Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре
методическая разработка (старшая группа) на тему

Коробкова Ирина Геннадьевна

В статье рассказывается о важной роли фольклерных праздников в приобщении детей к национальной культуре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №100»

Тема:

Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре

Подготовил:

Музыкальный руководитель

Коробкова И.Г.

г. Дзержинск, 2016

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования педагогическая деятельность в ДО должна быть ориентирована на «… формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных…» и других качеств личности. Развитие культуры современного подрастающего поколения — проблема, которая требует поиска оптимальных и эффективных путей её решения в воспитательно-образовательном процессе. Одним из действенных средств приобщения дошкольников к культурным ценностям своего народа и к культуре в целом являются фольклорные праздники, так как именно они обладают большими воспитательными возможностями. На это обращали внимание в своих трудах многие великие педагоги. К. Д. Ушинский считал, что система воспитания порождается историей народа, его потребностями, бытом, его материальной и духовной культурой. В. А. Сухомлинский выделял мысль о необходимости возрождения педагогических традиций народа, о широком внедрении их в семью и школу. Известный русский историк В. О. Ключевский писал: «Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов- тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала». Многими педагогами дошкольных учреждений было замечено, что в процессе организации и проведении народных праздников у детей появляется потребность в изучении народной музыки, традиций и обычаев, а так же истории родного края. Происходит ненавязчивое приобщение к культурному наследию предков. Вместе с тем, в процессе педагогической деятельности возникает проблема недостаточного изучения праздничных народных традиций. Ознакомление с народными праздниками в ДО происходит эпизодически, осуществляется главным образом через разучивание народных песен, частичным ознакомлением с народными инструментами и восприятием музыки на слух, а так же носит бессистемный характер. А отсутствие систематического изучения народных праздничных традиций является причиной того, что дети начинают воспринимать фольклорные праздники как средство развлечения, хотя их значение является более глубоким. Именно праздники открывают возможности для включения большего числа детей и взрослых с различными интересами и духовными запросами в активную мыслительную деятельность, помогают в воспитании всесторонне развитой личности, содействуют развитию взаимоотношений в коллективе и формируют позитивное отношение к жизни, являясь одним из средств воспитания, обучения и развития детей. На праздниках через разные виды деятельности у ребенка не только развиваются музыкальные способности: слух, память, вокальные данные, чувство ритма, но и формируются основные духовно-нравственные ценности – любовь к Родине, семье, уважение и почитание традиций и обычаев своего народа и национальной культуры других народов. Фольклорные праздники сегодня способствуют поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе, являются своеобразной формой духовного самовыражения и обогащения личности. Цель: выявление педагогических возможностей фольклорных праздников как средства приобщения дошкольников к народной культуре.

Задачи: -  раскрыть педагогический потенциал фольклорных праздников в ДО;

             -  определить, как воздействуют фольклорные праздники на формирование нравственных ценностей дошкольника и на его всеобщее развитие;

             -  изучить методическую литературу по исследуемой теме.

В основе каждого музыкального праздника или развлечения лежит определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенка, поэтому мы  раскрываем ее на доступном детям художественном материале и обязательно рассматриваем  возрастные и индивидуальных особенности детей, учитываем имеющийся у детей репертуар, уровень развития,  вокальных и двигательные  навыки и интересы. Стараемся сделать праздник насыщенным и интересным, чтобы каждый ребенок принял активное участие в празднике. На свои праздники мы часто приглашаем родителей воспитанников. Ведь праздник – это еще одна прекрасная возможность пообщаться с близкими, заняться одним приятным делом. В нашем детском саду проводятся такие праздники, как например «Осень в России», «Эти ярмарки-краски», «Масленица», «Весна-красна», «Это русская сторонка, это русская земля», «Пасхальный колокольчик» и т.д.

На празднике осени дети с удовольствием исполняют песни, разыгрывают разные сценки, исполняют частушки, играют в игры, исполняют танцевальные номера, рассказывают о дарах осени.

Одним из любимых праздников детей, который проводится в стенах нашего дошкольного учреждения  каждый год, является Масленица. Проводя «Масленицу» в детском саду, мы стремились познакомить детей с народными обрядами встречи весны и проводов зимы.

Вместе с педагогами готовили представление с традиционными сказочными героями Скоморохом, Масленицей, Емелей. Воспитанники детского сада активно принимали   участие в различных играх, соревнованиях, дети играли, водили  хороводы. Репертуар, (песни, заклички, потешки) звучавший на празднике был заранее изучен на музыкальных занятиях. В конце праздника все дети детского сада отведали круглые желтые блины, которые являются  символом солнца, а значит, обновления и плодородия.

Народный праздник является проводником культуры, так как он напрямую связан с проблемой формирования личности, воспитания высоких чувств — эмоциональных, эстетических, интеллектуальных, нравственных. Исходя из вышесказанного можно отметить следующие функции фольклорного праздника в детском саду:

-    ценностно-ориентационная функция (праздник формирует духовно-нравственные нормы и ценности, воспитывает, образовывает детей;)

-     рекреационная функция (праздник дает отдохновение, раскрепощает; снимает эмоциональное напряжение)

-     геденестическая функция (праздник заряжает положительными эмоциями, приносит яркие впечатления, доставляет удовольствие;)

-     коммуникативно-регулятивная функция (праздник социализирует, помогает в процессе коммуникации;).

В процессе проведения фольклорного праздника ребенок участвует в разных видах деятельности, организованных согласно принципам природосообразности детей: 

1.         Игровая деятельность. Игра — это всегда развлечение, забава и обязательно соревнование, стремление каждого участника выйти победителем. Поэтому на праздники мы подбирали традиционные народные игры в соответствии с возрастом детей и темой праздника.        

2.         Музыкальная деятельность. Исполнение песен, танцев развивает творческий потенциал детей. Поэтому мы подбирали для детей плясовые песни, колядки, песни-потешки, частушки. Именно эти жанры народной песни являются наиболее образно яркими, напевными, поэтичными. Они формируют эстетический вкус, благотворно влияют на развитие эмоциональной сферы ребенка.

3.      Театрализованная деятельность. Этот вид деятельности широко используется на фольклорных праздниках. Она позволяет каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, проявить актерские способности, научиться передавать в словах чувства и эмоции, обогатить словарный состав речи.

4.         Коммуникативная деятельность. На праздниках дети учатся конструктивному общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. На протяжении двух лет мною в союзе с педагогами ДО ведется целенаправленная и систематическая работа в направлении изучения народного творчества и организации фольклорных праздников в детском саду. Из опыта проведения таких мероприятий мы сделали вывод, что праздник — это не только время для отдыха и развлечения, но и благоприятный момент для познания детьми окружающего мира. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что фольклорный праздник по своей природе явление интегрированное, комплексное. В его своеобразной форме гармонично сочетаются элементы театрализации и игровые моменты, музыка и хореография, а так же многое другое. Все это не может не вызывать у детей положительных эмоций, живого отклика на происходящее, а так же способствует формированию и развитию у детей навыков общения. Придавая в воспитательной работе с детьми большое значение фольклорным праздникам, следует подходить к этой форме организации детской деятельности творчески, с учетом интересов и возрастных особенностей детей. Важно помнить, что эта своеобразная форма духовного самовыражения и духовного обогащения ребенка призвана служить познанию юными гражданами традиций и обычаев своего народа, развивать их мировоззрение, воспитывать в них высокие нравственные принципы и прививать тонкий эстетический вкус.


         




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯМ

Интерес к прошлому, к своим корням, к исто­рии, культуре, быту народа, закономерно возникающий на определенном этапе развития человеческого об­щества, есть обще­мировая тенденция. Только на осно...

"Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре".

Одно из основных задач детского сада является формирование правильной устной речи . Овладение связной речью- главное условие готовности ребёнка к обучению в школе. Реализовать эти задачи помогае...

«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к народной культуре»

Духовно-нравственное воспитание детей в нашей стране стало первоочередной задачей для всего общества. К этому стремятся и педагоги дошкольного образования. Согласно новым федеральным государстве...

Выступление на тему:«Фольклорные праздники как средство приобщения дошкольников к традиционной народной культуре»

Основная задача воспитателей – создание условий для активного освоения культуры родного народа, сохранения его традиций. Именно дошкольное детство – то время, когда возможно подлинное, иск...

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре (консультация для родителей)

Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре ...

Консультация для родителей "Фольклорные праздники как средство приобщения детей к народной культуре"

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций. Приобщение детей к народной культуре обеспечивает связь поколений, способствует всесто...