ПРОЕКТ "МЫ-ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ"
проект (подготовительная группа)

Мартынова Анна Ильинична

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ЗНАКОМСТВА С ПРОФЕССИЕЙ МЕТЕОРОЛОГА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Мы- юные метеорологи»

Автор проекта: воспитатель высшей категории Мартынова А.И.

Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.

Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий.

Срок реализации: краткосрочный 9.09.2020- 9.10.2020

Характеристика информационно-исследовательского, творческого проекта.

Цель: создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

  • Познакомить с профессией метеоролога, профессиями, связанными с метеорологией;
  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
  • Познакомить детей с приборами- помощниками: термометром, флюгером, осадкомером, барометром, ветровым рукавом, солнечными часами, ловцом облаков;
  • Обучать детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
  • Дать представление о растениях, помогающих человеку определять погоду;
  • Формировать представления о четырех частях света;
  • Познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе;
  • Привлечь родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за природой, обогащать педагогический опыт родителей;

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Пояснительная записка.

Однажды, во время утренней беседы с детьми об осени, произошел спор среди ребят: одни утверждали, что пришла осень, холода наступят скоро, а за ними и зима придет, другие не хотели прощаться с летом, спорили, ссылаясь на бабушек, что по народным приметам впереди- «бабье лето». Таким образом, возникла проблема: «Как самим узнать погоду? С помощью чего можно составить прогноз погоды? Люди каких профессий занимаются погодой?»

Мы выдвинули гипотезу: если у нас появятся инструменты для наблюдения за погодными условиями, мы сможем составлять собственные прогнозы погоды.

Актуальность проекта.

В современной жизни каждый человек может воспользоваться официальными прогнозами погоды, черпая информацию из интернет-источников, СМИ. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.

Актуальность данного проекта для детей связана с расширением исследовательской экспериментальной деятельности, с возможностью отойти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, с возможностью сделать выводы, основанные на собственных наблюдениях и экспериментах. Деятельность юных метеорологов на метеостанции ДОУ поможет познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике, с профессией метеоролога.

Стремясь поощрять любознательность и фантазию детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках, мы постарались организовать проектную деятельность как новую интересную ролевую игру, дать каждому ребенку почувствовать себя в роли метеоролога, исследователя, экспериментатора. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

Ожидаемый результат.

Дети узнают о значении погоды в жизни человека, о метеорологии, о профессии метеоролога, о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра, о метеоприборах; дети узнают приметы, пословицы, поговорки о погоде;

Дети смогут использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой, делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов.

Формы и методы реализации проекта:

Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.

Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.

Этапы работы над проектом:

I этап - Организационно – подготовительный

1.        Изучение условий для реализации проекта;

2.         Изучение методической литературы, литературных источников и интернет- ресурсов;

3.         Обогащение предметно-пространственной профориентационной среды (подбор методических, дидактических и видео - материалов, атрибутов для изучения профессии);

4.         Информирование и привлечение родителей к проектной деятельности, согласование совместной деятельности;

5.        Подбор информации (фотографий, иллюстраций, книг, презентаций и т. п.) по теме проекта, иного познавательного материала;

   II этап – Основной

1.ООД «Знакомство с метеостанцией»

Цель: формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога, знакомить с применением приборов, для определения погоды. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.

2.Просмотр презентации «Профессия метеоролога»

Цель: знакомить с деятельностью метеоролога, областями применения прогнозов погоды, взаимосвязью метеорологии с сельским хозяйством, авиасообщением, строительством, мореходством, наземным сообщением, спасательными службами, дать представление о системе работы метеоролога, синоптиков, ведущих прогнозов погоды.

3.Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»

Цель: предсказать погоду, даже не слушая её прогноз по радио и телевидению, а опираясь на народные приметы могут дети из подготовительной и старшей группы, участники «Метеобюро “Народные приметы”».

4. Работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

5.Опыты на метеостанции.

Опыт№1. Как солнце может влиять на температуру воздуха.

Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.

Опыт № 2. Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?

 Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что на улице температура воздуха ниже. -Почему в группе теплее, чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.

Опыт №3 Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером.

Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером.  Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой.  

Опыт№4. Узнать,почему открываются и закрываются сосновые шишки.В ведерко с водой дети опускают открытую шишку. Примерно через 2 часа шишка в воде закрылась. После высыхания она стала открываться.

Вывод: если воздух сухой, шишка раскрывается, если влажный –закрывается.

Опыт №5: «Ёжик-предсказатель погоды»

Цель: изготовить ёжика из природного материала- шишек, на основе знаний, полученных из прошлого опыта произвести наблюдение; если иголки ежика подняты вверх- дождь не ожидается, при изменении атмосферного давления иголки опускаются (шишки закрываются)- будет дождь.

Опыт№6«Разные облака»: определение ясное или облачное небо, определение вида облаков.

Цель: развивать у детей познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи между формой облаков и предстоящей погодой, применяя народные приметы.

6.Развлечение «У природы нет плохой погоды».

Цель: закреплять знание примет времен года, народных поговорок и пословиц об осени в форме подвижной игры-квеста.

7.Изготовление совместно с родителями природного барометра из шишек «Ёжик».

8.Консультация для родителей «Учим детей наблюдать за погодой и природой».

9. Чтение, обсуждение экологических сказок: "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное".

 Цель: учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.

10. Творческая мастерская: художественное творчество «Профессии, нуждающиеся в прогнозе погоды», «Осень золотая», пластилинография «Дождь льёт…»., бумажные фантазии – изготовление игрушек для игры с ветром, изготовление солнечных часов.

III этап – Обобщающий

1.        Результаты продуктивной деятельности проекта.

2.        Подведение итогов реализации проекта

3.        Определение перспектив работы по теме ранняя профориентация детей дошкольного возраста.

Результаты проекта:

 1.Создание природного барометра из шишек «Ёжик-предсказатель дождя»      2. Создание рисунков  «Профессии, нуждающиеся в прогнозе погоды», «Осень золотая» и другие.  

3. Развлечение «У природы нет плохой погоды».

4. Создание и заполнение дневников наблюдений.

        Проект «Мы-юные метеорологи» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. Гипотеза, поставленная в начале проекта, нашла свое подтверждение. В процессе работы над данным проектом дети приобретали различные знания, углубили представления о погоде, её приметах, узнали, о профессии метеоролога. У детей появился интерес к изучению погоды.  

У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует познанию природы, интереса к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, доброты.    

Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой, практической деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. Работа по проекту «Мы -юные метеорологи» расширяет кругозор детей в сфере профессий, дает возможность каждому ребенку примерить на себя новую социальную роль и способствует укреплению взаимосвязи с семьей воспитанников. Положительный эмоциональный настрой всех участников проекта определяет перспективу дальнейшей работы по ранней профориентации.

Список литературы:

Богомолова Н.И. «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» 2009г.

Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 2010г.

Маневцева Л.Н., Саморукова П.Г. «Мир природы и ребенок» 2009г.

 Полная хрестоматия для детского сада. Издательство: "РОСМЭН" (2015).

  Борисов С.П. Может ли человек изменить климат М., Наука 1998 г.

Для реализации проекта использовала материал из интернет- сайтов: http://deti.ledibashkirii.ru

http://maam.ru

 http://nsportal.ru и другие.

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Всемирный день метеоролога"

С 1961 года 23 марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный метеорологический день (Всемирный день метеоролога)...

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....

Экологический проект "Юный метеоролог"

Разработка экологического проекта "Юный метеоролог" в ДОО....

Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"

Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...

Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»

В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...

НОД "Знакомство с профессией метеоролог"

                                            КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО...