воспитание школьников. 2001, № 3

5. «Музыкальный руководитель» №3, 2012.






Приложение 1


План проведения недели музыки

Октябрь 2019 год

« Дружный народ в Алексеевке живет: он танцует, веселится и поет»


Понедельник

Беседа с показом презентации « Что такое фольклор? » ( старшая, подготовительные группы).

Музыкальная викторина « Загадки от дедушки Фольклора» ( старшая группа).

Консультация для родителей « Правила поведения при встрече с музыкой»

( старшая, подготовительные группы).


Вторник

Беседа в группе на тему « Колыбельные песни» ( младшие, средняя группы)

Музыкотерапия « Засыпаем под звуки музыки» ( колыбельные во время тихого часа).


Среда

Развлечение « Музыкальная игрушка- озорная погремушка» ( младшая группа).

Концерт воспитанников Детской школы искусств « Волшебный мир музыки»

( старшая, подготовительные группы)


Четверг

Беседа в группе « Многоликий Базарно- Карабулакский район» (старшая, подготовительная группа).

Экскурсия в Дом Культуры

( подготовительная группа).


Пятница

Фотоотчет- подведение итогов недели музыки


Приложение 2

Сценарий развлечения в младшей группе

« Музыкальная игрушка- озорная погремушка»

Дети заходят в музыкальный зал, их встречают Петрушки.

1.Петрушка: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки.

2.Петрушка: Мы веселые петрушки ждем вас, поджидаем, праздник не начинаем!

1.Рассаживйтесь поудобней, да послушайте, что мы вам расскажем!

2.Да посмотрите, что мы вам покажем!

1. Есть у нас друзья - вот мы про них и расскажем

2. Да не только расскажем, но и покажем.

1.У меня друг Мишка. Давайте позовем его

Миша! Похлопайте в ладоши.

(На ширме появляется медведь).

Медведь: Я медвежонок Миша

Я музыку люблю

Послушайте, ребята, как звонко в бубен бью.

( Мишка играет - дети хлопают.)

1.Петрушка: Спасибо, Мишка!

Прощается с мишкой

2.Петрушка: У меня есть еще друг Ежик

Ну-ка ежик выходи да ребят повесели

(На ширме появляется ежик.)

Ежик: Ежик, я ежик ни головы, ни ножек

Встану утром рано с другом барабаном

Я буду вам играть, а будете шагать.

Музыкальный руководитель: А сейчас, мы все встанем, будем стучать пальчиками как на барабане и шагать.

С барабаном ходит ежик бум, бум, бум

Целый день играет ежик бум, бум, бум

Ежик в сад забрел случайно бум, бум, бум

С барабаном за плечами бум, бум, бум

Очень яблоки любил он бум, бум, бум

Барабан в саду забыл он бум, бум, бум

1. Петрушка: спасибо, Ежик.

Ежик уходит.)

2. Петрушка: У меня есть еще подружка мышка норушка.

Мышка выходи!

(На ширме появляется мышка.)

Мышка: Я мышка норушка

Играю, целый день,

Звенит мой колокольчик

Динь-делень, динь-делень

Музыкальный руководитель: Сейчас ребята, мы с вами поиграем в игру

« Тихие м громкие звоночки».

Тихо, тихо колокольчик позвени даже маленькую мышку не буди.

Громко, громко, колокольчик позвени всех ребят развесели.

(Тихо - дети сидят, громко - ребята прыгают)

1.Петрушка: Спасибо тебе мышка весело мы поиграли. Мышка убегает.

А где же мой друг Петрушка!

2.Петрушка: Да вот я! Я ходил за игрушками - озорными погремушками

Музыкальный руководитель: А вот у нас какие игрушки! Самые веселые. Самые звонкие! Вот мы с ними и поиграем.

Все дети исполняют танец с погремушками.

1.Петрушка: Молодцы ребятки! У нас еще много игрушек. Но мы принесем их в следующий раз.

2.Петрушка: А теперь пора прощаться. До свидания!

Приложение 3

Сценарий развлечения в средней группе

«В гости к дедушке Фольклору»

Дети заходят в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети! Как я рада, что вы к нам в гости пришли. Надоело нам одним коротать долгие осенние вечера, хочется праздника, веселья. Надеюсь, что вам не скучно будет. Рассаживайтесь, гости дорогие.

1 Хозяйка:

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

2 Хозяйка:

Наши дедушки, бабушки нам говорили,

Как плясали они, хороводы водили,

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь с колыбели. 

Музыкальный руководитель: Спасибо, вам, хозяюшки. Как радужно вы всех встретили. Хозяйки с поклоном уходят.Раздается стук в дверь, вносят сундучок.

Музыкальный руководитель: Ребята, нам принесли сундучок. Как вы думаете, кто мог его передать?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он. Музыкальный руководитель открывает сундучок и достает из него платок и записку.

Музыкальный руководитель: Вот чудеса! Посмотрите, какой красивый платок! Да здесь еще и записка.

«Здравствуйте, дорогие внучата! Я очень скучаю и жду вас к себе в гости. А чтобы вы не сбились с пути, посылаю вам маршрутную карту. Вас ждут чудеса. Желаю вам удачи, в добрый час! До встречи! Ваш дедушка Фольклор». И как только дедушка Фольклор про вас узнал? А вы знаете кто такой дедушка Фольклор?

Ответы детей

Музыкальный руководитель: Хотите я вам расскажу. Фольклор это песни, хороводы, танцы, потешки, поговорки, пословицы которые сочинил народ. Сегодня мы отправимся в гости к дедушке Фольклору. Путь наш нелегкий и неблизкий. (Внимательно рассматривает карту) 

Я догадалась! Это же план нашего зала. Сейчас мы найдем нашего дедушку. Посмотрите, куда показывает первая стрелочка?

Дети: Стрелка показывает, что надо подойти к большому столу.

Все подходят к столу и находят на нем конверт, на котором крупными буквами написано «Загадки».

Музыкальный руководитель: Очевидно, дедушка Фольклор хочет, чтобы мы эти загадки отгадали.

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают?

(Блин)

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом себе путь ищу,

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой)

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется.

(Топор)

Из липы свито

Дырявое корыто,

По дороге идет,

Клетки кладет.

(Лапти)

Музыкальный руководитель: Молодцы! Все загадки отгадали. Можно идти дальше. Куда показывает следующая стрелочка?

Дети: На самовар.

Музыкальный руководитель: На столике – записка. Что теперь хочет от нас дедушка Фольклор? (читает записку, из которой дети узнают, что дедушка Фольклор просит их сначала вспомнить, какие они знают скороговорки, а потом произнести быстро, не ошибаясь его скороговорки).

Скороговорки дедушки Фольклора:

Около кола – колокола.

У елки иголки колки.

Хорош пирожок – внутри творожок.

Музыкальный руководитель: Хороши, детки, ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идем дальше. 

Дети: Стрелочка показывает на печку.

Дети подходят к печке, находит там задание.

Смотрите, здесь написаны пословицы и поговорки, но не полностью. Пословица недаром молвится. Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы или поговорки. Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы – окончание, например: «Что посеешь... то и пожнешь». Родители, помогайте детям.

Делу время- потехе час.

Кончил дело – гуляй смело.

Любишь кататься –люби и саночки возить.

Не имей сто рублей- а имей сто друзей.

Слово – не воробей- вылетит – не поймаешь.

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Пословицы и поговорки вы знаете, справились и с этим заданием. Теперь можно идти дальше. Куда же показывает стрелочка?

Дети:  На колыбельку.

Дети подходят к колыбельке (люльке) и находят в ней записку. Дедушка Фольклор просит вспомнить, какую колыбельную песенку они знают.

Музыкальный руководитель и родители называют колыбельные и исполняют их.

Музыкальный руководитель: Следующая стрелка направляет нас к корзине, в которой дети находят игрушки (котенок, петушок, птичка-невеличка).

Дети исполняют песни про игрушки, которые достает из корзины хозяйка «Петушок», «Серенькая кошечка», «Маленькая птичка».

Как только дети исполнят последнюю песню, из-за печки появляется довольный дедушка Фольклор.

Дедушка Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата! Вы отлично справились со всеми моими заданиями! Я очень рад нашей встрече! Я на печке лежал все слышал. Молодцы, все задания выполнили. Вы знаете теперь что такое фольклор?

Ответы детей.

Дедушка Фольклор: А закончим мы наш праздник русской народной пляской. Вставайте парами да спляшите веселей. Дети исполняют парный танец под русскую народную мелодию





Приложение 4

Сценарий музыкальной викторины для старшей группы

« Музыкальные инструменты»

Музыкальный руководитель: Музыка возникла очень давно, когда еще не было музыкальных инструментов, когда люди не знали, что такое ноты. Они работали, веселились или грустили, напевая определенные мелодии. Первым музыкальным инструментом можно назвать человеческий голос. Вскоре люди научились изготавливать и простейшие музыкальные инструменты из подручных материалов: барабаны, дудочки, растягивая жилы животных, делали первые струнные инструменты. Позднее появились профессиональные музыкальные инструменты. А какие инструменты знаете вы, ребята?

Ответы детей.

Музыкальный руководитель: Это мы сейчас узнаем. Разделимся на две команды, родители присоединяются и помогают. За правильно выполненное задание команды получают фишки- ноты.

1команда - «Мажорики»

2команда - «Минорики»

Первое задание «Эрудиты»

Предлагаем вам вспомнить названия любых музыкальных инструментов. Побеждает команда, назвавшая больше инструментов.

Второе задание «Путаница»

Нужно правильно сложить названия инструментов из слогов:

ТРОМ-ТАВ-РЫ, ЛИ-БОН; БАЛА-НЕТ, КЛАР-ЛАЙКА;

ГИ-ЛО-ФОН, КСИ-ТАРА; ОР-ФЛЕЙ, ГАН-ТА;

Музыкальный руководитель: Все инструменты делятся на группы, в зависимости от их строения (струнные, ударные, духовые). Предлагаем вам собраться в группы по родству инструментов.

Третье задание « Угадай-ка»

Каждый участник получает карточку с изображением инструмента. Нужно разделиться по группам: струнные, духовые.

Четвертое задание « Загадки про музыкальные инструменты»

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив звучит из далёка,

Поет про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

в них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Я называюсь – Скрипка

У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поет, если в руки попадет.

Сорок пуговиц на нем, с перламутровым огнем.

Весельчак, а не буян Голосистый мой…Баян.

Очень весело поет,

Если дунете в нее,

Ду-ду, ду-ду-ду.

Да-да, да-да-да!

Вот так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это? Дудочка.

Этот звонкий инструмент

Любят бард, солдат, студент

И заслуженный артист,

И нагруженный турист. Гитара.

От гармони он родился,

С пианино подружился.

Он и на баян похож.

Как его ты назовёшь? Аккордеон.

Здесь диск загадан из металла,

В который бьют, чтоб дать сигналы.

Его используют всегда

В теле игре «Что? Где? Когда?» . Гонг.

Громче флейты,

Громче скрипок,

Громче труб наш великан

Он ритмичен, он отличен,

Наш веселый …Барабан.

Струн дано мне очень мало,

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень,

длень!

Ну-ка, кто я? Отгадай-ка!

Озорная …Балалайка.

Я стою на трёх ногах,

ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня? Рояль.

Музыкальный руководитель: Когда звучит один инструмент это замечательно, такое исполнение называется соло, а вот когда звучит сразу много инструментов - это ансамбль или оркестр.Ансамбль - это французское слово (ensemble), в переводе на русский означает «вместе, совместно, единое целое».

Музыканты должны играть слаженно, в одном темпе и ритме, каждый должен слушать другого, внимательно наблюдая за дирижером.

Самый главный человек в оркестре - дирижер.

Пятое задание « Веселые музыканты»

Сейчас мы с вами попробуем сыграть в оркестре. И почувствовать себя настоящими музыкантами. А я буду дирижером.

Иоган Штраус полька «Трик - трак»

Александр Филиппенко « Озорная полька»

Музыкальный руководитель: Давайте подведем итог, побеждает команда, набравшая больше фишек за выполнение заданий.

Ежегодно в МБДОУ «Детский сад № 10 «Рябинушка» проводится неделя музыки. В 2016- 2017 учебном году красной нитью по всем образовательным областям проходит тема нравственно- патриотического воспитания. Проект, реализуемый в рамках недели музыки « Дружный народ в Менделеевске живет: он танцует, веселится и поет» основан на фольклоре. Ведь Татарстан- большая дружная семья, где в мире и согласии проживают люди разных национальностей: татары, русские, чуваши, марийцы, удмурты, башкиры, армяне, азербайджанцы…И каждый из народов имеет свои корни, обычаи, музыкальную культуру.

Данный проект предполагает привлечение интереса детей и родителей к народному творчеству. Проект направлен на развитие познавательного интереса, накопления положительных эмоций, расширение знаний о народной музыке. Каждый день с 16 по 20 января музыкальным руководителем Светланой Гараевой, были продуманы интересные мероприятия. В понедельник дети старшей и подготовительной групп

( команды « Мажорики» и « Минорики») показали свою эрудицию на музыкальной викторине « Загадки от дедушки Фольклора».

Вторник – день музыкотерапии, воспитанники младших групп получили

« сеанс», прослушав народные колыбельные перед дневным сном.

В среду в гости в « Рябинушку» пришли педагоги и учащиеся Детской школы искусств. В концертной программе « Волшебные звуки музыки» приняли участие ансамбль скрипачей « Калейдоскоп» ( рук. Олеся Замятина) и вокально- инструментальный ансамбль « Зореньки» (рук. Светлана Перина, Олеся Замятина). Завершила неделю музыки экскурсия в Дом дружбы народов, в ходе которой директор Габдрахманова Ф.И. рассказала ребятам о национальных костюмах, творческих коллективах родного города, знаменитых земляках. Руководитель ансамблей « Былина», « Эрвел» Килеева И.С. провела с детьми народные игры и исполнила песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

В статье рассказывается о важной роли фольклерных праздников в приобщении детей к национальной культуре....

"Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре".

Одно из основных задач детского сада является формирование правильной устной речи . Овладение связной речью- главное условие готовности ребёнка к обучению в школе. Реализовать эти задачи помогае...

«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государстве...

Выступление на тему:«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной народной культуре»

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, иск...

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для родителей)

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре ...

Консультация для родителей "Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре"

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всесто...