Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я –Патриот»
проект (старшая, подготовительная группа)

Нор Елена Николаевна

Программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования.

        Программа разработана на основе парциальной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx793.55 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Pictures\img535.jpg

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я –Патриот»

        

I.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка

        Программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образования.

        Программа разработана на основе парциальной программы гражданско-патриотического воспитания дошкольников Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой. Программа отражает образовательные потребности воспитанников и их родителей (законных представителей). Результатом освоения данной программы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России, социальная успешность дошкольников.

         Программа представляет собой комплекс организационных методических и воспитательных мероприятий, направленных на решение задач по нравственно-патриотическому воспитанию.

     

  Актуальность.

 Решение проблемы воспитания патриотизма детей дошкольного возраста на сегодняшний день является трудной задачей, что связанно, прежде всего, с особенностями возраста. Детское восприятие – самое точное, а детские впечатления – самые яркие. Сегодня растёт новое удивительное поколение, которое, в отличие от нас, взрослых, воспринимает окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Потому понятие о патриотизме, о чувстве гражданства, о том, что каждый человек живёт не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладывать с детства.

Первые чувства гражданственности и патриотизма, насколько они доступны детям дошкольного возраста? Дошкольникам особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному городу, Родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т.е. начинается процесс осознавания себя в окружающем мире. Очень важно приобщать детей к культуре своего народа, поскольку обращение к своему  отеческому наследию воспитывает уважение к тем местам и той земле, на которой живёшь, с умения видеть красоту родной природы начинается чувство  Родины. Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших Родину.      

Детский сад играет большую роль в становлении личности юного гражданина, но патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается, прежде всего, с отношения к семье, самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Успех патриотического воспитания  детей  во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, детском саду.

        Цель и задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Цель: создание условий для формирования у дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему и будущему, к родному краю и стране на основе изучения традиций, литературы, культурного наследия.

Задачи:

Образовательные:

  • знакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • формировать элементарные знания о правах человека;
  • расширять представления о городах России;
  • формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
  • знакомить с народным творчеством;
  • расширять представления о  родном городе, районе.

Развивающие:

  • развивать интерес к родной природе;
  • развивать  чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Воспитательные:

  • воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;
  • воспитывать уважение к труду.

       Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности; на НОД,  в играх, в труде, в быту – так как   воспитывают в ребёнке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Принципы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В основу реализации программы положены следующие принципы:

  • Принцип личностно-ориентированного общения - индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи, перенимают его опыт. Партнёрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, родная природа, родная культура, родной город, родная страна;
  • Принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
  • Принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе;
  • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата;
  • Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
  • Принцип системности предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребёнка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру;
  • Принцип преемственности - патриотическое воспитание дошкольников продолжается в школе.

1.2.Ожидаемый результат реализации программы.

В результате освоения данной Программы дошкольники:

- будут знать домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

-знать место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

-знать место проживания: город, область; предприятия родного города и их значимость; символику города, России; климатические условия; флору и фауну малой Родины;

- наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма;

-знать свою нацию, язык, традиции  (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву, флаг, герб, гимн России;

-знать представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);

-сформируются у дошкольников элементарные знания о правах человека;

-воспитанники будут бережно относиться к природе;

- проводимые в тесном сотрудничестве с семьей мероприятия разовьют в ребенке уверенность в себе, сформируют социально значимые чувства, желания и взгляды, привьют социальные навыки.

II.Организационный раздел

2.1.Структура программы.

Программа способствует эффективному усвоению детьми знаний о стране, родном крае, помогает им установить взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предполагаемые темы  связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину о России.

В программе представлены блоки:

 1)Родная семья. В рамках этого блока дети получают и закрепляют знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитываются гуманные отношения к своим близким.

2)Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе), об истории его возникновения, его достопримечательностях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывать гордость за свою малую Родину.

3)Родная страна. Дошкольники получают и закрепляют знания  о географических сведениях России, о государственных символах России и их значении. Дети знакомятся со столицей нашей Родины и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна.

4)Родная природа. Дошкольники получают общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растительном и животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.

5)Родная культура. Очень важно прививать детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. Дошкольники знакомятся с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством.

2.2. Вариативные формы, методы и технологии реализации Программы.

             Воспитательно - образовательный процесс строится с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

        Организация воспитательно - образовательного процесса обеспечивается единством воспитательных, развивающих и обучающих задач.         

        Работа по Программе строится на  интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Формы реализации Программы.

Формы образовательной деятельности

Совместная деятельность педагогов с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

- наблюдение

-рассказ, объяснение с сочетанием с показом и наблюдением

-проектная деятельность

-тематические выставки, посвященные памятным датам

- фольклорные праздники, развлечения

- индивидуальная работа

-познавательно-исследовательская деятельность

-продуктивная деятельность

-целевые прогулки и экскурсии

-тематические досуги

- беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края

-чтение художественной литературы

 -рассматривание иллюстраций, фотоальбомов и др.

-приобщение к отдельным, наиболее ярким общественным событиям и социальным явлениям (полеты в космос, календарно-обрядовые праздники, День защиты Отечества, День Победы, День народного единства и др.)

-игра, игровые упражнения

- проблемные ситуации

-деятельность по интересам

- рассматривание иллюстраций, фотоальбомов

-продуктивная деятельность

-анкетирование

-консультации

-беседы

-выставки детского (совместно с родителями) творчества

-проектная деятельность

-фольклорные праздники, досуги

-родительские собрания

-фотовыставки

-совместные прогулки и экскурсии

Формы организации детей

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

- проектная деятельность

-тематические досуги

-самостоятельная  продуктивная деятельность

-игры

-досуги

-проектная деятельность

Для реализации Программы используются  следующие   методы:

1)Информационно-рецептивный (восприятие знаний, осознание, запоминание);

2)Репродуктивный (актуализация знаний, воспроизведение знаний и способов действий по образцам, запоминание);

3)Исследовательский (экспериментирование, элементарные опыты, творческие упражнения);

4)Эвристический (воспроизведение и осмысление задания, актуализация знаний, самостоятельное решение части задачи, запоминание);

5)Метод проблемного изложения (воспроизведение знаний, осознание знаний и проблемы, мысленное прогнозирование способов решения, запоминание).

                

 

. Технологии организации в рамках реализации программы:

1)Игровая технология  (игровая технология отвечает психологически обоснованным требованиям к использованию игровых ситуаций в обучающем процессе в детском саду, создавая ребенку возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа. Такая организация совместной деятельности педагога и ребенка является средством, воссоздающим некоторые элементы игры, и способствует преодолению разрыва, возникающего при переходе от ведущей игровой к учебной деятельности. Игра или элементы игры, включенные в  воспитательно-образовательный процесс, придают конкретный, актуальный смысл, мобилизуют мыслительные, эмоциональные и волевые силы детей, ориентируют их на решение поставленных задач. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника, это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса);

2)Технология проектной деятельности (проектная деятельность связывает процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовывает его, увлекает в эту деятельность. Технология позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок может проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах);

3)Технология исследовательской деятельности (исследовательская технология как специально - организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира и познанию окружающей действительности дошкольника. Изучение особенностей предметов в специально созданных уголках и составляют задачу экспериментально - исследовательской деятельности. Эта технология является ведущим творчеством дошкольника);

4)Здоровьесберегающие технологии (технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые дошкольном учреждении отражают две линии оздоровительноразвивающей работы: приобщение детей к физической культуре и  использование развивающих форм оздоровительной работы);

5)Технологии проблемного обучения (воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, возбуждает к вопросу, догадкам);

6)Технология ТРИЗ (основным механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические противоречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования);

7)Информационно – коммуникационные технологии (интерактивные технологии – это форма деятельности всех участников образовательного процесса, включающая создание, применение, усвоение знаний и навыков путем активного диалога и взаимодействия. Интерактивные технологии предполагают использование современных информационных технологий, компьютерной техники, средств приема, передачи и обработки данных, но не ограничиваются ими. Применение интерактивных технологий в дошкольном образовательном учреждении соответствует таким приоритетам, как индивидуальный подход к организации обучения, использование разнообразных форм и способов вовлечения ребенка в образовательный процесс, поддержание интереса, активности и самостоятельности);

8)Технология интегрированного обучения (интеграция видов деятельности наиболее эффективно обеспечивает потребность каждого ребенка свободно проявлять свои способности и выражать интересы, поскольку, с одной стороны, дает более многоплановое и динамичное художественное содержание и, с другой стороны, менее привязана к стандарту (стереотипу) в поиске замыслов, выборе материалов, техник, форматов, что обеспечивает высокий творческий потенциал; привносит в деятельность детей разнообразие и новизну);

9)Личностно – ориентированные технологии  (личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:  воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2.3..Перспективное планирование

Старшая группа

Тема НОД

Программное содержание

Сентябрь

1.

«С чего начинается Родина?»

Формировать у детей понятия «Родина», «Отечество», «малая Родина», семья. Воспитывать в детях  дружелюбное  отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

2.

«Моя семья»

Закреплять у детей представление о членах семьи, родственных отношениях в семье; развивать диалогическую речь; воспитывать у детей чувство гордости и любви; развивать интерес к семейным традициям.

3.

«Семейные традиции, обычаи, ритуалы»

Формировать представление детей о семейный ценностях,  понимание необходимости соблюдать добрые традиции, объединяющие семью, познакомить с понятием «семейный праздник», развивать творческое мышление, воображение, память, активизировать словарь по теме «Семья».  Воспитывать  любовь и уважение к своей семье, , заботливое отношение к членам своей семьи, интерес к собственной родословной.

4.

День солидарности в борьбе против терроризма.

Объяснять сущность терроризма; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; ознакомить с основными правилами поведения в условиях теракта. Воспитание ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Октябрь

1.

«Наши предки славяне»

Познакомить воспитанников с жизнью, обычаями, занятиями наших предков.

2.

«Отражение русских

традиций в национальном костюме»

Формировать уважение к русским традициям, к человеку - труженику, поддерживать интерес к национальной одежде. Знакомить с русской старинной одеждой.

3.

«В русской избе»

Закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину. Закрепить представления воспитанников об обстановке в русской избе, утвари и мебели. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству.

4.

День открытия кружка

"Я-патриот"

Развитие  высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

Ноябрь

1.

Торжественная линейка,  посвященная Дню народного единства

Расширение представлений о праздновании 4 ноября.

2.

«История возникновения

родного города»

Закреплять знание о родном городе, основных

достопримечательностях. Познакомить детей с историей возникновения г. Барабинск. Воспитывать патриотические чувства к малой родине.

3.

«Символика города

Барабинска: герб и флаг»

Формировать у воспитанников представление об официальных символах г.Барабинск. Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю.

4.

«Улицы родного города»

Формировать у детей интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закреплять знания домашнего адреса. Воспитывать в детях  дружелюбное  отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки.

Декабрь

1.

«Памятники и

достопримечательности родного города»

Познакомить воспитанников с достопримечательностями г. Барабинск. Дать знания об архитектуре родного города.

2.

«Великие люди в

истории родного

города, Барабинского района»

Дать знания о людях, прославивших г. Барабинск, Барабинский район.

О ветеранах ВОВ.

3.

«Растительный и животный мир  Барабинского  района»

Расширять представления детей о природе и животном мире родного края. Воспитывать бережное отношение к природе родного края. Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы.  

4.

«Конкурс знатоков

родного города»

Закрепить знания воспитанников об истории города , о его достопримечательностях, животном и растительном мире. Воспитывать чувство гордости за место, в котором ты живёшь, стремление сделать его лучше.

Январь

1

"Моя страна"

Знакомство с историей России, ее гимном, гербом, флагом; Формирование у детей интереса к истории страны. Воспитание чувства гордости за свою страну, любви к ней.

2

«Москва – столица

нашей Родины»

Уточнить и расширить знания о Москве, о том, что такое столица.

3.

«Золотые руки народные»

Развивать у детей умение внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстраций, скульптурное изображение, узнавать изображенные предметы выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, формировать умение различать 2-3 вида народных игрушек, называть игрушки, промысел. Воспитывать уважение и гордость за людей, создающих предметы и игрушки народных промыслов.

Февраль

1.

«Наша армия»

Формировать представление о родах войск Российской армии. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за Родину, за прошлое нашей страны. Прививать любовь к трудной, но почётной обязанности - защищать Родину.

2.

Военно-спортивная игра "Зарница"

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств,  воспитания любви и уважения к защитникам Родины.

3.

Встреча с ветеранами локальных войн

Воспитание гражданственности и патриотизма.

4.

Смотр песни и строя

Формировать у детей устойчивый интерес к начальной военной подготовке. Развивать ловкость, смелость, решительность, силу воли, выносливость, внимание. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Март

1.

«О мамах родных и очень важных»

Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей.

2.

Игра — посиделки в русской избе «Ладушки в гостях у бабушки»

Формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, закрепить с детьми знания о жилище русского человека в старину. Вызвать интерес к русским традициям, гостеприимству. воспитывать любовь к устному народному творчеству.

3.

«Наша добрая матрешка»

Познакомить детей с русской матрешкой. Воспитывать интерес к быту и изделиям народно-прикладного искусства, фольклору России.

4.

Развлечение «Веснянка»

Уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

Апрель

1.

"День Космонавтики"

Закрепить знания - 12 апреля День Космонавтики. Знать первого космонавта Земли. Дать знания о том, что полёт человека в космос - это плод труда многих людей: конструкторов, механиков, врачей. Воспитывать гордость за свою страну.

2.

Виртуальная экскурсия «Покорение космоса»

Дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне. Учить фантазировать и мечтать.

3.

Игра-путешествие, конкурсная программа, посвященная Дню космонавтики  «Летим в космос!»

Воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

4.

«День Земли»

Раскрыть смысл праздника, его значимость в жизни всего живого на планете Земля, воспитывать ответственное отношение к природе.

Май

1.

«Этот День Победы»

Расширять  и углублять знания детей о подвиге русского народа в годы ВОВ.

«Вахта памяти»

Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам отечества.

2.

«Кто такие ветераны?»

Познакомить с прадедами и прабабушками детей нашей группы, воевавшими в годы ВОВ с помощью книги памяти, созданной родителями.

3.

«Дети – герои войны»

Знакомить с детьми военных лет, которые ковали победу плечом к плечу с взрослыми, отдавая жизни, совершая подвиги ради победы.

4.

Выставка детских рисунков «Была война, была победа!» (с участием родителей)

Развитие творческих способностей.

Подготовительная к школе группа

                             

Тема НОД

Программное содержание

Сентябрь

1.

 «1 сентября – День Знаний»

Повышение  интереса детей к обучению в школе, к истории и культуре нашей страны, знание национальных праздников, расширять кругозор, способствовать развитию речи.

2.

Литературный день «Мы читаем Л.Н.Толстого»

Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

3.

 «Мир вокруг нас»

Формировать у детей представления о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России. Воспитывать в детях гражданско-патриотические чувства.  

4.

День солидарности в борьбе против терроризма.

Объяснять сущность терроризма; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; ознакомить с основными правилами поведения в условиях теракта. Воспитание ответственного отношения к своей жизни и жизни окружающих.

Октябрь

1.

 «Разноцветные люди»

Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей, толерантность. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях , населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности.

2.

 Литературный день. «Мы читаем Михалкова С.В.»

познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

3.

 «Как  жили славяне»

Продолжать знакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков,  с условиями их быта и культурой.

4.

День рождения клуба

"Я-патриот"

Развитие  высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности.

Ноябрь

1.

Торжественная линейка,  посвященная Дню народного единства

Расширение представлений о праздновании 4 ноября.

2.

«История

родного города»

Продолжать закреплять знание о родном городе, основных достопримечательностях. Воспитывать патриотические чувства к малой родине.

3.

«Символика города

Барабинска: герб и флаг»

Формировать у воспитанников представление об официальных символах г.Барабинск. Воспитывать чувство любви и гордости к родному краю.

4.

Литературный день «Мы читаем С.А. Есенина»

познакомить детей с великим русским поэтом, воспевающим Родину и родную природу, и его произведениями.

Декабрь

1.

 « Русские народные промыслы»  

закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

2.

 «Тряпичные куклы»

Познакомить с историей создания тряпичных кукол. Научить самостоятельно делать куклу – пеленашку.

3.

 «Русский лес – чудесный лес»

Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса средней полосы России. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

4.

Литературный день. Мы читаем С.Я. Маршака.

познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

Январь

1

1 января  - день памяти былинного богатыря Ильи Муромца, оберегателя Руси, заступника мужичьего.  

Познакомить с жанром – былина. Чтение детям былины «Илья Муромец». Выучить пословицу: «Хоть умри, а со своей земли не сходи».

2

Литературный день «Мы читаем Э.Н.Успенского»

познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

3.

«Какие народы живут в России»

Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей Родины. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию:  русских, татарах, чувашах, чукчах, мордве. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно-прикладного творчества.

4.

Литературный день «Мы читаем А.С.Пушкина»

Познакомить детей с великим русским  поэтом и его произведениями.

Февраль

1.

 «День защитников Отечества»

Формировать чувство уважения к Вооруженным  силам России, к подвигу  наших соотечественников по защите Родины.

2.

Военно-спортивная игра "Зарница"

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств,  воспитания любви и уважения к защитникам Родины.

3.

Встреча с ветеранами локальных войн

Воспитание гражданственности и патриотизма.

4.

Смотр песни и строя

Формировать у детей устойчивый интерес к начальной военной подготовке. Развивать ловкость, смелость, решительность, силу воли, выносливость, внимание. Совершенствовать двигательные умения и навыки.

Март

1.

 «Мамин праздник»

Воспитывать добрые и нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами,  в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики.

2.

«Вербное воскресенье»

Рассказать о вербе и вербном воскресении.

3.

«Православная Пасха»

Рассказать  о религиозном празднике, ввести в речь новые слова:  воистину, воскресение, кулич, пасха, благая весть, пасхальное яйцо.

Литературный день «Мы читаем К.И.Чуковского»

познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

Апрель

1.

"День Космонавтики"

Расширять и углублять знания дошкольников о космосе; познакомить детей с русским ученым К.Э. Циолковским, историей создания первой космической ракеты, первым космонавтом Ю.А. Гагариным; расширить кругозор детей и развить их воображение; воспитать чувство патриотизма и гордости за Отечество.

2.

Викторина  «Мы – патриоты»

Обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, народов ,населяющих РФ, названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства

3.

«День Земли»

Раскрыть смысл праздника, его значимость в жизни всего живого на планете Земля, воспитывать ответственное отношение к природе.

4.

Литературный день «Мы читаем А.Барто»

Познакомить детей с известным автором детских книг и его произведениями.

Май

1.

«Этот День Победы»

Расширять  и углублять знания детей о подвиге русского народа в годы ВОВ.

2.

«Вахта памяти»

Воспитывать уважение и чувство благодарности к защитникам отечества.

2.

 «Барабинцы – герои ВОВ»

Познакомить детей с героическими подвигами воинов земляков.

3.

Конкурс  чтецов «Поэты о ВОВ»

Воспитывать чувство благодарности к защитникам Родины.

2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.

       В рамках реализации Программы большое значение придается взаимодействию с родителями (законными представителями), которое строится по следующим принципам: доверительность отношений, помощь родителям в самообразовании, личная заинтересованность родителей и организация продуктивного общения всех участников педагогического процесса (педагоги, дети, родители).

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

       Эта работа актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

    Необходимо донести до родителей, что находясь в условиях города  необходимо замечать красоту родной природы и предъявлять ее сыну/дочери. Организовывать активный отдых семьи в природе, ориентировать ребенка на природу как ценность; формировать у сына/дочери навыки безопасного для здоровья поведения во время отдыха. Обращать внимание ребенка на следы положительного и отрицательного отношения людей к природе. Высказывать свои оценочные суждения по результатам таких наблюдений. Привлекать ребенка к обсуждению эколого-краеведческих проблем родного края, города, области; воспитывать чувство сопереживания происходящему в природе. Показывать примеры природоохранной деятельности. Активно привлекать сына/дочь к труду в природе (в том числе и к труду всей семьей). Включаться в совместные с ребенком проекты по изучению природного наследия родного края; формировать умения ребенка пользоваться энциклопедической литературой.

    Побуждать ребенка в домашних условиях изображать доступными ему средствами выразительности то, что для него интересно и эмоционально значимо. Создавать условия для работы с различными материалами, приобщая дошкольников к ремеслу и рукоделию.

    Устраивать семейные выставки, выставки работ ребенка, приглашая родных и знакомых оценить семейное (а также детское) творчество. Закреплять у ребенка позицию созидателя, способствовать развитию его самовыражения, формировать чувство гордости и удовлетворения результатами своего труда.

    Вместе с сыном/дочерью выполнять посвященные изобразительному искусству родного края задания, предложенные педагогами в семейных календарях (и/или в альбомах по изобразительной деятельности)

Формы взаимодействия с семьями

  •  анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственно-патриотического воспитания в семье;
  • индивидуальные консультации; беседы с родителями;
  •  наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, передвижные библиотечки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
  • создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др.;
  • совместная работа родителей с ребёнком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная»,   «Как мы отдыхаем» и др.;
  • создание тематических выставок детских книг при участии семьи.
  • родительские собрания на духовно-нравственные и нравственно – патриотические темы;
  • выставки продуктов детской и детско-взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.);
  • совместные досуги и мероприятия на основе партнёрской деятельности родителей и педагогов;
  • организация совместных с родителями прогулок и экскурсий по городу и его окрестностям, создание тематических альбомов;
  • организация праздников, досугов, литературных и музыкальных вечеров с привлечением родителей.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Материально-техническое  обеспечение реализации Программы.

Для реализации Программы в дошкольном учреждении создана соответствующая предметно- пространственная развивающая среда.

 Организация предметно-пространственной развивающей среды.

          Неоспоримое значение правильно организационной предметно-развивающей среды для жизни и развития дошкольников.  В каждой группе  оформлены зоны нравственно-патриотического воспитания, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополнить знания о родном  крае, городе, стране.

        В  дошкольном учреждении имеется мини –музей «Русская изба». Мини-музей оснащен предметами народного быта ( самовар, веретено, прялка, дорожки, лавка и др), элементами русской народной одежды ( лапти , платки и т.д.), русскими народными куклами и мн.др.

Народные праздники, развлечения, досуги и театрализованные представления проводятся педагогами и музыкальными
 
руководителями в специально оборудованном музыкальном зале.

        Для реализации программы  используется учебно- методический комплект, включающий в себя:

-О.Л. Князева, М.Д. Маханева Приобщение детей к истокам русской народной культуры- ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015;

-Н.В. Алешина Знакомство дошкольников с родным городом и страной., 2004;

-Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. Мы живем в России, 2015.

3.2.Проектирование образовательного процесса в рамках Программы.

Программа рассчитана на два года и предназначена для работы с детьми в старшей и подготовительной группах  один раз в неделю во вторую половину дня продолжительностью 25-30 минут. Общее количество занятий в год – 35.

Расписание

Возрастная группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

День недели

Понедельник

15-40-16-10

Вторник

Среда

15-35-16-05

Четверг

Пятница

 

3.3.Традиционные  мероприятия в рамках Программы.

Месяц

Мероприятия

Сентябрь

Мероприятие в рамках Дня Солидарности в борьбе с терроризмом

Октябрь

Фольклорный праздник «Осенняя ярмарка»

Ноябрь

День народного единства

Ноябрь

День Матери

Декабрь

Новый год (рождество, крещение)

Февраль

День защиты Отечества

Март

Масленица

Май

День Победы

Июнь

День защиты детей

     

3.4. Сетевое взаимодействие

  Одним из путей повышения качества дошкольного образования является установление связей с социумом. В данном направлении социальными партнерами стали Детской библиотека №3,  МКОУСОШ №92, ЦДОД.  В результате согласованной деятельности социальных партнеров,  в ходе совместных мероприятий повышается уровень сформированности патриотизма и гражданственности, успешная адаптация дошкольников в обществе.  

Взаимодействие дошкольного учреждения  с Детской библиотекой №3, ЦДОД, МКОУСОШ №92 осуществляется согласно совместно разработанного плана.

3.5.Кадровое обеспечение Программы.

         Работу по реализации программы по нравственно-патриотическому воспитанию осуществляют воспитатели и музыкальные руководители.

Педагогическая диагностика в рамках Программы.

Педагогическая диагностика в рамках кружка «Я-Патриот»  осуществляется педагогами 2 раза в год  в начале и конце учебного года,  используются  определенные формы: наблюдение, беседа, продукты детского творчества.

Диагностика сопряжена с обязательной фиксацией получаемых результатов. Результаты заносятся в таблицу: 1балл - навык не сформирован, 2 балла – навык сформирован частично, 3 балла - навык сформирован.

Анализ результатов учитывается воспитателями в дальнейшей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...

Программа по нравственно-патриотическом воспитанию "Растим патриотов"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из  задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание  любви к близким людям, к детскому саду, к родной стране...

ПРОГРАММА НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «Юные патриоты России»

Говоря о воспитании гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал «Человеком» с большой буквы...

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Растим патриотов»

1. Целевой раздел.   1.1. Введение. 1.2. Пояснительная записка.  1.3. Цель и задачи реализации программы. 1.4.  Принципы формирования программы....

ПРОГРАММА по нравственно-патриотическому воспитанию Программа «Растим патриотов России» разработана для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Чем младше  ребенок, тем непосредственнее должно бытьего нравственное воспитание, тем больше должно его неучить, а приучать к хорошим чувствам, наклонностям иманерам, основывая все преимущественн...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...