Картотека игр и творческих заданий
картотека

Картотека игр и творческих заданий на все возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_i_tvorcheskih_zadaniy.docx31.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр и

творческих заданий

Работу составила:

Карасева Ольга

Младшая группа (3-4 года)

«Облака, белогривые лошадки...»

Цель: развивать у детей целостное восприятие, творческое воображение.

Материал и оборудование: картинки с изображением облака, цветные карандаши, картинки – подсказки, аудиозапись С. Козлова, В. Шаинского «Облака».

Ход игры: воспитатель проводит наблюдение за облаками. На что они похожи? Какие они? Веселые, грустные? Почему? Предлагает детям

нарисовать облако. На что похоже облако? На лошадку? Тогда дорисуйте хвост. На зайчика? Дорисуйте ушки. Воспитатель вместе с детьми под музыкальное сопровождение исполняет песню «Облака».

Усложнение: воспитатель предлагает детям сочинить сказку про облако, используя картинки- подсказки.

«Кляксография»

Цель: развивать у детей творческое воображение и целостное восприятие.

Материал и оборудование: картинки с изображением кляксы разного цвета, краски, кисть, бумага.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинки с изображением кляксы, обращает внимание детей, что кляксы могут быть разного цвета. Показывает как получается клякса на листе бумаги. Предлагает выбрать любую краску, назвать какого она цвета, поставить кляксу на середине листа, согнуть лист пополам, кляксой внутрь. Развернуть его. Посмотреть, какие чудесные картинки получились. Просушить лист. Воспитатель просит детей сказать, на что это похож их рисунок? Предлагает дорисовать детали.

«Кругольники»

Цель: продолжать формировать у детей сенсорные эталоны, развивать мышление, творческое воображение и целостное восприятие.

Материал и оборудование: нарисованные на листах бумаги  геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники), картинки с изображением мяча, коврика, сумки, спасательного круга, домика, сушки, пироженого.

Ход игры: воспитатель показывает детям картинки, просит назвать их. Обращает внимание детей, на форму предметов. Какой формы мячик (сумочка, пироженое)? (круглой, квадратной, треугольной) и т.д.  Показывает на листе бумаги, можно нарисовать любой предмет и раскрасить его. Например: к кругу, длинные уши, усы, глаза, нос, зубы - получился зайчик! К квадрату, стрелки - получаются часы. К треугольнику, хвостик - получается веселая морковка. Воспитатель предлагает детям выбрать любой лист с изображением геометрической фигуры, и дорисовать детали. Потом раскрасить свой рисунок. В конце игры дети показывают друг другу свои рисунки, воспитатель предлагает угадать, кто изображён на листе.

«Что забыл нарисовать художник?»

Цель: развивать у детей целостное восприятие, творческое воображение. Закреплять представления о предметах, наблюдательность.

 Материал и оборудование: картинки с изображением предметов без одной из частей (чайник без носика,  самолёт без крыла, машина без колеса, кастрюля без речек), животных (без ушей, хвоста, лап), картинки(части предметов и части тела), клей, кисточка, пластилин.

Ход игры: воспитатель предлагает угадать, что забыл нарисовать художник, найти и приклеить недостающую часть.

Усложнение. Подбери картинку к изображению; укрась предмет; покажи, как ходит медведь, прыгает зайчик, шипит чайник.

«Угадайте, кто я».

Цель: развивать у детей умение подражать движениям животных, используя мимику, пантомимику. Развивать память, внимание, зрительное восприятие. Продолжать учить детей имитировать различные звуки.

Материал и оборудование: картинки – подсказки.

Ход игры: воспитатель спрашивает у ребенка «Кто я? Что я?»  и изображает (жестами, мимикой, звуками) поезд, машину, чайник, собаку, медведя, самолет и т. д. Если ребёнок затрудняется, используются картинки – подсказки «Посмотри и угадай, какого животного я показала». Затем предлагает ребёнку исполнить роль любого персонажа.

Усложнение. Показать ветер, дерево, радость; крадущуюся за петухом лису, плачущего зайца.

«Превращалка»

Цель: продолжать формировать у детей умение использовать предметы – заменители; развивать память, мышление, творческое воображение.

Материал и оборудование: предметы без четкого назначения — палочка, брусочек, камешек, кубик, картонка и т. п.; игрушки – кукла, тарелка, мыльница и т.д.

Ход игры: воспитатель показывает палочку и просит ребенка назвать, чем она может быть? (градусником для куклы, карандашом, ложкой.) Затем предлагает показать, как играть с этим предметом.

Средняя группа (4-5 лет)

«Зоопарк»

Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

Материал и оборудование: игрушечные дикие звери, знакомые детям, клетки (из строительного материала), билеты, деньги, касса.

Ход игры: воспитатель сообщает детям, что в город приехал зоопарк, и предлагает сходить туда. Дети покупают билеты в кассе и идут в зоопарк. Там рассматривают животных, рассказывают о том, где они живут, чем питаются. В ходе игры следует обращать внимание детей на то, как надо обращаться с животными, как ухаживать за ними.

«Детский сад»

Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

Материал и оборудование: все игрушки, необходимые для игры в детский сад.

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в детский сад. По желанию назначаем детей на роли Воспитателя, Няни, Музыкального руководителя. В качестве воспитанников выступают куклы, зверюшки. В ходе игры следят за взаимоотношениями с детьми, помогают им найти выход из сложных ситуаций

«Строим дом»

Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей, научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

Материал и оборудование:  крупный строительный материал, машины, подъемный кран, игрушки для обыгрывания постройки, картинки с изображением людей строительной профессии: каменщика, плотника, крановщика, шофера и т. д.

Ход игры: воспитатель предлагает детям отгадать загадку: «Что за башенка стоит, а в окошке свет горит? В этой башне мы живем, и она зовется …? (дом)». Воспитатель предлагает детям построить большой, просторный дом, где бы могли поселиться игрушки. Дети вспоминают, какие бывают строительные профессии, чем заняты люди на стройке. Они рассматривают изображения строителей и рассказывают об их обязанностях. Затем дети договариваются о постройке дома. Распределяются роли между детьми: одни – Строители, они строят дом; другие – Водители, они подвозят строительный материал на стройку, один из детей – Крановщик. В ходе строительства следует обращать внимание на взаимоотношения между детьми. Дом готов, и туда могут вселяться новые жители. Дети самостоятельно играют.

 

 

«У врача»

Цель:  учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

Материал и оборудование:  куклы, игрушечные зверята, медицинские инструменты: термометр, шприц, таблетки, ложечка, фонендоскоп, вата, баночки с лекарствами, бинт, халат и чепчик для врача.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть, выбираются «Доктор» и «Медсестра», остальные дети берут в руки игрушечных зверюшек и кукол, приходят в поликлинику на прием. К врачу обращаются пациенты с различными заболеваниями: у мишки болят зубы, потому что он ел много сладкого, кукла Маша прищемила дверью пальчик и т. д. Уточняем действия: Доктор осматривает больного, назначает ему лечение, а Медсестра выполняет его указания. Некоторые больные требуют стационарного лечения, их кладут в больницу. Дети старшего дошкольного возраста могут выбрать несколько разных специалистов – терапевта, окулиста, хирурга и других известных детям врачей. Попадая на прием, игрушки рассказывают, почему они попали к врачу, воспитатель обсуждает с детьми, можно ли было этого избежать, говорит, что нужно с большей заботой относиться к своему здоровью. В ходе игры дети наблюдают за тем, как врач лечит больных – делает перевязки, измеряет температуру. Воспитатель оценивает, как дети общаются между собой.

«Магазин»

Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

Материал и оборудование: все игрушки, изображающие товары, которые можно купить в магазине, расположенные на витрине, деньги.

Ход игры: воспитатель предлагает детям разместить в удобном месте огромный супермаркет с такими отделами, как овощной, продуктовый, молочный, булочная и прочие, куда будут ходить покупатели. Дети самостоятельно распределяют роли продавцов, кассиров, торговых работников в отделах, рассортировывают товары по отделам – продукты, рыба, хлебобулочные изделия, мясо, молоко, бытовая химия и т. д. Они приходят в супермаркет за покупками вместе со своими друзьями, выбирают товар, советуются с продавцами, расплачиваются в кассе. В ходе игры педагогу необходимо обращать внимание на взаимоотношения между продавцами и покупателями. Чем старше дети, тем больше отделов и товаров может быть в супермаркете.

 

Старшая группа (5-6 лет)

«Почемучки»

Цель: развить фантазию детей, умение формулировать и задавать вопросы.

Материал и оборудование: сюжетные картинки с изображением каких-либо интересных ситуаций.

ОписаниеВзрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и отвечают на них. Вопросы формулируют с помощью картинок.

Например: «Почему люди меняют одежду? Почему осенью улетают птицы? Почему летом не катаются на санках?» и т. д.

«Детский сад»

Цель: Закрепление знаний детей о работе медсестры и врача, прачки, повара, дворника и других работниках детского сада. Воспитание интереса и уважения к их труду. Развитие у детей чувства благодарности за труд взрослых для них, желания оказать им посильную помощь. Развитие умения применять полученные знания в коллективной творческой игре.

Материал и оборудование: Куклы, игрушечная посуда, набор «Доктор», игрушечный телефон, предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в кабинет врача. Внесение атрибутов для организации игры в «детского врача». Чтение рассказа А. Кардашовой «Наш доктор». Наблюдение труда прачки. Организация труда детей — стирка кукольного белья. Экскурсия на кухню. Занятие «Испечем для себя и малышей булочки». Лепка продуктов для игры в «повара». Беседа «Кто и как работает в нашем детском саду». Рисование на эту тему. Внесение атрибутов для организации коллективной игры в «детский сад».

Игровые роли. Врач, медицинская сестра, воспитатель, заведующая, музыкальный работник, помощник воспитателя (няня), повар.

Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит предварительную работу. Вместе с ребятами посещают медицинский кабинет, кухню, прачечную, зал ритмики, кабинет заведующей и беседуют с медицинской сестрой и врачом, поваром, прачкой, заведующей об их работе.

После этого в группе воспитатель проводит беседу «Кто и как работает в нашем детском саду», обобщает знания, полученные на экскурсии. Затем с детьми можно поиграть в игру «Режим дня», тем самым, наметив план игры. Также с детьми можно прочитать рассказы и стихи о детском саде и приготовить необходимые атрибуты к игре: инструменты для доктора, кукольную посуду и т. д. Далее воспитатель может предложить детям, поиграть самостоятельно, если же у детей еще не возникло должного интереса к игре, педагог может выступить в игре, как равноправный партнер, выполняя, главную или второстепенную роль, косвенно, влияя на изменение, игровой среды, он может вести коррекцию игровых отношений. К примеру, он может предложить детям следующие роли: «врач», «медицинская сестра», «воспитатель», «заведующая», «музыкальный работник», «помощник воспитателя», «повар». Когда все роли будут распределены, педагог побуждает детей к игре: «Сейчас нужно провести зарядку с куклами, потом посадить их завтракать». «Няне нужно быстро сходить на кухню и принести завтрак». «После завтрака надо идти на осмотр к врачу». После завтрака «врач» и «медицинская сестра» внимательно осматривают «детей», каждому дают рекомендации. Один ребенок заболел и «воспитательнице» нужно позвонить по телефону родителям: «Ваша дочка заболела, ее надо забрать из детского сада». После медицинского осмотра «детям» нужно идти на «музыкальное занятие» и т. д. По ходу игры воспитатель следит за правильным развитием сюжета, сглаживает возникающие конфликты, советует, что можно придумать еще, при желании детей вводит новые роли.

 

«Загадочные письма»

 Цель: развить воображение, представления, сообразительность детей, тренировать умение составлять предложения из отдельных слов.

Материал и оборудование: карточки, на которых с помощью картинок, заменяющих существительные, и стрелок (или схематического изображения человечка), заменяющих глаголы, загадана фраза. На одной карточке - одна фраза, где символы идут друг за другом, как слова в предложении.

Ход игры: воспитатель объясняет, как разгадывать письмо: картинки (или схемы) предъявляются по одной, остальные - прикрыты.

Сначала идет картинка - существительное, затем схема - глагол (могут быть заслушаны несколько вариантов, из которых выбирается самый подходящий) и так все загаданные слова. Затем слова объединяются в целое предложение.

Игра проводится с группой детей из 3-4 человек, тогда из разгаданных фраз можно составить целый рассказ. Играющим раздается по одной карточке.

«Ателье. Дом мод»

Цель: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения. Развивать диалогическую речь детей.

Материал и оборудование: швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани, и др.), фурнитура, выкройки, бланки заказов, «манекены».

Примерные игровые действия:

· выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала;

· закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа;

· швея выполняет заказ, проводит примерку изделия;

·  заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении;

· кассир получает деньги за выполненный заказ;

· может действовать служба доставки.

«Школа»

Цель. Формирование умения творчески развивать сюжет игры. Обучение детей справедливо распределять роли в играх. Побуждение детей воспроизводить в играх бытовой и общественно полезный труд взрослых.

Материал и оборудование: Куклы, мебель, строительный материал, игровые атрибуты (журнал, тетради, ручки, карандаши), предметы-заместители.

Подготовка к игре. Экскурсия в школу. Беседа с учителем 1-го класса. Чтение произведений Л. Воронковой «Подружки идут в школу» или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др. Совместные игры с детьми подготовительной группы.

Игровые роли. Учитель, ученики.

Ход игры. Перед тем как начать игру, воспитатель организует экскурсию в школу. Там ребята знакомятся с учителями, ребятами-школьниками, беседуют с ними. Также необходимо провести ребят по всей школе: показать классы, столовую, мастерские, раздевалку и т. д. Затем в группе обсудить свои впечатления о школе. Потом для дальнейшего обогащения знаний о школе воспитатель читает детям произведение Л. Воронковой «Подружки идут в школу» (или Э. Мошковской «Мы играем в школу» и др.). После этого следует беседа о том, что значит быть школьником, кто преподает урок, какие принадлежности есть у школьника, и т. д. Также педагог помогает детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Совместно с детьми педагог может изготовить атрибуты для игры: журнал для учителя, повязки для дежурных и т. д. В процессе игры при постройке здания школы или класса педагог развивает конструкторское творчество и сообразительность детей, поощряет сооружение взаимосвязанных построек (улица, школа, парк культуры, мост, подземный переход); предлагает использовать в постройках вспомогательный материал (шнуры, колышки, дощечки, шишки, проволоку и др.). Приемы руководства данной игрой различны: исполнение воспитателем роли «учителя», беседы с детьми о том, как они будут играть, совместная постройка школы, класса. Использование таких приемов способствует самостоятельной организации детьми игр, где они действуют в соответствии со своими избирательными интересами (проводят уроки чтения, физкультуры, математики). Выступая как равноправный партнер или выполняя главную (второстепенную) роль, педагог должен косвенно влиять на изменение игровой среды, вести коррекцию игровых отношений. Воспитатель также должен способствовать воспроизведению в играх бытового и общественно полезного труда взрослых. Закреплять знания Правил дорожного движения (дорога из дома в школу и обратно), объединять игры, близкие по тематике, создавая возможность длительных коллективных игр: «Семья» — «Школа» — «Дорога в школу» — «Путешествие по городу».

Подготовительная группа (6-7 лет).

«Кто? С кем? Где? Когда?»

Цель: учить детей по условной схеме составлять смешные истории.

Материал и оборудование: лист бумаги, ручка,

Ход игры: Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка. На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку. Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому.

Вопросы:  Кто? С кем? Где? Когда? Что делали? Кто пришел? Что сказал? По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!».

«Перевирание сказки»

Цель: учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы.

Материал и оборудование: иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход игры: Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают». Например: Сказка «Царевна-лягушка». - Было у отца 3 сына (не 3, а 20). Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.). Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать). Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку). У старшего сына упала стрела на боярский двор (на елку, по шишке). У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь (в магазин, попала в бутылку молока). У младшего сына в болото, к лягушке (в цирк, попала в укротителя тигров).

 Примечание: Всю сказку рассказывать не надо. Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».

«Именной шифр»

 Цель: закреплять буквы, цифры, учить зашифровывать их в рисунки.

Материал и оборудование: лист бумаги, карандаш.

Ход игры: воспитатель предлагает детям написать свое имя на листке. Затем зашифровывать по составу букв. Например: Света - количество букв в слове -сколько одинаковых букв в слове. Затем предложить составить рисунок по формуле. Предмет должен состоять из стольких частей, сколько букв в слове, причем, если есть одинаковые буквы, то и части рисуются одинаковые. Например: Света Анна Алиса.

«Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы; развивать мышление, воображение.

Ход игры: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить? (липучками, кнопками, крючками, замками). Все учебники - все спички - ручки – ластик.

«Волшебные картинки»

 Цель: развивать воображение, мышление, находить в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Материал и оборудование: аудиозапись со спокойной музыкой, чистые листы бумаги, фломастеры.

Ход игры: воспитатель «Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т.д. Закрасьте и дорисуйте им необходимые части».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ

Картотека творческих заданий по обучению старших дошкольников правильному произношению звуков по методике ТРИЗ...

Картотека подвижных игр и творческих заданий.

Картотека подвижных игр и творческих заданий по развитию у детейдвигательно-экспрессивных умений....

Картотека игр и творческих заданий по ознакомлению дошкольников с родным городом.

В данном сборнике представлен практический материал по ознакомлению дошкольников с родным городом....

Картотека творческих заданий (Песенная импровизация)

Картотека творческих заданий (Песенная импровизация...

Картотека игр и творческих заданий по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания.

Содержание          «Сказочные слова».«Действие героя».«Исправь ошибку»....

Картотека творческих заданий по технологии ТРИЗ в ДОУ

Актуальность использования технологии ТРИЗ.Данная технология способствует:развитию творческого воображения,развитию нестардатного мышления,высокому уровню позновательной активности и речи дошкольников...

Картотека игр и творческих заданий по обучению детей работе с противоречиями

Картотека игр и творческих заданий по обучению детей работе с противоречиями...