ПРОЕКТ "МЫ-ЮНЫЕ МЕТЕОРОЛОГИ"
проект (подготовительная группа)
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ЗНАКОМСТВА С ПРОФЕССИЕЙ МЕТЕОРОЛОГА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Мы- юные метеорологи»
Автор проекта: воспитатель высшей категории Мартынова А.И.
Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.
Вид проекта: информационно – исследовательский, творческий.
Срок реализации: краткосрочный 9.09.2020- 9.10.2020
Характеристика информационно-исследовательского, творческого проекта.
Цель: создание предметно-развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.
Задачи:
- Познакомить с профессией метеоролога, профессиями, связанными с метеорологией;
- Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);
- Познакомить детей с приборами- помощниками: термометром, флюгером, осадкомером, барометром, ветровым рукавом, солнечными часами, ловцом облаков;
- Обучать детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;
- Дать представление о растениях, помогающих человеку определять погоду;
- Формировать представления о четырех частях света;
- Познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;
- Воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе;
- Привлечь родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за природой, обогащать педагогический опыт родителей;
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Пояснительная записка.
Однажды, во время утренней беседы с детьми об осени, произошел спор среди ребят: одни утверждали, что пришла осень, холода наступят скоро, а за ними и зима придет, другие не хотели прощаться с летом, спорили, ссылаясь на бабушек, что по народным приметам впереди- «бабье лето». Таким образом, возникла проблема: «Как самим узнать погоду? С помощью чего можно составить прогноз погоды? Люди каких профессий занимаются погодой?»
Мы выдвинули гипотезу: если у нас появятся инструменты для наблюдения за погодными условиями, мы сможем составлять собственные прогнозы погоды.
Актуальность проекта.
В современной жизни каждый человек может воспользоваться официальными прогнозами погоды, черпая информацию из интернет-источников, СМИ. А может и сам делать свои прогнозы, пусть и всего на несколько часов вперед.
Актуальность данного проекта для детей связана с расширением исследовательской экспериментальной деятельности, с возможностью отойти от стереотипов в наблюдении на прогулке и погрузить детей в мир исследований и открытий, с возможностью сделать выводы, основанные на собственных наблюдениях и экспериментах. Деятельность юных метеорологов на метеостанции ДОУ поможет познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике, с профессией метеоролога.
Стремясь поощрять любознательность и фантазию детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках, мы постарались организовать проектную деятельность как новую интересную ролевую игру, дать каждому ребенку почувствовать себя в роли метеоролога, исследователя, экспериментатора. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Ожидаемый результат.
Дети узнают о значении погоды в жизни человека, о метеорологии, о профессии метеоролога, о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силе ветра, о метеоприборах; дети узнают приметы, пословицы, поговорки о погоде;
Дети смогут использовать навыки работы с метеоприборами для наблюдения за погодой, делать прогноз погоды, по полученным данным метеоприборов.
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия, досуги, консультативная работа с родителями, свободно- самостоятельная деятельность (индивидуальная работа с использованием дидактических материалов), совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, словесный, наглядный, ИКТ.
Этапы работы над проектом:
I этап - Организационно – подготовительный
1. Изучение условий для реализации проекта;
2. Изучение методической литературы, литературных источников и интернет- ресурсов;
3. Обогащение предметно-пространственной профориентационной среды (подбор методических, дидактических и видео - материалов, атрибутов для изучения профессии);
4. Информирование и привлечение родителей к проектной деятельности, согласование совместной деятельности;
5. Подбор информации (фотографий, иллюстраций, книг, презентаций и т. п.) по теме проекта, иного познавательного материала;
II этап – Основной
1.ООД «Знакомство с метеостанцией»
Цель: формировать представление о науке метеорологии, приборах метеоролога, знакомить с применением приборов, для определения погоды. Обогащать активный словарь детей по теме: метеоролог, метеорология, метеостанция и т.д.
2.Просмотр презентации «Профессия метеоролога»
Цель: знакомить с деятельностью метеоролога, областями применения прогнозов погоды, взаимосвязью метеорологии с сельским хозяйством, авиасообщением, строительством, мореходством, наземным сообщением, спасательными службами, дать представление о системе работы метеоролога, синоптиков, ведущих прогнозов погоды.
3.Сюжетно- ролевая игра «Метеобюро»
Цель: предсказать погоду, даже не слушая её прогноз по радио и телевидению, а опираясь на народные приметы могут дети из подготовительной и старшей группы, участники «Метеобюро “Народные приметы”».
4. Работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;
5.Опыты на метеостанции.
Опыт№1. Как солнце может влиять на температуру воздуха.
Дети измеряют температуру воздуха термометра, расположенного под прямыми солнечными лучами и температуру воздуха термометра, расположенного под крышей домика, в тени.
Опыт № 2. Где температура воздуха ниже в помещении или на улице и почему?
Дети отмечают температуру воздуха на улице и в группе. Делают вывод, что на улице температура воздуха ниже. -Почему в группе теплее, чем на улице: защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, влияет искусственное освещение.
Опыт №3 Сравнение температуры воздуха утром, днем, вечером.
Воспитатель вместе с детьми измеряет температуру воздуха утром, днем, вечером. Температура воздуха заносится в дневник наблюдений за температурой.
Опыт№4. Узнать,почему открываются и закрываются сосновые шишки.В ведерко с водой дети опускают открытую шишку. Примерно через 2 часа шишка в воде закрылась. После высыхания она стала открываться.
Вывод: если воздух сухой, шишка раскрывается, если влажный –закрывается.
Опыт №5: «Ёжик-предсказатель погоды»
Цель: изготовить ёжика из природного материала- шишек, на основе знаний, полученных из прошлого опыта произвести наблюдение; если иголки ежика подняты вверх- дождь не ожидается, при изменении атмосферного давления иголки опускаются (шишки закрываются)- будет дождь.
Опыт№6«Разные облака»: определение ясное или облачное небо, определение вида облаков.
Цель: развивать у детей познавательную активность, способность устанавливать причинно – следственные связи между формой облаков и предстоящей погодой, применяя народные приметы.
6.Развлечение «У природы нет плохой погоды».
Цель: закреплять знание примет времен года, народных поговорок и пословиц об осени в форме подвижной игры-квеста.
7.Изготовление совместно с родителями природного барометра из шишек «Ёжик».
8.Консультация для родителей «Учим детей наблюдать за погодой и природой».
9. Чтение, обсуждение экологических сказок: "Могучая травинка", "Сказка о радуге", "Кто землю украшает", "Почему у Земли платье зелёное".
Цель: учить слушать и обсуждать художественные произведения, объяснять смысл пословиц, поговорок, народных примет, заучивать стихотворения, отгадывать загадки; развивать связную речь.
10. Творческая мастерская: художественное творчество «Профессии, нуждающиеся в прогнозе погоды», «Осень золотая», пластилинография «Дождь льёт…»., бумажные фантазии – изготовление игрушек для игры с ветром, изготовление солнечных часов.
III этап – Обобщающий
1. Результаты продуктивной деятельности проекта.
2. Подведение итогов реализации проекта
3. Определение перспектив работы по теме ранняя профориентация детей дошкольного возраста.
Результаты проекта:
1.Создание природного барометра из шишек «Ёжик-предсказатель дождя» 2. Создание рисунков «Профессии, нуждающиеся в прогнозе погоды», «Осень золотая» и другие.
3. Развлечение «У природы нет плохой погоды».
4. Создание и заполнение дневников наблюдений.
Проект «Мы-юные метеорологи» разрешил проблему и реализовал поставленные задачи. Гипотеза, поставленная в начале проекта, нашла свое подтверждение. В процессе работы над данным проектом дети приобретали различные знания, углубили представления о погоде, её приметах, узнали, о профессии метеоролога. У детей появился интерес к изучению погоды.
У детей формировались навыки исследовательской деятельности, активизировалась познавательная активность, самостоятельность, творчество. Все это способствует познанию природы, интереса к окружающему миру, природным явлениям, понимания уникальности живого, доброты.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой, практической деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего мира. Работа по проекту «Мы -юные метеорологи» расширяет кругозор детей в сфере профессий, дает возможность каждому ребенку примерить на себя новую социальную роль и способствует укреплению взаимосвязи с семьей воспитанников. Положительный эмоциональный настрой всех участников проекта определяет перспективу дальнейшей работы по ранней профориентации.
Список литературы:
Богомолова Н.И. «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» 2009г.
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». 2010г.
Маневцева Л.Н., Саморукова П.Г. «Мир природы и ребенок» 2009г.
Полная хрестоматия для детского сада. Издательство: "РОСМЭН" (2015).
Борисов С.П. Может ли человек изменить климат М., Наука 1998 г.
Для реализации проекта использовала материал из интернет- сайтов: http://deti.ledibashkirii.ru
http://nsportal.ru и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Всемирный день метеоролога"
С 1961 года 23 марта все прогрессивное человечество отмечает Всемирный метеорологический день (Всемирный день метеоролога)...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410820-1393264454.jpg)
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Это итоговое занятия, на котором дети подготовительной группы показывают свои знания и умения , которые они преобрели в ходе проекта "Юные метеорологи"....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/24/picture-410820-1393264454.jpg)
Итоговая НОД раздел познание "Юные метеорологи"
Занятие по ознакомлению дошкольников с окружающим миром (метеорология)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281749-1376805935.jpg)
Информационно-исследовательский проект «Юные метеорологи»
В старшем дошкольном возрасте ведущим видом мышления является наглядно-образное мышление. В младшем школьном возрасте совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/05/picture-680977-1570285274.jpg)
Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Метеоплощадка "Юный метеоролог"
В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экол...